Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ показателей рентабельности и факторов, определяющих их величину

 

 

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, и они в большей степени, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйственной деятельности, т.к. их величина показывает соотношение результата с наличными или использованными ресурсами.

Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

 

Показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

- 1 группа — показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов. Эти показатели рассчитываются на основе прибыли до налогообложения (Пд.н.), прибыли от реализации продукции (ПР) и чистой прибыли (ЧП).

Называетсяэтот показательрентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек)и рассчитывается следующим образом:

 

где З – сумма затрат на производство и реализацию продукции.

 

Данный показатель характеризует, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным подразделениям и видам продукции.

 

- 2 группа — показатели, характеризующие прибыльность продаж. Эти показатели рассчитываются с учетом прибыли от реализации (ПР) или чистой прибыли (ЧП).

Называетсяпоказательрентабельность продаж (оборота)и рассчитывается следующим образом:

или

 

где В – сумма полученной выручки.

 

Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности, т.е. сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и по отдельным видам продукции.

 

- 3 группа — показатели, характеризующие доходность капитала или его частей. В расчет этих показателей принимается прибыль до налогообложения (Пд.н.) или чистая прибыль (ЧП).

Показательназываетсярентабельность или доходность капиталаи рассчитывается следующим образом:

или

 

где KL – среднегодовая стоимость всего инвестированного капитала.

В процессе анализа изучают динамику указанных показателей рентабельности и проводят сравнительный анализ с однотипными предприятиями.

Уровень рентабельности производственной деятельности зависит от 3-х основных факторов:

– изменения структуры реализованной продукции;

– изменения себестоимости реализованной продукции;

– изменения цен на реализованную продукцию.

Рассчитаем влияние факторов на изменение рентабельности производственной деятельности используя результаты вычислений и показателей прибыли из вопроса 1.3.

 

 

где 41187 = 41658 * 0,9887

 

 

 

Изменение рентабельности составит:

 

- за счет изменения объема реализованной продукции (VРП):

 

∆Rз VРП = Rз усл1 – Rз 0 = 29,67 – 29,67 = 0

 

- за счет изменения структуры реализованной продукции (УДi):

 

∆Rз Уд = Rз усл2 – Rз усл1 = 31,88 – 29,67 = +2,21 %

 

- за счет изменения цен на продукцию (Цi):

 

∆Rз Ц = Rз усл3 – Rз усл2 = 34,75 – 31,88 = +2,87 %

 

- за счет изменения себестоимости реализованной продукции (Ci)

 

∆Rз С = Rз 1 – Rз усл3 = 32,43 – 34,75 = -2,32 %

 

Общее изменение рентабельности: 0 + 2,21 + 2,87 – 2,32 = +2,76 %

или 32,43 – 29,67 = +2,76 %

 

Полученные результаты свидетельствуют, что уровень рентабельности производственной деятельности повысился в связи с увеличением удельного веса более рентабельной продукции и среднего уровня цен. Рост себестоимости вызвал снижение уровня рентабельности.

Факторный анализ рентабельности проводится по каждому виду продукции. Её величина зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

 

 

Кроме анализа рентабельности производственной деятельности проводится факторный анализ рентабельности продаж.

Методика анализа влияния факторов на данный показатель рентабельности организации аналогична методике факторного анализа рентабельности производственной деятельности.

 

 

Помимо данного показателя рассчитывается уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции, величина которого зависит от среднего уровня цены и себестоимости продукции.

 

 

Величина прибыли до налогообложения зависит от объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости, среднего уровня цен и финансовых результатов от прочих видов деятельности несвязанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала, который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж и наоборот.

При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличивается или уменьшается сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

 

 

где Коб – коэффициент оборачиваемости капитала.

 

Для анализа рентабельности производственного капитала, которая определяется как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных средств:

 

где ОБм – средние остатки материальных оборотных средств.

 

Знаменатель дроби называется капиталоемкостью продукции.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...