Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Построение и проведение психологического исследования.1. Метод как способ исследования деятельности. 2. Основные методы психологического исследования. 3. Этапы психологического исследования.
Методология – учение о структуре, методе (пути), организации научного исследования. Наука как сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности, имеет следующие особенности, признаки: 1. Носит систематический характер знаний. Наука – система теорий
Теория - система понятий Понятия выражаются в терминах
2. Использование гипотез (предположений), допускающих проверку. 3. Наличие определенных методов исследования. Развитие любой науки зависит от уровня разработанности ее методов, то есть путей, способов, средств и приемов, с помощью которых добываются факты. «Как бы не было совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого» (И.П. Павлов). Факты – это определенный акт поведения человека или группы людей, акты общения, совместной деятельности и т.д. Общая цель всех методов – регистрация фактов для их последующей интерпретации, теоретического анализа. Факты интересны не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей, проверка полученных выводов и определенной гипотезы. Факт сам по себе имеет значение благодаря идее, с которой он связан или доказательству, которому он дает опору. Методологические принципы изучения психики человека. В 30-е годы формулируются основные методологические принципы психологической науки: 1. Принцип детерминизма – или причинной обусловленности тех или иных изменений психики человека факторами внешнего и внутреннего порядка. 2. Принцип единства сознания и деятельности. О внутренней жизни человека мы узнаем по его внешним проявлениям: действиями, через речь, творчество, труд, поведение. 3. Принцип развития. «Дерево в зерне, человек в возможности». Личность постоянно находится в обновлении и развитии, ее становление – скачкообразный, противоречивый процесс появления качественных новообразований. Стратегии исследований. Исходя из методологических принципов и конкретных задач изучения особенностей психики человека определяется конкретная стратегия или генеральный путь исследования. Стратегии исследований
1. Общественной необходимости решать определенную проблему. 2. Ориентировка в круге вопросов, необходимых для её решения. 3. Подбор методов, помогающих в решении этих вопросов и соответственно поставленных задач. Этапы психологического исследования. I этап – ориентировочный: 1. Знакомство и изучение научно-психологической литературы по выбранной теме. Литературный обзор концептуального аппарата как отечественных, так и зарубежных ученых; уточнение библиографии, сделать ее необходимой и достаточной. Систематизация материала в соответствии с исследуемой проблемой. 2. Сформулировать цели исследования: то, к чему стремится исследователь, что он хочет узнать, ожидаемый результат. 3. Выдвинуть гипотезу (ы) исследования: предположение. Определить возможный ответ на вопрос, заключенный в проблеме 4. Выстроить задачи исследования: это цель, данная в определенных условиях. 5. Выделить объект исследования (сфера действительности) 6. Предмет исследования (сторона указанной действительности) 7. База исследования. II этап – исполнительский. 1. Подбор методов и методик применительно к своему контингенту респондентов и в соответствии с изучаемой проблемой. 2. Протокольно оформить собранные данные, полученные после применения методического аппарата исследования. 3. Проанализировать их, обобщить посредством статистических методов, таблиц, графиков, диаграмм и т.д. 4. Обсудить, полученные результаты, проинтерпретировать их с точки зрения выявляемой психологической закономерности и выбранной теоретической концепции в рамках исследования какого-то автора, школы или направления, сделать выводы. 5. Констатирующее исследование устанавливает фактическое состояние психического процесса, признака, состояния, явления; выявляет их уровень с целью последующего исследования. Ш этап – результативный. Если исследователь, создав условия перехода респондента на новый качественный уровень, получил положительный результат, следовательно, он вскрыл механизм возникновения искомого качества, который может быть использован в практической деятельности. Это выявляется путем сопоставления с результатами контрольной группы (группа, которая не подвергается экспериментальному воздействию). |
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |