Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и общение: общение, межличностные отношения, семья.

1. Общение

2. Межличностные отношения

3. Группа как основная форма социальной организованности

4. Семья. Основные функции современной семьи

 

Общение – важная духовная потребность человека как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Любая совместная деятельность, и в первую очередь трудовая, не может осуществляться успешно, если между теми, кто ее выполняет, не будут налажены соответствующие контакты и взаимопонимание.

Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта.


Общение – это разнообразные контакты между людьми, обуслов-

ленные потребностями совместной жизни, общения и деятельности.

 

 

Общение – это одна из основных сфер деятельности. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным, «лицом к лицу», и опосредованным теми или иными средствами, например техничес-кими (телефон, телеграф и т.д.); включенным в контекст той или иной про-фессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диало-гическим, партнерским) или субъект-объектным (монологическим).

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе кото-рого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п.

Функции общения (по Б.Ф. Ломову):

1. Информационно - коммуникативная;

2. Регуляторно - коммуникативная;

3. Аффективно - коммуникативная.

 

 

Структура общения

 

 

Коммуникативная сторона (обмен информацией между общающимися индивидами)   Интерактивная сторона (обмен действиями – организация взаимодействия между общающимися индивидами)   Перцептивная сторона (процесс восприятия и познания друг друга парт-нерами по общению и установ-ления на этой основе взаимопонимания)
Включает средства общения: 1. Вербальные – речь 2. Невербальные: -кинестетика (мимика, жесты, пантомимика), -паралингвистика (вока лизация: качество голоса, его диапазон, тональность), -экстралингвистика (включение в речь пауз, других вкраплений: плач, смех, темп), -организация пространства и времени (несет смысловую нагрузку), -«контакт глаз»   Типы взаимодействия: - Кооперация, - Конфронтация, - Компромисс   Механизмы взаимопонимания: -идентификация (отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему), -рефлексия (осознание действую-щим индивидом того, как он восприни-мается партнерам по общению), -эмпатия (сопереживание другому человеку) -каузальная атрибуция (приписывание причин поведения другому человеку) -эффект ореола (сформированность специфической установки на воспри-нимаемого, приписы-вание ему определен-ных качеств), -стереотипизация (классификация форм поведения и интерпретация их причин к уже известным явлениям)

МежличностныеЧеловек в течение жизни постоянно об-отношения щается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него меняется восприятие окружающей действительности. Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, составляет основную область исследований социальной психологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологиигруппойназывают общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности и общению.

Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:

1. Некоторая продолжительность существования.

2. Наличие общей цели или целей.

3. Взаимодействие членов группы.

4. Развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры.

5. Осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через структурные, динамические и феноменологические характеристики.

Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов.

 

Статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

 

 

Наивысшим статусом в группе характеризуется лидер – это личность, пользующаяся признанием и авторитетом в группе, за ней признается право принимать решения о действиях в значимых ситуациях и быть организатором деятельности группы и регулировать отношения в ней.

Классификация лидеров

по форме   по стилю руководства   по содержанию   по характеру деятельности
- Формаль-ный, - Неформаль-ный   - авторитарный, - демократичес-кий, - либеральный   - организатор, - генератор идей   - универсальный, - ситуативный

 

В социальной психологии различают разныетипы групп:

 
 


группы

       
   


Условные   реальные
Общность людей, существующая номинально, т.е. выделяются в группу по определенному признаку (команда лучших футболистов мира, рок музыканты и пр.)   Фактически существующая группа, объединенная реальными отношениями. Как только несколько человек вступают в общение, между ними возникают связи, которые объединяют их в группу (пассажиры в купе поезда, семья, студенческая группа и пр.)

лабораторные   естественные

большие малые

               
       
 


неорганизованные становящиеся

       
   


организованные коллективные

Социально-психологическая классификация групп по уровню

их развития.

 

Наименование группы Структура Форма деятельности Цели дея- тельности
I Неорганизованные группы (ассоциации: случайная группа, толпа) нет или стихийная самостоятельная личные
II Внешнеорганизованные группы (организация: производственная, учебная, армейская и др.) Регламентирована извне определяется как внешней, так и внутренней организацией данной группы общие
III Внутренние организованные группы 1. Корпорации (группа бизнесменов, секта и др.) 2. Коллективы (семья, пед. совет и др.) Внутренн.     вместе   совместно     личные через групповые общие, вынесенные за пределы группы

Малую группу определяют как малочисленную по своему составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, антипатии, безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведения.

 
 


Малая группа – это группа, в которой общественные отноше -

ния выступают в форме непосредственных личных контактов.

 

 

Классификация малых групп

- первичные, - вторичные   - формальные, - неформальные   - группа членства, - референтные (эталонные)

Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, то есть взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.

Семья.Социальные психологи рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающей регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к детям, дочь и сын по отношению к родителям. С социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

Итак, семья – это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность бытия; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Кроме того, семье присущи такие особенности, как пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают, в ней человек рождается); максимальные гетерогенный состав группы (возрастные, половые, личностные, социальные, профессиональные и другие различия членов семьи); максимальная степень неофициальности контактов в семье и повышенная эмоциональная значимость семейных событий.

Ю.Е. Алешина и Л.Я. Гозман отмечают следующие особенности семьи как малой группы:

1. Семья является малой группой, максимально-контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри нее).

2. Особенность семьи в ее составе – небольшом размере (от двух человек до пяти в современных условиях), гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.

3. Закрытый характер семьи – ограниченность и регламентированность входа и выхода из нее, конфиденциальность функционирования.

4. Полифункциональность семьи, что приводит не только к взаимному дополнению аспектов ее жизнедеятельности, но и к множественному (часто конфликтному) характеру жизненных семейных ролей.

5. Семья – исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития. При анализе проблем семьи невозможно абстрагироваться от сознательного и бессознательного опыта, наблюдений в конкретной семье.

6. Всеобщий характер включения индивида в семью. Значительная часть жизни человека проходит в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительных и отрицательных компонентов.

Любая семьи создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.

Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья – это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. В этой связи можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Исходя из этого, функции семьи можно рассматривать, как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Кроме того, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер семейных функций, так и их иерархия.

Основные функции современной семьи

Сфера семейной деятельности Общественная функция Индивидуальная функция
Репродуктивная Биологическое воспро-изводство общества. Удовлетворение потребностей в детях, в продолжении рода.
Воспитательная Социализация подраста-ющего поколения. Под-держание культурной не-прерывности общества. Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Хозяйственно-бытовая Поддержание физичес-кого здоровья членов об-щества, уход за детьми. Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
Экономическая Экономическая поддер-жка несовершеннолет-них и нетрудоспособных членов общества. Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудо-способности или за услуги).
Сфера первичного социального контроля Моральная регламента-ция поведения членов семьи в различных сфе-рах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношени-ях между супругами, ро-дителями, детьми и дру-гими родственниками, включая прародителей. Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недопустимое поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи.
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи. Духовное взаимообогащение членов семьи.Укрепление дру-жеских основ брачного союза.
Социально-статусная Предоставление опре-деленного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной культуры. Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение духовных интересов.
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Получение индивидами психо-логической защиты, эмоцио-нальной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви.
Сексуальная Сексуальный контроль. Удовлетворение секс. потреб.

 

Ведущая роль в современной семье принадлежит супругам, которые со временем становятся еще и родителями. Поэтому все многообразие семейных функций можно условно разделить на две группы. Первые из них составляют супружеские функции, вторую – родительские.

Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и решения личностно-значимых задач – поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками).

 

Лекция 14.

Эмоции, чувства личности

  1. Виды и роль эмоций в жизни человека
  2. Аффекты
  3. Настроения
  4. Страсти.
  5. Стрессы

Виды и роль эмоций

В жизни человека

Кклассу эмоций относятся: настроениячувства, аффекты, страсти, стрессы - это «чистые» эмоции - они включены во все психические состояния, процессы человека. Пользуясь эмоциями, без речи, люди могут судить о состояниях друг друга. Даже в разных культурах, не зная языка, по эмоциям люди легко «читают» страх, удивление, печаль, отвращение, гнев.

Эмоция– общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений. Ч. Дар­вин считал, что в процессе эволюции эмоции выступали средством удовлетворения значимых потребностей. Эмоции в деятельности че­ловека выполняют функцию оценки ее хода и результа­тов, это внутренний язык, организующий деятельность.

Аффекты При неспособности субъекта найти разумный выход из ситуация наступает состояние аффекта- быстрая, бурная реакция человека. Аффекты характеризуются изменениями сознания, нарушением контро­ля, за действиями, утратой самообладания. Вызывая громадную за­трату сил, они похожи на взрыв, налетевший шквал, бурю. Аффективная вспышка : ярость, ужас, растерянность, восторг, отчаяние.

Стадии аффекта:

1. Человек, отвлекаясь от всего остального думает о предмете своего чувства. Слезы, рыдания, выкрики, учащённое дыхание создают картину нарастающего аффекта. От сильного напряжения нарушаются мелкие движения. Сдержаться, не потерять власти над собой на этой стадии может каждый нормальный человек.

2. На второй стадии теряется контроль над собой и человек со­вершает безотчётные, безрассудные действия, о которых потом будет стыдно вспоминать (торможение охватывает кору и гасит сложившиеся системы временных переживания, в которых закреплён опыт человека, его моральные и культурные устоя).

3. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, сонливость... Например, при выступлении попзвезды - изучены случаи аффективного восторга в зрительном зале, которые ведут к эксцессам, имеющим иногда драматические последствия.

НастроениеНастроение- общее эмоциональное состояние, окрашивающего в течение значительного времени всё поведение человека. Обычно настроение характеризуется безотчётностью и слабовыраженностью, однако оно иногда приобретает значительную интенсивность, тогда оно накладывает отпечаток на всю деятельность человека. Длительность плохого или вялого настроения - показатель, что в жизни не всё благополучно (здоровье, весь ход жизни).

Плохое настроение обременительно для человека, необходимо его снять:

1. Способ его интеллектуальной переработки.

- анализ болезненной ситуации;

- изменение отношения к ней, обесценивание;

- переключение на другую деятельность.

2. Общение с близкими людьми.

3. Не контактировать с людьми в таком же состоянии.

4. Если плохое настроение - это уход, то начать с самого трудного.

5. Обратиться ко всем видам искусства.

6. Проявлять активность («не культивировать злобу»). Лучше сделать 10 ошибок, чем ни одного дела.

С.Л. Рубинштейн говорил, что:

1. Настроение не предметно, а личностно.

2. Не специальное переживание, приуроченное к какому-то собы­тию, а разлитое, общее состояние.

Устойчивость настроения зависит от многих причин:

- возраста человека,

- его характера и темперамента,

- силы воли,

- уровня развития ведущих мотивов поведения,

- привычка быть в гнетущем настроении, может стать устойчивой чертой личности: эта особенность иначе относят к пессимистам и оптимистам,

- о хорошем настроении следует позаботиться самому, никто его не преподнесёт,

- при господствующем хорошем настроении, человек легко прео­долевает трудности, огорчения и неудачи...

- хорошо работает человек, когда о бодр, спокоен и весел... и наоборот, одна и та же работа при различном настроении может быть и приятной и тяжёлой.

Страсти Страсти - сильные, стойкие, длительные эмоции, порождающие неослабную энергию, направленные на достижение цели или предмета страсти. Предмет страсти - техника, искусство, области знания... Объект страсти - человек другого пола, определённые вещи, вызывающие непреодолимое желание их иметь. Основным признаком страстей является их действенный харак­тер, базирующийся на волевых и эмоциональных моментах. Страсть характеризуется стойкостью, длительностью во времени, кратковременная страсть называется увлечением.

Увлечение может перерасти в страсть, в силу это­го становится жизненно необходимым.

Страсть - это выражение избирательного отношения к миpy, она определяет направленность помыслов. Общее для страстей - захваченность личности ею, поглощённость... Именно эта страсть привела Амудсена во льды Арктики, Мичурина толкала на материальные решения, Джордано Бруно привела на костер... Неистовый Виссарин - говорили совре­менники про Виссариона Григорьевича Белинского - борца за прав­ду жизни.

В страсти отражена вся личность человека, поэтому они мо­гут быть высокими и низменными, положительными и отрицательным!

Стресс Стресс - состояние напряжённости, возникающее при выполне­нии деятельности в сложных, значимых для человека условиях.

Впервые понятие стресса ввёл Канадский учёный, директор ин­ститута экспериментальной медицины (институт стресса) - Ганс Селъе. Родился он в Австро-Венгрии в семье вра­ча г. Комарно. Получил образование в Праге, Риме, Париже. D I936 г. опубликовал статью: «агенты, воздействующие на орга­низм, вызывают двоякого рода аффекты :

1. Специфические (эфир, анестезия).

2. Неспецифические в виде ОАС - общий адаптационный синдром (генерализованные усилия организма приспособиться к окру­жающей среде).

Будучи врачом Г. Селье наблюдал, страдающих разными болезнями и выявил много одинаковых признаков: слабость, снижение аппе­тита, апатию, отсутствие всякого желания что-либо делать... Именно тогда он выдвинул гипотезу ОАС, согласно которой организм запускает пусковой механизм, являющийся составной частью начинающегося заболевания. ОАС является защитной по свое­му характеру реакцией организма, мобилизующей свей ресурсы: эндокринные, сердечные, нервно-психические... Появляются неспецифические реакции организма:

- перебои в сердечно-сосудистой системе,

- учащённое дыхание,

- вегетативные показатели,

- биоэлектрические изменения в ЦНС, фиксируемые в энцифаллограмме,

- биохимические сдвиги в крови,

- электропроводимость кожи...

Но судить о заболевании по эти показателям нельзя, так как уча­щение пульса может свидетельствовать об эмоции радости, стра­ха и др.... могут начаться торможение сторон сознательной жизни: ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на нео­жиданные раздражители, сужение объёма внимания, ошибки, в оп­ределении длительности временных интервалов.

В физиологическом обосновании стресс получил развитие у У. Кеннона в учении о ГОМЕОСТАЗЕ - постоянство внутренних условий функционирования организма.

Неспецифическая реакция организма - сигнал появления стрессоров. Селье выдвигает 3 стадии протекания стресса:

1. Стадия тревоги - СТРЕССА – напряжения.

2. Стадия резистентности - адаптации, втягивания, сопротивления.

3. Стадия истощения - человек испытывает большие трудности, чувствует, что больше не вынести...

Пути преодоления стрессов:

1. «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца» А.С. Пушкин

2. Дальше всех уйдёт тот, кто:

- уступает дорогу равному,

- сохраняет достоинство в разговоре с сильным,

- умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным.

3. Не смеяться и не плакать, а сосредоточить себя: на рацио­нальных действиях во взвешенной ситуации.

4. Обесценить силу мотива, заместить его или в жизни или в фантазии.

5. Помни: «Гнев всегда кончается стыдом!!!».

6. «Для гнева суть не важно, он ищет причину...» Крик подменяет нехватку аргументов. Каждый удар, наносимый нами в гневе, в конце концов падает на нас самих.

7. Б любом поступке, противоречащие тебе, постарайся увидеть смысл добра.

8. Во время гнева не должно не говорить, не действовать.

9. Ко всякого рода намёкам следует быть глухим.

10. Пренебреги клеветой и она зачахнет.

11. Спорить с обидчиком не следует, отвечая эму - ты даёшь повод для новых упрёков, лучше сделать паузу?!

12. Трактат о гневе Н.В. Гоголя - представить качества лица и подумать... может ли этот человек говорить иначе? Испытывать против него озлобление, это всё равно, что сердиться на иностранца за то, что он говорит на другом языке...

13. Если требуется отвечать, то в ответ не противопоставлять ни невинность, ни злобу...

Эпохальный вклад в науку состоит не в открытии нового ак­та, а в способе его нового истолкования. Каждое требование, предъявленное организму специфично:

- мы дрожим от холода на морозе, потеем на солнце,

- каждое лекарство обладает специфический требованиями,

Однако кроме специфического эффекта , воздействующие агенты вызывают неспецифическую потребность - осуществить приспособи-тельные функции, восстановить нормальное состояние. Неспецифические требования и есть сущность стресса. Не имеет зна­чения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись - имеет значение потребность в перестройке, адаптации. Стрессоры запускают в ход одну и туже биологическую реакцию, проблемы могут быть различны, но они пускают в ход одну и стереотипные биохимические изменения - их назначение: спра­виться с возросшими требованиями к челоьеческой машине. Например, начальник, испытывающий давление со стороны сослуживцев; диспетчер аэропорта: минутное ослабление внимание и ката­строфа неизбежна; муж у постели умирающей жены. Мать, которые сказали, что сын погиб, а через год она видит его живым - результаты двух событий различны, но их стрессорное действие - одинаково (трудно найти общее для человека, стола, дерева, однако они обладают весом, давление на чашу весов не зависит от специфи­ческих свойств, таких как форма, величина, температура, цвет. Точно также стрессорный эффект не зависит от типа специфичес­ких реакций..).

Факторы, вызывающие стресс пускают в ход одинаковую биологическую реакцию, с которой можно справиться с помощью двух типов реакций:

1. Активной борьбы (яд выводится из тела).

2. Пассивного сосуществования (организм иг­норирует яд), готовность терпеть ситуацию.

Г.Селье выделяет кататоксические - бойцовые гормоны, синтаксические - примиряющие гормоны. Кататоксические гормоны диктуют: “ уничтожь врага во что бы то ни стало, снеси его с лица земли». Эти гормоны мобилизуют иммунные силы, повышают давление, под­держивают эффекты для боя. Синтаксические гормоны диктуют организму другую реакцию – «сражаться не надо, смертельной опасности нет». Эти гормоны успокаивают человека, так как сражение принесет больше вреда, они называются «посланцами мира».

Изменяется общая биохимическая среда организма, не только поражённые, но и здоровые ткани испытывают действия защитных сил, вызывал нежелательные изменения, появляются болезни адаптации: аллергии, язвы желудка, болезни поджелудочной железы, сердечно-сосудистые заболевания, болезни негров (среди авиадиспетчеров – 35 % язвенники).

Однако без стресса жить невозможно и Г.Селье выделяет:

1. ЭВСТРЕСС - хороший итреос – «не высыхайте вечные слезы любви» надо влюбляться (Г. Гэйне), испытывать радость от преодоления себя.., если нет то вы мертвы.

2. ДИСТРЕСС - плохой стресс, разрушающий человека, который следует избежать...

Причины, вызывающие стресс:

1. Гравитационные –нагрузки.

2. Постоянные фpycтpaции - стресс – плангтон.

3. Унифицированная архитектоника (колодцы дворов).

4. Урбанизация, темп городского жителя...

5. Акустический дискомфорт.

6. Информационная недогрузка (сенсорный голод), перегрузка - защита от информации...

7. Лекарственные препараты.

8. Постоянная публичность.

9. Астенизация нервной системы: перегруз, усталость, пресыще­ние, перемена ритма, тоска, неврозы.

10. Смысловые барьеры, аффект неадекватности

11. Лишения.

12. Экстремальные условия.

13. Потери.

14. Этнопсихология.

15. Конфликты внешние, внутренние.

Психологические теории эмоций 1. 1872 г. Ч. Дарвин - в книге «Выражение эмоций у человекаи животных» выдвинул эволюционную теорию, согласно которойэмоции появились в процессе эволюции живых существ как ме­ханизмы приспособления, как механизмы, способствующие адаптации организма к условиям жизни.

2.Идеи Ч. Дарвина были развиты в теории У. Джемса и К. Ланге.

Именно органические изменения являются первопричиной эмоций, отражаясь в голове, они порождают эмоциональные переживания.

3. Альтернативную точку зрения предложил У. Кеннон и продолжил П. Бард, показавшие, что телесные изменения и эмоцио­нальные переживания человека возникают почти одновременно.

Теория Джемса – Ланге   Теория Кеннона – Барда
Восприятие эмоциональных стимулов   Нервно-мышечные реакции организма     переработка в ЦНС импульсов, поступающих от органов   возникновение субъективного переживания стимула в виде эмоций       восприятие эмоциональных стимулов   переработка нервных импульсов, поступающих от рецепторов ЦНС с одновременной передачей возбуждения в кору головного мозга и другие органы тела     возникновение появление субъективного нервно- переживания мышечной эмоционального реакции состояния организма на соответствую- щие стимулы

 

На базе этих теорий возникла активационная теория Линсея - Хебба, согласно которой эмоциональные состояния опре­деляются влиянием ретикулярной формации (нижней части ствола головного мозга). Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

- электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением «комплекса активации», связанного с деятельность ретикулярной формации,

- работа ретикулярной формации определяет многие динами­ческие параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжи­тельность, изменчивость и др.

Теория Д. 0. Хебба, в которой экспериментальным путём доказано, что существует зависимость между уровнем эмоционального возбуждения и успешностью его практической деятель­ности. Рисунок показывает колокообразную зависимость.

Из графика видно (Рис. 1), что для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как сильные, так и слабые эмоции. Для каждого человека имеет оптиум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум в работе. Оптиум зависит от многих факторов: от условий работы, индивидуальной включённ ости, на­строя. Слишком слабая эмоциональная возбудимость не обеспечивает мотивации, слишком сильная - дезорганизует её, делает неуправляемой.

У человека наряду с органическими, физиологическими воздей­ствиями большую роль в динамике эмоций играют когнитивно-психологичекие процессы (когнитивные - относящиеся к знаниям).

 

       
   
 
 


 

           
   
     
 
 
 

 


Рис 1. Зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения. 0 – состояние сна, 1 – отсутствие деятельности, 2 – точка эмоционального пробуждения и начала организации деятельности, 3 – повышение эмоциональной активности и успешности деятельности, 4 - – повышение эмоциональной активности и возрастание дезорганизации деятельности, 5 – состояние эмоционального стресса и полная дезорганизация деятельности.

 

В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие проявления эмоций у человека динамическими особенностями когнитивных процессов:

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Эмоциональные положительные переживания возникают у человека, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представлена воплощаются в жизнь, то есть, когда реальные результаты деятельно­сти соответствуют намеченным. Отрицательные эмоции возникают при расхождении ожидаемых и действительных результатах деятельности. Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживает­ся как дискомфорт, от которого личность старается избавиться.

В теории С. Шехтера показано, что немалую роль в эмо­циональные процессы вносит память и мотивация человека. Тео­рия названа когнитивно-физиологической. В исследованиях людям давали ле­карство (на самом деле нейтральный раствор) и спрашивали, как оно действует? Эмоциональные переживания соответствовали действиям «лекарства».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...