Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Стратегия и методы социологического исследования

Раздел 3. Стратегия и методы социологического исследования

 

Программа социологического исследования

3.1.1. Дайте определения следующим понятиям:

Программа исследования _________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методология ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научная проблема ________________________________________________________

Объект исследования _____________________________________________________

Предмет исследования ____________________________________________________

Цель исследования ________________________________________________________

Задачи исследования ______________________________________________________

Концепция исследования ___________________________________________________

Гипотеза __________________________________________________________________

Концептуализированное понятие ____________________________________________

__________________________________________________________________________

Операционализированное понятие __________________________________________

__________________________________________________________________________

Метод ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Процедура ________________________________________________________________

Генеральная совокупность _________________________________________________

Выборка __________________________________________________________________

 

3.1.2. Заполните схему:

Структура программы социологического исследования

 
 

 

 


3.1.3. Заполните таблицу

Виды научных проблем

Вид Характеристика
   
   

3.1.4. Заполните таблицу

Виды гипотез

Вид Характеристика
   
   

 

3.1.5. Составьте схему

Типы выборок

 


3.1.6. Какой тип выборки вы бы использовали для решения следующих исследовательских задач?

- выяснение проблем межличностного взаимодействия в конкретной студенческой группе ___________________________________________________________________

- изучение интересов студенческого сообщества ЮФУ ___________________________

- изучение степени удовлетворенности студентов качеством получаемого образования в целом по России _________________________________________________________

- изучение политических установок населения Ростовской области _________________

- изучение различий уровня жизни городского и сельского населения Ростовской области __________________________________________________________________

- исследование тенденций развития кризиса семьи в современной России ___________

 

3.1.7. Поясните, как связаны между собой следующие составляющие программы исследования:

- объект, предмет, концепция, концептуализация понятий, генеральная совокупность

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- генеральная совокупность и выборочная совокупность __________________________

__________________________________________________________________________

- операционализация понятий и методы исследования ____________________________

_________________________________________________________________________

 

3.1.8. Проектное задание 1

Основываясь на личных интересах, данных научной литературы, информации из СМИ, сформулируйте тему, относящуюся к предметному полю социологии, которую вам было бы интересно исследовать. (В случае возникновения затруднений в выборе, вы можете воспользоваться приведенным ниже списком примерных тем. Примите во внимание, что с выбранной вами проблемой будут логически связаны проектные задания последующих разделов учебного курса «Социология». В ходе их выполнения вы сможете корректировать сделанные формулировки, но не изменять их кардинально. Результатом выполнения серии проектных заданий должна стать программа социологического исследования. В рамках данного задания вы начинаете работать над методологической частью программы).

Далее определите объект и предмет исследования. В чем, как вы думаете, может, заключаться научная проблема вашего исследования? Сформулируйте примерную гипотезу исследования (после изучения раздела социологии, соответствующего выбранной вами теме, вы при необходимости откорректируете и уточните формулировки проблемы и гипотезы). Определите цель и задачи исследования.

Запишите результаты своей работы:

Тема: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Научная проблема: ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объект - ______________________________________________________________

Предмет - ____________________________________________________________

Гипотеза: _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель - ________________________________________________________________

Задачи: ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К какому виду научных проблем относится, сформулированная вами проблема?

__________________________________________________________________________

К какому виду относится ваша гипотеза? ___________________________________

В рамках какой парадигмы исследование выбранной вами проблемы может быть наиболее продуктивным/интересным? Почему? _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечень примерных тем исследования:

- Влияние социально-экономических факторов на социально-демографическую ситуацию в стране.

- Девиантность в среде студенческой молодежи.

- Проявления и факторы кризиса семьи в России

- Профессиональное образование как фактор социальной адаптации молодежи

- Кризис гендерных отношений в современном социуме

- Интернет-среда как новый вид социальной реальности

- Компьютерные технологии как фактор социальной адаптации молодежи

- Распространение и причины компьютерной и Интернет-зависимости в молодежной среде

- Каналы социальной мобильности в современном российском социуме

- Трансформация женского гендера, каналы и формы его репрезентации.

- Трансформация мужского гендера, каналы и формы его репрезентации.

- Социальная адаптация студентов к социо-культурной среде ВУЗа.

- Отражение социальной реальности в речи современного россиянина.

- Различия габитусов как причина межэтнических конфликтов.

- Различия габитусов как причина межпоколенческих конфликтов.

- Идеология современного российского общества.

- Репертуар социальных ролей современного молодого человека.

- Репертуар социальных ролей современного мужчины.

- Репертуар социальных ролей современной женщины.

- Рост преступности как следствие кризиса социальной системы.

- Социальная обусловленность феномена воровства/лжи/суицида.

 

 

Виды эксперимента в социологии

 
 

 


3.2.4. Объясните, почему применение экспериментального метода в социологии ограничено? ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.2.5. Впишите в прямоугольники названия соответствующих видов наблюдения в социологии

- структурировано жесткой программой, где разрабатывается детальный инструментарий (карточки и протоколы)

- организовано лишь общим принципиальным планом

- исследователь пассивно фиксирует интересующие его данные о явлении, не вмешиваясь в ход его протекания

- ученый имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри»

- участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя

- исследователь сообщает наблюдаемым, кто он на самом деле

 

3.2.6. Лабораторная работа 2. Ознакомьтесь с методом социометрии.

Используя готовую социоматрицу (см. социоматрица 1), либо результаты социометрического исследования вашей группы (внесите в пустую социоматрицу 2), проведите обработку социометрических данных согласно приведенной далее инструкции.

Описание метода[1]:

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Инструкция по проведению социометрической процедуры (параметрический вариант):

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) (примеры см. ниже) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Причем испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы в соответствии с ее размером (см. таблицу ниже).

Социоматрица 1

i
  +3 +2 +1 -3 -2 -1      
+3   +2   -3 -2 -1     +1
-1 -2   +2   +1 +3   -3  
+1   +2   -2 -3 +3      
  -2 +2 -1   +3     +1 -3
-1 -2 +1 -3 +3   +2      
    +2 +3 -3 -2     -1 +1
  -1   -2 +2 +1 +1   +3 -3
        +1 +2 -2 +3   -3
-2 -3 +1 -1   +3 +2      

Социоматрица 2

i
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

Далее подсчитайте по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (количество выборов) и баллов. Рассчитайте социометрический вес в группе каждого студента по формуле: – число выборов, полученных i-тым студентом группы. N-число студентов в группе.

Далее определите положительные и отрицательные социометрические статусы каждого из студентов по формулам: , , где -сумма всех положительных выборов, -сумма всех отрицательных выборов.

Согласно вычисленным индексы определите интегральный социометрический статус каждого члена группы: «звезда» - если P>>1, , , «предпочитаемый» - если , «принятый» - если P≥1, , «отвергаемый» - если , «изолированный» - если .

Проанализируйте социоматрицу, уделяя наибольшее внимание выявлению взаимных положительных выборов. На их основании выделите микрогруппировки внутри группы.

С учетом вычисленных индексов постройте социограмму. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы. Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским[2], см. ниже.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

 

——> позитивный односторонний выбор,

<——> позитивный обоюдный выбор,

------> негативный односторонний выбор,

<------> негативный обоюдный выбор.

 

 

Сделайте выводы о внутригрупповой структуре и социометрических статусах членов группы.

Оформите результаты сделанной работы в виде отчета.


[1] Социометрия: исследование межличностных отношений в группе. URL: http://psyfactor.org/moreno.htm

[2] Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. – Мн., 1984.

Раздел 3. Стратегия и методы социологического исследования

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...