Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ ассортимента и структуры продукции

 

 

На результаты хозяйственной деятельности оказывают влияние ассортимент и структура производства и реализации продукции.

 

Ассортимент– перечень выпускаемой (реализуемой) продукции.

 

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой и планируемой к выпуску продукции;

– изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению более совершенных видов продукции и изъятию из производства морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

– оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно проводится с помощью одноименного коэффициента.

 

где ВПзп – фактический выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту;

ВПп – общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или непредусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

 

Пример:

Таблица 4.2 - Выполнение плана по ассортименту продукции

Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, млн.р. Процент выполнения плана Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту
план факт
А 28 800 25 200 87,5 25 200
В 33 600 33 264 99,0 33 264
С 19 200 22 176 115,5 19 200
D 14 400 20 160 140,0 14 400
Итого: 96 000 100 800 105,0 92 064

 

Таким образом план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 % (92064/96000*100).

 

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть:

1) внешние, к которым относится:

– конъюнктура рынка;

– изменение спроса на отдельные виды продукции;

– состояние материально-технического обеспечения;

– несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам;

2) внутренние, такие как:

– недостатки в организации производства;

– плохое техническое состояние оборудования;

– простои оборудования;

– низкая культура производства;

– недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам продукции и сокращение по другим видам продукции приводят к изменению её структуры.

Выполнить план по структуре – значит, сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных её видов.

Изменение структуры производства оказывает влияние на объем выпуска в стоимостном выражении, материалоёмкость, себестоимости продукции, прибыль и рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. Тоже происходит с размером прибыли.

Расчет влияния структуры производства на объем выпуска продукции производится способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции.

Пример:

Таблица 4.3 - Анализ структуры товарной продукции

Изделие Оптовая цена за единицу, тыс.р. Объем производства в натуральных единицах Товарная продукция в ценах плана, млн р. Изменение товарной продукции за счет структуры (7-6)
план факт план фактически при плановой структуре (5*Квп) факт
А 5 000 5 760 5 040 28 800 29 550 25 200 -4 350
В 6 000 5 600 5 544 33 600 34 475 33 264 -1 211
С 7 000 2 743 3 168 19 200 19 700 22 176 +2 476
D 7 500 1 920 2 688 14 400 14 755 20 160 +5 385
Итого: 16 023 16 440 96 000 98 500 100 800 +2 300

 

* Квп – коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом по предприятию в натуральных единицах

 

 

Путем умножения объема выпуска продукции в базисном периоде на коэффициент выполнения по объему выпуска в натуральных единицах рассчитываются значения показателей в графе 6.

Расчет влияния структуры:

 

 

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 108,6025 % по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98500 млн р., при фактической структуре он выше на 2300 млн р., что означает увеличение доли более дорогой продукции в общем объеме ее выпуска.

Этот способ можно использовать в другом варианте и получить аналогичный результат. Его разновидностью является способ процентных разностей.

Измерить влияние изменения структуры на объем выпуска продукции с помощью способа процентных разниц можно следующим образом:

 

 

где Квп – процент выполнения плана по производству в стоимостном выражении.

 

 

Для расчета влияние структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать способ абсолютных разниц. Однако, в начале необходимо определить, как изменится средний уровень цены за единицу продукции за счет структуры. Расчет представлен в графе 6 таблицы 4.4.

Пример:

Таблица 4.4 - Расчет изменения средней цены за счет структурного фактора

Изделие Оптовая цена за единицу, тыс.р. Структура продукции Изменение средней цены за счет структуры (5*2)
план факт отклонение
А 5 000 35,95 30,66 -5,28 -264,0
В 6 000 34,95 33,72 -1,23 -73,8
С 7 000 17,12 19,27 +2,15 150,5
D 7 500 11,98 16,35 +4,36 +327,3
Итого: 100,00 100,00 - +140,0

* Структура продукции рассчитана по данным таблицы 4.3 граф 3 и 4.

 

Данные расчеты позволяют определить на сколько изменился объем товарной продукции в стоимостном выражении за счет изменения структуры и ее влияния на среднюю цену продукции определяется:

 

 

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки от реализации. Методика расчета аналогична, рассмотренной в таблице 4.3, только в графах 3 и 4 вместо объема производства продукции будет указан объем реализации продукции (в натуральных единицах).

 

 

Анализ качества продукции

 

 

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции, т.к. его повышение – одна из форм конкурентной борьбы и фактор, определяющий увеличение спроса на продукцию и увеличение суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации, надёжность и долговечность.

Различают следующие показатели качества продукции:

1) обобщающие показатели качества, которые характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от её вида и назначения:

– удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

– удельный вес продукции высшей категории качества;

– средний коэффициент сортности;

– удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

– удельный вес сертифицированной продукции;

– удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

– удельный вес экспортируемой продукции, в т.ч. в высокоразвитые промышленные страны;

2) индивидуальные (единичные) показатели качества продукции, характеризующие одно из ее свойств:

– полезность (например, жирность молока, содержание белка в продуктах и т.д.);

– надежность (долговечность, безотказность в работе);

– технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (энергоемкость, трудоемкость);

– эстетичность изделий;

3) косвенные показатели качества продукции:

– штрафы за некачественную продукцию;

– объем и удельный вес забракованной продукции;

– потери от брака.

Первая задача анализа – изучить динамику указанных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются:

– доля продукции каждого сорта в общем объеме производства;

– средний коэффициент сортности, который может быть определен двумя способами:

 

1) отношением количества продукции первого сорта к общему количеству:

 

 

2) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта:

 

.

 

- средневзвешенная цена.

 

Вторая задача анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:

- на выпуск товарной продукции (∆ТП):

 

 

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

К1 – количество произведенной продукции повышенного качества.

 

- на выручку от реализации продукции (∆В):

 

 

где VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества;

 

- на прибыль (∆П):

 

 

где Ц0 и Ц1 – цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества.

 

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то в начале определяют изменение средневзвешенной цены и средневзвешенной себестоимости единицы продукции, а затем определяют влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от реализации.

Косвенным показателем качества продукции является брак, который делится на:

– исправимый и неисправимый;

– внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).

 

Выпуск брака ведёт к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпуска продукции.

 

Пример:

Потери от брака 420 млн р.
Стоимость товарной продукции в действующих ценах 104300 млн р.
Себестоимость товарной продукции 84168 млн р.

 

1) Фактический уровень рентабельности:

 

 

Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза (104300÷84168).

 

2) Потери товарной продукции:

 

420 × 1,239 = 520,4 млн р.

 

При проведении анализа изучают причины снижения качества и допущенного брака по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатывают мероприятия по их устранению.

 

Основными причинами снижения качества продукции могут быть:

- плохое качество сырья;

- низкий уровень технологий и организации работ;

- квалификация рабочих и др.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...