Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические принципы использования карикатуры на уроке истории

 

Как и при работе с текстовыми источниками, при использовании карикатур учитель должен осуществлять их предварительный отбор, учитывая возраст и уровень подготовки обучающихся. Например, для учащихся 9 классов не следует применять сложные для анализа изображения или изображения, содержащие эротические сцены. В немецких школах рекомендуется использовать карикатуры, начиная с 8 класса. Именно в этом возрасте непонятные элементы в изображении могут вызвать интерес и стимулировать критическое мышление. Использование визуального источника дает преподавателю возможность менять методы работы в классе. Кроме того, обучаемые должны вербально выражать свои знания, чтобы детально описать и проанализировать карикатуру, но при этом они лишены возможности воспользоваться лексиконом источника, поскольку карикатура почти не содержит или совершенно не содержит текста. Карикатура должна быть подобрана так, чтобы позволять добиваться цели урока и экономить время, а также не допускать неверной интерпретации учащимися.

Дидактические принципы использования карикатуры на уроке истории:

Карикатура не содержит никакой информации о фактической стороне рассматриваемого вопроса и заключает в себе только оценочные суждения современников о нем. Из этого вытекает ее специфическая ценность как источника, при использовании которого на уроке надо соблюдать четыре принципа:

1) Карикатура непригодна для того, чтобы быть поставщиком информации на этапе разработки вопроса на уроке, поскольку она не дает по этому вопросу дополнительных фактических знаний.

2) Она пригодна для использования на этапе мотивации, когда речь идет о том, чтобы ознакомить обучающихся с темой или проблемой и вызвать их интерес, то есть в начале урока по определенной теме или определенному разделу. Но необходимым условием этого использования является то, что карикатура содержит небольшое количество легко раскрываемых иконографических аспектов. Если выбранная карикатура лишком сложна, обучаемые не справятся с ее анализом и цель этого этапа занятия не будет достигнута.

3) Более сложные карикатуры предлагаются учащимся, чтобы проверить их уровень знаний после проблемно ориентированного этапа работы. В результате быстро станет ясно, насколько выучены и поняты разобранные на уроке или в течение изучения целой темы факты и проблемы. Карикатуры могут использоваться и на уроках, посвященных обучению методам работы с визуальными источниками.

4) Карикатуры очень хорошо подходят для тех этапов урока, когда происходит формирование оценок, например, при заключительном обсуждении той или иной проблемы. Так как карикатуры оказывают сильное влияние на мнения, они требуют от обучающихся приятия или неприятия, а, следовательно, формирования собственного мнения и его аргументации.

Серьезная методическая проблема состоит в понимании обучаемыми элементов изображения и символов, применяемых в карикатурах. Современники легко понимали эти элементы и символы, а для современного человека это может оказаться затруднительно. Немецкий методист Манфред Фауст (GWU 1980, Heft 31) предлагает разделять семиотические составные части карикатур на две группы: иконографические символы и произвольные символы. Иконографические символы – это элементы изображения, значение которых общеизвестно или может быть легко истолковано. Например, кандалы – символ несвободы и подавления, а пальмовая ветвь или голубь – символы мира). В отличие от них произвольные символы могут быть истолкованы только в их взаимосвязях.

Изменение семантического значения и загадочность отдельных элементов карикатуры могут затруднить работу с источником. Для обучающихся часто представляет трудность и узнавание личностей, хорошо знакомых современникам событий. Чаще всего школьники знают многих исторических деятелей только по именам.

Большое значение имеет корректное восприятие всех элементов изображения на карикатуре. Ни в коем случае нельзя пренебрегать деталями, поскольку в противном случае будут неверно установлены связи между отдельными элементами. Продолжительный и тщательный анализ карикатуры позволяет избежать учащимся поспешной и неверной интерпретации. Истолкование символов может вызывать трудности из-за изменившихся норм изображения. Школьники не всегда понимают исторические и литературные аллегории или аллегории, связанные с античной мифологией: Бисмарк в роли Генриха IV в Каноссе, Гитлер в роли доктора Джекила и мистера Хайда, Бисмарк как Прокруст. Знания, которые в прошлые эпохи были обязательными для людей определенного круга в Европе, теперь обязательными не являются. Иконографические символы различаются в разных странах и культурах. например, изображение российского государства в виде медведя больше известно, чем изображение Англии в виде льва.

Обучаемым должны быть известны важнейшие стилистические средства, применяемые в карикатурах:

1) Сравнение: хищный волк, трусливый заяц, хитрая лиса, глупая или заблудшая овца, упрямый осел или бык. Смерть часто изображается как скелет с косой, косарь или песочные часы. При этом поведение или качества этих животных переносятся на этих людей или сами люди изображаются в виде данных животных.

2) Метафора: переносный смысл понятия на изображении, который указывает на действительно существовавшие обстоятельства: государственный корабль как символ правительства, зима как символ упадка или кризиса

3) Пародия: искажение изображений реально существовавших личностей.

4) Литотес (Преуменьшение): некоторые элементы изображения или текста выглядят непропорционально маленькими

5) Преувеличение (гипербола): некоторые элементы изображения или текста выглядят непропорционально большими

6) Парадоксальность: изображаются очевидные, удивительные противоречия.

 

Лабораторное занятие 8

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...