Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агентские отношения и теория асимметричной информации

Одним из современных направлений теории контрактов является теория агентства, которая рассматривает основные виды оппортунистического поведения – неблагоприятный отбор(менеджеров можно побудить действовать на благо акционеров с помощью стимулов, ограничений и наказаний. Но эти средства эффективны лишь в тех случаях, когда акционеры могут проследить за всеми действиями менеджеров.) и моральный риск (возможность незамеченных действий менеджеров в своих собственных интересах, возникает ввиду того, что акционеры на практике не могут контролировать все действия менеджеров.), – последствия их проявления и механизмы борьбы с ними.

Теория агентства, или теория агентских отношений, возникла в начале 1970-х гг. В ее основу легли работы по теории асимметричной информации. Начальный этап развития теории агентства тесно связан с именами нобелевских лауреатов в области экономики Джорджа Акерлофа и Майкла Спенса, а также с именами таких известных ученых, как Пол Милгром, Бендт Холмстром и ряд других.

Предпосылки теории агентства. Основными предпосылками данной теории являются положения, что:


все участники контрактных отношений считаются совершенно рациональными. В частности, они обладают параметрическим знанием относительно ситуации, в которой находятся (они не знают, что произойдет в будущем, но знают структуру проблем, которые могут возникнуть), и их вычислительные способности не ограничены.


участники контрактных отношений обладают разной информацией относительно ряда ключевых переменных. Таким образом, информация хотя и является полной, но распределена между участниками асимметрично.

Сторонами контракта выступают принципал (P), или заказчик, и агент (A), или исполнитель. Принципал нанимает агента, действующего от имени принципала, для оказания неких услуг и, чтобы облегчить до­стижение поставленных целей, делегирует этому агенту некоторые полномочия по принятию решений:

Информация до и после заключения контракта асимметрична, поскольку:

а) действия агента не поддаются непосредственному наблюдению со стороны принципала;

б) агент располагает некоторыми результатами наблюдений, которых нет у принципала.

 

Пример 8.1. В отношениях между врачом и пациентом врач выступает в роли агента, выбирающего некие действия, влияющие на благосостояние принципала (пациента). Врач обладает преимуществом в знаниях, которым он может воспользоваться для завышения объема оказываемых медицинских услуг сверх необходимого уровня. Такие знания врача являются скрытой информацией.

Пример 8.2. В трудовом договоре наниматель выступает в роли прин­ципала, а наемный работник – в роли агента. Использование рабочего времени в своих целях является скрытым действием работника.

Пример 8.3. Акционеры являются принципалами, которые не могут в деталях наблюдать за тем, принимают ли менеджеры – их агенты – решения, соответствующие ситуации, или нет. Проблема принципал–агент в данном случае получила название «отделение собственности от контроля».

Пример 8.4. Страховая компания, застраховавшая имущество собственника от пожара, является принципалом, а собственник – агентом. Оппортунистическое поведение собственника заключается в данном случае в несоблюдении им мер противопожарной безопасности. В подобных страховых случаях лежат истоки термина «моральный риск».

Заметим, что модель агентских отношений применима практически к любым сферам экономического и социального взаимодействия

Как правило, интересы принципала и агента различны, и агент, преследуя собственную выгоду, ущемляет интересы принципала.

В данной ситуации задача принципала – разработать схему вознаграждения таким образом, чтобы агент действовал в интересах принципала. Эта схема основана, помимо предположения о том, что принципал знает меньше, чем агент, еще на одном важном предположении, а именно: принципал всегда выполняет взятые на себя обещания (например, по выплате вознаграждения). Отсюда следует, что схема вознаграждения должна быть построена на проверяемой информации, т.е. на информации, которую может наблюдать третья сторона (суд), контролирующая выполнение принципалом своих обещаний.

Таким образом, основной задачей теории агентства является поиск и анализ оптимальных схем вознаграждения, включающий оценку издержек, возникающих вследствие асимметрии информации в тех или иных контрактах, и поиск эффективных механизмов минимизации этих издержек.

Издержки, связанные с реализацией контракта между принципа­лом и агентом, называют агентскими. Они включают в себя:

а) затраты принципала на мониторинг, предназначенный для ограничения уклоняющейся деятельности агента;

б) затраты агента, сопряженные с осуществлением залоговых гарантий. Залоговые издержки часто необходимы, чтобы принципал имел гарантии, что агент не предпримет каких-либо действий, причиняющих ему ущерб;

в) остаточные потери принципала, связанные с тем, что действия агента не направлены всецело на максимизацию благосостояния принципала.

АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

(asymmetric information) Ситуация, когда не все экономические агенты располагают одинаковой информацией (information). Ни один из субъектов хозяйственной жизни не имеет доступа к полной информации; вместе с тем каждый из них обладает информацией, которая неизвестна другим. Причины, по которым одна и та же информация известна одним и недоступна другим, весьма разнообразны. Одна информация является сугубо конфиденциальной и существует только в мыслях конкретного агента; например, только сам человек может знать, какую максимальную сумму он готов предложить на аукционе. Другая информация касается вещей, которые объективно измеримы, например объем товарных запасов фирмы; однако только данная фирма, но не ее конкуренты может действительно сделать это. Даже в том случае, когда конфиденциальная информация передается другим людям, они могут не поверить ей, если невозможно найти независимого подтверждения. Точно так же для всякого агента существует множество вещей, о которых известно другим, но не знает он. Таким образом, каждый агент вынужден самостоятельно выбирать стратегию поведения, предполагая, что другие знают нечто, недоступное ему, и, не представляя в точности, в какой мере его собственная информация известна другим.

 

Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:

проблема неблагоприятного отбора (adverse selection);

проблема риска недобросовестности (moral hazard);

проблема дорогостоящей верификации состояния (costly state verification).

Из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества.

Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...