Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансамиТема: Управление финансами Содержание управления финансами. Управление финансамипредставляет собой процесс целенаправленного воздействия органов управления финансами различных уровней на разнообразные виды финансовых отношений для достижения целей финансовой политики. Объект управленияфинансами - финансовые отношения, составляющиё сферы и звенья финансовой системы Государства, т. е. каждая сфера и звено финансовой системы являются объектом управления финансами. Под субъектами управленияфинансами понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление финансами (финансовые органы). Общее управление финансовой системы РФ осуществляют: · коллегиальный орган законодательной власти соответствующего уровня или собственник конкретного субъекта хозяйствования, определяющий общую финансовую стратегию, приоритеты финансовой политики и ключевые финансовые параметры управляемой системы; · специализированный исполнительный орган государственной власти соответствующего уровня (например, Правительство РФ, Министерство финансов РФ) или руководитель финансового направления деятельности конкретного субъекта хозяйствования, формирующие финансовую политику, принимающие принципиальные решения в рамках финансового менеджмента и отвечающие за общую эффективность; · государственные и негосударственные финансовые службы, осуществляющие оперативное управление финансами; · центральный и коммерческие банки; · органы управления финансами на предприятиях; · аудиторские фирмы; · физические лица, осуществляющие самостоятельное управление своими доходами и расходами. Цельюуправления финансами является определение возможных объемов поступления денежных средств и их расходование в текущий и перспективный периоды, а также обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости экономических субъектов. К задачамуправления финансами относятся: 1) обоснование стратегии экономического субъекта на товарном, финансовом, информационном и др. рынках; 2) обеспечение хозяйственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами; 3) выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования; 4) осуществление контроля за образованием и расходованием денежных фондов. Общими принципами управления финансовой системой являются: комплексный характер финансовой политики в целом и ее элементов; сбалансированность доходов и расходов в рамках финансовой системы; приоритетная ориентация не на максимизацию и минимизацию финансовых показателей, а их оптимизацию; взаимосвязь применяемых методов управления; учет специфики национальной экономики. Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах,к которым относятся: финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление финансами и финансовый контроль. Конкретными методами и формами управления финансами служат: - финансовое планирование; - прогнозирование; - программирование; - финансовое регулирование; - оперативное управление; - финансовый контроль.
Финансовое планирование Финансовое планирование — это процесс научного обоснования и отражения в соответствующих нормативно-правовых документах организации финансовых отношений, предполагаемых объемов финансовых ресурсов, их движения на определенный период, согласно финансовым прогнозам. Цельфинансового планирования - сбалансированность и пропорциональность финансовых ресурсов (по объему мобилизации, направлениям использования, по времени) в соответствии с финансовыми прогнозами, тенденциями развития экономических агентов и с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры (хозяйственных условий). Исходя из цели, задачамифинансового планирования являются: - определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования; - определение объема мобилизации и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств; - обеспечение сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Под сбалансированностью понимается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства и финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Под пропорциональностью понимается - рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты и после уплаты по домохозяйствам, хозяйствующим субъектам, отраслям, регионам. Государство через изменение этого соотношения может стимулировать или ограничивать их развитие. - определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, а также маневрировать ресурсами. Финансовое планирование включает финансовое прогнозирование и составление перспективных (три и более года), текущих (годовых) и оперативных (внутригодовых) финансовых планов. Результатом финансового планирования является финансовый план, под которым понимается документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период. В финансовом плане финансовые отношения получают свое количественное выражение. Планирование осуществляется на основе анализа отчетной финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация включает в себя показатели бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Процесс финансового планирования охватывает ряд этапов. Первый этап финансового планирования - это анализ выполнения финансового плана в истекшем плановом периоде,который осуществляется методом экономического анализа, с применением следующих его видов:- горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, факторный анализ, Данный этап позволяет выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры будущего финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению. Второй этап финансового планирования - этап финансового прогнозирования - этап научного предвидения финансового положения субъекта воспроизводства (состояния его финансовых ресурсов и потребности в них) на тот или иной период, а также возможных вариантов осуществления субъектами финансовой деятельности. Финансовое прогнозирование осуществляется двумя различными методическими подходами. При первом подходе прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей по результатам анализа выполнения финансового плана в истекшем плановом периоде. При втором подходе прогнозирование заключается в определении будущего финансового результата и ориентиров движения от будущего к настоящему, исходя из существующего уровня развития субъектов воспроизводства. В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев, стохастические методы. методы финансового прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод прогнозирования, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации. Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными(до 3лет), среднесрочными(на 5-7лет) и долгосрочными(до 10-15 лет). На общегосударственном и территориальном уровнях финансовые прогнозы составляются в форме, аналогичной форме их финансовых планов - перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов (страны, региона, муниципального образования). Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, некоммерческие организации их, как правило, не составляют, а коммерческие организации разрабатывают их по форме, аналогичной форме их финансового плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Третий этап финансового планирования - это расчет плановых показателей финансовых планов- числовых величин, выражающих конкретные значения объемов формируемых и используемых финансовых ресурсов (доходов и расходов). Плановые показатели бывают: утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. Расчет показателей предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов. Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. В процессе финансового планирования одновременно возможно использование нескольких методов расчета показателей финансовых планов, таких как: расчетно-аналитический (экстраполяции), нормативный, индексный; программно-целевой. Четвертый этап финансового планирования - это этап составления финансовых планов. На этом этапе система финансовых показателей, составляющих финансовые планы, подлежит взаимоувязке в виде баланса доходов и расходов и утверждению уполномоченными органами или должностными лицами в виде нормативно-правового документа. На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов воспроизводства с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; распределить по кварталам доходы и расходы. - Кроме того, в рамках четвертого этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. Финансовое прогнозирование и планирование в целом используются для научного обоснования финансовой политики государства, разработки и изменения финансового механизма, обеспечивают предварительный контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов. Основываясь на системной классификации финансовых отношений, все финансовые планы разделяются на централизованные (общегосударственные) и децентрализованные. Централизованные финансовые планыобосновывают движение государственных (общегосударственных и территориальных) и местных финансовых ресурсов, фиксируют распределительные процессы, осуществляемые между сферами финансовой системы государства. Соответственно, объектомсоставления выступают общегосударственные, территориальные и местные финансовые ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне по звеньям финансовой системы. Цельюсоставления централизованных финансовых планов является обоснование финансовой политики государства на конкретный период. В них определяются доходы и расходы всех централизованных фондов денежных средств, создаваемых на макроуровне, источники доходов, пути их формирования и использования. Исходя из движения финансовых ресурсов по звеньям финансовой системы, централизованные финансовые планы различаются как: федеральные, субъектов РФ и местные финансовые планы. Кроме того, по временному критерию в составе централизованных финансовых планов (федеральных, субъектов и местных) можно выделить перспективные финансовые планы и текущие финансовые планы. Перспективные финансовые планыразрабатываются в целях: выявления в перспективе необходимости и возможности осуществления мер финансовой политики; комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых мероприятий финансовой политики (реформ и программ развития); выявления и отслеживания среднесрочных и долгосрочных тенденций развития экономики и своевременного принятия соответствующих корректирующих мер в случае появления негативных последствий финансовой политики. В составе текущих централизованных финансовых планов выделяются бюджеты, сводные финансовые балансы (балансы финансовых ресурсов) и балансы денежных доходов и расходов населения. Главное место в системе текущих централизованных финансовых планов занимают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Децентрализованные финансовые планы можно классифицировать по нескольким критериям. По времени действия различают перспективные, текущие и оперативные финансовые планы. Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе. Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Оперативные финансовые планы включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой. По форме собственности различают финансовые планы коммерческих и некоммерческих организаций. Примеры финансовых планов коммерческих организаций: Баланс доходов и расходов, Сводный бюджет, Бюджеты структурных подразделений; бюджеты материальных затрат и потребления энергии; бюджет амортизации, бюджет фонда оплаты труда, бюджет погашения кредитов, бюджет прочих расходов, платежный календарь и кассовый план.
Финансовое регулирование Финансовое регулированиесоциально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы. Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне. Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; общие и целевые субсидии; доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций. Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру. К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
Финансовый контроль Финансовый контроль —контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых с целью контроля соблюдения всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности финансового законодательства и финансовой дисциплины, а также оценку эффективности деятельности и целесообразности произведенных расходов. Цельфинансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах: - обеспечение сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов; - обеспечение эффективности финансовой политики хозяйствующих субъектов и государства; - обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств субъектов хозяйствования перед государством и муниципальными органами власти; усиление их ответственности за результаты своей деятельности; - выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; - обеспечение рационального расходования финансовых ресурсов в организациях, правильному ведению бухгалтерского учета и от четности; - обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов; - обеспечение эффективности внешнеэкономической деятельности, в том числе по валютным операциям. Объектом финансового контроля, прежде всего, являются распределительные процессы, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним, т.к. современная финансовая система охватывает все виды финансовых отношений как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней; размеры налоговых платежей; доходы хозяйствующих субъектов; их издержки обращения; себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многое из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры (этапы) финансового контроля. Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные процедуры (этапы): - планирование финансового контроля, которое предполагает определение объекта, целей, задач, форм, видов и методов контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений; - проведение контроля, т.е. сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка; - систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации) и составление отчетности; - реализацию результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. Финансовый контроль включает проверку: • соблюдения требований экономических законов (оптимальности пропорций распределения и перераспределения национального дохода); • составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль); • эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений; • налоговых взаимоотношений. Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов, которые были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля. В Российской Федерации эти принципы легли в основу организации, прежде всего, государственного финансового контроля, однако, в значительной мере применимы и для негосударственного финансового контроля. Основными принципами финансового контроля являются следующие принципы: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности. Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля обеспечивается финансовой, организационной и функциональной независимостью контролирующего органа. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта контроля, логическую обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля для общественности и средств массовой информации при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям и их высокую профессиональную компетентность. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения. Вся совокупность контрольных мероприятий (действий и операций), осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в различных формах финансового контроля, которые принято классифицировать по следующим признакам. 1. По субъектам контроляразличают государственный финансовый контроль, финансовый контроль органов местного самоуправления и негосударственный финансовый контроль. Государственныйфинансовый контроль осуществляется специальными контрольными органами государства и предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Данный вид контроля направлен на максимизацию доходов государства и соблюдение целевого расходования его денежных средств. Это в первую очередь разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Целью государственного финансового контроля является соблюдение интересов общества в целом при реализации целей финансовой политики государства. В структуре государственного финансового контроля выделяют общегосударственный (вневедомственный) контроль и ведомственный контроль. 0бщегосударственный контроль направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения федерального и регионального бюджетов. Цели и задачи ведомственного контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами. Контроль органов местного самоуправления направлен на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов. Необходимо отметить, что государственный финансовый контроль охватывает не только государственную (централизованную) сферу финансов, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Негосударственный контроль включает: аудиторский (независимый) контроль; контроль со стороны коммерческих банков за своими клиентами; внутрихозяйственный (внутрифирменный) и общественный контроль. Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами и отдельными аудиторами, которые имеют лицензию на проведение аудита с целью независимой проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит может быть обязательным и инициативным. Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение организациями-клиентами установленного порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. При выдаче кредитов организациям коммерческие банки в соответствии с кредитным договором могут осуществлять и иные виды контроля финансово-хозяйственной деятельности кредиторов. Такой контроль со стороны банка рассматривается как элемент управления кредитным риском. Внутрихозяйственный контроль проводится финансово-экономическими подразделениями организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизионными комиссиями и другими службами организаций) и направлен, на контроль правомочности совершения тех или иных финансовых операций органами управления организации, на контроль эффективности и целесообразности затрат, в том числе в инвестиционные проекты, а также оценку и контроль финансового состояния предприятия. Объектом данного вида контроля является финансово-хозяйственная деятельность организации. Общественный контроль осуществляется непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов. 2. По объектам контроляразличают бюджетный контроль; за внебюджетными фондами; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; таможенный; за денежной массой. Одним из важнейших видов финансового контроля является бюджетный контроль. Он обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются обычно как составляющие бюджетного контроля, но могут рассматриваться как самостоятельные виды контроля. Те или иные формы контрольных мероприятий, в ходе их осуществления, принимают конкретный видимый облик - вид. Все разновидности финансового контроля классифицируются следующим образом: - по регламенту осуществленияразличают обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный контроль осуществляется органами финансового контроля (главным образом государственными) в соответствии с действующим законодательством и в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д. Инициативный контроль определяется не законодательством, а соответствующими органами хозяйствующих субъектов; - по времени проведенияразличают предварительный, текущий (оперативный) и последующий контроль. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения возможных нарушений действующего законодательства, нормативных актов. Эта форма контроля позволяет выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов. Поэтому она используется на стадии рассмотрения и принятиябюджетов всех уровней, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Контроль предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов. Текущий контроль осуществляется в ходе исполнениябюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств и поэтому предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. - по направлениям воздействиясубъекта контроля на объект выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают контроль по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами (специально созданными контрольными органами); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля). - по полноте охвата проверяемых вопросов контроль бывает тематическим (проводится по определенному кругу вопросов) и комплексным (т. е. охватывает практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности); - по характеру источниковконтроля различают документальный контроль (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации) и фактический (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.); - по повторяемости изучения источников контроляразличают первичный, повторный, дополнительный. Процесс финансового контроляосуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроляпонимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Обследование- это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки. Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. Проверкапредставляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования. Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий. Ревизия- это система действий по документальному и фактическому контролю совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Соответственно, ревизия предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск не обнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии. Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности. По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени. Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций. Для проведения любого вида рев 12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |