Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ объемов перевозок грузов и факторов определяющих их величину

Анализ объемов перевозок грузов целесообразно начинать с изучения ди­намики объемов выполненных транспортных работ (грузооборота) и объемов перевозок как по производственным подразделениям, так и в целом по авто­транспортному предприятию с оценкой произошедших изменений. Для этого необходимо собрать информацию об объеме перевозок (тыс. тонн) и грузообо­роте (тыс. т/км) за последние 3-5 лет.

На основании этих данных рассчитывают­ся базисные и цепные темпы роста и прироста (таблица 10.1).

Таблица 10.1 - Динамика показателей работы грузовых транспортных средств ООО «Авто» за ххх1-ххх5 гг.

Год ди­намики Объем перевозок Грузооборот
тыс. т. темп роста, % тыс. т/км темп роста, %
базисные цепные базисные цепные
ххх1 342,7 100,00 100,00 7912,950 100,00 100,00
ххх2 363,8 106,16 106,16 8012,226 101,25 101,25
ххх3 339,2 98,98 93,24 7612,695 96,21 95,01
ххх4 349,5 101,98 103,04 7826,542 98,91 102,81
ххх5 380,0 110,88 108,73 8455,457 106,86 108,04

Среднегодовой темп роста (прироста) по объему грузооборота и пассажирооборота можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметиче­ской взвешенной:

где X1 и Х0 - значение исследуемого показателя в отчетном и базисном пе­риоде.

В нашем примере намечается тенденция наращивания производственного потенциала транспортной организации, увеличиваются объемы перевозок и вы­полненной транспортной работы, как по сравнению с базисным, так и с преды­дущим годом.

Далее в процессе анализа определяют степень выполнения плана перевозок за анализируемый период (таблица 10.2).

 

Таблица 10.2 - Анализ выполнения плана объема перевозок и грузооборота ООО «Авто» за отчетный год

 

Показатели План Факт Изменение (+, -)
абсолют­ное в про­центах
Объем перевозок, тыс. т. 351,6 380,0 +28,4 +8,08
Грузооборот, тыс. т. км 7854,725 8455,457 +600,732 +7,65
Число отработанных авточа­сов, тыс. 108,040 119,301 +11,261 +10,42

 

Наряду с изучением выполнения плана объема перевозок за отчетный год целесообразно провести анализ выполнения плана перевозок в течение года (по месяцам и нарастающим итогом с начала года), определить динамику выполне­ния плана перевозок с начала года, рассматривают перспективы выполнения го­дового плана перевозок грузов.

Выполнение плана (невыполнение) по объему грузооборота зависит от двух факторов:

– налаженности транспортного процесса в организации;

– выполнения договорных обязательств клиентами.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей по объемам перевозок необходимо чтобы автотранспортная организация выполняла план также по номенклатуре перевозимых грузов и обслуживаемой клиентуре. Оцен­ка выполнения плана по номенклатуре грузов, в экономическом анализе, может производиться двумя методами: по наименьшему значению процента выполне­ния плана по номенклатуре грузов и по среднему проценту.

Средний процент определяется делением общего объема перевозок в пре­делах плана на общий плановый объем перевозок (% ВПЗнорм) при этом объем перевозок сверх плана или не предусмотренный планом не засчитывается в вы­полнении плана по номенклатуре.

В нашем примере (таблица 10.3) план по номенклатуре, методом наименьшего значения процента, выполнен на 92,19 %, а по среднему проценту на 99,18 %.

 

Таблица 10.3 - Анализ выполнения плана перевозок ООО «Авто» по номенк­латуре за отчетный год

Наименование грузов Объем пе­ревозок, тыс. т. Выпол­нение плана, (гр.2/гр.1)* 100, %     Объем пе­ревозок, зачтенный в выполне­ние плана, тыс. т.     Объем перево­зок сверх плана     Объем пе­ревозок, не преду­смотрен­ных пла­ном    
план факт
Мебель 136,8 158,1 115,57 136,8 21,3 -
Строительные материалы 164,7 174,2 105,77 164,7 9,5 -
Овощи 12,8 11,8 92,19 11,8 - -
Хозяйствен­ные товары 27,5 25,6 93,09 25,6 - -
Прочие грузы 9,7 10,3 106,19 9,7 0,6 -
Итого 351,5 380,0 108,11 348,6 31,4 -

 

 

Общий процент выполнения планового задания (% ВП3общ) представляет собой сумму процентов выполнения бизнес-плана по номенклатуре (% ВПЗ), объемов перевозок сверх планового задания (% ВП32) и перевозок для клиенту­ры по номенклатуре, не предусмотренных бизнес-планом (% ВП33):

 

% ВПЗобщ = % ВПЗ1 + % ВП32 + % ВП33

 

В нашем примере общий процент выполнения плана составил:

 

% ВПЗобщ = 99,18 + 8,93 = 108,11 %

 

% ВПЗ2 = 31,4 ÷ 351,5 × 100 = 8,93 %

 

Причины недовыполнения плана перевозок по номенклатуре могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам можно отнести изменение конъюнктуры рынка, изменение спроса на отдельные грузы, несоблюдение ус­ловий договоров перевозки клиентурой и другие. Внутренние причины - это как правило недостатки в организации транспортного процесса, системе управле­ния, плохое техническое состояние грузового автотранспорта, простои авто­транспорта, недостатки в системе материального стимулирования и др.

Неравномерность выполнения плана перевозок по номенклатуре и клиен­туре приводят к изменению структуры перевозок, изменяется соотношение от­дельных перевозимых грузов в общем объеме перевозок. Выполнить план по структуре - это значит, сохранить в фактическом объеме перевозок запланиро­ванное соотношение перевозимых грузов. Структурные сдвиги возникают в свя­зи с различной степенью выполнения плана по отдельным видам перевозимых грузов, следовательно, структурные сдвиги возможны и при соблюдении плановой номенклатуры перевозимых грузов. Изменение структуры объема перевозок оказывает большое влияние на все экономические показатели, характеризую­щие работу автотранспортного предприятия: коэффициент пробега, использо­вание грузоподъемности, среднее расстояние перевозки, объем грузооборота, себестоимость грузоперевозок, финансовые результаты.

Расчет влияния структурных сдвигов на изменение объема грузооборота можно произвести способом цепной подстановки (таблица 10.4).

 

Таблица 10.4 - Анализ структуры объема перевозок на изменение грузооборота ООО «Авто» за отчетный год

Наимено­вание гру­зов Объем перево­зок, тыс. т. Плано­вая струк­тура объема пере­возок, %     Объем перевозок фактиче­ский при плановой структуре, тыс. т.     Изменение объема пе­ревозок за счет изме­нения структуры, тыс. т. (гр.5-гр.3)     Сред­нее рас­стояние пере­возки, км     Изменение объема грузооборота за счет изменения струк­туры, тыс. т. км    
план факт
Мебель 136,8 158,1 38,92 147,9 +10,2 (+10,2) × 250 = +2550
Строи­тельные материа­лы 164,7 174,2 46,86 178,1 -3,9 (-3,9) × 140 = -546
Овощи 12,8 11,8 3,64 13,8 -2 (-2) × 30 = -60
Хозяйст­венные товары 27,5 25,6 7,82 29,7 -4,1 (-4,1) × 103 = -422,3
Прочие грузы 9,7 10,3 2,76 10,5 -0,2 (-0,2) × 40 = -8
Итого 351,5 380,0 380,0 х +1513,7

 

Таким образом видно, что структура объема перевозок в отчетном периоде лучше, чем было запланировано и объем грузооборота за счет данного фактора увеличился на 1513,7 тыс.т/км.

Большое значение при изучении деятельности транспортной организации имеет оценка ритмичности выполнения перевозок. Определяют степень выпол­нения плана перевозок в целом за год, по месяцам, декадам. Для оценки степени выполнения плана по ритмичности используют систему прямых и косвенных показателей.

Прямые показатели ритмичности - коэффициент ритмичности, коэффици­ент вариации и числа аритмичности. Коэффициент ритмичности можно опреде­лить суммированием фактического удельного веса объемов перевозок за каж­дый период, но не более запланированного уровня.

Косвенные показатели - это оплата простоев водителям по вине организа­ции, наличие доплат за сверхурочные работы и др.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...