Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение и проведение психологического исследования.

1. Метод как способ исследования деятельности.

2. Основные методы психологического исследования.

3. Этапы психологического исследования.

 

Методология – учение о структуре, методе (пути), организации научного исследования.

Наука как сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности, имеет следующие особенности, признаки:

1. Носит систематический характер знаний.


Наука – система теорий

Теория - система понятий

 
 


Понятия выражаются в терминах

 

2. Использование гипотез (предположений), допускающих проверку.

3. Наличие определенных методов исследования.

Развитие любой науки зависит от уровня разработанности ее методов, то есть путей, способов, средств и приемов, с помощью которых добываются факты. «Как бы не было совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого» (И.П. Павлов). Факты – это определенный акт поведения человека или группы людей, акты общения, совместной деятельности и т.д.

Общая цель всех методов – регистрация фактов для их последующей интерпретации, теоретического анализа. Факты интересны не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей, проверка полученных выводов и определенной гипотезы. Факт сам по себе имеет значение благодаря идее, с которой он связан или доказательству, которому он дает опору.

Методологические принципы изучения психики человека. В 30-е годы формулируются основные методологические принципы психологической науки:

1. Принцип детерминизма – или причинной обусловленности тех или иных изменений психики человека факторами внешнего и внутреннего порядка.

2. Принцип единства сознания и деятельности. О внутренней жизни человека мы узнаем по его внешним проявлениям: действиями, через речь, творчество, труд, поведение.

3. Принцип развития. «Дерево в зерне, человек в возможности». Личность постоянно находится в обновлении и развитии, ее становление – скачкообразный, противоречивый процесс появления качественных новообразований.

Стратегии исследований. Исходя из методологических принципов и конкретных задач изучения особенностей психики человека определяется конкретная стратегия или генеральный путь исследования.

Стратегии исследований

 

Стратегия Сущность Достоинства Недостатки
Трансвер-сальная Исследование поперечных срезов осуществляется путем подбора относительно однородных групп респондентов, отличающихся по какому-либо признаку: пол, возраст и т.п. В короткое время можно получить достоверные данные о возрастных и психологических особенностях, установить как влияет один из факторов на психику человека. Почти ничего нельзя узнать о природе самого процесса развития, его причинах, движущих силах, индивидуальных особенностях проявления.
Лонгитюд ная Систематическое изучение одних и тех же респондентов на протяжении длительных отрезков времени. Дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов, выявить причины, вскрыть механизмы. Изучение может быть выборочным, сплошным и комплексным. Трудно организовать, поэтому берется ограниченное количество респондентов. Можно преувеличить роль индивидуальных различий.
Экспери-менталь-но-гене-тическая Основывается на ведущей роли обучения, следовательно предполагает активное вмешательство в процесс формирования того или иного психического качества (формирующий эксперимент). -активное вмешательство, -повторяемость, -специальная организация, -привнесение любых условий, -варьирование личности и группы, -отслеживание механизмов -трудно организовать, т.к. необходимо изменить условия, -требует высокой квлификации исследователя.

 

Планирование и построение исследования.Психологическое исследование – это всегда творческая деятельность, которая начинается с осознания следующих задач:

1. Общественной необходимости решать определенную проблему.

2. Ориентировка в круге вопросов, необходимых для её решения.

3. Подбор методов, помогающих в решении этих вопросов и соответственно поставленных задач.

Этапы психологического исследования.

I этап – ориентировочный:

1. Знакомство и изучение научно-психологической литературы по выбранной теме. Литературный обзор концептуального аппарата как отечественных, так и зарубежных ученых; уточнение библиографии, сделать ее необходимой и достаточной. Систематизация материала в соответствии с исследуемой проблемой.

2. Сформулировать цели исследования: то, к чему стремится исследователь, что он хочет узнать, ожидаемый результат.

3. Выдвинуть гипотезу (ы) исследования: предположение. Определить возможный ответ на вопрос, заключенный в проблеме

4. Выстроить задачи исследования: это цель, данная в определенных условиях.

5. Выделить объект исследования (сфера действительности)

6. Предмет исследования (сторона указанной действительности)

7. База исследования.

II этап – исполнительский.

1. Подбор методов и методик применительно к своему контингенту респондентов и в соответствии с изучаемой проблемой.

2. Протокольно оформить собранные данные, полученные после применения методического аппарата исследования.

3. Проанализировать их, обобщить посредством статистических методов, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.

4. Обсудить, полученные результаты, проинтерпретировать их с точки зрения выявляемой психологической закономерности и выбранной теоретической концепции в рамках исследования какого-то автора, школы или направления, сделать выводы.

5. Констатирующее исследование устанавливает фактическое состояние психического процесса, признака, состояния, явления; выявляет их уровень с целью последующего исследования.

Ш этап – результативный.

Если исследователь, создав условия перехода респондента на новый качественный уровень, получил положительный результат, следовательно, он вскрыл механизм возникновения искомого качества, который может быть использован в практической деятельности. Это выявляется путем сопоставления с результатами контрольной группы (группа, которая не подвергается экспериментальному воздействию).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...