Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ объемов перевозок грузов и факторов определяющих их величинуАнализ объемов перевозок грузов целесообразно начинать с изучения динамики объемов выполненных транспортных работ (грузооборота) и объемов перевозок как по производственным подразделениям, так и в целом по автотранспортному предприятию с оценкой произошедших изменений. Для этого необходимо собрать информацию об объеме перевозок (тыс. тонн) и грузообороте (тыс. т/км) за последние 3-5 лет. На основании этих данных рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста (таблица 10.1). Таблица 10.1 - Динамика показателей работы грузовых транспортных средств ООО «Авто» за ххх1-ххх5 гг.
Среднегодовой темп роста (прироста) по объему грузооборота и пассажирооборота можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной:
где X1 и Х0 - значение исследуемого показателя в отчетном и базисном периоде. В нашем примере намечается тенденция наращивания производственного потенциала транспортной организации, увеличиваются объемы перевозок и выполненной транспортной работы, как по сравнению с базисным, так и с предыдущим годом. Далее в процессе анализа определяют степень выполнения плана перевозок за анализируемый период (таблица 10.2).
Таблица 10.2 - Анализ выполнения плана объема перевозок и грузооборота ООО «Авто» за отчетный год
Наряду с изучением выполнения плана объема перевозок за отчетный год целесообразно провести анализ выполнения плана перевозок в течение года (по месяцам и нарастающим итогом с начала года), определить динамику выполнения плана перевозок с начала года, рассматривают перспективы выполнения годового плана перевозок грузов. Выполнение плана (невыполнение) по объему грузооборота зависит от двух факторов: – налаженности транспортного процесса в организации; – выполнения договорных обязательств клиентами. Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей по объемам перевозок необходимо чтобы автотранспортная организация выполняла план также по номенклатуре перевозимых грузов и обслуживаемой клиентуре. Оценка выполнения плана по номенклатуре грузов, в экономическом анализе, может производиться двумя методами: по наименьшему значению процента выполнения плана по номенклатуре грузов и по среднему проценту. Средний процент определяется делением общего объема перевозок в пределах плана на общий плановый объем перевозок (% ВПЗнорм) при этом объем перевозок сверх плана или не предусмотренный планом не засчитывается в выполнении плана по номенклатуре. В нашем примере (таблица 10.3) план по номенклатуре, методом наименьшего значения процента, выполнен на 92,19 %, а по среднему проценту на 99,18 %.
Таблица 10.3 - Анализ выполнения плана перевозок ООО «Авто» по номенклатуре за отчетный год
Общий процент выполнения планового задания (% ВП3общ) представляет собой сумму процентов выполнения бизнес-плана по номенклатуре (% ВПЗ), объемов перевозок сверх планового задания (% ВП32) и перевозок для клиентуры по номенклатуре, не предусмотренных бизнес-планом (% ВП33):
% ВПЗобщ = % ВПЗ1 + % ВП32 + % ВП33
В нашем примере общий процент выполнения плана составил:
% ВПЗобщ = 99,18 + 8,93 = 108,11 %
% ВПЗ2 = 31,4 ÷ 351,5 × 100 = 8,93 %
Причины недовыполнения плана перевозок по номенклатуре могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам можно отнести изменение конъюнктуры рынка, изменение спроса на отдельные грузы, несоблюдение условий договоров перевозки клиентурой и другие. Внутренние причины - это как правило недостатки в организации транспортного процесса, системе управления, плохое техническое состояние грузового автотранспорта, простои автотранспорта, недостатки в системе материального стимулирования и др. Неравномерность выполнения плана перевозок по номенклатуре и клиентуре приводят к изменению структуры перевозок, изменяется соотношение отдельных перевозимых грузов в общем объеме перевозок. Выполнить план по структуре - это значит, сохранить в фактическом объеме перевозок запланированное соотношение перевозимых грузов. Структурные сдвиги возникают в связи с различной степенью выполнения плана по отдельным видам перевозимых грузов, следовательно, структурные сдвиги возможны и при соблюдении плановой номенклатуры перевозимых грузов. Изменение структуры объема перевозок оказывает большое влияние на все экономические показатели, характеризующие работу автотранспортного предприятия: коэффициент пробега, использование грузоподъемности, среднее расстояние перевозки, объем грузооборота, себестоимость грузоперевозок, финансовые результаты. Расчет влияния структурных сдвигов на изменение объема грузооборота можно произвести способом цепной подстановки (таблица 10.4).
Таблица 10.4 - Анализ структуры объема перевозок на изменение грузооборота ООО «Авто» за отчетный год
Таким образом видно, что структура объема перевозок в отчетном периоде лучше, чем было запланировано и объем грузооборота за счет данного фактора увеличился на 1513,7 тыс.т/км. Большое значение при изучении деятельности транспортной организации имеет оценка ритмичности выполнения перевозок. Определяют степень выполнения плана перевозок в целом за год, по месяцам, декадам. Для оценки степени выполнения плана по ритмичности используют систему прямых и косвенных показателей. Прямые показатели ритмичности - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации и числа аритмичности. Коэффициент ритмичности можно определить суммированием фактического удельного веса объемов перевозок за каждый период, но не более запланированного уровня. Косвенные показатели - это оплата простоев водителям по вине организации, наличие доплат за сверхурочные работы и др. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |