Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика уровня развития мышления и интеллекта. Патология мышления.Интеллект и мышление. Мышление как компонент интеллекта. Тест Д. Векслера как способ диагностики эмпирического – теоретического мышления, вербального – невербального интеллекта. Тест Дж. Равенна на определение общего интеллекта. Тесты на коэффициент умственного развития. Шкала Станфорд-Бине (тесты на IQ). Определение коэффициента интеллекта в качестве соотнесения умственного возраста испытуемого с хронологическим возрастом. Формула определения IQ. Мышление как процесс преобразования информации. Моделирование мыслительных процессов и проблема «искусственного интеллекта». Эмоции в структуре мышления. Роль эмоций и мотивации в нахождении решения (О.К. Тихомиров). Снижение уровня обобщения как один из основных видов патологии мышления. Другие виды расстройства мыслительной деятельности у человека (резонерство, «скачка идей» и т.п.).
Психология способностей (исследования Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова). Виды способностей и их диагностика. Определение способностей. Способности как индивидуально - психологические свойства, способствующие успешному выполнению того или иного вида деятельности (Б.М. Теплов, А.В. Петровский). Структура способностей. Виды способностей: Общие и специальные способности (Б.М. Теплов). Способности и задатки. Структура задатков (тип ВНД, парциальные свойства нервной системы, индивидуальные анатомо-физиологические особенности, соотношение сигнальных систем, индивидуальные различия в области анатомо-физиологического строения мозга). Общие способности и одаренность. Проблема врожденного и приобретенного, наследственного и средового в структуре способностей. Способности как система качеств, обеспечивающих успешное функционирование психических процессов (В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин). Виды способностей в теории В.Д. Шадрикова. Формирование способностей. Комплексные батареи тестов на диагностику способностей (DAT, тесты Терстоуна, тесты на IQ и др.).
Понятие о темпераменте, его строение и диагностика. Понятие о темпераменте. Темперамент как сквозная формально - динамическая сторона психических явлений. Гуморальная концепция темперамента: классические типы темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Соматические теории темперамента. Соматические теории темперамента. Типы темперамента и их характеристика по Э. Кремеру (циклотивный: гипоманический, практический, депрессивный, шизотивный средний, анестетический), по У. Шелдону (висцеротония, соматотония, церебротония). Нейродинамическая теория темперамента И.П. Павлова, физиологические основы темперамента и типы в рамках этой теории. Развернутая структура темперамента по В.М. Русалову. Активность в структуре темперамента и ее проявления (эргичность, пластичность, скорость). Эмоциональность и моторика.
Стили деятельности и когнитивные стили как проявления темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Стиль деятельности как система способов осуществления деятельности в соответствии с темпераментальными особенностями. Виды индивидуальных стилей деятельности: 1) на основе преобладания ориентировочной фазы деятельности; 2) на основе преобладания исполнительной фазы деятельности (Е.А. Климов). Понятие о когнитивных стилях. Виды когнитивных стилей (полезависимый - поленезависимый стиль (H.A. Witkin, 1954; H. Witkin, R. Dyk, D. Goodenough, 1974); ширина диапазона эквивалентности (R.W. Gardner, 1953); сглаживание – заострение (P. Holtzman, G. Klein, 1954, и др.); рефлексивность - импульсивность (J. Kagan, H. Moss, I. Sigel, 1963); когнитивная сложность – простота (J. Biery, 1955)). Полезависимость - поленезависимость как наиболее общий когнитивный стиль (Г. Уиткин). Диагностика полезависимости – поленезависимости (тесты включенных фигур, тест «стержень в рамке», тест «вращающаяся комната»).
Строение характера. Акцентуации. Сущность характера. Широкое и узкое значение понятия «характер» (Н.Д. Левитов). Характер как совокупность генерализованных побуждений личности (С.Л. Рубинштейн). Структура характера: система отношений и волевые особенности. Характеристика компонентов структуры характера. Свойства характера. Темперамент и характер. Возможность изменения социальных проявлений темперамента субъектом. Пути и способы воспитания характера. Акцентуации характера и психопатии (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко). Нормально выраженные характеры, выраженные черты характера (акцентуации), зона сильно выраженных черт характера (психопатии). Акцентуации и психопатии. Признаки патологического характера (психопатии) (стабильность в онтогенезе; тотальность проявления; социальная дезадаптация).
История психологии, направления психологии. Развитие психологических взглядов в античности. Основные особенности античного мировоззрения. Мифология и философия в античной культуре. Понятие «душа», его содержание в мифологии и ранней философии. Проблема субстанции и античные психологические представления. Пифагор и мистико-символическая традиция в психологии; истоки психотерапии. Гераклит и идея закономерности в психологии. Анаксагор и идея строения. Материалистическое учение о душе в философии Демокрита. Идея причинности: Демокрит, как сторонник подхода всеобщего детерминизма. Сократ и софисты: проблема человека, метод диалога и его влияние на способ психологического размышления и практики. Идеалистическое учение Платона о душе, познании, чувствах. Аристотель и его трактат «О душе» как первое психологическое произведение; функции и виды души по Аристотелю. Проблемы типологии людей в античной науке и философии (Гиппократ, Теофраст). Прообразы психологических практик в античной медицине, педагогике. Учение о душе в поздней античности. Неоплатонизм, его связь с психологическими воззрениями европейского средневековья. Оформление ведущих проблем психологии и значение античной философии в развитии психологического знания: вопрос о субстанции, о мире и душе (материализм и идеализм); о познании (сенсуализм и рационализм); о свободе и регуляции поведения (эмоциональная регуляция и регуляция на основе разума).
Основные положения ассоциативной психологии. Использование ассоциаций в современной практической психологии. Основные отличительные черты и этапы развития ассоцианизма как психологической теории. Понятие «ассоциация» и её виды. Первые представления об ассоциации в Античности. Развитие понятия об ассоциации в трудах Дж. Беркли. Представления об ассоциации у Д. Юма. Классический ассоцианизм: ассоциация как универсальный объяснительный принцип психического. Основание первой системы ассоциативной психологии Д. Гартли. Западноевропейский ассоцианизм в 1-й половине XIX в., влияние на него новых физиологических идей и открытий. Трактовка ассоциации как имманентного свойства ума. Соединение идей ассоцианизма и «Шотландской школы» в работах Т. Брауна. «Жесткий» ассоцианизм Дж. Милля; воплощение его идей в педагогической практике. «Теория статики и динамики представлений»: И.Ф. Гербарт и особенности немецкого ассоцианизма. Идея конфликта представлений; роль бессознательного. Причины кризиса ассоциативного направления в психологической науке. Ментальная химия Дж. Ст. Милля. Кризис ассоцианизма в психологической концепции А. Бэна. Г. Спенсер: эволюционные идеи в ассоциативной психологии. Значение выработанных представлений в рамах ассоцианизма для современных психологии памяти и психологии мышления. Трансформация детерминистских элементов ассоцианизма в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, а также в теории бихевиоризма. Использование законов ассоциаций в рекламной деятельности, в политике и др.
Безусловный и условный рефлексы. Современная структура рефлекса. Становление рефлекторной концепции психического в зарубежной и отечественной психологии. Рефлекс как сенсомоторный акт. Психофизическая проблема и представление о рефлекторной дуге в трудах Р. Декарта. И.М. Сеченов как основоположник объективной психологии. Основные положения классического труда «Рефлексы головного мозга». Новые взгляды на высшие психические процессы: открытие центрального торможения. Предвосхищение И.М. Сеченовым понятия об обратной связи как факторе саморегуляции поведения и системной организации нервно-психической деятельности. Вклад И.П. Павлова в изучение физиологических механизмов психики. Учение о двух сигнальных системах. Понятие безусловного рефлекса. Условный рефлекс как основной акт поведения. Динамика образования и изменения условных рефлексов. Законы высшей нервной деятельности, обуславливающие внешние проявления поведения: принцип образования временных (условных) нервных связей; закон взаимной индукции нервных процессов; закон иррадиации и концентрации нервных процессов; внешнее торможение; внутреннее (условное) торможение; динамический стереотип. Учение о типах и свойствах высшей нервной деятельности. Категории рефлексов, как объяснение биологического своеобразия жизнедеятельности: ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы. Полемика Н.А. Бернштейна и И.П. Павлова. Проблема регуляции движения человека. Движение, как процесс решения двигательной задачи. Уровни построения движений и «физиология активности» Н.А. Бернштейна. Современная структура рефлекса (П.К. Анохин): 1) прием внешних воздействий; 2) преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передача в мозг; 3) декодирование и переработка принятой информации, выдача нервных импульсов к мышцам, железам; 4) прием и передача информации в мозг о результатах совершенного действия (обратная связь); 5) коррекция повторных действий с учетом данных обратной связи. Понятие функциональной системы в концепции П.К. Анохина. Акцептор действия как основной механизм, оценивающий результаты целеустремленного поведения.
Психология развития. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |