Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯУНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «МГТУ»)
Кафедра менеджмента
Управление проектами
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль «Менеджмент организации»
МУРМАНСК Составители - Смирнова Наталия Васильевна, к. э. н., доцент кафедры менеджмента Института экономики, управления и международных отношений ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет».
Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой менеджмента «__20___»_февраля_________2014 г., протокол №___7_____
Рецензент – Гафуров Андрей Рушанович, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента Института ЭУиМО ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет».
Авторская редакция Смирнова Н. В.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие организационно - методические указания. 5 Тематический план. 7 Перечень рекомендуемой литературы.. 9 Содержание программы и методические указания к изучению дисциплины.. 10 Методические указания к выполнению контрольных работ. 51 Контрольная работа № 1. 54 Практические работы.. 54 Общие организационно-методические указания лабораторным работам.. 61 Содержание и методичексие указания к выполнению лабораторных работ. 62 Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление проектами». 70
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Программа курса «Управление проектами» подготовлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта для направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль «Менеджмент организации» Учебным планом предусмотрены лекции, выполнение одной из двух контрольных работ и самостоятельная работа с рекомендуемой литературой. По окончании курса сдается экзамен. Курс изучается на основе лекций, практических занятий и самостоятельного изучения материала по данной программе с учетом рекомендаций преподавателя по наиболее интересным, проблемным работам. Цели и задачи изучения дисциплины:
Целью дисциплины «Управление проектами» является ознакомление студентов с теоретическими разработками в области планирования, реализации и управления проектами и программами в сфере коммерческой деятельности. Задачи изложения и изучения дисциплины: - дать комплексное представление о возможностях в процессе управления проекта; - совершенствовать и развивать интеллектуальный и общекультурный уровень; - выявлять перспективные направления в области управления реализацией проектов и программ в сфере коммерческой деятельности; - закрепить основные принципы управления в процессе реализации проекта в сфере коммерческой деятельности; - сформировать навыки планирования и реализации проекта в сфере коммерческой деятельности; Требования к уровню подготовки бакалавров в рамках данной дисциплины. Процесс изучения дисциплины «Управление проектами» на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент»: а) профессиональных (ПК): общепрофессиональные: - владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20); - умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35). В результате освоения программы дисциплины «Управление проектами» студент должен: Знать: - закономерности планирования и разработки проектов, взаимодействия управленческих процессов и их содержания. - методологию управления проектами: основные признаки и типы проектов, характеристики проектов, окружение проекта, функции участников проекта и логико-структурную схему его построения Уметь: - применять методы проектного управления для реализации программы изменений в организации; - разрабатывать календарные планы проектов, планы управления проектами; Владеть: - навыками построения структуры проекта, дерева целей проекта; - навыками разработки и внедрения проектов реализации программы изменений функционирующих организаций. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины: Для усвоения дисциплины «Управление проектами» студентам необходимы знания разделов по дисциплинам:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Таблица 1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Методические указания Управление проектами осуществляется во всех областях деятельности: в бизнесе, культуре и искусстве, политике, научных исследованиях и т. д. Чаще всего менеджеры сталкиваются с проектным управлением при реализации инновационных идей или инвестиционных решений. К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех развитых странах методологией инвестиционной и инновационной деятельности. Объектом проектного управления является проект. Понятие «проект» можно трактовать по-разному: - как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей. Близкими по смыслу в этом случае являются термины «хозяйственное мероприятие», «работа», «проект»; - как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия; - как основной документ, устанавливающий необходимость осуществления реального инвестирования, в котором в определенной последовательности излагаются основные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией. В общем виде, проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре. Программа может быть сформулирована в терминах проектов и представлена как совокупность проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами, временем на ее выполнение, технологией, организацией и др. В дальнейшем будем рассматривать программы как совокупность проектов. Программа, так же как и проект, является объектом управления. Однако в отличие от отдельного проекта она требует специальных методов мультипроектного управления, обеспечивающих достижение общей цели программы при соблюдении заданных ограничений и условий ее выполнения. Выполнение отдельного проекта в составе программы может не давать ощутимого результата (дохода), в то время как осуществление всей программы обеспечивает максимальную эффективность (прибыль). Программы можно условно разделить на мулыпипроекты - комплексные проекты, или программы, осуществляемые в рамках крупных организаций и предприятий. К этому классу проектов относятся, например, проекты создания новых производственных или организационных структур, конверсии оборонных предприятий, трансформации госпредприятий, создания системы внутрифирменного управления для выполнения множества заказов (проектов) и услуг в рамках производственной программы фирмы, ограниченной ее производственными, финансовыми, временными возможностями и требованиями заказчиков. Мегапроекты - целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и временем выполнения. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления; государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т. д. Целевые программы, как правило, носят макроэкономический характер, затрагивают интересы всего или значительной части населения и требуют тщательной подготовки и специальных методов координации и управления при их осуществлении. Для управления проектом необходимо знать его планируемые характеристики (показатели). Выбор путей и способов достижения принятых значений показателей проекта является основной задачей управления проектом. Проект, как объект управления, имеет следующие основные отличительные признаки: · признак изменений (целенаправленный перевод из существующего в некоторое желаемое состояние, описываемое в терминах целей проекта); · признак ограниченной конечной цели; · признак ограниченной продолжительности; · признак ограниченности бюджета; · признак ограниченности требуемых ресурсов; · признак новизны для предприятия, которое реализует проект, и для рынка предполагаемого спроса на создаваемый в проекте продукт (услугу); · признак «комплексности» (большое число факторов прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта); · признак правового и организационного обеспечения (специфическая организационная структура на время реализации проекта); · признак разграничения с другими проектами предприятия. Таким образом, основным отличием проектного управления от управления предприятием, осуществляющим регулярную, повторяющуюся, цикличную деятельность, является однократность, т. е. нецикличность деятельности. Субъектами управления являются активные участники проекта (программы), взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления. Рассматривая планирование и управление проектами, необходимо помнить, что речь идет об управлении динамическим объектом. Поэтому система управления проектами (УП) должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать частые модификации без всеобщих изменений в рабочей программе. В момент первого определения проекта обычно необходимо специфицировать характеристики проекта в рамках ограничений, предопределенных вероятностным характером разработки. Но в ходе развития проекта эти ограничения могут быть уменьшены и, в конце концов, совпасть с ожидаемыми потребностями избранной группы потребителей. Методы управления проектами позволяют: · определить цели проекта и провести его обоснование; · выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить); · определить необходимые объемы и источники финансирования; · подобрать исполнителей - в частности, через процедуры торгов и конкурсов; · подготовить и заключить контракты; » определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы; · рассчитать смету и бюджет проекта; · планировать и учитывать риски; · обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое. Управление проектами - методология (говорят также - искусство) организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта [3]. Классификация проектов. Многообразие проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, составу, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и т. п. Множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Важно указать следующие классификационные признаки: Класс проекта - по составу и структуре проекта: монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований и включающий в свой состав ряд моно- и мультипроектов). Тип проекта - по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный. Вид проекта - по характеру предметной области проекта: инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем), научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанные. Длительность проекта - по продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Масштаб проекта - по размерам бюджета, количеству участников и степени влияния на окружающий мир: мелкие, малые, средние, крупные (можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме - межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия). Важно отмстить факт, что в современной, быстро меняющейся обстановке бизнеса постоянно растет важность малых проектов (бюджет между 50 000 и 500 000 евро; сроки от 4 месяцев до 2 лет). Очевидно, что приведенная ниже система классификации не единственная и не претендует на завершенность. Однако в ряде случаев она бывает полезной. Ниже мы рассмотрим основные виды так называемых специальных проектов, в которых доминирующую роль играет один из следующих признаков: масштаб проекта, сроки реализации, качество, ограниченность ресурсов, место и условия реализации Можно выделить некоторые особенности, отличающие виды проектов друг от друга. Инвестиционные проекты. Это проекты, для которых: · пределены и фиксированы цель, расходы, срок завершения и продолжительность; · требуемые ресурсы и фактическая стоимость проекта зависят в первую очередь от хода выполнения работ и прогресса каждого проекта; · требуемые мощности должны предоставляться в соответствии с графиком и сроком готовности этапов и завершения проекта. Научно-исследовательские и инновационные проекты. Проекты по разработке нового продукта или услуг, проведению научных исследований характеризуются следующими особенностями: · главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов; · срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта; · планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигнований и меньше от прогресса проекта; · основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов). Как правило, в данном случае именно мощности определяют расходы на проект и срок его готовности. Организационные проекты. Реформирование предприятия, реализация концепции управления, создание новой организации или проведение форума, как проекты, характеризуются следующим: · цели проекта заранее определены, однако результаты проекта количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы; · срок и продолжительность задаются предварительно; · ресурсы предоставляются по мере возможности; · расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировок по мере исполнения проекта. Экономические проекты. Такие проекты (приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов и т. п.) обладают следующими особенностями: · целью проектов является улучшение экономических показателей функционирования системы, поэтому их оценить значительно труднее, чем в ранее рассмотренных случаях; главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере реализации проекта; · то же самое относится и к срокам проекта; · ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного; · расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере реализации проекта. Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности. Социальные проекты. Этот вид проектов (реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений) обладает наибольшей неопределенностью и имеет свою специфику: · цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднена; · сроки и продолжительность проекта зависит от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению; · расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований; · ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного. Сложные проекты подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение. Естественно, на практике встречаются «скошенные» варианты сложных проектов с преобладающим влиянием какого-либо из перечисленных видов сложности - например, использование нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования и др. - все это суть проявления сложности проектов. Краткосрочные проекты обычно реализуются на предприятиях по производству новинок различного рода, опытных установках, восстановительных работах. На таких объектах заказчик обычно идет на увеличение окончательной (фактической) стоимости проекта, против первоначальной, поскольку более всего он заинтересован в скорейшем его завершении. Бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество. Обычно стоимость бездефектных проектов весьма высока и измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов (например, атомные электростанции). Международные проекты обычно выделяются значительной сложностью и стоимостью. Их отличает также важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются. Эти проекты обычно основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров. Нередко для решения задач таких проектов создаются совместные предприятия, объединяющие двух или более участников для достижения некоторых коммерческих целей под определенным совместным контролем. При этом каждый партнер вносит свой вклад и определенным образом участвует в прибылях. Жизненный цикл проекта.Каждый проект от возникновения идеи до полного завершения проходит ряд фаз. Полный набор этих фаз представляет собой жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта (Project Life Cycle) - набор последовательных фаз, количество и состав которых определяется потребностями управления проектом организацией или организациями, участвующими в проекте. Жизненный цикл проекта (ЖЦП) имеет определенную начальную и конечную точки, которые могут быть привязаны к временной шкале. Жизненный цикл проекта можно разделять на фазы, фазы - на стадии и этапы. Общепринятой концепцией разделения жизненного цикла проекта на фазы нет и быть не может, так как каждый проект уникален. Решая для себя такую задачу, участники проекта должны руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Тем не менее, ключевые фазы жизненного цикла присутствуют в любом проекте и присущи практически всем успешным проектам. Жизненный цикл проекта описан во многих работах, но наиболее развернуто он представлен в работе PMI: «A guide to the Project Management Body of Knowledge» [46]. Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Имеются некоторые отличия в определении количества фаз и их содержания, поскольку эти характеристики во многом зависят от условий осуществления конкретного проекта и опыта основных участников. Тем не менее, логика и основное содержание процесса развития проектов во всех случаях являются общими. Концептуальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является определение проекта, разработка его концепции, включающая следующие стадии: 1. Инициация проекта 2. Формирование бизнес-идеи, постановка целей. 3. Назначение руководителя проекта и формирование ключевой команды проекта. 4. Установление деловых контактов и изучение рынка, мотивации и требований заказчика и других участников. 5. Сбор исходных данных и анализ существующего состояния. 6. Определение основных требований, ограничительных условий, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов. 7. Сравнительная оценка альтернатив. 8. Представление предложений, их экспертиза и утверждение. Фаза разработки коммерческого предложения. Главным содержанием этой фазы является разработка предложения и переговоры с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы: 1. Разработка основного содержания проекта, конечные результаты и продукты, стандарты качества, базовая структура проекта, составление технического задания. 2. Планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта, смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах, определение и распределение рисков, календарные планы и укрупненные графики работ. 3. Проведение и составление технико-экономического обследования и бизнес-плана. 4. Подписание контрактов, договоров с заказчиком, контрагентами и инвесторами. 5. Ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ. 6. Ввод в действие системы стимулирования команды проекта. Фаза проектирования. На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов. Характерные работы этой фазы: 1. Организация выполнения базовых проектных работ по проекту, разработка частных технических заданий. 2. Выполнение концептуального, эскизного и детального проектирования. 3. Составление технических спецификаций, комплектов чертежей и инструкций. 4. Представление проектной разработки, экспертиза и утверждение. Фаза изготовления. Производится координация и оперативный контроль работ по проекту, изготовление подсистем, их объединение и тестирование. Основное содержание: 1. Организация выполнения опытно-конструкторских работ и их оперативное планирование. 2. Организация и управление материально-техническим обеспечением работ. 3. Подготовка производства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ. 4. Координация работ, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта. Фаза сдачи объекта и завершения проекта. Производятся комплексные пусконаладочные работы и испытания, опытная эксплуатация системы, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах. Основные виды работ: 1. Комплексные испытания. 2. Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта. 3. Подготовка рабочей документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию. 4. Сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание. 5. Оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов. 6. Разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту. 7. Реализация оставшихся ресурсов. 8. Накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития. 9. Расформирование команды проекта. Вторую и частично третью фазы принято называть «фазы системного проектирования», а последние две (иногда включают также и фазу проектирования) - «фазы реализации». Последние три фазы могут выполняться в последовательно-параллельной схеме. Необходимо учитывать, что начальные фазы проекта определяют большую часть его результата, так как в них принимаются основные решения, требующие нетрадиционных методов и средств УП. При этом 30 % вклада в конечный результат проекта вносят фазы концепции и предложения, 20 - фаза проектирования, 20 - фаза изготовления, 30 % - фаза сдачи объекта и завершения проекта. Кроме того, на обнаружение ошибок, допущенных на стадии системного проектирования, расходуется примерно в два раза больше времени, чем на последующих фазах, а стоимость исправления обходится в пять раз дороже, Формулирование проекта по существу подразумевает функцию выбора проекта. Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако в условиях дефицита ресурсов невозможно удовлетворить все потребности без исключения. Приходится делать выбор. Одни проекты выбираются, другие отвергаются. Решения принимаются исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности удовлетворения одних потребностей и игнорирования других, сравнительной эффективности проектов. Решения по отбору проектов к реализации тем важнее, чем масштабнее предполагается проект, поскольку крупные проекты определяют направление деятельности на будущее (иногда на годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ресурсы [18]. Определяющим показателем здесь является альтернативная стоимость инвестиций. Иными словами, выбирая проект «А», а не проект «В», организация отказывается от тех выгод, которые мог бы принести проект «В». Для сравнительного анализа проектов на данном этапе применяются методы проектного анализа, включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проекта. Системы для планирования и управления проектами на этой стадии, как правило, используются в ограниченном виде. Планирование. Планирование в том или ином виде производится в течение всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план - грубое представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта. Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки (вехи) проекта, формулируются задачи (работы) и их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Ганта, средства назначения и гистограммы загрузки ресурсов. Как правило, план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации. Осуществление. После утверждения формального плана на менеджера ложится задача по его реализации. По мере осуществления проекта руководители обязаны постоянно контролировать ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. К сожалению, в управлении проектами можно быть абсолютно уверенным в том, что отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому, задачей менеджера является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определенных критических задач, за счет выделения на них большего объема ресурсов. Завершение. Рано или поздно, но проекты заканчиваются. Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение прекратить проект до его завершения по графику. Как бы то ни было, но когда проект заканчивается, его руководитель должен выполнить ряд мероприятий, завершающих проект. Конкретный характер этих обязанностей зависит от характера самого проекта. Если в проекте использовалось оборудование, надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для нового применения. В случае подрядных проектов надо определить, удовлетворяют ли результаты условиям подряда или контракта. Может быть, необходимо составить окончательные отчеты, а промежуточные отчеты по проекту организовать в виде архива. Модели жизненного цикла проектов. Принято классифицировать модели жизненного цикла проекта в сфере высоких технологий на два типа: прогнозирующий и адаптивный. К прогнозирующему типу моделей относятся проекты с детальным планом достижения декларируемых целей и подцелей. К моделям осуществления плана работ с адаптивным жизненным циклом относятся проекты с заранее предусмотренными возможностями изменений в ходе процесса достижения целей проекта, проекты, в которых заранее отвергается детальное планирование работ. Первые упоминания о моделях жизненного цикла прогнозирующего типа относятся к началу 70-х гг. прошлого века. Теоретическое обоснование применения модели базировалось на экономических предпосылках о полноте достижения подцелей проекта и возможности их оптимального упорядочивания. Методические указания
Организация управления проектом - создание или приведение системы управления в состояние необходимой упорядоченности и единства взаимодействия ее элементов, обеспечивающих эффективный режим функционирования процесса управления и поддержания его в этом состоянии. Иначе говоря, под организацией управления проектом следует понимать соединение отдельных частей системы управления проектом для обеспечения ее нормального функционирования. Достижение целей осуществляется через функции управления. Реализация каждой функции обеспечивается соответствующим управленческим подразделением, которое является структурным элементом системы управления проектом. Обоснованность существования в системе управления структурных подразделений всегда определяется их функциями. Функция управления применительно к управлению проектом означает деятельность команды проекта по управлению проектом. Базовые функции: · управление предметной областью проекта (содержательная сущность); · управление качеством (требования к результатам, стандарты); · управление временными ресурсами (бюджет времени); · управление стоимостью (финансовый и материальный бюджет). Интегрирующие функции: · управление персоналом проекта (подбор, подготовка, организация работы); · управление коммуникациями (мониторинг и прогнозирование хода работ и результата); · управление контрактами (контракция исполнителей, материалов); · управление риском. Любая функция управления состоит из пяти видов управленческой деятельности, обладающих относительной самостоятельностью: планирования, организации, координации, активизации, контроля. Каждый предыдущий вид деятельности является необходимой предпосылкой последующего. Эти пять пидов следуют один за другим, пока данная функция не будет реализована. Подсистемы управления проектами формируются в зависимости от структуры предметных областей и управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в рамках проекта. Предметные области и управляемые элементы в рамках проекта в самом общем виде включают: сроки, трудовые ресурсы, стоимость и издержки, доходы, закупки и поставки ресурсов и услуг, ресурсы (уже закупленные), изменения по проек-iy, риски проекта, информацию и коммуникации, качество и пр. Эти подсистемы присутствуют практически в |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |