Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы проявления психики и их взаимосвязь

Вопрос 1

Психология– учение о душе, наука о душе. Наука появилась примерно в 4 в. до н. э. Аристотель написал трактат «О душе». Здесь впервые прозвучало слово «психология».

Психология изначально существовала внутри науки философии. Основной вопрос науки – вопрос о существовании души. Душа - совокупность внутреннего мира чел. (мысли, чувства, желания). Среди ученых шли споры о месте души, о ее природе, об окончании жизни, о возрождении души. В начале 17 в. в связи с бурным развитием естественных наук и математики термин «душа» заменяется на термин «сознание». В конце 19 в. слово «сознание» заменяется на термин «психика». Душа – сознание – психика.

Психологиянаука об общих закономерностях развития психики чел., особенностях ее проявления и взаимодействий со средой. 1879 г. – Лейпциг (Германия) В. Вундт открыл первую в мире психологическую лабораторию. С этого момента говорят о появлении науки психологии.

Житейская и научная психология.

Каждый человек в той или иной степени владеет психологической наукой, но эти знания могут быть житейскими (приобретены из опыта человека) и научными (приобретены из научных знаний)

 

Житейские знания Научные знания
1. Конкретны 2. Интуитивны 3. С трудом передаются другим 4. Берутся из наблюдений 5. Ограничены 1. Обобщенные 2. Осознанные 3. Передаются через обучение 4. Появляются из эксперимента 5. Постоянно расширяются

 

История развития психологии

В своем развитии психология прошла огромный путь. Этот путь условно можно разделить на 4 этапа.

1) Античная психология – предметом была душа чел. – Аристотель, Платон, Сократ, Демокрит.

2) 17 век – предметом было – сознание - Рене Декарт, Спиноза, Гоббс, Дж. Локк..

3) Конец – 19 – нач. 20 века – предметом стало поведение чел. На этом этапе среди психологов произошел раскол на 3 основных направления:

1. Бихевиоризм (поведение)США. Основатель – Джон Уотсон.

В качестве предмета психологии выступает поведение, понятое как совокупность реакции организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Вклад этого направления заключается в резком расширении изучаемой псих. области. Она отныне включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания стимул-реактивные отношения. Бихевиоризм ввел в науч. аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней духовной, но и внешней телесной реальности.

Психоанализ

Европа, Вена (Австрия). Основатель – Зигмунд Фрейд. Предметом психологии является бессознательное. Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами – влечениями, инстинктами, подавленными желаниями, вытесненными из сознания. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения (либидо). Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не менее, прорывается, разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических (расстройства движений, памяти, восприятия). Ученики: К. Юнг, А. Адлер.

Гештальтпсихология

Изучалось восприятие. Германия. Основатель – К. Коффка, В. Кёллер, К. Левин. При восприятии целое может отличаться от суммы его составляющих. Мозг чел. не просто регистрирует инф-ю, поступающую к нему от окружающей среды. Человек, воспринимающий сенсорные сигналы организует их в «гештальт», что по-немецки означает «форма» или «целое».

Ассоциативная психология

* Направление психологии, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. * Ассоциативная психология — психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

4) 20 – 21 век – предметом является психика человека.

На этом этапе появляются новые направления:

- необихевиоризм* Направление в психологии, основанное на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех - неуспех, которые являются феноменами поля сознания. Авторы: Б. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен. * Необихевиоризм (от греч. neоs – новый и англ. behaviour – поведение) — психологическое направление. Берет свое начало в бихевиоризме . Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“. Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания. Виды: к необихевиоризму относятся:Б. Скиннера, К. Халла, Э. Толмена .

 

- когнитивная психология

Сторонники этого похода утверждали, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы ли на события внешнего мира, напротив разуму человека доступно большее: анализировать инф-ю о реальной действительности, разрешать проблемы, проводить сравнения. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые чел. использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Представители: У. Найсер, Дж. Келли, Г. Саймон.

- неофрейдизм

* Неофрейдизм — направление в психологии, возникшее в 20–30–е гг., в котором ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни , Г.С. Салливен и Э. Фромм .

- гуманистическая психология

Гуманизм – общая ориентация на отношение к человеку, его правам и свободе, как высшей ценности – присущ множеству философско-психологичекским течениям и теориям. Предметом исследования здесь выступает уникальная и неповторимая личность. Гуманистическая психология изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».Гуманисты: К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл. Г. А. Мюррей.

 

Развитие психологии в России.

Особое место в развитии психологии занимают труды Ломоносова: выделял умственные процессы и умств. качества чел., т. е. пытался объяснить происхождении интеллекта, чувств, переживаний. В 19 в. наука становится самостоятельной, особую роль в этой науке сыграли труды Сеченова, Бехтемерова. В 1912 г . в Москве открылся первый псих. институт . Основатель – Челпанов Г. И. В изучении псих. выделяли 2 направления:

1) Философско-религиозное: предмет – душа чел. Изучать ее предлагалось методом интроспекции (самонаблюдение)

2) Естесственно-научное: предмет – нервные процессы в коре головного мозга.

После революции психология продолжала бурно развиваться, появилась наука педология – учение о детях. В конце 20 в . российская псих. школа развивалась бурно. Основатель психологии – Лев Семенович Выготский. Последователи: Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Рубинштейн С. Л., А. Н. Леонтьев.

Предмет психологии:

Вопрос 3

Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно.

Психофизиологическая проблема — это, по мнению некоторых авторов, частный вопрос психофизической проблемы. Он и представляет собой вопрос о соотношении психических и физиологических явлений.

Психофизическая проблема в психологии стала уступать место психофизиологической еще в XVII в. (шло бурное развитие медицины) и окончательно была вытеснена во второй половине XIX в.

В ее решении существует также несколько подходов, применяя принципы психофизиологического:

✓ взаимодействия (например Р. Декарт);

✓ параллелизма (например В. Вундт).

Согласно первому принципу психофизиологического взаимодействия физиологические процессы влияют на психические, а последние, в свою очередь, нафизиологические. Например, если человек принял алкоголь, то у него снижается скорость реакции на внешние стимулы. При этом физиологические и психические процессы рассматриваются как независимые. Но с точки зрения закона сохранения энергии материальный физиологический процесс не может воздействовать на идеальный процесс, т. е. исчезать, а идеальный процесс, лишенный материальной основы, не может из ничего порождать изменения в материи (физиологии).

Другой принцип — психофизиологического параллелизма — подразумевает рассмотрение психических и физиологических явлений как протекающих параллельно, синхронно. При этом и те, и другие качественно отличаются друг от друга. Параллели- стический подход имеет два варианта".

✓ дуалистический;

✓ монистический.

Согласно дуалистическому варианту психические и физиологические явления имеют самостоятельную сущность, разную природу — духовную и материальную.

В случае монизма психические и физиологические явления рассматриваются как стороны одного и того же процесса. Например, игра музыканта, с одной стороны, представляет собой удары по клавишам, а с другой стороны, возникает мелодия.

При попытках преодолеть психофизиологическую проблему результаты исследователей сводились к редукционизму.

 

Психофизиологическая проблема появилась в XVII веке, благодаря Р. Декарту, который выдвинул теорию о разделении всего сущего на две субстанции (телесную и духовную). Телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения), а духовная связана с процессами мышления и проявления воли. Р. Декарт полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как существуют эти две субстанции в человеке. Это объяснение получило название психофизического взаимодействия и определялось Р. Декартом следующим образом: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, заставляя его работать и изменять свой ход. Теория Р. Декарта о психофизическом параллелизме дала начало для становления психологии как самостоятельной науки.

Декарт подчеркивает, что органические процессы и ряд элементарных психических функций зависят от внешних воздействий и материальных движений внутри тела. Это детерминистическая теория психического. При этом внешнее воздействие выступает в роли толчка; физиологический процесс - как причина возникновения психических явлений. По сути, Декарт выдвигает не психофизическую, а психофизиологическую проблему; его небезосновательно считают создателем научной психофизиологии и первым физиологическим психологом.
Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения, аффекты, - во-первых, относились Декартом к чисто телесным, "не просветленным мышлением" и исключались из сферы психического, к которой он относил только то, что пронизано разумом, осознано мышлением (в этом проявлялся рационализм его подхода); во-вторых, рассматривались как независимые от души; в-третьих, лишались отражательной природы и функций (так как они отражают не особенности воздействующих внешних явлений, а "животные духи", протекающие в организме); в-четвертых, рассматривались как эпифеномены (бездеятельные придатки, не оказывающие существенного влияния на жизнь и функционирование тела).
Декарт вводит новое понимание психического как непосредственно переживаемого и осознаваемого. Но из такого понимания вытекает вывод об отсутствии психики у животных и тем самым разрывается генетическая связь между психикой животного и психикой человека. Явления сознания как непосредственно переживаемые доступны для их познания только самому субъекту, и способ их познания только один - интроспекция.
Разделение тела и души неизбежно должно было поставить перед Декартом вопрос о форме взаимопроникновения этих двух субстанций, наличие которого доказывалось эмпирически. "Недостаточно представления, что она (душа) в теле, как пилот в кабине корабля; она неизбежно должна быть соединена с ним более тесно". Тема дуализма и контакта тела и души раскрывается в работах Декарта "Трактат о человеке" и "Страсти души", где выдвигается принцип психофизического взаимодействия. Согласно этому принципу, тело влияет на душу, пробуждая в ней страдательные состояния ("страсти") в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, будучи носителем мышления и воли, воздействует на тело, стимулируя его активность и влияя на изменение хода работы телесной машины. Центром взаимодействия тела и души Декарт называет "маленькую железу", находящуюся "в центре мозговой субстанции", - шишковидную железу (эпифиз). Он считает, что именно в этой области "духи передних полостей вступают в контакт с духами задних полостей". Выдвинутая Декартом проблема взаимодействия души и тела стала одним из главных предметом многочисленных дискуссий в области психологии.
Так же, как разделены тело и душа, рефлекс и сознание, разделяются и методы познания: эксперимент - для анализа механики тела; интроспекция - для изучения души.

По мере развития теории психофизического параллелизма были выдвинуты ещё несколько способов решения психофизиологической проблемы. Один из них предложил Т. Гоббс, считавший, что существует только одна субстанция — телесная, или материальная, которая также является и мыслящей субстанцией. Т. Гоббс полагал, что мышление — производная от телесных процессов, и должно изучаться посредством наблюдения разнообразных движений тела и в теле. Он обосновывал это тем, что мысль — субъективное явление, а телесные движения — объективное, так как они имеют своим истоком какое-либо внешнее воздействие объекта на органы чувств.

Г. Лейбниц, пытаясь опровергнуть теорию Р. Декарта, выдвинул свой способ взаимодействия души и тела. По Г. Лейбницу душа и тело следуют своим собственным законам: душа действует по закону конечных причин (например, в соответствии с целью), а тело — по законам действующих причин. Они не могут влиять друг на друга, но взаимодействуют в гармонии, так как являются сутью одного и того же универсума. Тем не менее, в этой гармонии духовное в определенном смысле главенствует над телом, а тело является производной от души.

Б. Спиноза разработал возможное решение психофизиологической проблемы в духе монизма, выдвинув концепцию о том, что нет двух отдельных субстанций, а есть единая природа (Бог), имеющая разные свойства (атрибуты), из чего следует, что сознание и тело — атрибуты природы. Позиция монизма утверждает единство мира в его различных проявлениях (духовного и материального). Так как единая субстанция обладает как атрибутами протяжения, так и мышления, Б. Спиноза сделал вывод, что чем более активен человек в мире, тем более совершенно он действует, то есть чем выше организация тела, тем выше духовное сознание .

 

Вопрос 4

Психосоциальная проблема в психологии — это неразрешенный вопрос о соотношении влияния на психику человека врожденных и социальных факторов. В решении этой проблемы существует несколько подходов".

✓ придание решающей роли наследственным факторам (английская антропологическая и эволюционная школа — Э. Тайлор, Дж. Фрэйзер; органическая школа в социологии — Г. Спенсер, А. Шеффле; классический психоанализ и др.);

✓ придание решающей роли социальным факторам (французская социологическая школа — Э. Дюргейм, Л. Леви-Брюль; отечественная психология и др.);

теории:

конвергенции (пересечения) двух факторов — социального и наследственного (В. Штерн и его последователи). Согласно теории оба фактора (наследственный и социальный) пересекаются и одновременно влияют на психику и поведение человека;

конфронтации двух факторов (3. Фрейд и его последователи), согласно которой биологическое в человеке вступает в конфликт с социальными условиями, и это столкновение формирует психику человека;

. взаимодействия двух факторов (школа Ж. Пиаже), согласно которой психика развивается в результате взаимодействия наследственных и социальных факторов;

✓ концепция единства наследственных и социальных факторов в процессе развития (Л.С. Выготский и его последователи). Согласно ей оба фактора присутствуют в развитии человека. Удельный вес этих факторов постоянно меняется, т. е. чем сложнее психическая функция, тем большую роль в ее формировании играют социальные факторы, и наоборот, развитие человека есть результат взаимодействия таких факторов, как:

• социальная ситуация развития;

• ведущая деятельность в данный период;

• основные новообразования развития и переживаемые человеком кризисы развития (Д.Б. Эльконин и его последователи);

✓ системная теория, согласно которой три группы факторов лежат в основании поведения личности в системе общественных отношений. Это:

. индивидные свойства человека как предпосылки развития личности;

. социально-исторический образ жизни как источник развития личности;

• совместная деятельность, которая "шлифует" личность.

ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - теория Э. Эриксона (1950, 1963), в которой описывается нормативная последовательность возможных обретений и потерь в сфере положительных и отрицательных чувств (установок) личности, распределенных по 8 стадиям (возрастам) полного цикла жизни человека. Психосоциальное развитие рассматривается как эпигенетическая цепь критических периодов (кризисов, конфликтов, проблем), каждый из которых является критическим "в смысле поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой". Внутренняя логика Т. п. р. раскрывается через принцип борьбы противоположных синтони-ческих и дистонических тенденций (тезис и антитезис); в случае удачного исхода этой борьбы возникают позитивные качества эго, или человеческие силы (синтез).

Вопрос 5

Методы психологии

Подробное обсуждение методов психологии не входит в задачу данного курса. В пособии приводится одна из наиболее удачных современных классификаций методов психологического исследования.

Эмпирические методы, при помощи которых психолог добывает опытные данные.

Основные:

1. Наблюдение – это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных психических суждения.

Этапы научного наблюдения:

1) Наличие гипотезы;

2) Чёткий план наблюдения («где?», «когда?» и «зачем?»);

3) Фиксация результатов в специальном дневнике;

4) Наличие выводов или рекомендаций.

Примеры наблюдений: учителя за учениками; родители за детьми.

Виды наблюдений:

1. Внешнее наблюдение (за другими людьми);

2. Внутреннее наблюдение (за самим собой, т. е. самонаблюдение – первый метод психологии; он появился в XVII веке и называется методом интроспекции);

3. Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает, т. е. лучше знает людей, за которыми наблюдает, ему не надо тратить больше времени на наблюдения; участники наблюдения (объекты) не знают, что за ними ведётся наблюдение; это наблюдение бесстрастное, субъективное («–» метода));

4. Не включённое/стороннее (наблюдатель не является участником процесса, за которым наблюдает; наблюдатель не знает все тонкости наблюдаемых людей, ему требуется дополнительное время; первое время объекты ведут себя неестественно; это наблюдение более объективно («+» метода)).

Для всех видов наблюдений:

«+» - лёгкость поведения.

«–» - субъективность (со стороны наблюдателя).

Объективный – точный, истинный.

Необъективный – ложный.

Субъективный – может быть и объективным и необъективным (зависит от наблюдателя).

Если человек будет внимательно и бесстрастно наблюдать, то у него получатся объективные данные.

Эксперимент – метод психологии, заключающийся в активном вмешательстве со стороны исследователя, который осуществляет полномерное манипулирование одним или несколькими переменными (факторами) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта.

Эксперименты различают:

1. По месту проведения:

- лабораторный (в специальных условиях с использованием специальной техники). Действия испытуемого определяется инструкцией. Испытуемый знает, что проводится эксперимент.

При проведении эксперимента на интеллектуальную сферу, человек не может показать себя лучше, чем он есть на самом деле.

При изучении личностной сферы, человек может скрыть свои отрицательные стороны. Поэтому для изучения личностной сферы испытуемому не сообщается истинная цель эксперимента. Стр. 304 «Эксперимент Милгрема»;

- естественный (детский сад, школа; специальное оборудование не требуется). испытуемый ведёт себя более естественно, у него нет напряжения.

2. По цели проведения:

- констатирующий (выявляет имеющийся уровень развития);

- формирующий (предполагает целенаправленное развитие определённых качеств):

а) обучающий (развивает познавательные процессы);

б) воспитывающий (развивает личностные характеристики).

«+» и «–» эксперимента:

«–» сложность проведения эксперимента, который отвечает всем требованиям.

«+» объективность.

Констатирующий эксперимент не требует много времени.

Формирующий эксперимент позволяет изменить личность.

Вспомогательные методы:

1. Опрос – метод психологии, в процессе проведения которого, людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.

Виды опросов:

а) беседа;

б) письменный опрос – анкета

1 открытая (свободные ответы) «+» – учитываются все желания человека, «–» человек может и не понять вопроса;

2 смешанная «+» и «–» вопросов;

3 закрытые (с вариантами ответов) «–» ограниченность в ответах.

«+» – лёгкость проведения. Не требует длительного времени.

«–» – субъективность (и со стороны испытателя, и испытуемого). Не способствует развитию.

2. Тесты – стандартизированные психологические испытания, в результате которых делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тесты дают возможность количественно оценить качественные характеристики психики (тест на интеллект). Тестовые задания могут быть самыми различными, как и ответы на них (свободные, с вариантами, рисунками). Тесты обладают валидностью, меры соответствия результатов теста объективным внешним критериям. Тесты разрабатываются десятилетиями, испытываются на десятках тысяч людей и проверяются параллельными методами.

Личностные опросники.

Методы исследования личности основаны на использовании системы вопросов, адресованных человеку, чьи психологические характеристики изучаются, то есть стандартизированные ответы; отличаются валидностью.

«+» – объективный, не требует длительного времени для проведения; лёгкость проведения.

«–» – не способствует развитию.

Социометрия – это изучение межличностных отношений в группе, анализ продуктов деятельности.

Биографический метод – анализируется биография человека.

 

Вопрос 6

Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

По основным функциям все виды активности можно условно разделить на два крайних типа: адаптивный и продуктивный. Адаптивные виды активности обеспечивают приспособление, продуктивные составляют основу возникновения и становления различных психических новообразований, непосредственно не необходимых для адаптации.

В качестве наиболее общих структурных элементов указанных двух типов активности целесообразно выделить следующие: 1) тип потребностей (мотивов), вызывающих тот или иной вид активности; 2) структуру психической регуляции активности; 3) закономерности развития (и воспитания) активности.

 

Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Процесс формирования познавательной активности, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательной активности.

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:
— сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по «внимательной тишине»);
— ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;
— положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,
— эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

 

 

Вопрос 7

Виды ощущений и их психологические особенности.

 

Ощущение – это отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на анализаторы и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущение – простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.

Различают две основные формы чувствительности, из которых одна зависит от условия среды и называется адаптацией, а другая – от условий состояния организма, называется сенсибилизацией.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р. Лурия считал, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой).

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений. Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире.

Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.

 

 

 

 

 

Вопрос 8

Общие закономерности ощущений.

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

 

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, взаимное влияние отмечается между звуковыми и зрительными ощущениями. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции.

Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других анализаторов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях - к ее понижению, т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в "громких цехах" понижает зрительную чувствительность.

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременныйконтраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

 

Вопрос 9

Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Результат восприятия – всегда образ предмета. Не беря в руки предмет, мы не только видим его, но и ощущаем его вес, объем, если это металл-холод его. Все эти ощущения обобщаются в единый образ данного предмета. В формировании восприятия объекта, элементами которого являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, большое значение имеют также память и мышление.

 

Основные качества восприятия

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого объекта. Люди различных профессий по-разному могут воспринимать одни и те же предметы или слова.

Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.

Целостность. Отдельные элементы предмета объединяются в единое целое.

Константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, цвета, формы при изменении ракурса и освещенности.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Предметность. На ощупь предметы могут быть одинаковыми (сходными), но мы определяем их не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам.

 

Виды восприятия:

По времени восприятия: одномоментное и развернутое

По формам существования материи: движения, пространства и времени

По модальности: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное, двигательное

По особенностям объекта: речь, человек, предмет, явление, произведения искусства

По характеру активности: произвольное и непроизвольное (развернутое)

Самые трудные виды восприятия - движения, пространства и времени, т.к. требуют определенного уровня абстрактного мышления.

Личное и социальное восприятие

Социальное восприятие (социальная перцепция) - восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

 

Вопрос 10

Свойства восприятия:

· предметность

· целостность

· структурность

· константность (постоянство некоторых свойств предмета даже при изменении условий восприятия)

· осмысленность

· апперцепция

· избирательность

· иллюзия

 

Основные закономе<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...