Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами

Тема: Управление финансами

Содержание управления финансами.

Управление финансамипредставляет собой процесс целенаправ­ленного воздействия органов управления финансами различных уровней на разнообразные виды финансовых отношений для достижения целей финансовой политики.

Объект управленияфинансами - финансовые отношения, составляющиё сферы и звенья финансовой системы Государства, т. е. каждая сфера и звено финансовой системы являются объектом управления фи­нансами.

Под субъектами управленияфинансами понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управле­ние финансами (финансовые органы).

Общее управление финансовой системы РФ осуществляют:

· коллегиальный орган законодательной власти соответствующего уровня или собственник конкретного субъекта хозяйствования, определяющий общую финансовую стратегию, приоритеты финансовой политики и ключевые финансовые параметры управляемой системы;

· специализированный исполнительный орган государственной власти соответствующего уровня (например, Правительство РФ, Министерство финансов РФ) или руководитель финансового направления деятельности конкретного субъекта хозяйствования, формирующие финансовую политику, принимающие принципиальные решения в рамках финансового менеджмента и отвечающие за общую эффективность;

· государственные и негосударственные финансовые службы, осуществляющие оперативное управление финансами;

· центральный и коммерческие банки;

· органы управления финансами на предприятиях;

· аудиторские фирмы;

· физические лица, осуществляющие самостоятельное управление своими доходами и расходами.

Цельюуправления финансами является определение возможных объемов поступления денежных средств и их расходование в текущий и перспективный периоды, а также обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости экономических субъектов.

К задачамуправления финансами относятся: 1) обоснование стратегии экономического субъекта на товарном, финансовом, информационном и др. рынках; 2) обеспечение хозяйственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами; 3) выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования; 4) осуществление контроля за образованием и расходованием денежных фондов.

Общими принципами управления финансовой системой являются: комплексный характер финансовой политики в целом и ее элементов; сбалансированность доходов и расходов в рамках финансовой системы; приоритетная ориентация не на максимизацию и минимизацию финансовых показателей, а их оптимизацию; взаимосвязь применяемых методов управления; учет специфики национальной экономики.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в сле­дующих функциональных элементах,к которым относятся: финансо­вое планирование и прогнозирование, оперативное управление финанса­ми и финансовый контроль.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

- финансовое планирование;

- прогнозирование;

- программирование;

- финансовое регулирование;

- оперативное управление;

- финансовый контроль.

 

Финансовое планирование

Финансовое планирование это процесс научного обоснования и отражения в соответствующих нормативно-правовых документах орга­низации финансовых отношений, предполагаемых объемов финансовых ресурсов, их движения на определенный период, согласно финансовым прогнозам.

Цельфинансового планирования - сбалансированность и пропор­циональность финансовых ресурсов (по объему мобилизации, направле­ниям использования, по времени) в соответствии с финансовыми про­гнозами, тенденциями развития экономических агентов и с учетом сло­жившейся рыночной конъюнктуры (хозяйственных условий).

Исходя из цели, задачамифинансового планирования являются:

- определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

- определение объема мобилизации и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

- обеспечение сбалансированности и пропорциональности финансо­вых ресурсов. Под сбалансированностью понимается оптималь­ное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства и финансовыми ресурсами, находя­щимися в распоряжении хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Под пропорциональностью понимается - рациональное со­отношение между величиной дохода до уплаты и после уплаты по домохозяйствам, хозяйствующим субъектам, отраслям, регионам. Государство через изменение этого соотношения может стимули­ровать или ограничивать их развитие.

- определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование включает финансовое прогнозирование и составление перспективных (три и более года), текущих (годовых) и оперативных (внутригодовых) финансовых планов.

Результатом финансового планирования является финансовый план, под которым понимается документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагае­мый объем поступления и использования финансовых ресурсов на плани­руемый период. В финансовом плане финансовые отношения получают свое количественное выражение.

Планирование осуществляется на основе анализа отчетной финансовой информации, которая должна быть достаточно пол­ной и достоверной. Финансовая информация включает в себя показатели бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Процесс финансового планирования охватывает ряд этапов.

Первый этап финансового планирования - это анализ выполнения финансового плана в истекшем плановом периоде,который осущест­вляется методом экономического анализа, с применением следующих его видов:- горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, факторный анализ,

Данный этап позволяет выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем го­дах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры будущего финансового плана; определить недостатки в рабо­те органов управления финансами в ходе составления и исполнения фи­нансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

Второй этап финансового планирования - этап финансового прогно­зирования - этап научного предвидения финансового положения субъекта воспроизводства (состояния его финансовых ресурсов и потребности в них) на тот или иной период, а также возможных вариантов осуществле­ния субъектами финансовой деятельности.

Финансовое прогнозирование осуществляется двумя различными методическими подходами. При первом подходе прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей по результатам анализа выполнения финансового плана в истекшем плановом периоде. При втором подходе прогнозирование заключается в определении будущего финансового результата и ориентиров движения от будущего к настоящему, исходя из существующего уровня развития субъектов воспроизводства.

В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как математи­ческое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев, стохастические методы. методы финансового прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод прогнозирования, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации.

Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъек­тов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными(до 3лет), среднесрочными(на 5-7лет) и дол­госрочными(до 10-15 лет).

На общегосударственном и территориальном уровнях финансовые прогнозы составляются в форме, аналогичной форме их финансовых планов - перспективного финансового плана и баланса финансовых ре­сурсов (страны, региона, муниципального образования).

Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесо­образности составления финансовых прогнозов. В частности, некоммер­ческие организации их, как правило, не составляют, а коммерческие ор­ганизации разрабатывают их по форме, аналогичной форме их финансо­вого плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность фи­нансового планирования и финансового прогнозирования.

Третий этап финансового планирования - это расчет плановых показателей финансовых планов- числовых величин, выражающих конкретные значения объемов формируемых и используемых финансо­вых ресурсов (доходов и расходов). Плановые показатели бывают: ут­верждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. Расчет показателей предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, кор­ректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом спе­цифики каждого. В процессе финансового планирования одно­временно возможно использование нескольких методов расчета показа­телей финансовых планов, таких как: расчетно-аналитический (экстраполяции), нормативный, индексный; программно-целевой.

Четвертый этап финансового планирования - это этап составле­ния финансовых планов. На этом этапе система финансовых показате­лей, составляющих финансовые планы, подлежит взаимоувязке в виде баланса доходов и расходов и утверждению уполномоченными органа­ми или должностными лицами в виде нормативно-правового документа.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увя­зать финансовые ресурсы субъектов воспроизводства с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; распределить по кварталам доходы и расходы.

- Кроме того, в рамках четвертого этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плано­вых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

Финансовое прогнозирование и планирование в целом используются для научного обоснования финансовой политики государства, разработки и изменения финансового механизма, обеспечивают предварительный кон­троль за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Основываясь на системной классификации финансовых отношений, все финансовые планы разделяются на централизованные (общегосударственные) и децентрализованные.

Централизованные финансовые планыобосновывают движение государственных (общегосударственных и территориальных) и местных финансовых ресурсов, фиксируют распределительные процессы, осуще­ствляемые между сферами финансовой системы государства.

Соответственно, объектомсоставления выступают общегосударст­венные, территориальные и местные финансовые ресурсы, формируе­мые и распределяемые на макроуровне по звеньям финансовой системы. Цельюсоставления централизованных финансовых планов является обоснование финансовой политики государства на конкретный период. В них определяются доходы и расходы всех централизованных фондов денежных средств, создаваемых на макроуровне, источники доходов, пути их формирования и использования.

Исходя из движения финансовых ресурсов по звеньям финансовой системы, централизованные финансовые планы различаются как: феде­ральные, субъектов РФ и местные финансовые планы. Кроме того, по временному критерию в составе централизованных финансовых планов (федеральных, субъектов и местных) можно выделить перспективные финансовые планы и текущие финансовые планы.

Перспективные финансовые планыразрабатываются в целях: вы­явления в перспективе необходимости и возможности осуществления мер финансовой политики; комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых мероприятий финансовой политики (реформ и программ развития); выявления и отслеживания среднесроч­ных и долгосрочных тенденций развития экономики и своевременного принятия соответствующих корректирующих мер в случае появления негативных последствий финансовой политики.

В составе текущих централизованных финансовых планов выде­ляются бюджеты, сводные финансовые балансы (балансы финансовых ресурсов) и балансы денежных доходов и расходов населения. Главное место в системе текущих централизованных финансовых планов занимают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Децентрализованные финансовые планы можно классифицировать по нескольким критериям.

По времени действия различают перспективные, текущие и оператив­ные финансовые планы. Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показа­телей в перспективе. Текущий финансовый план составляется на год с по­квартальной разбивкой. Опе­ративные финансовые планы включают составление платежного, налого­вого и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

По форме собственности различают финансовые планы коммерче­ских и некоммерческих организаций. Примеры финансовых планов коммерческих организаций: Баланс доходов и расходов, Сводный бюджет, Бюджеты структурных подразделений; бюджеты материальных затрат и потребле­ния энергии; бюджет амортизации, бюджет фон­да оплаты труда, бюджет погашения кредитов, бюджет прочих расходов, платежный календарь и кассовый план.

 

Финансовое регулирование

Финансовое регулированиесоциально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

 налоги и неналоговые платежи в бюджет;

 финансовые льготы и санкции;

 общие и целевые субсидии;

 доходы и расходы внебюджетных фондов;

 доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

 

Финансовый контроль

Финансовый контроль —контроль законодательных и исполни­тельных органов власти всех уровней, а также специально создан­ных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.Финансовый контроль представляет собой совокупность меро­приятий, осуществляемых с целью контроля соблюдения всеми субъек­тами финансово-хозяйственной деятельности финансового законода­тельства и финансовой дисциплины, а также оценку эффективности деятельности и целесообразности произведенных расходов.

Цельфинансового контроля заключается в своевременном получе­нии всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах:

- обеспечение сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов;

- обеспечение эффективности финансовой политики хозяйствую­щих субъектов и государства;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансо­вых обязательств субъектов хозяйствования перед государством и муниципальными органами власти; усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

- обеспечение рационального расходования финансовых ресурсов в организациях, правильному ведению бухгалтерского учета и от­ четности;

- обеспечение соблюдения действующего законодательства и нор­мативных актов;

- обеспечение эффективности внешнеэкономической деятельности, в том числе по валютным операциям.

Объектом финансового контроля, прежде всего, являются распре­делительные процессы, возникающие при формировании и использова­нии финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы. Следо­вательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторон­ним, т.к. современная финансовая система охватывает все виды финан­совых отношений как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Отчетная документация — главный объект финан­сового контроля.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней; размеры налого­вых платежей; доходы хозяйствующих субъектов; их издержки обращения; себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многое из контролируемых показателей являются расчетными, что обу­словливает необходимость проверки достоверности и правильности их рас­чета в соответствии с действующими нормативными документами.

Субъектами финансового контроля являются специально уполно­моченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах госу­дарственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специа­листы, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответст­вии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация кото­рых осуществляется на основании их полномочий.

Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры (этапы) финансового контроля. Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные процедуры (этапы):

- планирование финансового контроля, которое предполагает опре­деление объекта, целей, задач, форм, видов и методов контроля и формирование набора количественных и качественных показате­лей, по которым будет производиться оценка реализации финан­совых решений;

- проведение контроля, т.е. сбор оперативных данных, характеризую­щих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

- систематизация результатов контроля (обобщение и упорядоче­ние полученной информации) и составление отчетности;

- реализацию результатов, которая предполагает доведение приня­тых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выяв­ленных нарушений и недостатков.

Финансовый контроль включает проверку:

• соблюдения требований экономических законов (оптимально­сти пропорций распределения и перераспределения националь­ного дохода);

• составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

• эффективности использования трудовых, материальных и фи­нансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

• налоговых взаимоотношений.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе опреде­ленных принципов, которые были приняты IX Конгрессом Междуна­родной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской деклара­ции руководящих принципов контроля. В Российской Федерации эти принципы легли в основу организации, прежде всего, государственного финансового контроля, однако, в значительной мере применимы и для негосударственного финансового контроля.

Основными принципами финансового контроля яв­ляются следующие принципы: законности, независимости, объективно­сти, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и за­дачами. Независимость органов финансового контроля обеспечивается финансовой, организационной и функциональной независимостью кон­тролирующего органа. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта контроля, логическую обоснованность выводов по результатам кон­трольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступ­ность результатов финансового контроля для общественности и средств массовой информации при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответ­ственности предполагает добросовестное отношение сотрудников орга­нов финансового контроля к своим должностным обязанностям и их вы­сокую профессиональную компетентность. Реализация принципа раз­граничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирова­ния в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Успешное и эффективное проведение финансово­го контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

Вся совокупность контрольных мероприятий (действий и операций), осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в различ­ных формах финансового контроля, которые принято классифициро­вать по следующим признакам.

1. По субъектам контроляразличают государственный финансовый контроль, финансовый контроль органов местного самоуправления и не­государственный финансовый контроль.

Государственныйфинансовый контроль осуществляется специальны­ми контрольными органами государства и предназначен для реа­лизации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Данный вид контроля направлен на максимизацию доходов государства и соблюдение целевого расходования его денежных средств. Это в первую очередь разработка, рас­смотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и вне­бюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельнос­тью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпора­ций. Финансовый контроль со стороны государства за негосудар­ственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и дру­гие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообраз­ности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Целью государственного фи­нансового контроля является соблюдение интересов общества в целом при реализации целей финансовой политики государства. В структуре государственного финансового контроля выделяют общегосудар­ственный (вневедомственный) контроль и ведомственный контроль. 0бщегосударственный контроль направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения федерального и регионального бюджетов. Цели и задачи ведомственного контроля непосредственно устанавливаются са­мими министерствами и ведомствами.

Контроль органов местного само­управления направлен на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов. Необходимо отметить, что государственный финансовый кон­троль охватывает не только государственную (централизованную) сферу финансов, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налого­вого законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных креди­тов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Негосударственный контроль включает: аудиторский (независимый) контроль; контроль со стороны коммерческих банков за своими клиентами; внутрихозяйственный (внутрифирменный) и общест­венный контроль.

Независимый (аудиторский) контроль проводится ау­диторскими фирмами и отдельными аудиторами, которые имеют ли­цензию на проведение аудита с целью независимой проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит может быть обязательным и инициативным.

Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение организациями-клиентами установ­ленного порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного зако­нодательства. При выдаче кредитов организациям коммерческие банки в соответствии с кредитным договором могут осуществлять и иные виды контроля финансово-хозяйственной деятельности кредиторов. Такой контроль со стороны банка рассматривается как элемент управления кредит­ным риском.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансово-экономическими подразделениями организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизион­ными комиссиями и другими службами организаций) и направлен, на контроль правомочности совершения тех или иных финан­совых операций органами управления организации, на контроль эффек­тивности и целесообразности затрат, в том числе в инвестиционные про­екты, а также оценку и контроль финансового состояния предприятия. Объектом данного вида контроля является финансово-хозяйственная дея­тельность организации.

Общественный контроль осуществляется непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

2. По объектам контроляразличают бюджетный контроль; за вне­бюджетными фондами; налоговый; валютный; кредитный; страховой; ин­вестиционный; таможенный; за денежной массой. Одним из важнейших видов финансового контроля является бюджетный контроль. Он обеспечи­вает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соот­ветствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; вы­явление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правиль­ностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный кон­троль рассматриваются обычно как составляющие бюджетного контроля, но могут рассматриваться как самостоятельные виды контроля.

Те или иные формы контрольных мероприятий, в ходе их осуществ­ления, принимают конкретный видимый облик - вид. Все разновидно­сти финансового контроля классифицируются следующим образом:

- по регламенту осуществленияразличают обязательный и ини­циативный финансовый контроль. Обязательный контроль осу­ществляется органами финансового контроля (главным образом государственными) в соответствии с действующим законодатель­ством и в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д. Инициатив­ный контроль определяется не законодательством, а соответст­вующими органами хозяйствующих субъектов;

- по времени проведенияразличают предварительный, текущий (оперативный) и последующий контроль. Предварительный кон­троль осуществляется в целях предупреждения возможных наруше­ний действующего законодательства, нормативных актов. Эта фор­ма контроля позволяет выявить дополнительные резервы и источни­ки возможных доходов, предотвратить нерациональное использова­ние финансовых ресурсов. Поэтому она используется на стадии рассмотрения и принятиябюджетов всех уровней, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Контроль предусматривает оценку обос­нованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов. Текущий контроль осуществляется в ходе исполнениябюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств и поэтому предусматривает не только соблю­дение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

- по направлениям воздействиясубъекта контроля на объект вы­деляют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внеш­ним финансовым контролем понимают контроль по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами (специально созданными контрольными орга­нами); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осу­ществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финан­совыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают по отношению к органам госу­дарственной власти - контроль, осуществляемый непосредствен­но в системе органов государственной власти (например, ведом­ственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).

- по полноте охвата проверяемых вопросов контроль бывает тематическим (проводится по определенному кругу вопросов) и комплексным (т. е. охватывает практически все аспекты финансо­во-хозяйственной деятельности);

- по характеру источниковконтроля различают документальный контроль (проверка финансовой отчетности и документов, обра­зующихся в деятельности организации) и фактический (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.);

- по повторяемости изучения источников контроляразличают первичный, повторный, дополнительный.

Процесс финансового контроляосуществляется с использованием оп­ределенных методов. Под методами финансового контроляпонимают кон­кретные способы осуществления контрольных действий и операций.

Обследование- это сбор и общий анализ информации по конкрет­ному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей де­тальной проверки. Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирова­ния предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Проверкапредставляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования. Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявле­ния нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Ревизия- это система действий по документальному и фактическому контролю совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Соответственно, ревизия предполагает сплошной охват проверяемых доку­ментов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск не обнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты реви­зии содержат конкретное документально подтвержденное определение ус­тановленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата контроля финансово-хозяйст­венной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии. Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйст­венной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности эко­номического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансо­во-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с це­лью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (досто­верности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе реви­зии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбиниро­ванные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что по­зволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата кон­тролируемых операций.

Для проведения любого вида рев

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...