Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика деятельности.

Навыки и их формирование.

Теория поэтапного формирования умственных действий

П.Я. Гальперина

Общая характеристика деятельности.

В отечественной психологии категория деятельности разра­батывалась с 30 г. XX века в школе Л.С. Выготского.

С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, Леонтьева А.Н., Д.Б. Эльконина, но наиболее закон­ченное воплощение эта теория получила в работе A.Н. Леонтьева «Деятельность, Сознание, Личность.» (1975). Какова же роль категории деятельности в развитии психологической науки?

1. Понятие «деятельности» позволило пересмотреть взгляд на человеческую активность.


Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к миру, который ориентирует человека в предметном мире. Деятельность на психологическом уровне - это единица жизни.

 

2. Понятие деятельности позволило сформулировать основной принцип психологии – единства сознания и деятельности. Его суть: внешнюю практическую и внутреннюю психическую деятельность следует рассматривать как неразрывную сферу, т.к. никакие высшие психические процессы не могут быть сформированы вне деятельности, причем первичной является материальная (внешняя), а внутренняя – это преобразованная форма внешней, практической деятельности.

С проблемой личности тесно связана проблема деятельности. Жить – значит действовать. Реальная человеческая жизнь - это процесс взаимодействия со средой это система сменяющих друг друга деятельностей.

I. Особенности деятельности:

1. Деятельность носит предметный характер: направлена на предмет и обусловлена предметом. Человек, осуществляя деятельность действует по закону пред­мета, т.е. способность человека вести себя не как ему захочется, а в соответствии с логикой предмета деятельности.

2. Предметная деятельность носит динамический характер, которая проявляется в двух взаимосвязанных процессах:

Опредмечивание   Распредмечивание
Превращение способности человека в продукт дея­тельности, т.е. создавая предметы, человек создаёт свою социальную сре­ду, реализуя в них уровень достигнутых знаний о законах природы и общества.   превращение свойств предметов в способности человека благодаря этому процессу происходит приобщение че­ловека к культуре общества
     
Экстериоризация   Интериоризация
Опредмечивание образа, его переход в идеальное свойство предмета.   процесс перехода от внешнего реального действия к внутреннему, идеальному.

 

Итак! Благодаря опредмечиванию - изменяется объективные условия жизни человека, а распредмечиванию – изменяется сам человек, приобретая новые качества личности.

II. Деятельность носит социальныйхарактер:

1. В преемственности: предшествующее поколение передаёт последующему средства и способы использования орудий труда и средств производства.

2. В совместных формах производства. С момента выделения из животного мира человек нe может заниматься производством в одиночку, усложнение производства потребовало разделения труда, появилась необходимость планирования деятельности, обмене продуктами.

III. Cтрyктура деятельности.

А.Н. Леонтьевым была предложена структура деятельности, состоящая из 2-х рядов:

I ряд Деятельность – действия – операции

II ряд Мотив – цель – условие

IV. Особенности структуры:

1. Каждый компонент каждого ряда соотносится друг с другом по вертикали:

- деятельность всегда побуждается предметом потребности, т.е. мотивом. Понятие деятельности связано с понятием мотива. Деятельность, лишенная мотива – это деятельность со скрытым мотивом.

- действие всегда подчиняется представлению о результате, т.е. подчиняется сознательной цели.

Деятельность обычно осуществляется совокупностью действий, подчиняющихся частным целям.

Действие осуществляется способами. Способ осуществления и есть операция.

Итак! Деятельность соотносится с мотивом, действия подчинены целям, операции зависят от условий.

2. Компоненты структуры могут дробиться или укрупняться, т.е. соотносится по горизонтали:

- одно и тоже занятие может быть для одного человека деятельностью, а для другого действием. Например: еда – действие – когда подчиняется какой-то цели – поесть, чтобы работать дальше, а когда мотив – гурман – любитель изысканных блюд – это уже деятельность.

- действие превращается в операцию. Например: первоклассник каждую букву видит в качестве самостоятельной цели; для взрослого – это средство выражения мысли; для начинающего водителя – переключение передач – действие, каждый раз ставится цель; для водителя – профессионала - это уже операция, потому что у него другие цели: тронуться с места, взять крутые повороты, остановится в заданном месте.

- операция превращается в действие. Например: утром человек встаёт, одевается, умывается завтракает при этом выполняя многочисленные операции; человек болен каждая операция становится его действием: суметь подняться, удержаться, умыться, пройти…

- цель превращается в мотив (сдвиг мотива на цель А.Н. Леонтьев). Часто для детей выполнение уроков - это цель, которая подчиняется другому мотиву… пойти погулять. Если взрослый сумеет придать промежуточным действиям большую значимость – похвалит, проявит заинтересованность…то у ребенка приготовление уроков превратится в самостоятельный мотив. Психологический механизм приобретения друзей, любви, сначала общение – выступает как средство удовлетворения какого-то мотива, затем общение как самостоятельный мотив – общение ради общения.

V. Освоение деятельности.

1. Навыки и их формирование. Целенаправленное преобразование действительности связано с выработкой навыков и умений.

 

Навыки- это автоматизированные способывыполнения действий, сформированные в процессе

упражнений.

 

Например, написание, плавание, строгание и т.д.

 
 


Умение- это такое сочетание знаний и навыков, которое

обеспе­чивает успешное выполнение деятельности.

 

 

Умения могут быть специфическими и общими. Специфические проявляются в конкретном виде работы, (опреде­ление направления, чтение карты, грамматический анализ), общие - во всех видах работ (умение спланировать работу, умение всесторонне учитывать условие задачи, умение самоконтроля)

Физической основой навыков, умений являются устойчивые системы вр. нервн. связей, которые называются динамическим стереотипом.

При формировании навыка выделяют четыре основных этапа:

1. Ознакомительный. Прежде чем выполнить или усвоить какое-нибудь —действие, человек должен составить предварительное представле­ние о своем будущем действии, своего рода ориентировочную основу, в которой должны быть отражены образ способа (как) и результата (что) действия.

П.Я.Гальперин выделяет три типа ориентировочной основы действия:

А. Обучающему показывают конечный результат (что делать) и образец (как делать). Учащийся пробует, ошибается, постепенно научается, процесс формирования навыка при такой основе идет медленно.

Б. Тип ООД. Учащемуся дается образец и полная программа всех операций (алгоритм). Программа дается в готовом виде в конкретной форме, пригодной для данного, конкретного случая.

С. Тип ООД. Программа действия, алгоритм составляется самим учащимся в полном, обобщенном виде. В данном случае, учащиеся максимально активны, самостоятельны, осмысленно выделяют все ориентиры. Это самый эффективный путь формирования умений и навыков.

2. Аналитический этап. Характеризуется сознательным, но недос­таточно умелым выполнением действий. Цель этого этапа - ов­ладеть отдельными элементами действия. Здесь допускается много лишних движений, состояние чело­века напряженное, скованное, внимание целиком направлено на действия, контроль или отсутствует или низкий.

3. Синтетический этап. Элементы действия сочетаются и объединяются. Происходит совмещение отдельных операций, устра­няются лишние движения, внимание переносится со способа действия на результаты, улучшается контроль, он становится двигательным, а не зрительным. Например, машинистка печатает уже «вслепую»

4. Этап автоматизации. Характеризуется гибкостью действия в зависимости от конкретной ситуации. Действия выполняются точно. быстро, (пишем 190 букв в минуту), а вначале обучения 2-3 мин. правильно высокий контроль.

Условия успешного формирования навыка.

1. Подкрепление действия. На начальном этапе необходимо создать успехи и выражать одобрение, Неудачи, которые замечают сами учащиеся, словесные указания на ошибочность или на недостатки - являются отрицательным тормозным подкреплением.

2. Знание результатов и анализ ошибок в действии.

- 8 поворотов - без знания результатов,

- 5 при частичном знании,

- 3 при полном анализе.

3. Медленный темп действия на начальном этапе овладении ими. Цель - подключить максимально контроль, преждевременное ускорение уменьшает контроль.

4. Правильное распределение упражнений во времени. В начале обучения необходимо более частое повторение, по мере овладения навыком - постепенное удлинение промежутков между повторениями.

Взаимодействие навыков.

Навыки, усвоенные при выполнении действия одного вида могут оказывать влияние на действия другого вида. Можно выделить два влияния:

1. Положительное влияние ранее выработанных навыков на форми­рование новых называется переносом:

- знание нескольких иностранных языков облегчает усвоение новых иностранных языков. Перенос наблюдается тогда, когда много общего с ранее усвоенным.

- анализ и произношение звуков, знание грамматического строя, перенос ускоряется, если учащийся показывают сходство и в задачах и способах действия.

2. Отрицательное влияние старых навыков на формирование новых называется интерференцией. Особенно ярко интерференция проявляется при переучивании, старый навык долго мешает выработке нового, правиль­ного:

- неправильное орфографические, орфоэпические навыки могут проявляться долго.

Условия предотвращения интерференции:

- четкое различение, противопоставление старого и нового способа действия; старых и новых условий действия; старых и новых целей действия.

- правильное отношение к перестройке (необходимо терпение). Привычки.

От навыков и умений надо отличать привычки.

 

Привычка - автоматизированное действие, выполнение

которого в определенных условиях стало потребностью.

Например, делать зарядку по утрам, умываться, чистить

зубов быстро ходить и др.

 

В чем отличие привычек от навыков и умений?

1. Навык - это характеристика деятельности, привычка - это характеристика поведения.

2. Навыки формируются благодаря целенаправленному определенным образом организованному повторению. Привычки складываются в результате простого повторения, не связанного с совершенствованием действия. Х - умывание, аккуратность, особенности речи...

3. Навыки имеют только положительную характеристику, т.к. включены в целесообразную деятельность, а привычки могут быть как положительные, так и отрицательные: положительные - помогать, гулять перед сном... отрицательные - несдержанность, небрежность, курение...

Образование многих привычек начинается в раннем детстве. Пути приобретения.

1. Большую роль играет подражание старшим.

2. В результате простого, часто случайного, многократного повторения действия или поступка в силу сложившихся обстоятельств.

3. Путем сознательных, целенаправленных усилий.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...