Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание в структуре целостного педагогического процессаВоспитание как общественное явление и как педагогический процесс. Понятие «воспитание» в современной педагогической науке. Сущность процесса воспитания, его особенности и основные характеристики. Структура воспитательного процесса. Диалектика воспитательного процесса, его противоречия и движущие силы. Современные концепции воспитания, их характеристика. Закономерности и принципы воспитания Понятие закономерностей воспитания. Закономерности воспитания: обусловленность воспитания общественными потребностями условиями; взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; определяющая роль деятельности и общения в воспитании личности; обусловленность воспитания активностью формируемой личностью в организуемой деятельности; зависимость воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; взаимосвязь коллектива и личности в воспитании; взаимозависимость задач, содержания, методов и форм воспитания. Понятие принципов воспитания. Характеристика принципов воспитания: природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация; единство сознания и поведения, воспитание в труде, комплексный подход к воспитанию, сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, уважение к личности воспитуемого в сочетании с разумной требовательностью к нему, единство педагогических требований школы, семьи и общественности. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе.
Система методов воспитания Понятие о методах воспитания. Различные подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Роль примера в воспитании. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Приучение. Упражнение. Поручение. Создание воспитывающих ситуаций. Игра. Методы стимулирования деятельности и поведения. Педагогическое требование. Общественное мнение как форма коллективного требования. Соревнование. Поощрение. Наказание. Методы самовоспитания: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоконтроль. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Формы воспитания Понятие форм воспитания, их многообразие. Характеристика основных форм организации воспитательного процесса, методика их подготовки и проведения.
Понятие о воспитательных системах Понятия «воспитательная система», «система воспитания». Воспитательная система как целостный социальный организм в теории и практике зарубежной и отечественной педагогики. Характерные признаки и принципы функционирования воспитательной системы. Современные авторские воспитательные системы. Педагогическое взаимодействие в воспитании Сущность воспитательного взаимодействия. Педагогическое общение как основа педагогического взаимодействия. Профессиональная позиция в педагогическом взаимодействии. Условия эффективности педагогического взаимодействия. Этика взаимодействия педагога и воспитанника. Коллектив как объект и субъект воспитания Понятие о коллективе. Существенные признаки и социально-педагогические функции коллектива. Проблема детского коллектива и ее рассмотрение в педагогической теории и практике (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова и др.). Этапы развития детского коллектива. Основные пути формирования детских коллективов: совместная целенаправленная деятельность, система перспектив, традиции. Разновозрастные объединения и их воспитательный потенциал. Позиция воспитателя в процессе формирования коллектива. Виды отношений в коллективе. Взаимоотношения в системе «личность-коллектив». Система параллельного действия и индивидуальной работы. Прогнозирование развития коллектива. Содержание воспитания Понятие содержания воспитания. Структурные компоненты содержания воспитательного процесса. Умственное воспитание (развитие умственных сил и способностей; вооружение системой знаний, умений и навыков; формирование потребности в знаниях, культуры умственного труда). Нравственное воспитание как воспитание отношения к общечеловеческим моральным ценностям. Система физического воспитания в современной школе. Сущность, цели и задачи эстетического воспитания и его влияние на духовное развитие личности. Система эстетического воспитания в современной школе и др. Воспитание культуры межнационального общения Цель, задачи и принципы воспитания культуры межнационального общения. Национальное своеобразие воспитания. Принцип многокультурности и его реализация в воспитании. Воспитание гражданственности, патриотизма, межэтнической толерантности.
Педагог как профессионал и личность
Педагог как человек культуры, профессионал, интеллигент, личность. Нормативные основы деятельности современного педагога. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Творческий поиск в деятельности педагога. Типы учителей и стили их деятельности. Основные пути и методы профессионального самовоспитания будущего педагога. Предмет и методы психологической науки. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |