Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет психологии. Структура психических явлений, свойства психического отражения.

Психология как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, наука о закономерностях регуляции живыми существами своего поведения и деятельности. Первые систематические произведения о природе психического в европейской философии (Платон «Государство»; Аристотель «О душе»); в восточной философии («Веды», «Упанишады»; Конфуций «Беседы и суждения»).

Открытие первой в мире экспериментальной психологической лаборатории в Лейпциге (1879 год) В. Вундтом, первой экспериментальной психофизиологической лаборатории в России В.М. Бехтеревым в 1885 году в Казанском университете. Понимание психического в основных психологических направлениях. Психическое как функция человеческого мозга и нервной системы; психическое как особый социально обусловленный способ взаимодействия субъекта с объектом, направленный на познание объекта, получение информации о нем с целью успешной адаптации человека и его адекватного действия в мире. Номотетический (аналитический) и идеографический (основанный на понимании) подходы к изучению психического.

Место и роль психологии в системе наук. Психика как особая онтологическая реальность. Психическое как непрерывное взаимодействие субъекта (наделенного сознанием) с познаваемым объектом. Обобщенные компоненты психических явлений: познавательный; эмоционально-аффективный; волевой (О. Конт). Основные функции психики – познавательная; регуляторная; коммуникативная. Психическое как отражение и познание, основные свойства психического отражения (недизъюнктивность, неаддитивность, неизоморфность, незеркальность (А.В. Брушлинский)).

 

Основные методы психологии. Современные методы исследования психического.

Методы психологии. Наблюдение и эксперимент как психологические методы. Виды наблюдения и эксперимента. Лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий эксперимент. Зависимые и независимые факторы в эксперименте. Тесты в психологии (Ф. Гальтон). Развитие тестологии, тест для измерения интеллектуального развития детей французского психолога А. Бине (1905 год). Группы психологических методов по принципу организации исследования (Б.Г. Ананьев) (1) организационные: а) сравнительный, б) лонгитюдный, в) комплексный; 2) методы эмпирического сбора данных: а) наблюдение, б) эксперимент, в) психодиагностические методы, г) моделирование психического; 3) методы обработки данных: а) методы качественного анализа, б) методы количественного анализа; 4) интерпретационные методы: а) генетический, б) структурный).

Методы психосемантики. Методы виртуальной реальности (ВР). Сущность методов ВР: 1) создание средствами программирования трехмерных изображений объектов; 2) возможность навигации; 3) сетевая обработка данных, осуществляемая в режиме реального времени. Проективные методы в психологии, методы контент и интент анализа, метод фокус групп и др.

 

Общие положения, категории психологической науки.

Развитие деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Субъектно-деятельностный подход в современной психологии.

Деятельностный подход к исследованию психического. Деятельность как важнейшая категория психологии. Деятельность как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает субъектом, воздействующим на объект и удовлетворяющим свои потребности. Структура предметной деятельности (мотив, цель, действие, операция, навык, средства). Понятие психической деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Деятельность как предмет изучения многих наук. Психическое и деятельность. Разработка деятельностной парадигмы на основе теории интериоризации (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Две основные формы деятельности (внешняя и внутренняя). Порождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней, материальной через интериоризацию. Единство деятельности и психического. Формирование психического в деятельности. Деятельность как единство опредмечивания и распредмечивания.

Принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход. Субъектная парадигма в психологии. Традиционное понимание субъекта, как функциональной организации личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова). Современная трактовка субъекта. Человек как субъект собственной психической активности, различных видов деятельности, межличностных и социальных отношений. Индивидуальный и групповой субъект.

 

Категория общения в психологии. Строение общения и виды.

Общение как многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого. Принцип общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев): психическое формируется и проявляется не только в ходе деятельности, но и общения (субъект-субъектные виды взаимодействия). Теоретические подходы к исследованию общения (информационные, интеракциональные, реляционный).

Структура общения: 1) субъект, продуцирующий информацию (индуктор, источник); 2) субъект, принимающий информацию (реципиент); 3) содержание информации, ее модальность; 4) форма передачи информации. Содержательные стороны общения: коммуникативная; интерактивная; перцептивная. Функции общения: информационно-коммуникативная; регуляционно-коммуникативная; аффективно-коммуни­кативная.

Виды общения. По характеру связи с предметно-практической деятельностью: непосредственно-эмоциональное; предметно-действенное; интимно-личностное. По формам осуществления: вербальное (словесное); невербальное (без слов); экстрасенсорное (непонятной природы).

Психология сознания и самосознания.

Сознание как сквозное свойство психического, заключающееся в способности субъекта отражать окружающий мир и внутренние психические явления в качестве познаваемых объектов. Исходная внутренняя противоречивость сознания - в наличии знания и отношения. Сознание как многомерное, комплексное образование, включающее в себя единство субъективного и объективного, знания и отношения, значения и личностного смысла, познавательного и аффективного, сознания и самосознания, единство знания и процесса осознания (прерывного и непрерывного), сознательного и бессознательного… Наличие психических орудий - специфическая особенность сознания (Л.С. Выготский). Мышление и речь как основные составляющие сознания.

Сознание как единство знания и переживания (отношения), единство знания и деятельности, поведения, единство реального и идеального, единство объективного и субъективного, единство сознания с языком, речью, сознание как единство знания и процесса осознания, прерывного и непрерывного (теория С.Л. Рубинштейна). Значения, личностные смыслы и чувственная ткань как образующие сознания в теории А.Н. Леонтьева. Формы связей между значениями и личностными смыслами в индивидуальном сознании: 1) слитости; 2) отчуждения; 3) несовпадения.

Самосознание как процесс и результат познания человека самого себя в качестве индивидуальности. Содержание самосознания (отражение собственных физических качеств, тела, движений, предметных действий, процессов мышления, мотивации, эмоций, личностных качеств). Самооценка как компонент самосознания. Роль рефлексии в осуществлении различных видов деятельности (А.В. Карпов).

 

Понятие о личности, ее строение, личностные свойства. Сущность личностного принципа в отечественной психологии.

Личность как социальное явление, как предмет многих наук - философии, социологии и др. Личностный принцип в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн). Общее, единичное, особенное в личности. Социальная сущность и природа личности (А.В. Петровский). Психологические составляющие личности: а) иерархия мотивов; б) способности; в) направленность; г) сознание, самосознание, самооценка. Личностные свойства. Индивид, личность, индивидуальность, субъект.

Содержание личности в различных концепциях. Личность как система отношений человека в теории В.Н. Мясищева. Подструктуры личности в теории В.С. Мерлина (I подструктура - свойства индивида: темперамент, индивидуальные особенности; II подструктура - свойства индивидуальности: мотивы и отношения, характер, способности). Структура личности в теории К.К. Платонова (направленность личности; опыт личности; особенности психических процессов; биохимические свойства; характер и способности как сквозные личностные свойства). Личность как субъект жизнедеятельности (К.А. Абульханова), как способ бытия человека (Л.И. Анцыферова). Понятие «Я» и личность. Целостность, полноценность «Я». «Идеальное Я» и «Реальное Я».

 

Бессознательное как предмет психологии.

Структура бессознательного («Ид») в теории З. Фрейда (инстинкты (эрос и тонатос); вытесненное содержание). Роль бессознательного в детерминации поведения человека. Понятие психологической защиты как компонента предсознания (подсознательного).

Сознание и бессознательное. Зависимость сознательных процессов от бессознательных факторов. Установка как неосознанное психическое образование, опосредствующее поведение и деятельность личности и способствующее удовлетворению определенной потребности (Д.Н. Узнадзе). Компоненты бессознательного в современной психологии: 1) предсознательное (скрытое бессознательное (т.е. представления, способные спонтан­но (через припоминание или словесное формулирование) перейти в сознание); психологические защиты); 2) бессознательное (два инстинкта (либидо и агрессия); вытесненное через механизм «цензуры» содержание сознания); 3) коллективное бессознательное (общечеловеческие первообразы – архетипы (К.Г. Юнг)); 4) явления «сверхсо­знания» (П.М. Ершов, П.В. Симонов, М.Г. Ярошевский) (творческие процессы – процесс выдвижения гипотез, догадок); 5) инсайт (В. Келлер), немгновенный инсайт (А.В. Брушлинский); 6) мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, анализ через синтез) (А.В. Брушлинский); 7) побочные продукты познавательной деятельности при решении творческих задач (Я.А. Пономарев); 8) интуиция, предвосхищающие эмоции (О.К. Тихомиров, И.А. Васильев); 9) мыслительные установки (Д.Н. Узнадзе, Н.А. Элиава).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...