Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «межличностные отношения».

...межличностные отношения как бы «опосредствуют» воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.

...межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то «чистых» общественных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений. [Андреева]

Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.[инет]


 

4. Типы межличностных отношений. Критерии оценки отношений в группе.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

 

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу.

Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

 

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

 


5. Исследование межличностных отношений в малых группах за рубежом.

Межличностные отношения – это объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения, порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что задаёт определенный характер межличностных взаимосвязей в рамках совместной деятельности.

 

Американский исследователь Дж.Морено создал социометрическую методику, призванную особенности непосредственных отношений (симпатия-антипатия) между членами контактной группы.

 

В социальной психологии, в основном зарубежной, сложилось более десятка крупных направлений, занятых изучением межличностного взаимодействия в социальных группах и межгрупповых отношений. К наиболее значительным можно отнести следующие:

Реалистическая теория группового конфликта Саммнера (1906), Уайта (1949), Шерифа (1958), Ньюкомба (1960) и Козера (1956), где теория исходит из потребностей личности в группе и считает, что в малой группе в условиях межличностного конфликта имеют несовместимые цели, связанные с овладением ресурсами.

Теория социального обмена. (Хоманс - 1950; Тибо и Келли - 1958; Блэлок и Уилкин - 1979). Здесь общественное поведение рассматривается, как обмен "социальных товаров", регулируемый критериями справедливого распределения этих товаров внутри групп.

Исследования межгруппового контакта (Оллпорт - 1950; Стефан - 1985; Кук – 1956) – это исследования на изучение специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межличностного общения.

Исследованием проблемы конфликта и мира занимались Келман (1970), Боулдинг (1978), Грум (1983), Бэртон (1968) и Райт (1951). Направление объединяет в себе политологический, социологический, конфликтологический и психологический подходы к анализу отношений малых групп. Рассматриваются в основном экономические, политические, культурные механизмы функционирования малой группы, условия сосуществования разных внутригрупповых систем. Психологическая модель взаимодействия включает в себя активного индивидуального субъекта, противопоставленного группе, помогающей удовлетворить его потребности и направляющей его активность в общественно одобряемое русло.

Исследованием межличностных отношений в сфере управления организацией занимались Ливитт (1978), Лайкерт (1967), Браун (1978). Работы рассматривают проблемы повышения эффективности взаимодействия групп в организации.

Программы конфликтологических центров, занятых разработкой эффективных технологий разрешения сложных межличностных конфликтов. Это сеть разрешения конфликтов в Австралии, центр анализа и разрешения конфликтов университета Джорджа Мэйсона США, институт глобального мира и кооперации университета в Сан Диего США, фонд мира Ганди (Индия), северо-ирландская ассоциация конфликта и посредничества и множество других организаций.

Теория социальной идентичности. Дуаз (1973); Джерард и Хойт (1974); Тэджфел (1971); Тернер, (1975). Суть теории заключается в принадлежности индивида к определенной социальной категории, формировании, в связи с этим чувства идентичности индивида с соответствующей совокупностью людей и появлении, таким образом, группового поведения. Опираясь на индивидуальные потребности, данная теория позволяет выяснить очень важные психологические механизмы межличностного взаимодействия

 


6. Исследование межличностных отношений в малых группах в России.

В отечественной социальной психологии первой работой, специально посвященной психологическим механизмам отношений в малой группе, можно назвать работы Н.И. Шевандрина, И.А.Ильина (1935) и Б.Ф.Поршнева (1966). Они видели причину развития человеческого общества не в акте встречи двух личностей, относящихся как "я" и "ты", а в акте встречи двух общностей, относящихся как "мы" и "они". "Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о "них".

Историко-теоретический анализ исследования совместной деятельности сотрудников в малой группе достаточно полно рассмотрен А.Л. Журавлевым в работе «Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений» (период с 60-ых годов по настоящее время). Цель данной работы - анализ развития исследований совместной деятельности и теоретические возможности (потенциалы) психологической концепции совместной деятельности.

Проблема совместной деятельности непосредственно стала разрабатываться в нашей стране в первой половине 60-х годов психологами Ф.Д. Горбовым и М А. Новиковым, которые рассматривали задачу комплектования малых групп (экипажей) для эффективного выполнения совместной деятельности в необычных условиях обитания человека (полеты в космос).

Исследования социальных психологов Ленинградского госуниверситета, проведенные в первичных трудовых коллективах (бригадах), были направлены на изучение таких феноменов как отношение к труду и удовлетворенность трудом, межличностные отношения и лидерство в коллективе. Цель этих исследований заключалась в оптимизации отношений и повышении эффективности трудовой деятельности коллективов. Данное направление наиболее интенсивно разрабатывалось под руководством Б.Г. Ананьева и Е.С.Кузьмина Н.В. Голубевой, Н.Н Обозовым, АА. Русалиновой, А.Л. Свенцицким, Э.С.Чугуновой.

 

Характеризуя период исследований 60-х годов, можно выделить следующие его особенности:

а) высокая степень детерминированности исследований совместной деятельности практическими потребностями и социальным заказом;

б) доминирование эмпирических и экспериментальных (лабораторных) исследований совместной деятельности позволило качественно улучшить их методическое оснащение, а разработанные аппаратурные методики "гомеостаг", "сенсомоторный интегратор", "арка", "кибернометр", а также многие бланковые методики и шкалы стали классическими и до сих пор используются социальными психологами;

в) были подробно изучены, хотя и отдельно взятые, но принципиально важные социально-психологические феномены, включенные в процесс совместной деятельности и оказывающие влияние на ее результаты: совместимость, сработанность, организованность малых групп, удовлетворенность трудовой деятельностью и коллективом, межличностные отношения, психологические типы лидерства и т.д.

 

Интенсивные эмпирические и научно-практические исследования в 70-е годы совместной деятельности естественным образом привели к накоплению данных и необходимости их теоретического обобщения. Под руководством К.К.Платонова была разработана психологическая теория групп и коллективов, принципиальное место в которой отводится целям и мотивам совместной деятельности групп. В его понимании, коллективами могут быть названы такие группы, которые объединяются "общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества.

Под руководством А.В. Петровского была разработана социально-психологическая теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. В его понимании, все социально-психологические феномены в группе детерминируются (опосредствуются) содержанием совместной деятельности, но при этом главным предметом исследования в социальной психологии коллектива являются межличностные отношения.

Разрабатывая методологические проблемы социально-психологического исследования Г.М Андреева и А.В.Петровский сформулировали наиболее общий объяснительный принцип деятельности в социальной психологии: конкретные социально-психологические феномены (прежде всего групповые) могут быть поняты и объяснены, исходя из анализа содержания деятельности, которую выполняет личность или группа. Наиболее успешно принцип деятельности был реализован позднее во многих исследованиях социальной перцепции, межличностных отношений и общения, выполненных их учениками.

Обобщая многочисленные данные групповых экспериментов, Н.Н.Обозов разработал теоретическую модель (схему) регуляции совместной деятельности, которая включала три основных блока факторов: условия деятельности (характер задач, время совместной работы, уровень взаимосвязанности членов группы), уровни проявления личностных характеристик (особенно мотивации и направленности), а также степень подобия или различий участников совместной деятельности по личностным характеристикам (ценностным ориентациям, мнениям, установкам, мотивации и т.п.).

Важный вклад в теоретическое осмысление проблемы совместной деятельности внесли результаты исследований, выполненных под руководством Б.Ф.Ломова. Они были посвященных анализу изменений различных познавательных процессов (сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), вызванных переходом от индивидуального к групповому (совместному) выполнению деятельности. Было убедительно показано, что многие характеристики познавательных процессов трансформируются в условиях совместной деятельности.

В 70-х годах особенно интенсивно исследовались различные психологические феномены в группе, выполняющей совместную деятельность: организованность (А.С. Чернышев), эмоционально-психологические состояния (А.Н. Лутошкин), групповое волевое усилие (Л.И.Акатов), мотивация групповой деятельности (Е.И.Тимощук), сработанность (Н.Н.Обозов). Особое место в этот период занимают исследования Л.И. Уманского, посвященные различным формам организации совместной деятельности.

 

Давая оценку второму периоду (70-е годы) исследований совместной деятельности, можно отметить следующее:

а) в результате интенсивного теоретического анализа места и роли совместной деятельности в объяснении групповых психологических феноменов был определен ее статус как ведущего фактора, детерминирующего эти феномены;

б) исследования совместной деятельности значительно расширили свои границы по объектам: изучается операторская, учебная изобретательская, управленческая и другие виды совместной деятельности (педагогическая, спортивная, научная);

в) доминирующее внимание к теоретическому анализу, обобщающим схемам в некоторой степени увело исследователей от непосредственного изучения собственно совместной деятельности (что было начато в 60-е годы) к феноменам группы, на которые она оказывает влияние, например, общению социальной перцепции, межличностным отношениям, лидерству социально-психологическому климату, стилю руководства, адаптации в группе и т п.;

г) характерно доминирование структурного подхода в исследовании совместной деятельности, причем основные компоненты психологической структуры индивидуальной деятельности рассматриваются как общие и используются для анализа структуры совместной деятельности (цели, задачи, мотивы, действия, результаты и т.п.), а наиболее последовательно структурный подход реализован в работах Б.Ф. Ломова, Е.И. Головахи и др.

 

В 80-е годы интенсивно продолжались как конкретные эмпирические (включая экспериментальные), так и теоретические исследования различных видов совместной деятельности. В Институте психологии АН СССР и Московском госуниверситете впервые были разработаны и выполнены специальные программы исследования проблем совместной деятельности. Совместная деятельность была представлена непосредственным объектом социально-психологического исследования, а не рассматривалась только как детерминирующая среда. Было обосновано теоретическое положение о том, что совместная деятельность является системообразующим признаком коллектива (или главным основанием формирования и сохранения его целостности). То есть совместная деятельность стала рассматриваться уже не только как фактор, определяющий психологию группы, и не только как среда существования групповой психологии, но и как собственно психология группы и коллектива.

В 70-80-х годах К.А. Абульхановой, А.И. Донцовым, Л.Л. Журавлевым, А.С. Чернышевым разрабатывалось понятие "коллективного субъекта деятельности" или "субъекта совместной деятельности" и тем самым подчеркивалась не пассивная, а активная сущность коллектива по отношению к выполняемой им совместной деятельности. Эти исследования внесли принципиальные изменения в представления о детерминации совместной деятельности коллектива, не только содержание совместной деятельности определяет групповую феноменологию, но и социально-психологические свойства, процессы и состояния коллектива существенно влияют на характеристики совместной деятельности, могут в разной степени ее трансформировать.

 

Оценивая исследования совместной деятельности в 80-е годы, можно выделить наиболее главное:

а) проблеме совместной деятельности посвящены специальные исследовательские программы, оптимально сочетающие теоретические, эмпирические (и экспериментальные) и практические методы ее анализа;

б) совместная деятельность фактически стала комплексной проблемой;

в) сформулирован принцип коллективного субъекта в исследовании совместной деятельности, тем самым расширились представления о детерминации совместной деятельности и групповой психологии в целом;

г) наиболее типичными стали исследования совместной деятельности трудовых коллективов в условиях технико-технологических и организационно-управленческих нововведений (реконструкция предприятий и реорганизация форм коллективного труда).

 

В 90-е годы произошло значительное расширение области исследования совместной деятельности. Наиболее интенсивно стали изучаться новые для социальной психологии виды совместной деятельности: политическая (Л.Я. Гозман, А.В.Дмитриев, Н.В.Егорова, С.К.Рощин и др.), экономическая (Е.Д. Дорофеев, В.П. Позняков и др.), предпринимательская (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков и др.).

Наряду с традиционными исследованиями совместной деятельности, имеющей четко очерченные «границы», стал изучаться социально-психологический феномен совместности, характеризующий и малые группы, и межгрупповое взаимодействие.

В 90-е годы стало возможным и необходимым изучать совместную деятельность в условиях радикальных социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе и связанных с изменениями форм собственности на предприятиях и в организациях. В результате таких изменений появились и стали изучаться новые коллективные субъекты не столько совместной деятельности, сколько совместной собственности, совместного хозяйствования (В.П. Позняков) на предприятиях с новыми негосударственными формами собственности.

Следующая группа авторов дала впервые определение понятия и признаков малой группы. Это было сделано Н.И. Шевандриным, Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьминым, Я.Л. Коломинским, Р.С. Немовым, А.В. Петровским и С.Г. Якобсоном.

Нельзя обойти вниманием авторов, которые рассматривали проблему влияния межличностных отношений в малой группе на эффективность совместной деятельности в 80-90-е годы и начавших публиковать результаты специальных, достаточно крупных исследований, раскрывающих новые стороны формирования отношений внутри групп. Это работы В.С.Агеева, Э.Н. Аллахвердянц, В.В. Гриценко, Н.М.Лебедевой, Ю.А.Лунева, Л.И.Науменко, В.П.Познякова, Г.У.Солдатовой, И.Р.Сушкова, П.Н. Шихирева. С этого времени начало оформляться самостоятельное направление в отечественной науке - психология межличностных отношений. Конец 90-х годов знаменателен появлением первых фундаментальных трудов, которые позволяют говорить о самостоятельном вкладе российских социальных психологов в изучение глобальных социальных процессов.

Интерес психологов к проблеме познания человека заметно возрос в последние годы. Одним из направлений, посвященных разработке этой проблемы, является изучение зависимости межличностного познания от особенностей совместной деятельности людей и влияние межличностных отношений на профессиональную совместную деятельность. Решение этой проблемы имеет большое практическое и теоретическое значение. Как отмечает А.А. Бодаль, люди познают друг друга не ради праздного любопытства, а в силу требований тех задач, которые им совместно друг с другом приходится решать в жизни.

 


7. Особенности группы высокого уровня развития – коллектива.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. colligere -собирать) - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Явление и термин, упорно превозносившиеся в советской социальной психологии и столь же упорно игнорируемые психологией современной. И то и другое, по всей вероятности, представляет собой неоправданные крайности, требующие непредвзятого анализа ради нахождения «золотой середины».

   Обобщая данные разных источников, можно выделить следующие особенности группы, которые характеризуют ее как коллектив.

   1) Контактность - постоянное прямое и непосредственное общение. Воспитательная функция коллектива связана прежде всего с этой его особенностью.

   2) Контагиозность (от лат. contagiosus - заразительный) - взаимовлияние, способность к «взаимозаражению». Коллектив представляет собой динамическую живую систему, в которой происходит обмен информацией между ее отдельными элементами, индивидами, передаются желания и стремления, переживания и мысли. В коллективе создаются суггестивные связи, не всегда осознаваемые субъектом общения.

   3) Внутренняя природа коллектива характеризуется товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью при решении конкретных задач. Деятельность членов коллектива осуществляется на основе принципов добровольности, равноправия и демократичности. Реальным руководящим органом коллектива выступает общее собрание - основная форма создания коллективного мнения. Регуляторами общественной жизни в коллективе выступают не столько формальные правовые нормы, сколько нравственные правила, традиции, обычаи, привычки, чувства.

   4) Социально-психологическая интеграция. Эта черта выражается в единой социальной направленности деятельности и согласованности действий в коллективе, в общих устремлениях и усилиях, единстве личных, коллективных и общественных интересов. Для характеристики сплоченности коллектива в отечественной психологии использовался термин «ценностно-ориентационное единство»; им отражается высокая степень позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Подчеркивается, что ценностно-ориентационное единство не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов и привычек ее членов. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей.

   5) Коллектив является относительно устойчивым социально-психологическим образованием с ярко выраженными перспективными линиями развития, в том числе и весьма отдаленными. В отличие от самых разнообразных видов групп, которые могут поддерживаться короткое время общими целями, коллектив живет сравнительно долго и отличается более стабильной структурой и нормами поведения.

   Совершенно очевидно, что указанные характеристики группы, наличие которых ставит ее на уровень коллектива, являются позитивными качествами, и их достижение весьма желательно. Когда в силу определенных общественно-политических условий данные качества лишь декларируются, но реально не соблюдаются, это реально приводит к извращению позитивных принципов коллективизма и конечной дискредитации самого явления и понятия.

   Характерно, что, отказавшись от дискредитированного общественной практикой термина, сегодня никто и не думает игнорировать позитивное содержание идей групповой сплоченности и ценностно-ориентационного единства. Только вместо «коллектива» сегодня чаще принято говорить о «команде», «командном духе» и т.п. Однако этой позитивной идеологии трудно придерживаться, если противопоставлять принципам коллективизма идеи превратно понятой самодостаточности личности. Вероятно, последующие социально-психологические изыскания будут направлены на смягчение эмоциональных крайностей в оценке этих явлений, что приведет к нахождению разумного и конструктивного компромисса.

 


8. Основные компоненты межличностного восприятия.

Межличностное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс:

а) восприятия внешних признаков других людей;

б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками;

в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.

В социальном восприятии в целом всегда присутствует оценка других людей и формирование отношения к ним в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение их собственной стратегии деятельности.

 

Обычно выделяют четыре основные функции межличностного восприятия:

• познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей;

• познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении;

• установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;

• организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха.

 

Важнейшие из изученных механизмов межличностного восприятия следующие:

1) идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

2) социально-психологическая рефлексия – понимание другого путем размышления за него;

3) эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального отожествления с его переживаниями;

4) стереотипизация – восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и пр.

 

В ходе социального восприятия формируются образы-представления о себе и партнерах, имеющие свои особенности. Во-первых, их содержательная структура соответствует многообразию свойств человека. В ней обязательно присутствуют компоненты внешнего облика, которые прочно связываются с характерными психологическими чертами его личности. Например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.п. Это не случайно, так как путь к внутреннему миру партнера познающий его человек прокладывает через поведенческие сигнаты о состоянии и особенностях воспринимаемого. Конституциональные признаки внешнего облика и своеобразие его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации личности.

 

Во-вторых, другая особенность этих образов заключается в том, что взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы в данный момент для участников взаимодействия. Поэтому в образе-представлении о партнере выделяются обязательно доминирующие качества его личности.

 

Эталоны и стереотипы взаимного познания формируются через общение с непосредственным окружением человека в тех общностях, с которыми он связан жизнью. Прежде всего это семья и этнос, которые пользуются культурно-исторической спецификой деятельности и поведения людей. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает политико-экономические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические, профессиональные и другие эталоны и стереотипы познания человека человеком.

Практическое назначение взаимных представлений партнеров заключено в том, что понимание психологического облика личности является исходной информацией для определения тактики своего поведения по отношению к участникам взаимодействия. Это означает, что эталоны и стереотипы взаимопознания выполняют функцию регуляции общения людей. Положительный и отрицательный образ партнера закрепляет отношение той же направленности, снимая или возводя психологические барьеры между ними. В расхождениях взаимных представлений с самооценками партнеров скрыты причины психологических конфликтов когнитивного плана, которые время от времени перерастают в конфликтные отношения между взаимодействующими людьми.

От непосредственного образа партнера человек в процессе социальной перцепции поднимается к знанию о человеке вообще и возвращается к самооценке. Совершая эти круги взаимного познания, он уточняет информацию о себе и о том месте, которое может занимать в обществе.

 

С особенностями межличностного восприятия связан и ряд психологических эффектов. Среди них эффекты новизны, первичности, ореола.

 

Эффект новизны при восприятии людьми друг друга заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем. А по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.

 

Эффект первичности состоит в том, что вероятность припоминания нескольких первых элементов однородного материала более высока, чем средних (при этом чем объемнее предъявляемый материал и чем выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается).

 

Эффект ореола — это распространение первичной общей оценки человека (людей) на восприятие его (их) поступков и личностных качеств. Так, если первое впечатление о человеке (людях) в целом благоприятно, то в дальнейшем все его (их) поведение, черты и поступки начинают переоценивать в положительную сторону. В них вьщеляют и преувеличивают лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооценивают или вообще не замечают. Если же общее первое впечатление о каком-либо человеке (людях) оказалось отрицательным, то даже положительные его (их) качества и поступки в последующем не замечают либо недооценивают на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

 

Проецирование – перенесение своих состояний на другую личность, приписывание ей черт, которые в действительности присущи самому воспринимающему, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.

Испытываемые эмоциональные состояниятакже могут искажать наши оценки и впечатления.

Эффект снисходительности заключается в том, что все люди оцениваются положительно. Иногда его называют эффектом Полианны (Pollyanny) – люди чаще стремятся использовать позитивные оценки, чем негативные, при этом у женщин данное свойство более выражено.

Успешность и точность межличностного восприятия зависит от многих факторов, но доминирующую роль играет правильное осмысление его закономерностей.

 


9. Особенности социальной перцепции в ученической группе.

 


10. Механизмы социальной перцепции в группе.

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.

«Эмпатия» - это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации (идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним), в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.

«Аттракция» (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Присутствие аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных), и в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии.

Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.

Социальная рефлексия — это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Каузальная атрибуция - это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г. Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов.

«Стереотипизация». Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Стереотипизация — это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Наиболее распространены этнические стереотипы, иначе говоря, образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера. Например, существуют

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...