Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Система управления проектами в коммерческой деятельностиСодержание темы: Организация управления проектами. Информационная система управления проектами. Система документационного обеспечения. Стандарты в области управления проектами. Методические указания
Организация управления проектом - создание или приведение системы управления в состояние необходимой упорядоченности и единства взаимодействия ее элементов, обеспечивающих эффективный режим функционирования процесса управления и поддержания его в этом состоянии. Иначе говоря, под организацией управления проектом следует понимать соединение отдельных частей системы управления проектом для обеспечения ее нормального функционирования. Достижение целей осуществляется через функции управления. Реализация каждой функции обеспечивается соответствующим управленческим подразделением, которое является структурным элементом системы управления проектом. Обоснованность существования в системе управления структурных подразделений всегда определяется их функциями. Функция управления применительно к управлению проектом означает деятельность команды проекта по управлению проектом. Базовые функции: · управление предметной областью проекта (содержательная сущность); · управление качеством (требования к результатам, стандарты); · управление временными ресурсами (бюджет времени); · управление стоимостью (финансовый и материальный бюджет). Интегрирующие функции: · управление персоналом проекта (подбор, подготовка, организация работы); · управление коммуникациями (мониторинг и прогнозирование хода работ и результата); · управление контрактами (контракция исполнителей, материалов); · управление риском. Любая функция управления состоит из пяти видов управленческой деятельности, обладающих относительной самостоятельностью: планирования, организации, координации, активизации, контроля. Каждый предыдущий вид деятельности является необходимой предпосылкой последующего. Эти пять пидов следуют один за другим, пока данная функция не будет реализована. Подсистемы управления проектами формируются в зависимости от структуры предметных областей и управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в рамках проекта. Предметные области и управляемые элементы в рамках проекта в самом общем виде включают: сроки, трудовые ресурсы, стоимость и издержки, доходы, закупки и поставки ресурсов и услуг, ресурсы (уже закупленные), изменения по проек-iy, риски проекта, информацию и коммуникации, качество и пр. Эти подсистемы присутствуют практически в любом проекте. В каждом конкретном проекте могут добавляться специфические подсистемы. При создании проекта необходимо правильно выделить его участников, что позволяет учесть и согласовать их интересы на ранней стадии планирования проекта, а также распределить ответственность за достижение его целей. Участники проекта - основной элемент его структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла. Инициатор проекта - физическое лицо или организация, выступающая с инициативой его создания. Он формирует основную идею, готовит предварительное обоснование и предложения по реализации. Заказчик проекта - это владелец проекта и будущий потребитель его результатов. Он формирует основные требования к проекту и принимает результаты его реализации. Иногда под владельцем проекта понимают не организацию в целом, а отдельное лицо, обладающее достаточными полномочиями для продвижения проекта. Инвестор проекта осуществляет финансирование проекта за счет своих или привлеченных средств. Иногда инвестор и заказчик проекта выступают в одном лице. Координационный совет - коллективный орган, который выбирает проекты для реализации, утверждает планы работ и их изменения, назначает куратора и утверждает руководителя проекта. Куратор проекта - представитель руководства родительской компании, курирующий выполнение работ проекта, Команда проекта - участники проекта, задействованные в его реализации. Команда управления проектом - участники команды проекта, принимающие участие в управлении проектом. Руководитель проекта (РКП) - член команды управления проектом, лично отвечающий за все результаты проекта. Потребители продукта проекта - заказчик или другие покупатели конечной продукции проекта. Определяют требования к продуктам проекта, влияют на возмещение затрат и получение прибыли по проекту. Поставщики - организации, поставляющие материалы, оборудование и другие ресурсы, необходимые для реализации проекта. Внешнее окружение проекта - участники внешней среды проекта, оказывающие влияние на его реализацию. Приведенный перечень участников может изменяться и дополняться в зависимости от условий конкретного проекта. Общие принципы построения организационных структур управления проектами: · соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта; · соответствие организационной структуры содержанию проекта; · соответствие организационной структуры требованиям внешнего окружения. Идеальных организационных структур управления проектами не существует, однако существует несколько базовых типов включения проекта в вышестоящую организацию: функциональная структура; матричная структура; проектная структура. Функциональная структура. Самой распространенной структурой в России на сегодняшний день является функциональная структура, представляющая собой иерархию, в которой для каждого служащего четко определен один вышестоящий руководитель. При этом сотрудники сгруппированы по специальностям: маркетинг, производство, закупки и т. п. Такая структура оптимальна для хорошо налаженного циклического производства, однако вызывает ряд трудностей при выполнении проектов. Основным недостатком при реализации проектов является ее неповоротливость, так как все распоряжения любой сотрудник может получать только от своего функционального руководителя, что вызывает длительные задержки при принятии решений. Также проблемы могут возникать из-за того, что интересы проекта вступают в противоречие с интересами функциональных руководителей. Такая структура может успешно использоваться в том случае, когда проекты носят рутинный типовой характер, а также в случае, если проекты выполняются в рамках функциональных подразделений. Проектная структура. По своей организации данная структура полностью противоположна матричной. Здесь команды управления проектами образуют свои собственные временные подразделения, созданные на время выполнения проекта и возглавляемые руководителями проектов. При такой организации функциональные подразделения выполняют сервисную функцию по отношению к проектным командам: оказывают услуги для проектов, например, техническую поддержку или бухгалтерское обслуживание. Также функциональные отделы играют роль пула ресурсов (например, специалистов), динамически перераспределяемых между проектами. В проектной структуре члены команды ориентированы только на достижение целей проекта и подчиняются только его руководителю. При такой организации проект фактически представляет собой филиал компании, при этом «законы», по которым действует сотрудник внутри проекта, полностью определяются руководством проекта. Такая структура эффективна в крупных проектах продолжительностью более 2 лет. Матричная структура. Матричная структура представляет собой компромисс между функциональной и проектной. Применяются несколько типов матричных структур, которые различаются соотношением в них функционального и проектного принципов управления. Мы рассмотрим их в порядке перехода от функциональной к проектной структуре. Упрошенная матричная структура фактически представляет собой функциональную структуру с той лишь разницей, что функции по координации проекта передаются одному из членов команды проекта. Все полномочия по-прежнему остаются в руках функциональных руководителей. В некоторых проектах назначают не руководителя, а экспедитора проекта. У него меньше прав, чем у руководителя проектов. Такой подход эффективен, только если экспедитор проекта обладает достаточным неформальным влиянием в компании. В ряде случаев назначают куратора проекта. Куратор подчинен руководству компании и зачастую также выполняет функции координатора проекта. Он может давать поручения сотрудникам функциональных подразделений, хотя официально не наделен таким правом. Зачастую куратор проекта занимает высокую должность в компании (например, вице-президент). Такая структура нередко порождает конфликты из-за двойного подчинения сотрудников и противоречивых указаний различных руководителей. Усиленная матричная структура подразумевает в дополнение к существующим функциональным подразделениям образование отдела менеджеров проекта. Сотрудники этого подразделения заняты исключительно руководством вверенными им проектами. При этом менеджер проекта обладает значительными полномочиями по управлению ресурсами в проекте. Информационная система управления проектами - это комплекс методических, ресурсных, информационных, правовых, организационно-технологических средств, обеспечивающих своевременное принятие управленческого решения при разработке и реализации проектов. Исходя из определения, информационная система управления проектами состоит из двух компонентов: управляющей подсистемы проекта и информационной подсистемы проекта (системы управления коммуникациями). Управляющая подсистема проекта представляет собой систему, в которой определяются требования к качеству управленческого решения, а также организуются и активизируются процессы управления командой проекта с целью достижения результатов, удовлетворяющих всех участников проекта в условиях ограниченности ресурсов (человеческих, финансовых, временных и т. п.). Управляющая подсистема проекта включает: · разработку и реализацию управленческого решения; · анализ и прогнозирование управленческого решения; · управление членами команды проекта. Информационная подсистема является одной из важнейших обеспечивающих систем при управлении проектом, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого управленческого решения и эффективности разработки и реализации всего проекта как единого целого. Оптимизация этой подсистемы позволяет исключить дублирование информации, минимизировать длину маршрута ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между всеми участниками проекта. Информационная подсистема включает: · информационно-технические средства управления проектом, системы связи и передачи информации и др.; · техническое обеспечение рабочего места члена команды проекта (мебель, канцтовары, сейфы и др.); · организационную культуру проекта; · профессиональные навыки членов команды проекта; · общую систему документооборота, присутствующую в проекте; · информацию, т. е. данные, несущие в себе определенную новизну и полезность для любого участника проекта, принимающего управленческое решение. Таким образом, управление коммуникациями проекта (управление взаимодействием, информационными связями) - управленческая функция, направленная на обеспечение своевременного сбора, генерации, распределения и сохранения необходимой проектной информации. Информационная система управления проектом - организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов управления проектом. В процессе реализации проекта менеджерам приходится оперировать значительными объемами данных, которые могут быть собраны и организованы с использованием компьютера. Кроме того, многие аналитические средства, например, пересчет графика работ с учетом фактических данных, ресурсный и стоимостной анализ, подразумевают достаточно сложные для неавтоматизированного расчета алгоритмы. Развитие систем управления проектами для персональных компьютеров прошло через несколько этапов. С увеличением мощности персональных компьютеров улучшалась функциональность систем, повышались их возможности. С введением стандартов обмена данными между системами, распространением сетевых и \\feb-технологи и открылись новые возможности для дальнейшего развития систем поддержки процессов управления проектами и их более эффективного использования. Сами проекты становятся все более сложными, что предъявляет дополнительные требования к развитию информационных технологий управления проектами. Система документационного обеспечения. На этапе создания и становления компании чрезвычайно важна роль системы документационного обеспечения управления проектами. Система документационного обеспечения управления проектами - комплекс нормативных, организационно-распорядительных и учебно-методических документов, обеспечивающих эффективное функционирование организационной системы управления проектами и взаимодействие ее компонентов с информационной системой управления проектами (ИСУП) компании. Задачами этой системы являются: · формирование идеологии и методологии управления проектами в компании; · регламентация бизнес-процессов, обеспечивающих внедрение проектного управления; · обеспечение практической реализации матричной схемы управления при планировании и исполнении проектов компании; · разграничение прав, обязанностей и ответственности исполнителей проекта; · обеспечение обучения управляющих проектами планированию и ведению проектов в информационной системе управления проектами компании. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |