Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оперативное финансовое управление

Оперативное финансовое управление предполагает исполнение текущих и оперативных финансовых планов в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. осуществление производ­ства и реализации продукции, оказания различного рода услуг, ход ко­торых должен обеспечить получение запланированных доходов и фи­нансирование всех расходов в полном размере и в установленный срок. В ходе оперативного финансового управления осуществляется посто­янное системное наблюдение (мониторинг) за ходом выполнения текущих и оперативных финансовых планов. Задачами мониторинга являются:

- измерение и сравнение результативных показателей текущей финансово-хозяйственной деятельности управляемого объекта с пла­новыми показателями;

- выявление отклонений результативных показателей текущей фи­нансово-хозяйственной деятельности управляемого объекта от плановых показателей;

- установление основных факторов, вызвавших отклонения. Основ­ными из них являются:

Ø субъективные факторы, возникающие в результате неправиль­ных действий работников финансовых органов, органов зако-публичной власти, имеющих отношение к финансовому плани­рованию и прогнозированию;

Ø непредвиденные обстоятельства, возникшие при выполнении финансового плана и приведшие к изменению организации финансовых отношений (например, непредвиденное изменение порядка осуществления налоговых платежей);

Ø новые научные и технические открытия, не учтенные ранее при финансовом прогнозировании и способные дестабилизиро­вать финансовую деятельность;

Ø чрезвычайные ситуации природного, военного, техногенного и социального характера, нарушающие нормальный ход воспро­изводства и уничтожающие ресурсы, что обусловливает необ­ходимость увеличения объема государственных расходов, ис­пользования финансовых резервов или мобилизации дополни­тельных финансовых ресурсов на финансовом рынке для уст­ранения их неблагоприятных последствий;

- финансовое маневрирование, осуществляемое в случае выявления отклонения текущей ситуации в сфере финансов управляемого объекта от плановой, выявленного на основе проводимого мони­торинга. Финансовое маневрирование представляет собой ком­плекс мер, разрабатываемых для устранения диспропорций, не предусмотренных в процессе финансового планирования. Для обеспечения финансового маневрирования осуществляется фор­мирование и использование резервных и страховых фондов, по­лучение и использование дополнительных доходов, привлечение кредитных ресурсов и перераспределение расходов между от­дельными статьями расходов.

Таким образом, в ходе оперативного управления финансами обеспечи­вается стабильное развитие экономики страны и функционирование хозяй­ствующих субъектов, решаются задачи обеспечения финансовой поддерж­ки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуа­ции, возникшие в ходе финансово-хозяйственной деятельности управляе­мых объектов, их последствия, осуществляется маневрирование финансо­выми ресурсами с целью выполнения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях.

 

Финансовый контроль

Финансовый контроль —контроль законодательных и исполни­тельных органов власти всех уровней, а также специально создан­ных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.Финансовый контроль представляет собой совокупность меро­приятий, осуществляемых с целью контроля соблюдения всеми субъек­тами финансово-хозяйственной деятельности финансового законода­тельства и финансовой дисциплины, а также оценку эффективности деятельности и целесообразности произведенных расходов.

Цельфинансового контроля заключается в своевременном получе­нии всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах:

- обеспечение сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов;

- обеспечение эффективности финансовой политики хозяйствую­щих субъектов и государства;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансо­вых обязательств субъектов хозяйствования перед государством и муниципальными органами власти; усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

- обеспечение рационального расходования финансовых ресурсов в организациях, правильному ведению бухгалтерского учета и от­ четности;

- обеспечение соблюдения действующего законодательства и нор­мативных актов;

- обеспечение эффективности внешнеэкономической деятельности, в том числе по валютным операциям.

Объектом финансового контроля, прежде всего, являются распре­делительные процессы, возникающие при формировании и использова­нии финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы. Следо­вательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторон­ним, т.к. современная финансовая система охватывает все виды финан­совых отношений как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Отчетная документация — главный объект финан­сового контроля.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней; размеры налого­вых платежей; доходы хозяйствующих субъектов; их издержки обращения; себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многое из контролируемых показателей являются расчетными, что обу­словливает необходимость проверки достоверности и правильности их рас­чета в соответствии с действующими нормативными документами.

Субъектами финансового контроля являются специально уполно­моченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах госу­дарственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специа­листы, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответст­вии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация кото­рых осуществляется на основании их полномочий.

Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры (этапы) финансового контроля. Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные процедуры (этапы):

- планирование финансового контроля, которое предполагает опре­деление объекта, целей, задач, форм, видов и методов контроля и формирование набора количественных и качественных показате­лей, по которым будет производиться оценка реализации финан­совых решений;

- проведение контроля, т.е. сбор оперативных данных, характеризую­щих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

- систематизация результатов контроля (обобщение и упорядоче­ние полученной информации) и составление отчетности;

- реализацию результатов, которая предполагает доведение приня­тых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выяв­ленных нарушений и недостатков.

Финансовый контроль включает проверку:

• соблюдения требований экономических законов (оптимально­сти пропорций распределения и перераспределения националь­ного дохода);

• составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

• эффективности использования трудовых, материальных и фи­нансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

• налоговых взаимоотношений.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе опреде­ленных принципов, которые были приняты IX Конгрессом Междуна­родной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской деклара­ции руководящих принципов контроля. В Российской Федерации эти принципы легли в основу организации, прежде всего, государственного финансового контроля, однако, в значительной мере применимы и для негосударственного финансового контроля.

Основными принципами финансового контроля яв­ляются следующие принципы: законности, независимости, объективно­сти, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и за­дачами. Независимость органов финансового контроля обеспечивается финансовой, организационной и функциональной независимостью кон­тролирующего органа. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта контроля, логическую обоснованность выводов по результатам кон­трольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступ­ность результатов финансового контроля для общественности и средств массовой информации при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответ­ственности предполагает добросовестное отношение сотрудников орга­нов финансового контроля к своим должностным обязанностям и их вы­сокую профессиональную компетентность. Реализация принципа раз­граничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирова­ния в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Успешное и эффективное проведение финансово­го контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

Вся совокупность контрольных мероприятий (действий и операций), осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в различ­ных формах финансового контроля, которые принято классифициро­вать по следующим признакам.

1. По субъектам контроляразличают государственный финансовый контроль, финансовый контроль органов местного самоуправления и не­государственный финансовый контроль.

Государственныйфинансовый контроль осуществляется специальны­ми контрольными органами государства и предназначен для реа­лизации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Данный вид контроля направлен на максимизацию доходов государства и соблюдение целевого расходования его денежных средств. Это в первую очередь разработка, рас­смотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и вне­бюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельнос­тью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпора­ций. Финансовый контроль со стороны государства за негосудар­ственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и дру­гие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообраз­ности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Целью государственного фи­нансового контроля является соблюдение интересов общества в целом при реализации целей финансовой политики государства. В структуре государственного финансового контроля выделяют общегосудар­ственный (вневедомственный) контроль и ведомственный контроль. 0бщегосударственный контроль направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения федерального и регионального бюджетов. Цели и задачи ведомственного контроля непосредственно устанавливаются са­мими министерствами и ведомствами.

Контроль органов местного само­управления направлен на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов. Необходимо отметить, что государственный финансовый кон­троль охватывает не только государственную (централизованную) сферу финансов, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налого­вого законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных креди­тов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Негосударственный контроль включает: аудиторский (независимый) контроль; контроль со стороны коммерческих банков за своими клиентами; внутрихозяйственный (внутрифирменный) и общест­венный контроль.

Независимый (аудиторский) контроль проводится ау­диторскими фирмами и отдельными аудиторами, которые имеют ли­цензию на проведение аудита с целью независимой проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит может быть обязательным и инициативным.

Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение организациями-клиентами установ­ленного порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного зако­нодательства. При выдаче кредитов организациям коммерческие банки в соответствии с кредитным договором могут осуществлять и иные виды контроля финансово-хозяйственной деятельности кредиторов. Такой контроль со стороны банка рассматривается как элемент управления кредит­ным риском.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансово-экономическими подразделениями организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизион­ными комиссиями и другими службами организаций) и направлен, на контроль правомочности совершения тех или иных финан­совых операций органами управления организации, на контроль эффек­тивности и целесообразности затрат, в том числе в инвестиционные про­екты, а также оценку и контроль финансового состояния предприятия. Объектом данного вида контроля является финансово-хозяйственная дея­тельность организации.

Общественный контроль осуществляется непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

2. По объектам контроляразличают бюджетный контроль; за вне­бюджетными фондами; налоговый; валютный; кредитный; страховой; ин­вестиционный; таможенный; за денежной массой. Одним из важнейших видов финансового контроля является бюджетный контроль. Он обеспечи­вает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соот­ветствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; вы­явление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правиль­ностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный кон­троль рассматриваются обычно как составляющие бюджетного контроля, но могут рассматриваться как самостоятельные виды контроля.

Те или иные формы контрольных мероприятий, в ходе их осуществ­ления, принимают конкретный видимый облик - вид. Все разновидно­сти финансового контроля классифицируются следующим образом:

- по регламенту осуществленияразличают обязательный и ини­циативный финансовый контроль. Обязательный контроль осу­ществляется органами финансового контроля (главным образом государственными) в соответствии с действующим законодатель­ством и в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д. Инициатив­ный контроль определяется не законодательством, а соответст­вующими органами хозяйствующих субъектов;

- по времени проведенияразличают предварительный, текущий (оперативный) и последующий контроль. Предварительный кон­троль осуществляется в целях предупреждения возможных наруше­ний действующего законодательства, нормативных актов. Эта фор­ма контроля позволяет выявить дополнительные резервы и источни­ки возможных доходов, предотвратить нерациональное использова­ние финансовых ресурсов. Поэтому она используется на стадии рассмотрения и принятиябюджетов всех уровней, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Контроль предусматривает оценку обос­нованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов. Текущий контроль осуществляется в ходе исполнениябюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств и поэтому предусматривает не только соблю­дение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

- по направлениям воздействиясубъекта контроля на объект вы­деляют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внеш­ним финансовым контролем понимают контроль по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами (специально созданными контрольными орга­нами); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осу­ществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финан­совыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают по отношению к органам госу­дарственной власти - контроль, осуществляемый непосредствен­но в системе органов государственной власти (например, ведом­ственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).

- по полноте охвата проверяемых вопросов контроль бывает тематическим (проводится по определенному кругу вопросов) и комплексным (т. е. охватывает практически все аспекты финансо­во-хозяйственной деятельности);

- по характеру источниковконтроля различают документальный контроль (проверка финансовой отчетности и документов, обра­зующихся в деятельности организации) и фактический (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.);

- по повторяемости изучения источников контроляразличают первичный, повторный, дополнительный.

Процесс финансового контроляосуществляется с использованием оп­ределенных методов. Под методами финансового контроляпонимают кон­кретные способы осуществления контрольных действий и операций.

Обследование- это сбор и общий анализ информации по конкрет­ному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей де­тальной проверки. Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирова­ния предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Проверкапредставляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования. Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявле­ния нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Ревизия- это система действий по документальному и фактическому контролю совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Соответственно, ревизия предполагает сплошной охват проверяемых доку­ментов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск не обнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты реви­зии содержат конкретное документально подтвержденное определение ус­тановленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата контроля финансово-хозяйст­венной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии. Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйст­венной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности эко­номического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансо­во-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с це­лью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (досто­верности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе реви­зии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбиниро­ванные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что по­зволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата кон­тролируемых операций.

Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается програм­ма, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являю­щимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабаты­ваются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привле­чению виновных лиц к ответственности.

Надзорпредставляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере дея­тельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществля­ется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования. Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых опера­ций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъяв­ляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта кон­троля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например в виде от­зыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Мониторингв отличие от надзора представляет собой систему по­стоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюде­нию с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования. Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за использованием фи­нансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоя­тельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансо­вой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

Определенная последовательность процедур (этапов) финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет меха­низм финансового контроля.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...