Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. М., 1996.

Вопросы

  1. Назовите основные этапы развития психологии.
  2. Как изменялся предмет психологии?
  3. С чем связано изменение предмета и методов психологии?
  4. В чем причина методологического кризиса в психологии?
  5. Как изменялась взаимосвязь психологии с другими науками?
  6. Какие факторы влияют на развитие психологии?
  7. В чем проявляется субъективность и неопределенность в характере развития психологии?
  8. Каким образом связаны между собой социальная ситуация развития науки и личность ученого?
  9. Как развивались принципы системности и детерминизма?
  10. Какие виды развития существуют в психологии?
  11. Что такое категориальный строй психологии?
  12. Дайте характеристику психофизической и психофизиологической проблем.

 

Лекция 2.

Предмет, задачи и отрасли психологии.

1. Предмет психологии

2. Задачи психологии

3. Отрасли психологии

4. Основные школы и направления современной психологии.

Предмет психологии.

Психологи признали, что психическое возникает на основе физиологических, биохимических и физических процессов организма. При нарушении нормальной деятельности мозга (отравление, истощение, травмы, стрессы) у человека нарушается нормальная психическая жизнь. Однако объяснить сознательные формы психической жизни, закономерностями механизмов мозга нельзя.

Решение этого вопроса было дано одним из основоположников отечественной психологической науки Л.С. Выготским (1896 – 1934). Его основное положение звучит парадоксально и заключается в следующем: «Чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека необходимо выйти за пределы организма и искать источники ее не в глубинах мозга и духа, а во внешних условиях жизни и в первую очередь общественной жизни, то есть в социально-исторических формах существования человека». Не внутри мозга и духа, а в знаках, орудиях и социальных отношениях лежат объяснения тайн психики. Свою теорию Л.С. Выготский назвал культурно-исторической:

- исторической – изучает процессы, возникшие в общественной истории человека;

- культурной - орудия труда, предметы быта, язык, средства производства, обуславливающие развитие психики рождаются и развиваются не в организме, а в культуре общества.

Исходя из понимания сущности происхождения психики и ее высших форм можно дать следующее определение психологии как науки:

 

 
 


ПСИХОЛОГИЯ – это наука о психике, закономерностях ее

проявления и развития.

Задачи психологии.

Основными задачами психологии являются:

1. Изучение законов психической жизни человека, для организации и взаимодействия людей; различных видов деятельности и оптимального формирования личности.

2. Создание достаточных условий для раскрытия личностного потенциала.

3. Исследование зависимостей психических явлений от объективных условий жизни.

Основные школы и направления современной психологии. Рассмотрим характеристики основных современных психологических направлений: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, гуманистическая психология, деятельностный подход.

 

Направление Представители Основные тезисы и положения направления
Бихевиоризм Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура 1.Своим теоретиком считают И.П. Павлова. 2.Изучать можно только то, что объективно наблюдаемо – поведение (в расширенном смысле понимается как мышечная реакция, вегето – сосудистые изменения, и деятельность желез). 3.Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. Подобно поведению животных.
Гештальт-психология К. Коффка, М.Вертгеймер, В. Келер, К.Левин, Ф. Перлз 1.Психической деятельности свойственно стремление к целостности, образу, структуре. 2.Отсутствие целостности, завершенности порождает напряжение и внутренние конфликты.
Глубинная психология З.Фрейд (психоанализ) А. Адлер (индивидуальная психология) К.Г. Юнг (аналитическая психология) 1.Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное (содержание которого составляют врожденные инстинкты, желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости). 2.Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. 3.Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития Я человека вынуждено постоянно искать компромисс между энергией бессознательного и тем, что допускается обществом. 4.Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики, т. е. специфическими изменениями содержания сознания, возникающими в ситуации внутреннего конфликта.
Гуманистическая психология А. Маслоу К. Роджерс Г. Олпорт 1.Основной мотив всякого человека – стремление к самоактуализации (непрерывный процесс развития). Каждый человек является особенной ценностью. Со своим внутренним потенциалом, талантом, стремящимся к самораскрытию. Человеку, продвигающемуся по пути самоактуализации, присущи такие черты как открытость, доверие к себе, уверенность в своих силах, компетентность; самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь; искренность; доброжелательность к другим людям и терпимость к их недостаткам. 2.Условием движения к самоактуализации является опыт межличностных отношений, характеризующийся следующими чертами: безусловное положительное отношение, искренность или конгруэнтность в общении, эмпатия
Деятельностный подход Л.С. Выготский С.Л.Рубинштейн А.Н. Леонтьев А.Р. Лурия Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин 1.Развитие психики осуществляется через посредство деятельности – т.е. активного взаимодействия со средой. Психика не только формируется в деятельности и проявляется через нее. 2.Все психические функции человека, обладающего сознанием, носят опосредованный характер. Механизмом такого усвоения в онтогенезе является интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности) 3.С помощью психических орудий – значений, понятий – человек способен в овладению собственной психикой, превращать свои функции в произвольные.

Отрасли психологии.С развитием психологии как науки постепенновыделились и приобрели самостоятельность отдельные отрасли психологических знаний. Выделились такие ее отрасли как общая, возрастная, педагогическая, социальная, генетичекая психология, зоопсихология, инженерная, военная, медицинская, юридическая психология, психология труда, спортивная психология, психология искусства, патопсихология. В связи с космическими полетами возникла космическая психология.

Каждая из этих отраслей психологических знаний имеет свой предмет и специфические методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий работы в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требований к морально-психологическим качествам личности. Но все отрасли психологических знаний нуждаются в знаниях общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психических явлений, закономерности их развития.

 

Вопросы

  1. Дайте определение психологии
  2. Каковы задачи психологии
  3. Перечислите основные отрасли психологии
  4. Назовите основные школы и направления современной психологии.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1989.

1.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968

3.Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 Т. – М., 1983, Т. 3, с. 464 – 465

4. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. // Хрестоматия по психологии. М., 1987

5.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988

4.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2000

Лекция 3.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...