Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оперативное финансовое управлениеОперативное финансовое управление предполагает исполнение текущих и оперативных финансовых планов в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. осуществление производства и реализации продукции, оказания различного рода услуг, ход которых должен обеспечить получение запланированных доходов и финансирование всех расходов в полном размере и в установленный срок. В ходе оперативного финансового управления осуществляется постоянное системное наблюдение (мониторинг) за ходом выполнения текущих и оперативных финансовых планов. Задачами мониторинга являются: - измерение и сравнение результативных показателей текущей финансово-хозяйственной деятельности управляемого объекта с плановыми показателями; - выявление отклонений результативных показателей текущей финансово-хозяйственной деятельности управляемого объекта от плановых показателей; - установление основных факторов, вызвавших отклонения. Основными из них являются: Ø субъективные факторы, возникающие в результате неправильных действий работников финансовых органов, органов зако-публичной власти, имеющих отношение к финансовому планированию и прогнозированию; Ø непредвиденные обстоятельства, возникшие при выполнении финансового плана и приведшие к изменению организации финансовых отношений (например, непредвиденное изменение порядка осуществления налоговых платежей); Ø новые научные и технические открытия, не учтенные ранее при финансовом прогнозировании и способные дестабилизировать финансовую деятельность; Ø чрезвычайные ситуации природного, военного, техногенного и социального характера, нарушающие нормальный ход воспроизводства и уничтожающие ресурсы, что обусловливает необходимость увеличения объема государственных расходов, использования финансовых резервов или мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке для устранения их неблагоприятных последствий; - финансовое маневрирование, осуществляемое в случае выявления отклонения текущей ситуации в сфере финансов управляемого объекта от плановой, выявленного на основе проводимого мониторинга. Финансовое маневрирование представляет собой комплекс мер, разрабатываемых для устранения диспропорций, не предусмотренных в процессе финансового планирования. Для обеспечения финансового маневрирования осуществляется формирование и использование резервных и страховых фондов, получение и использование дополнительных доходов, привлечение кредитных ресурсов и перераспределение расходов между отдельными статьями расходов. Таким образом, в ходе оперативного управления финансами обеспечивается стабильное развитие экономики страны и функционирование хозяйствующих субъектов, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации, возникшие в ходе финансово-хозяйственной деятельности управляемых объектов, их последствия, осуществляется маневрирование финансовыми ресурсами с целью выполнения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях.
Финансовый контроль Финансовый контроль —контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых с целью контроля соблюдения всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности финансового законодательства и финансовой дисциплины, а также оценку эффективности деятельности и целесообразности произведенных расходов. Цельфинансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах: - обеспечение сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов; - обеспечение эффективности финансовой политики хозяйствующих субъектов и государства; - обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств субъектов хозяйствования перед государством и муниципальными органами власти; усиление их ответственности за результаты своей деятельности; - выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; - обеспечение рационального расходования финансовых ресурсов в организациях, правильному ведению бухгалтерского учета и от четности; - обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов; - обеспечение эффективности внешнеэкономической деятельности, в том числе по валютным операциям. Объектом финансового контроля, прежде всего, являются распределительные процессы, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним, т.к. современная финансовая система охватывает все виды финансовых отношений как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней; размеры налоговых платежей; доходы хозяйствующих субъектов; их издержки обращения; себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многое из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры (этапы) финансового контроля. Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные процедуры (этапы): - планирование финансового контроля, которое предполагает определение объекта, целей, задач, форм, видов и методов контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений; - проведение контроля, т.е. сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка; - систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации) и составление отчетности; - реализацию результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. Финансовый контроль включает проверку: • соблюдения требований экономических законов (оптимальности пропорций распределения и перераспределения национального дохода); • составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль); • эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений; • налоговых взаимоотношений. Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов, которые были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля. В Российской Федерации эти принципы легли в основу организации, прежде всего, государственного финансового контроля, однако, в значительной мере применимы и для негосударственного финансового контроля. Основными принципами финансового контроля являются следующие принципы: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности. Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля обеспечивается финансовой, организационной и функциональной независимостью контролирующего органа. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта контроля, логическую обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля для общественности и средств массовой информации при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям и их высокую профессиональную компетентность. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения. Вся совокупность контрольных мероприятий (действий и операций), осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в различных формах финансового контроля, которые принято классифицировать по следующим признакам. 1. По субъектам контроляразличают государственный финансовый контроль, финансовый контроль органов местного самоуправления и негосударственный финансовый контроль. Государственныйфинансовый контроль осуществляется специальными контрольными органами государства и предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Данный вид контроля направлен на максимизацию доходов государства и соблюдение целевого расходования его денежных средств. Это в первую очередь разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Целью государственного финансового контроля является соблюдение интересов общества в целом при реализации целей финансовой политики государства. В структуре государственного финансового контроля выделяют общегосударственный (вневедомственный) контроль и ведомственный контроль. 0бщегосударственный контроль направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения федерального и регионального бюджетов. Цели и задачи ведомственного контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами. Контроль органов местного самоуправления направлен на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов. Необходимо отметить, что государственный финансовый контроль охватывает не только государственную (централизованную) сферу финансов, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Негосударственный контроль включает: аудиторский (независимый) контроль; контроль со стороны коммерческих банков за своими клиентами; внутрихозяйственный (внутрифирменный) и общественный контроль. Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами и отдельными аудиторами, которые имеют лицензию на проведение аудита с целью независимой проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит может быть обязательным и инициативным. Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение организациями-клиентами установленного порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. При выдаче кредитов организациям коммерческие банки в соответствии с кредитным договором могут осуществлять и иные виды контроля финансово-хозяйственной деятельности кредиторов. Такой контроль со стороны банка рассматривается как элемент управления кредитным риском. Внутрихозяйственный контроль проводится финансово-экономическими подразделениями организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизионными комиссиями и другими службами организаций) и направлен, на контроль правомочности совершения тех или иных финансовых операций органами управления организации, на контроль эффективности и целесообразности затрат, в том числе в инвестиционные проекты, а также оценку и контроль финансового состояния предприятия. Объектом данного вида контроля является финансово-хозяйственная деятельность организации. Общественный контроль осуществляется непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов. 2. По объектам контроляразличают бюджетный контроль; за внебюджетными фондами; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; таможенный; за денежной массой. Одним из важнейших видов финансового контроля является бюджетный контроль. Он обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются обычно как составляющие бюджетного контроля, но могут рассматриваться как самостоятельные виды контроля. Те или иные формы контрольных мероприятий, в ходе их осуществления, принимают конкретный видимый облик - вид. Все разновидности финансового контроля классифицируются следующим образом: - по регламенту осуществленияразличают обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный контроль осуществляется органами финансового контроля (главным образом государственными) в соответствии с действующим законодательством и в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д. Инициативный контроль определяется не законодательством, а соответствующими органами хозяйствующих субъектов; - по времени проведенияразличают предварительный, текущий (оперативный) и последующий контроль. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения возможных нарушений действующего законодательства, нормативных актов. Эта форма контроля позволяет выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов. Поэтому она используется на стадии рассмотрения и принятиябюджетов всех уровней, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Контроль предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов. Текущий контроль осуществляется в ходе исполнениябюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств и поэтому предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. - по направлениям воздействиясубъекта контроля на объект выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают контроль по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами (специально созданными контрольными органами); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля). - по полноте охвата проверяемых вопросов контроль бывает тематическим (проводится по определенному кругу вопросов) и комплексным (т. е. охватывает практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности); - по характеру источниковконтроля различают документальный контроль (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации) и фактический (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.); - по повторяемости изучения источников контроляразличают первичный, повторный, дополнительный. Процесс финансового контроляосуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроляпонимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Обследование- это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки. Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. Проверкапредставляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования. Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий. Ревизия- это система действий по документальному и фактическому контролю совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Соответственно, ревизия предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск не обнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии. Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности. По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени. Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций. Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности. Надзорпредставляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования. Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций). Мониторингв отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования. Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия. Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала. Определенная последовательность процедур (этапов) финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.
12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |