Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды.


систематизация нормативно-правовых актов -
это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Виды и формы систематизации нормативных актов

Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет. Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Поэтому поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.

Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов.

Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

Консолидация - такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия.

В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования. Она становится своеобразной нормативной основой комплексного подразделения системы права и законодательства (института, отрасли или комплексного массива законодательства) организованного по предметному, функциональному или целевому критериям.

Кодификационные акты делятся натри вида:

§ основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

§ кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);

§ устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

· Бухгалтерский учет

· Налоги и налогообложение

· Мировая экономика

Юридическая техника.

Юридическая техника -совокупность правил, средств и приёмов разработки НПА, в целях повышения эффективности их регулятивного воздействия.

Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.

Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.

Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юр наукой и практикой к процессу создания законов и иных НПА. К их числу относятся,

1) методыпринципы, определяющие содержание правотворческой деятельности (объективность, гуманизм, научная обоснованность)

2) общенаучные методы познания(анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.),

3)частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которыеизучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта

Правила юридической техники:— конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юр техники.

3 группы:

языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

1. полнота правового регулирования, т.е. НПА должен в максимальной степени регулировать общественные отношения, входящий в предмет его регулирования.

2. не должно быть коллизий как внутри НПА, так и со всей системой законодательства в целом.

3. в применяемой терминологии не должно быть устаревших, малопонятных и оценочных терминов.

Средства юридической техники:

1. юр терминология -При разработке НПА должны применяться специальные юр термины вместо обыденных

2. юридические конструкции – это идеальные правовые модели какой-либо фактической ситуации

3. нормативность изложения – НПА должен быть изложен юридическим языком

4. отраслевая типизация – особое сочетание первых трех средств в зависимости от отрасли, к которой относятся НПА.

Приемы юридической техники:

1. презумпция – предположение о существовании какого-либо факта, пока не будет доказано обратное

2. преюдиция – предположение о существовании какого-либо факта, который ранее уже был установлен решением суда, вступившим в законную силу в отношении тех же лиц, либо является общеизвестным

3. юридическая фикция – предположение о существовании какого-либо факта, которого в действительности не существует либо о существовании которого нам достоверно не известно.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...