Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы воздействия на корпоративную культуру при проведении изменений




Изменения в культуре организации определяются стадией, на которой находится организация. На разных стадиях эволюции организации возникают свои возможности для изменения культуры. Объясняется это сменой функций культуры в зависимости от стадии развития. На каждой последующей стадии действуют все предыдущие механизмы и добавляются новые.

Стадия развития организации Механизмы изменения
Создание и ранний рост Постепенные изменения путем общей и частной эволюции. Инсайт – самоосуществляемая эволюция посредством осознания членами организации основ культуры. Содействие созданию гибридных культур
Средний возраст Систематическая подпитка из отдельных субкультур. Технологический фактор. Внедрение сторонних менеджеров
Зрелость и упадок Скандал и развенчание мифов. Преобразования. Слияния и приобретения. Разрушение и перерождение

Концептуальная модель управляемого изменения культуры

По Курту Левину По Эдгару Шейну
Размораживание «Размораживание» состоит из трех разных процессов и, чтобы в системе появилась мотивация к изменению, каждый должен присутствовать: 1) достаточное количество противоречащих сложившемуся порядку вещей данных, что приводит к серьезному дискомфорту и дисбалансу, 2) связь противоречащих данных с важными целями и идеями, что вызывает тревогу и/или чувство вины, 3) достаточная психологическая безопасность, т.е. наличие возможности решить проблему и научиться новому без потери самоидентификации или целостности
Движение На этапе «движения» начинается процесс изменения, зависящий от того, будет ли обучение осуществляться методом проб и ошибок на основе широкого изучения среды или в виде подражания соответствующим ролевым моделям поведения. Суть перемен сводится к когнитивному пересмотру некоторых базовых концепций из набора представлений. 1) обучение новым концепциям и новому смыслу старых концепций, 2) обучение методом имитации и самоопределения либо методом изучения среды и проб и ошибок
Замораживание Стабильность нововведений полностью зависит от стабильности отношений группы с лидером, лучший результат достигается, когда обучаемые активно вовлечены в разработку процесса обучения. Преодолевая «барьеры» в виде отрицания и оборонительной позиции, справляясь с тревогой выживания, они тут же начинают ощущать «тревогу обучения». Тревога обучения – комбинация нескольких страхов: страх временной некомпетентности, страх наказания за некомпетентность, страх потери самоидентификации, страх утраты членства в группе. Лидер изменений должен уменьшать тревогу обучения, повышая у своих последователей чувство психологической безопасности

Культура создается в первую очередь за счет действий лидеров, они же развивают и усиливают ее. Когда культура становится дисфункциональной, лидеры помогают группе расстаться с некоторыми ее представлениями и научиться новым.



В этом смысле лидер должен обладать следующими качествами: Изменения требуют от лидеров:
Восприятие и понимание новых уровней восприятия и понимания реалий окружающего мира, а также самих себя
Мотивация исключительной мотивации для преодоления неизбежных болезненных процессов, сопровождающих обучение и изменения, особенно в мире с неопределенными границами, где понятие лояльности с трудом поддается определению
Эмоциональная устойчивость эмоциональной устойчивости для управления собственным беспокойством и тревогами других
Способность менять культурные представления новых навыков анализа и изменения культурных представлений
Способность обеспечить вовлеченность и участие готовности и умения вовлекать других и обеспечивать их участие

 

 

Методы диагностики корпоративной культуры для целей управления изменениями.

Метод диагностики корпоративной культуры-OCAI (или анкета К. Камерона-Р. Куинна)

Используя данный метод важно определить границы организации (подразделение, бизнес-единица, организация в целом). Каждый из 6 вопросов предполагает четыре альтернативы ответов. Наибольшее количество баллов присваивается той альтернативе, которая более других напоминает ситуацию в организации.

Форма опросного листа для диагностики корпоративной культуры

Расчет оценки по OCAI следующий: сложить все баллы ответов А, полученную сумму разделите на 6 (средняя оценка по альтернативе А), те же вычисления необходимо провести по В, С, D.

На основе данных строится профиль организации (рисунок).

Проделав всю ту же процедуру для организации, которая могла бы добиться успеха в рамках новой стратегии, можно начертить профиль новой корпоративной культуры. Сравнивая «сегодняшний» и «предпочитаемый» профили можно построить план действий и изменений в корпоративной культуре для ее адаптации к новой стратегии.

Анкета Д. Дэнисона

Диагностика корпоративной культуры начинается со сбора информации об организации. Каждому сотруднику предлагается заполнить анкету. В ней четыре группы вопросов (утверждений) по основным факторам. Все утверждения оцениваются по пятибалльной шкале. По каждой подгруппе рассчитывается среднее арифметическое значение — индекс, который можно представлять в процентах (максимальное значение индекса 5 баллов, или 100%).

Согласно модели Денисона корпоративную культуру можно представить в виде круга. Горизонтальная линия делит организационные параметры на внутренний и внешний фокус. Вовлеченность и согласованность характеризуют внутренние процессы в организации, а адаптивность и миссия — внешние.

Вертикальный разрез круга проводит черту между гибкой организацией (левая половина рисунка) и стабильной (правая половина рисунка). Вовлеченность и адаптивность определяют организационную гибкость и склонность к изменениям. А согласованность (последовательность) и миссия определяют способность организации к стабильности и управляемости.

Миссия и согласованность в большей степени влияют на финансовые показатели, такие как ROA (отдача от активов), ROI (отдача от инвестиций) и ROS (отдача от продаж). Значение индекса миссии и согласованности от 3 до 4 обычно указывает на высокую отдачу от инвестиций, активов и продаж, а также на операционную силу организации.

Согласованность и вовлеченность (внутренний фокус) влияют на качество, удовлетворенность работников и отдачу от инвестиций. Аналогично значение индексов данных параметров от 3 до 4 свидетельствует о высоком уровне качества продукта, меньшем проценте брака и переделывания, правильном распределении ресурсов и более высоком уровне удовлетворенности работников.

Вовлеченность и адаптивность оказывают воздействие на развитие продукта и инновации. Индекс этих параметров в интервале от 3 до 4 баллов означает высокий уровень инноваций в производстве и сервисе, креативность, быстрое реагирование на изменяющиеся желания и потребности как клиентов, так и собственных наемных рабочих.

Адаптивность и миссия (внешний фокус) влияют на доходы, рост продаж и долю рынка. Когда значения данных параметров от 3 до 4 баллов, в организации с большой вероятностью наблюдается постоянный рост продаж и увеличение доли рынка.

Таким образом, модель Денисона, используемая для диагностики корпоративной культуры компании и обработки результатов опроса, помогает руководству компании ответить на вопросы: знаем ли мы, что делаем; насколько согласованны между собой наши действия; обладаем ли мы организационной гибкостью; насколько сотрудники вовлечены в развитие компании?

Тест по типам культур Ч.Ханди

По итогам теста можно понять не только то, какой видят сотрудники организационную культуру, но и как она соотносится с их ожиданиями, а также увидеть, насколько она совпадает с субкультурой отдела. Так должно быть / У нас в отделе / У нас в компании

Вопросы типа «1.Решения принимаются теми, кто», «2. Ресурсы распределяются, исходя из», «3. Хороший сотрудник – это», «4. Поощрения и наказания определяются, исходя из», «5. Хороший коллектив – это», «6. Успеха добиваются люди», «7. Сотрудник выполняет свою работу не очень хорошо при наличии у него достаточных навыков, потому что», «8. Хороший руководитель - это» - имеют четыре варианта ответов, преобладание которых дает соответствующую оценку: А - культура власти, Б - роли, В - задачи, Г – личности

По Э.Шейну

Культуру можно оценить посредством различных индивидуальных и групповых интервью, причем последние наиболее достоверны и эффективны.

Культуру нельзя оценить посредством опросов и анкетирования, т.к. результаты можно рассматривать только как артефакты культуры, они ничего не говорят о глубинных ценностях и коллективных представлениях.

Оценка культуры не представляет особой значимости, если она не привязана к решению конкретной организационной проблеме или вопросу.

В большинстве организационных изменений намного проще использовать сильные стороны культуры, нежели пытаться устранить помехи, изменяя ее.

Проводя оценку культуры, необходимо быть чувствительным к наличию субкультур.

Культура может описываться и оцениваться на уровне артефактов, уровне провозглашаемых ценностей или уровне коллективных невыраженных представлений. Важно дойти именно до уровня представлений, поскольку без их понимания нельзя объяснить расхождения между провозглашаемыми ценностями и видимыми поведенческими артефактами.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 515

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...