Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Любая наука представляет собой совокупность знаний о природе, обществе, человеке, экономических процессах и т.д. Экономический анализ связан с исследованием экономических процессов и их взаимосвязью; выявлением факторов, влияющих на деятельность предприятия и количественным измерением этого влияния; определением внутрипроизводственных резервов и принятием оптимальных управленческих решений. В процессе анализа выявляются причинно-следственные связи процессов и явлений. Слово «анализ» произошло от слова «analysis» - разделять, расчленять. Следовательно, анализ представляет собой разделение процессов и явлений на составные части, но анализ невозможен без синтеза. Под анализом понимают способ познания предметов или явлений, основанный на их разделении на составные части и изучении многообразия связей и зависимостей. Предметом экономического анализа является изучение причинно-следственных связей, процессов и явлений. Объектом – хозяйственные социально-экономические процессы, финансовое состояние предприятий, складывающееся под влиянием многих факторов. Целью анализа является изучение и совершенствование методологии оценки, диагностики и прогнозирования деятельности предприятия. Основными задачами анализа являются: - повышение научно-экономической обоснованности планов и норм - определение экономической эффективности использованных ресурсов - контроль за ходом выполнения планов и расхода финансовых ресурсов
РОЛЬ АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ
В настоящее время анализ хозяйственной деятельности (АХД) занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: - планирования - учета - анализа - принятия управленческих решений. Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому, одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов. Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность. Таким образом, экономический анализ - это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений. Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы. Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению лишних затрат и т.д. Итак, АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА
Аналитические исследования должны соответствовать определенным требованиям, которые откладывают отпечаток на само исследование. Т.е. анализ должен осуществляться в соответствии с определенными принципами: - анализ должен базироваться на государственном подходе; - анализ должен носить научный характер, т.е. учитывать требования объективных экономических законов, достижения НТП и передовой опыт; - анализ должен быть комплексным, т.е. охватывать все стороны деятельности предприятия и изучать причинные зависимости как в экономике, так и на предприятии; - анализ должен обеспечивать комплексный подход, т.е. любой процесс или явление представлять в виде системы, состоящей из отдельных элементов, определенным образом связанных между собой; - анализ должен быть конкретным, объективным и точным; должен быть основан на достоверной информации, отражающей действительность; - анализ должен быть действенным. На его основе должны приниматься оптимальные решения; - анализ должен проводиться по плану, т.е. регулярно; - анализ должен быть оперативным, т.е. проводиться быстро и четко; - анализ должен быть демократичным, в его проведении должны участвовать многие работники, большой коллектив; - анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на него должны быть гораздо меньше полученного в результате его проведения эффекта;
ВИДЫ АНАЛИЗА
Классификация анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе экономический анализ классифицируется по разным признакам: - по отраслевому признаку: а) отраслевой б) межотраслевой Отраслевой анализ учитывает специфику отрасли, а межотраслевой является методологической и теоретической основой отраслевого, иначе его именуют теорией экономического анализа. - по времени: а) предварительный (перспективный) б) последующий (ретроспективный) Перспективный анализ необходим для обоснования плановых заданий или прогнозирования деятельности. Ретроспективный проводится после свершения события и зачастую используется для контроля за выполнением планов, а также выявления неиспользованных резервов. Эти 2 вида анализа взаимосвязаны, при этом ретроспективный анализ, в сою очередь, делится на: 1) оперативный, т.е. анализ сразу после свершения события 2) итоговый (заключительный) анализ проводится в конце отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год) - по пространственному признаку: а) внутрихозяйственный б) межхозяйственный - по объектам управления: а) технико-экономический, когда изучаются вопросы взаимодействия технических и экономических процессов; техническая совместимость нового оборудования с тем, которое уже наличествует б) финансово-экономический, который призван анализировать финансовые результаты, а также наличие собственного или заемного капитала, платежеспособность предприятия в) аудиторский или бухгалтерский анализ – это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия г) социально-экономический анализ призван оценить социальные процессы и их влияние на экономику предприятия и наоборот д) экономико-статистический анализ используется для оценки массовых явлений и процессов е) экономико-экологический анализ необходим для характеристики экологического состояния окружающей среды и затрат на ее улучшение ж) маркетинговый анализ характеризует положение предприятия на рынке - по методике изучения объектов анализ делят: а) сравнительный б) факторный, когда выявляют влияние факторов на изменение результативного показателя в) диагностический или экспресс-анализ г) маржинальный анализ основан на взаимосвязи объема продаж, себестоимости, прибыли, а также деления затрат на постоянные и переменные
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |