Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Любая наука представляет собой совокупность знаний о природе, обществе, человеке, экономических процессах и т.д. Экономический анализ связан с исследованием экономических процессов и их взаимосвязью; выявлением факторов, влияющих на деятельность предприятия и количественным измерением этого влияния; определением внутрипроизводственных резервов и принятием оптимальных управленческих решений. В процессе анализа выявляются причинно-следственные связи процессов и явлений.

Слово «анализ» произошло от слова «analysis» - разделять, расчленять. Следовательно, анализ представляет собой разделение процессов и явлений на составные части, но анализ невозможен без синтеза.

Под анализом понимают способ познания предметов или явлений, основанный на их разделении на составные части и изучении многообразия связей и зависимостей.

Предметом экономического анализа является изучение причинно-следственных связей, процессов и явлений.

Объектом – хозяйственные социально-экономические процессы, финансовое состояние предприятий, складывающееся под влиянием многих факторов.

Целью анализа является изучение и совершенствование методологии оценки, диагностики и прогнозирования деятельности предприятия.

Основными задачами анализа являются:

- повышение научно-экономической обоснованности планов и норм

- определение экономической эффективности использованных ресурсов

- контроль за ходом выполнения планов и расхода финансовых ресурсов

 

РОЛЬ АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ

 

В настоящее время анализ хозяйственной деятельности (АХД) занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством.

Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций:

- планирования

- учета

- анализа

- принятия управленческих решений.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому, одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.

Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность. Таким образом, экономический анализ - это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению лишних затрат и т.д.

Итак, АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

 

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

 

Аналитические исследования должны соответствовать определенным требованиям, которые откладывают отпечаток на само исследование. Т.е. анализ должен осуществляться в соответствии с определенными принципами:

- анализ должен базироваться на государственном подходе;

- анализ должен носить научный характер, т.е. учитывать требования объективных экономических законов, достижения НТП и передовой опыт;

- анализ должен быть комплексным, т.е. охватывать все стороны деятельности предприятия и изучать причинные зависимости как в экономике, так и на предприятии;

- анализ должен обеспечивать комплексный подход, т.е. любой процесс или явление представлять в виде системы, состоящей из отдельных элементов, определенным образом связанных между собой;

- анализ должен быть конкретным, объективным и точным; должен быть основан на достоверной информации, отражающей действительность;

- анализ должен быть действенным. На его основе должны приниматься оптимальные решения;

- анализ должен проводиться по плану, т.е. регулярно;

- анализ должен быть оперативным, т.е. проводиться быстро и четко;

- анализ должен быть демократичным, в его проведении должны участвовать многие работники, большой коллектив;

- анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на него должны быть гораздо меньше полученного в результате его проведения эффекта;

 

ВИДЫ АНАЛИЗА

 

Классификация анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе экономический анализ классифицируется по разным признакам:

- по отраслевому признаку:

а) отраслевой

б) межотраслевой

Отраслевой анализ учитывает специфику отрасли, а межотраслевой является методологической и теоретической основой отраслевого, иначе его именуют теорией экономического анализа.

- по времени:

а) предварительный (перспективный)

б) последующий (ретроспективный)

Перспективный анализ необходим для обоснования плановых заданий или прогнозирования деятельности.

Ретроспективный проводится после свершения события и зачастую используется для контроля за выполнением планов, а также выявления неиспользованных резервов.

Эти 2 вида анализа взаимосвязаны, при этом ретроспективный анализ, в сою очередь, делится на:

1) оперативный, т.е. анализ сразу после свершения события

2) итоговый (заключительный) анализ проводится в конце отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год)

- по пространственному признаку:

а) внутрихозяйственный

б) межхозяйственный

- по объектам управления:

а) технико-экономический, когда изучаются вопросы взаимодействия технических и экономических процессов; техническая совместимость нового оборудования с тем, которое уже наличествует

б) финансово-экономический, который призван анализировать финансовые результаты, а также наличие собственного или заемного капитала, платежеспособность предприятия

в) аудиторский или бухгалтерский анализ – это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия

г) социально-экономический анализ призван оценить социальные процессы и их влияние на экономику предприятия и наоборот

д) экономико-статистический анализ используется для оценки массовых явлений и процессов

е) экономико-экологический анализ необходим для характеристики экологического состояния окружающей среды и затрат на ее улучшение

ж) маркетинговый анализ характеризует положение предприятия на рынке

- по методике изучения объектов анализ делят:

а) сравнительный

б) факторный, когда выявляют влияние факторов на изменение результативного показателя

в) диагностический или экспресс-анализ

г) маржинальный анализ основан на взаимосвязи объема продаж, себестоимости, прибыли, а также деления затрат на постоянные и переменные

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...