Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Входной контроль. Авторская позиция

Урок: Задание С1 (критерий 3) части 3 Единого государственного экзамена по русскому языку

План урока

· Введение

· Отражение позиции автора исходного текста

· Практикум и контроль «Отражение позиции автора исходного текста»

· Итоги урока. Контрольные задания

Введение

Задание С1 третьей части Единого государственного экзамена — задание с открытым ответом. Это сочинение, которое пишется на основе текста, ранее использованного для комплексного анализа. По этому тексту вы также выполняете задания А28 — А30, В1 — В8.

Это задание повышенного уровня сложности, представляющее экзаменатору возможность судить об уровне вашего развития и вашей общей культуре. Оно призвано продемонстрировать вашу способность иметь личностную позицию и умение её выразить, корректно вступая в диалог с автором текста, особенно если ваши позиции не совпадают.

Задание написать сочинение проверяет выполнение одного из главных требований программы по русскому языку — развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию. Именно этим требованием обусловлены задачи, стоящие перед учеником, когда он пишет сочинение Единого государственного экзамена, и критерии оценки его работы.

Критерии оценивания сочинения помогут понять, что вы должны включить в своё высказывание, каким требованиям оно должно отвечать, как ваше сочинение будут оценивать эксперты.

На этом занятии особое внимание мы уделим той информации, которая поможет обеспечить вам успешное выполнение критерия 3 (отражение позиции автора исходного текста).

Перед вами сочинение, написанное учащимся во время подготовки к сдаче ЕГЭ. Проверим его по критерию 3.

Текст

Умный в гору не пойдёт

(1) Альпинизм — это прежде всего работа. (2) По-настоящему мужская, требующая сил, выдержки, терпения, максимальной самоотдачи. (3) Приносящая огромную радость, но чаще — изматывающая, на пределе твоих сил и возможностей, а может, и за пределом — кто знает, где он, каков он?

(4) Как и во всякой работе, в альпинизме в цене мастерство, та особая лёгкость, которая достигается лишь годами тренировок. (5) Спорт не терпит сачков, любителей отсидеться за чужой спиной. (6) Выгонять, отчислять таких из альпинистских секций обычно не приходится — уходят сами, прикрываясь, как щитом, расхожей фразой «умный в гору не пойдёт».

(7) Некогда восхождения были спортом элиты. (8) Только у пресыщенного праздностью богача могло возникнуть желание испытать себя в единоборстве с горами. (9) Остальным вполне хватало испытаний и трудностей обычной жизни. (10) Поэтому большинству людей альпинизм казался бессмысленным занятием, ненужной тратой сил и средств.

(11) Времена меняются, меняется и отношение к альпинизму. (12) Правда, он по-прежнему не укладывается в рамки трезвых житейских расчётов. (13) Но, может, этим и привлекает он в наш деловой, рациональный век всё больше людей в разных странах?

(14) Альпинизм немыслим без риска и потому немыслим без настоящих друзей. (15) Выходя на сложный маршрут, ты должен быть уверен: друг готов пренебречь любой опасностью, чтобы спасти тебя, так же как ты — ради него. (16) Связка в альпинизме — не только самый распространённый способ взаимостраховки, а нечто неизмеримо большее. (17) В основе взаимоотношений товарищей по связке не может лежать расчёт, корысть, поиск какой-то выгоды. (18) Эти отношения очищены высокой целью, трудностями, которые необходимо преодолеть для её достижения.

(19) Осознание этих истин происходит далеко не сразу. (20) В первые годы занятий альпинизмом, когда сложность восхождений небольшая, этого попросту нельзя ощутить. (21) Ходишь в связке с тем, кого тебе выбрал в напарники инструктор, в компании таких же «зелёных» и восторженных ребят, как сам. (22) Но по мере того, как накапливается количество восхождений, растёт их сложность, приходит альпинистский опыт и умение разбираться в людях, ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее.

(По С. Бершову.)

 

Сочинение

Я всегда восхищаюсь людьми, занимающимися экстремальными видами спорта: альпинизмом, автомобильными гонками, виндсёрфингом. Сколько труда необходимо, чтобы скользить по волне, не вылететь с трассы на крутом вираже, подняться по отвесной стенке. А главное, может быть, это умение победить в себе страх, заставить своё тело сделать невозможное. И всё это ради мгновенного чувства восторга, чувства победителя!

Я не мог остаться равнодушным к проблеме, поставленной С. Бершовым: что влечёт людей к занятиям альпинизмом, виду спорта, который ставит человека перед лицом многих испытаний? Однако моё понимание этой проблемы несколько шире: что заставляет людей заниматься видами спорта, связанными с риском для жизни, требующими долгих и изнурительных тренировок?

Автор, характеризуя альпинизм, подчёркивает: альпинизм — это прежде всего работа на пределе человеческих возможностей. Успех в занятиях альпинизмом обусловлен годами тяжёлых тренировок. С точки зрения здравого смысла, всё это должно останавливать людей, а безусловный риск в этом виде спорта — страшить.

Однако С. Бершов объясняет стремление людей заниматься альпинизмом тем, что это увлечение уводит от трезвых житейских расчётов, даёт возможность преодолеть ограниченные возможности человеческих способностей, обрести надёжных, бескорыстных друзей, а значит, и самому стать лучше.

Я вполне разделяю эту точку зрения: да, хочется попробовать сделать что-то такое, что докажет тебе самому: я могу гораздо больше, чем мне кажется. А главное, очень хочется видеть мир не только из своего окна. Я не занимаюсь альпинизмом, и опыт восхождения в горы у меня был весьма комфортным: канатная дорога быстро и цивилизованно доставила меня высоко в горы. Но то, что я увидел, стоя под облаками, ответило мне на вопрос, который возник у меня, когда я в своём креслице проплывал над альпинистским кладбищем: что же заставило этих людей идти в горы и рисковать жизнью?

Подо мной было огромное пространство, которое не увидишь с земли: вдали вставали новые горы с вершинами, покрытыми вечными льдами, сияющими на солнце. А внизу бегали совсем крошечные, как муравьи, автомобильчики. В них не было ни величия, ни покоя гор. Я думал о том, что такой землю видит только Создатель и те немногие, кто готов ради минуты восторженной радости, подобной моей, трудиться и рисковать.

Люди, занимающиеся экстремальными видами спорта, наверняка живут и руководствуются в жизни иными принципами. Готовые сами прийти на помощь товарищу в любую минуту, они и сами чувствуют поддержку другого человека и уверены: их окружают настоящие люди, преданные и отважные. Глядя на них, понимаешь: горы действительно проверяют человека. Мне вспоминаются стихи В. Высоцкого: «Парня в горы тяни — рискни, не бросай одного его, пусть он в связке одной с тобой — там поймёшь, кто такой». Найти себе друга — вероятно, это тоже является причиной того, что люди идут в горы.

Оценка и комментарии к сочинению (по критерию 3)

 

Задание с открытым ответом

Нищий

К.А. Савицкий. Римский нищий

 

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал, и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущённый, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

(И.С. Тургенев.)

 

Вес: 0

Задание с открытым ответом

Тренажёр 1

Автор считает, что нет таких исключительных обстоятельств, которые могли бы извинить пренебрежительное отношение к окружающим. Каждый, кто не замечает других, рано или поздно может сам оказаться «незамеченным».

 

 

Начало формы

Конец формы

 

 

Задание с открытым ответом

Тренажёр 2

Позиция автора: в человеке есть созидающее и разрушающее начала. Эти противоположные тенденции отражаются в культуре. Сейчас, когда развитие науки и техники достигло высокого уровня, очень опасно поощрять «антикультуру», несущую разрушение.

 

 

Задание с открытым ответом

Тренажёр 3

Задание с открытым ответом

Тренажёр 4

Задание с открытым ответом

Тренажёр 5

Задание с открытым ответом

Тренажёр 6

Задание с открытым ответом

Тренажёр 7

Задание с открытым ответом

Тренажёр 8

Задание с открытым ответом

Тренажёр 9

Характер человека складывается под влиянием среды, родителей, друзей. Особенно сильно влияет на формирование характера настоящая дружба, в частности её взаимное проявление в крайних ситуациях, в трудных обстоятельствах. Дружбу людей надо заслужить, надо самому уметь быть другом.

 

Начало формы

 

Задание с открытым ответом

Тренажёр 10

Описание природы в художественном произведении не самоцель автора. Описание природы даёт возможность лучше понять характер героя. Чувство, которое охватывает человека при виде картины, которую описывает автор текста, — чувство гармонии с природой. Чтобы быть в гармонии с природой, надо быть внимательным к её деталям.

 

 

Начало формы

 

Конец формы

Задание с открытым ответом

Тренажер 11

Задание с открытым ответом

Тренажёр 12

Задание с открытым ответом

Тренажёр 13

Автор выносит приговор национализму как проявлению слабости нации. Великий народ должен помогать слабому сохранить себя. Культура любого народа ценна независимо от того, маленький или большой по численности этот народ.

Начало формы

Задание с открытым ответом

Тренажёр 14

Автор утверждает, что для того чтобы ощущать себя частичкой своего народа, нужно знать и любить его историю, искусство. «Хранить память о других — это оставлять добрую память о себе». Необходимо уметь хранить память о других людях, хранить старину.

Начало формы

Задание с открытым ответом

Тренажёр 15

Задание с открытым ответом

Тренажёр 16

О сказке

(1) Я начал жить от сказки, как всякий человек, родившийся в деревне. (2) Сказки были первыми ручьями и ручейками, через которые вливалась в меня большая жизнь, национальная культура.

(3) Сказки были разные. (4) Сперва чисто детские: наивные, простенькие, про зыбку, про лиску и т. д.

(5) Потом сказки стали сложнее. (6) Сказки, в которых отразились мечты, чаяния народа. (7) Порывы его к небу, к горним вершинам духа.

(8) И что удивительно: героем их был самый заурядный человек — Иванушка-дурачок. (9) Конечно, он всегда оказывался и самым умным в конце концов. (10) Но он из самых нижних этажей. (11) А следовательно, то, чего добивался он, достигал он, — доступно всем, в том числе и мне. (12) А добивался он и достигал многого — богатства, самой красивой невесты — царевны. (13) Крепко хватали наши деды!

(14) И в тех сказках были указаны пути достижения этих целей: надо жить честно, справедливо, любить людей, помогать слабым, чтить родителей.

(15) Но, конечно, и самому быть смелым. (16) Ах, сколько было удали, раздолья в тех сказках! (17) Иванушка-дурачок достиг.

(18) А мы разве не того же корня?

(Ф. Абрамов.)

 

Один из вариантов верного ответа

Проблемы

Позиция автора

Сказка указывает человеку жизненный путь, даёт нравственное наставление.

В сказке отразились народные представления о том, как надо жить, отразились духовные начала народа.

 

 

Начало формы

Задание с открытым ответом Тренажёр 17

Проблемы

Позиция автора

Писателем может быть лишь тот, кто, во-первых, чувствует, что не писать, не открыть свой внутренний мир людям он не может, во-вторых, тот, кто видит, замечает в жизни больше остальных, замечает глубину жизни.

Начало формы

Задание с открытым ответом

Тренажёр 18

Котина доброта

(1) Николай К., по прозвищу Котя, в войну хватил лиха. (2) Отец на фронте, мать умерла, и в детдом не берут: дядя родной есть. (3) Правда, дядя инвалид, но при хорошем деле (портной), — что ему стоит сироту пригреть?

(4) Дядя, однако, сироту не пригрел, и сын фронтовика частенько кормился с помойки. (5) Насобирает картофельных очисток, сварит в консервной банке на костёрике у реки, в которой иной раз удастся изловить какого-нибудь пескарика, да тем и жил.

(6) После войны Котя отслужился в армии, выстроил дом, завёл семью, а потом и дядю к себе взял — тот к тому времени совсем одряхлел, на девятый десяток перевалило.

(7) Дяде Котя ни в чём не отказывал. (8) Что сам с семьёй ел, то и дяде в чашку.

(9) — Ешь, пей, дядя! (10) Я родню не забываю, — приговаривал каждый раз Котя.

(11) — Не забываешь, не забываешь, Миколаюшко.

(12) — Не обидел в части еды и питья?

(13) — Не обидел, не обидел.

(14) — Оприютил, значит, беспомощного старика?

(15) — Оприютил, оприютил.

(16) — А вот как же ты-то меня в войну не оприютил? (17) В газетах пишут, чужих детей брали на воспитание, потому как война. (18) Народная. (19) Помнишь, как в песне-то пели? (20) «Идёт война народная, священная война...» (21) А я-то разве тебе чужой?

(22) — Ох, ох, правда твоя, Миколаюшко.

(23) — Да ты не охай! (24) Тогда надо было охать-то, когда я в яме помойной рылся...

(25) Завершал Котя застольный разговор обычно слезой: — Ну, дядюшка, спасибо! (26) Отец-покойник в ноги бы тебе поклонился, ежели бы с войны вернулся. (27) Ведь он-то думал, сын евонный, сирота горемычная, под крылом у дяди, а меня ворона своим крылом больше грела, чем дядя. (28) Понимаешь ты это своей старой-то башкой? (29) Ведь лоси и те от волков малых лосят всяко защищают, а ты-то ведь не лось. (30) Ты дядя родной...

(31) Эх!..

(32) И тут уж в голос начинал голосить и старик. (33) Ровно два месяца так изо дня в день воспитывал Котя дядю. (34) На третий месяц дяди не стало...

(Ф. Абрамов.)

 


Один из вариантов верного ответа

Проблемы

Позиция автора

Задание с открытым ответом

Задание с открытым ответом

Часть 3. Задание C1

Урок: Задание С1 (критерий 3) части 3 Единого государственного экзамена по русскому языку

План урока

· Введение

· Отражение позиции автора исходного текста

· Практикум и контроль «Отражение позиции автора исходного текста»

· Итоги урока. Контрольные задания

Введение

Задание С1 третьей части Единого государственного экзамена — задание с открытым ответом. Это сочинение, которое пишется на основе текста, ранее использованного для комплексного анализа. По этому тексту вы также выполняете задания А28 — А30, В1 — В8.

Это задание повышенного уровня сложности, представляющее экзаменатору возможность судить об уровне вашего развития и вашей общей культуре. Оно призвано продемонстрировать вашу способность иметь личностную позицию и умение её выразить, корректно вступая в диалог с автором текста, особенно если ваши позиции не совпадают.

Задание написать сочинение проверяет выполнение одного из главных требований программы по русскому языку — развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию. Именно этим требованием обусловлены задачи, стоящие перед учеником, когда он пишет сочинение Единого государственного экзамена, и критерии оценки его работы.

Критерии оценивания сочинения помогут понять, что вы должны включить в своё высказывание, каким требованиям оно должно отвечать, как ваше сочинение будут оценивать эксперты.

На этом занятии особое внимание мы уделим той информации, которая поможет обеспечить вам успешное выполнение критерия 3 (отражение позиции автора исходного текста).

Перед вами сочинение, написанное учащимся во время подготовки к сдаче ЕГЭ. Проверим его по критерию 3.

Текст

Умный в гору не пойдёт

(1) Альпинизм — это прежде всего работа. (2) По-настоящему мужская, требующая сил, выдержки, терпения, максимальной самоотдачи. (3) Приносящая огромную радость, но чаще — изматывающая, на пределе твоих сил и возможностей, а может, и за пределом — кто знает, где он, каков он?

(4) Как и во всякой работе, в альпинизме в цене мастерство, та особая лёгкость, которая достигается лишь годами тренировок. (5) Спорт не терпит сачков, любителей отсидеться за чужой спиной. (6) Выгонять, отчислять таких из альпинистских секций обычно не приходится — уходят сами, прикрываясь, как щитом, расхожей фразой «умный в гору не пойдёт».

(7) Некогда восхождения были спортом элиты. (8) Только у пресыщенного праздностью богача могло возникнуть желание испытать себя в единоборстве с горами. (9) Остальным вполне хватало испытаний и трудностей обычной жизни. (10) Поэтому большинству людей альпинизм казался бессмысленным занятием, ненужной тратой сил и средств.

(11) Времена меняются, меняется и отношение к альпинизму. (12) Правда, он по-прежнему не укладывается в рамки трезвых житейских расчётов. (13) Но, может, этим и привлекает он в наш деловой, рациональный век всё больше людей в разных странах?

(14) Альпинизм немыслим без риска и потому немыслим без настоящих друзей. (15) Выходя на сложный маршрут, ты должен быть уверен: друг готов пренебречь любой опасностью, чтобы спасти тебя, так же как ты — ради него. (16) Связка в альпинизме — не только самый распространённый способ взаимостраховки, а нечто неизмеримо большее. (17) В основе взаимоотношений товарищей по связке не может лежать расчёт, корысть, поиск какой-то выгоды. (18) Эти отношения очищены высокой целью, трудностями, которые необходимо преодолеть для её достижения.

(19) Осознание этих истин происходит далеко не сразу. (20) В первые годы занятий альпинизмом, когда сложность восхождений небольшая, этого попросту нельзя ощутить. (21) Ходишь в связке с тем, кого тебе выбрал в напарники инструктор, в компании таких же «зелёных» и восторженных ребят, как сам. (22) Но по мере того, как накапливается количество восхождений, растёт их сложность, приходит альпинистский опыт и умение разбираться в людях, ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее.

(По С. Бершову.)

 

Сочинение

Я всегда восхищаюсь людьми, занимающимися экстремальными видами спорта: альпинизмом, автомобильными гонками, виндсёрфингом. Сколько труда необходимо, чтобы скользить по волне, не вылететь с трассы на крутом вираже, подняться по отвесной стенке. А главное, может быть, это умение победить в себе страх, заставить своё тело сделать невозможное. И всё это ради мгновенного чувства восторга, чувства победителя!

Я не мог остаться равнодушным к проблеме, поставленной С. Бершовым: что влечёт людей к занятиям альпинизмом, виду спорта, который ставит человека перед лицом многих испытаний? Однако моё понимание этой проблемы несколько шире: что заставляет людей заниматься видами спорта, связанными с риском для жизни, требующими долгих и изнурительных тренировок?

Автор, характеризуя альпинизм, подчёркивает: альпинизм — это прежде всего работа на пределе человеческих возможностей. Успех в занятиях альпинизмом обусловлен годами тяжёлых тренировок. С точки зрения здравого смысла, всё это должно останавливать людей, а безусловный риск в этом виде спорта — страшить.

Однако С. Бершов объясняет стремление людей заниматься альпинизмом тем, что это увлечение уводит от трезвых житейских расчётов, даёт возможность преодолеть ограниченные возможности человеческих способностей, обрести надёжных, бескорыстных друзей, а значит, и самому стать лучше.

Я вполне разделяю эту точку зрения: да, хочется попробовать сделать что-то такое, что докажет тебе самому: я могу гораздо больше, чем мне кажется. А главное, очень хочется видеть мир не только из своего окна. Я не занимаюсь альпинизмом, и опыт восхождения в горы у меня был весьма комфортным: канатная дорога быстро и цивилизованно доставила меня высоко в горы. Но то, что я увидел, стоя под облаками, ответило мне на вопрос, который возник у меня, когда я в своём креслице проплывал над альпинистским кладбищем: что же заставило этих людей идти в горы и рисковать жизнью?

Подо мной было огромное пространство, которое не увидишь с земли: вдали вставали новые горы с вершинами, покрытыми вечными льдами, сияющими на солнце. А внизу бегали совсем крошечные, как муравьи, автомобильчики. В них не было ни величия, ни покоя гор. Я думал о том, что такой землю видит только Создатель и те немногие, кто готов ради минуты восторженной радости, подобной моей, трудиться и рисковать.

Люди, занимающиеся экстремальными видами спорта, наверняка живут и руководствуются в жизни иными принципами. Готовые сами прийти на помощь товарищу в любую минуту, они и сами чувствуют поддержку другого человека и уверены: их окружают настоящие люди, преданные и отважные. Глядя на них, понимаешь: горы действительно проверяют человека. Мне вспоминаются стихи В. Высоцкого: «Парня в горы тяни — рискни, не бросай одного его, пусть он в связке одной с тобой — там поймёшь, кто такой». Найти себе друга — вероятно, это тоже является причиной того, что люди идут в горы.

Оценка и комментарии к сочинению (по критерию 3)

 

Задание с открытым ответом

Входной контроль. Авторская позиция

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...