Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпифеноменализм в учении Т. Гоббса о сознании. Дж. Локк как основатель эмпирической психологии сознания.

ВЗГЛЯДЫ Б.СПИНОЗЫ

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 -1677) был монистом (утверждал наличие единой субстанции, которой в его системе была природа, вездесущая и вечная). Природу человек познает через ее атрибуты (свойства), из бесконечного количества которых нам доступны мышление и протяженность. Познание любого из них есть познание природы в целом. Таким образом, раз мышление-свойство природы, значит; природа у Спинозы одухотворена. Эта идея всеобщей одухотворенности называется гилозоизмом.

Человек - сложный модус, образуемый модусом-душой и модусом-телом. В свою очередь душа понимается как ум, как модус мышления, состоящий из модусов-идей. Душа есть идея человеческого тела и неотделима от него. Однако душа зависит от тела. Часть духа бессмертна (здесь Спиноза согласен с Аристотелем), но индивидуальность гибнет вместе с телом. Душа как бы служит телу, стремится к образом того, что приятно телу, и отвергает образы неприятного.

Закон связи идей по Спинозе: «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» - с этим связана память. «Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других».

 

 

Эпифеноменализм в учении Т. Гоббса о сознании. Дж. Локк как основатель эмпирической психологии сознания.

Гоббс

Выступал против учения Декарта о двух субстанциях. Считает слова «субстанция» и «тело» синонимами, а выражение «бестелесная субстанция» тафтологией. Под телесным бытием понимает существование, определяемое полностью в отношении пространства, времени, числа и движения. Чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи внутри вызывающего их объекта. Также и человек: свойственные ему явления сознания нельзя отнести за счет души, это проявления движения тела. Человек - это тело среди множества других природных тел. Движения человека - реальность; сознание - параллельно возникающие проявления этих движений; ощущения - проявление движений в наших органах чувств, возникающее под влиянием внешних предметов. Внешнее тело (объект) является причиной ощущений, он давит на сс>ответствующий каждому ощущению орган непосредственно (при вкусе или осязании) или опосредованно (при зрении, слухе, обонянии). Внутрь это давление продолжается при помощи нервов мозга и сердца, вызывает сопротивление или обратное давление. Удовольствие-это проявление движения в сердце. Каким образом телесные движения порождают сознание, Гоббс объяснить не может и даже восклицает: «...самое удивительное обстоятельство -то, что нечто вообще может стать явлением, феноменом сознания». Таким образом, психика - тень реальных материальных процессов, это эпифеномен. Вывод является результатом механического понимания соотношения психики и мозга в духе параллелизма. Мышление - это не особый, не сенсорный процесс: человеческий ум имеет в качестве движения только ощущение, представление и связи представлений. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, - пустые звуки. Гоббс ограничивает человеческое познание явлениями, что логически вытекает из установок эмпиризма и сенсуализма. При слиянии следов ощущения и представления, сходных по сути, возникают общие представления, обозначаемые словами. Соединение и разъединение слов представляет собой суждение. Гоббс уделяет большое внимание языку и речи как специфической особенности человека.

ВЗГЛЯДЫ ДЖ ЛОККА.

ДжонЛокк(1632 -1704): отец эмпирической психологии, английский философ, педагог, врач по образованию, политический деятель. Основное философское сочинение -«Опыт о человеческом разуме», которое оказало сильное влияние на развитие французской философии и психологии.

Цель Локка - исследовать происхождение достоверности и объема человеческого познания. Начинает с критики теории врожденных идей, направляя ее против эластического учения и против Декарта. Душу человека рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской. Источником знания служит опыт - индивидуальная история жизни индивида. Внутренний опыт дает знания о внешнем мире и о нас самих. При этом Локк видит и взаимосвязь этих двух источников, т.к. ощущение - начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущения, следовательно, ощущение изначально и источник всякого знания. Локк защищает и материалистически разрабатывает тезис: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве» (его высказывали еще Гоббс и Гассенди). Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии – науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. Идеи у Локка делятся на простые и сложные:

1)простая идея содержит только одно представление или восприятие в уме (это элементы знания, составляющие материал для всего знания и получаемые душой по казанным двум источникам);

2)сложные идеи распадаются на различные простые. С Д.Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него.

ГЕЛЬВЕЦИИ.

Клод Адриан Гельвеции (1715 - 1771) исследовал проблему, откуда берется неравенство умов. Зависит ли оно от природы, или от различий в организации (т.е. от воспитания)? Развивает следующие психологические идеи: 1) человек рождается со способностью ощущать и сохранять ощущения, т.е. с памятью. 2)опираясь на Кондильяка, показывает, как только из ощущений формируются интеллектуальные способности; 3)все умственные операции - сравнение, суждение - сводятся к ощущению («Выносить суждения - значит ощущать»). 4)Игнорирует качественное своеобразие мышления; выполнять все умственные операции, сравнивать идеи можно при наличии внимания, которое предполагает усилие; 5)делать усилие человека побуждает интерес; при одинаковой заинтересованности в познании люди обнаруживают одинаковую способность напрягать внимание; 6)интерес предполагает стремление к счастью - физическим удовольствиям. В них начало всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви и пр. 7)Если все проистекает из ощущений, а они - результат работы органов чувств, не зависит ли неравенство умов от их совершенства?

ДИДРО, РУССО.

Дени Дидр (1713 - 1784): вступил в полемику с Гельвецием и высказал ряд материалистических диалектических проблем в понимании познания, природы человеческих интересов и страстей, дал трактовку способностей, в которой признал их врожденность. Подверг критике сенсуализм Гельвеция, указал на специфику мышления и высказал диалектические идеи о соотношении между ощущением и разумом.

Основные работы: «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Разговор дАламбера и Дидро».

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) - писатель, философ, представитель сентиментализма, разрабатывавшего проблему человека. Руссо утверждал, что общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки. Руссо обращается к естественному состоянию людей, когда они пребывали в совершенном неведении. Официальная церковь и религиозная нетерпимость осуждается им с позиции деизма. Является автором собственной системы воспитания, которую изложил в романе-воспитании «Эмиль, или. О воспитании» и в романе в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

ЛАМЕТРИ.

Жюльен Офреде Ламетри (1709-1751)- врач, философ, который защищал естественно-научный подход к проблеме человека и его психике. Нацеленность на факты естествознания против умозрения составляет основу всех рассуждений Ламетри. Он отвергал дуализм Декарта и приписывал материи способность к движению, способность к ощущению, мышлению и протяженность. Души как субстанции он не признавал: сама организация мозговой ткани свободно вызывает эти свойства (активность, чувствительность, мышление). В трактате «Человек - растение» он указывает на преемственность в развитии от животных к человеку.

 

 

ФИХТЕ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ.

Иоган Готлиб Фихте (1762 - 1814): находился под непосредственным влиянием Французской революции, развивал идеи об активности субъекта, его «я», его деятельности и деятельностной стороне, трактуя ее идеалистически. Шеллинг назвал Фихте антиподом Спинозы. По мнению Фихте, есть безусловная абсолютная творческая способность - «разумная воля», которая реализуется в эмпирическом человеческом существе и отличает человека от других явлений природы. Сущность «я» составляет деятельность: мы не потому действуем, что познаем, но мы познаем потому, что предназначены действовать. Знание выступает не как цель, а как средство рационального гос­подства над природой. Субъект— прежде всего действующий субъект. Поэтому всякое познание лишь условие, предварительная ступень действия, а теория — часть человеческой практики. Деятельная природа человека проявляется и в его внешнем (телесном) облике, составляя принципиальное отличие человеческого тела от тела животного: он имеет два органа свободы — две руки, вертикальное положение при ходьбе, «одухотворенные глаза и выражающий интимнейшие движения сердца рот», но, в отличие от инстинктивной оснащенности животных, «ничего этого мы не имеем, когда выходим из руки природы». Тело человеческое не завершено при рождении и до конца формируется духом, т. е. свободной волей. Фихте диа­лектически представляет духовное развитие человека от детства до зрелого возраста, всюду противопоставляя учению об ассоциациях творческое «Я». В этих генетических идеях душевная жизнь раскрывается из целесообразных действий «Я». Ученик Фихте Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854) выступил с критикой субъективизма Фихте и, в отличие от него, рассматривал душевную жизнь в контексте учения о природе. Природа телеологически связана с духовным. Шеллинг видит духовное в процессах магнетизма, в электричестве, химических реакциях, но особенно в органической природе, которая развивается от растений к человеку. Человек является связующим звеном двух миров —природы и духа. Шеллинг проследил развитие сознания от ощущения до воли. Целью и высшей деятельностью «Я», по Шеллингу, является искусство. По Шеллингу, теоретическое и практическое, разум и нравственность, природа и дух, бессознательное и сознание утрачивают свою противоположность в искусстве как высшей деятельности «я». Выше теоретического познания и практического удовлетворения стоят блаженное наслаждение красотой и художественная фантазия.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831): психология составляет один из разделов в его учении о субъективном духе (индивидуальном сознании). Индивидуальное сознание проходит в своем развитии три ступени: 1) на первой дух выступает в непосредственном сплетении с телом (дух как душа) и составляет предмет антропологии; рассматриваются формы психического склада людей в связи с их расовыми, возрастными и физиологическими особенностями, анализируются природные задатки, возрастные и половые различия, понятия характера и темперамента, ощущения; 2)на второй - рефлексии -дух представляет сознание, явления которого составляют предмет феноменологии духа; рассматриваются вопросы развития сознания от сознания вообще к самосознанию и от него к разуму; 3) на третьей -рассматривается дух, как он обнаруживает себя в качестве ума (теоретический дух, т.е. познание) и нравственности (свободный дух). Эта ступень и составляет предмет собственно психологии. Раскрываемые в системе Гегеля проблемы отчуждения духа и его опредмечивания (в морали, праве, государстве, религии и пр.) приближают к новому пониманию человеческого сознания: оно обнаруживается не только в слове, но и в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека, в практике.

 

 

ВЗГЛЯДЫ Б.СПИНОЗЫ

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 -1677) был монистом (утверждал наличие единой субстанции, которой в его системе была природа, вездесущая и вечная). Природу человек познает через ее атрибуты (свойства), из бесконечного количества которых нам доступны мышление и протяженность. Познание любого из них есть познание природы в целом. Таким образом, раз мышление-свойство природы, значит; природа у Спинозы одухотворена. Эта идея всеобщей одухотворенности называется гилозоизмом.

Человек - сложный модус, образуемый модусом-душой и модусом-телом. В свою очередь душа понимается как ум, как модус мышления, состоящий из модусов-идей. Душа есть идея человеческого тела и неотделима от него. Однако душа зависит от тела. Часть духа бессмертна (здесь Спиноза согласен с Аристотелем), но индивидуальность гибнет вместе с телом. Душа как бы служит телу, стремится к образом того, что приятно телу, и отвергает образы неприятного.

Закон связи идей по Спинозе: «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» - с этим связана память. «Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других».

 

 

Эпифеноменализм в учении Т. Гоббса о сознании. Дж. Локк как основатель эмпирической психологии сознания.

Гоббс

Выступал против учения Декарта о двух субстанциях. Считает слова «субстанция» и «тело» синонимами, а выражение «бестелесная субстанция» тафтологией. Под телесным бытием понимает существование, определяемое полностью в отношении пространства, времени, числа и движения. Чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи внутри вызывающего их объекта. Также и человек: свойственные ему явления сознания нельзя отнести за счет души, это проявления движения тела. Человек - это тело среди множества других природных тел. Движения человека - реальность; сознание - параллельно возникающие проявления этих движений; ощущения - проявление движений в наших органах чувств, возникающее под влиянием внешних предметов. Внешнее тело (объект) является причиной ощущений, он давит на сс>ответствующий каждому ощущению орган непосредственно (при вкусе или осязании) или опосредованно (при зрении, слухе, обонянии). Внутрь это давление продолжается при помощи нервов мозга и сердца, вызывает сопротивление или обратное давление. Удовольствие-это проявление движения в сердце. Каким образом телесные движения порождают сознание, Гоббс объяснить не может и даже восклицает: «...самое удивительное обстоятельство -то, что нечто вообще может стать явлением, феноменом сознания». Таким образом, психика - тень реальных материальных процессов, это эпифеномен. Вывод является результатом механического понимания соотношения психики и мозга в духе параллелизма. Мышление - это не особый, не сенсорный процесс: человеческий ум имеет в качестве движения только ощущение, представление и связи представлений. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, - пустые звуки. Гоббс ограничивает человеческое познание явлениями, что логически вытекает из установок эмпиризма и сенсуализма. При слиянии следов ощущения и представления, сходных по сути, возникают общие представления, обозначаемые словами. Соединение и разъединение слов представляет собой суждение. Гоббс уделяет большое внимание языку и речи как специфической особенности человека.

ВЗГЛЯДЫ ДЖ ЛОККА.

ДжонЛокк(1632 -1704): отец эмпирической психологии, английский философ, педагог, врач по образованию, политический деятель. Основное философское сочинение -«Опыт о человеческом разуме», которое оказало сильное влияние на развитие французской философии и психологии.

Цель Локка - исследовать происхождение достоверности и объема человеческого познания. Начинает с критики теории врожденных идей, направляя ее против эластического учения и против Декарта. Душу человека рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской. Источником знания служит опыт - индивидуальная история жизни индивида. Внутренний опыт дает знания о внешнем мире и о нас самих. При этом Локк видит и взаимосвязь этих двух источников, т.к. ощущение - начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущения, следовательно, ощущение изначально и источник всякого знания. Локк защищает и материалистически разрабатывает тезис: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве» (его высказывали еще Гоббс и Гассенди). Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии – науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. Идеи у Локка делятся на простые и сложные:

1)простая идея содержит только одно представление или восприятие в уме (это элементы знания, составляющие материал для всего знания и получаемые душой по казанным двум источникам);

2)сложные идеи распадаются на различные простые. С Д.Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...