Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая мысль в России XVIII-XIX в.в. Психологические идеи святоотеческого наследия.

 

Психологические идеи развивались в России еще в 10-15 века, на основе этих предпосылок в 18 веке сформировались целостные концепции, давшие начало материалистическим традициям их последующего развития. В18 веке в нашей стране складывается система образовательных учреждений, открываются училища, школы, действуют светско-духовные высшие учебные заведения (Московская Славяно-греко-латинская академия и Киево-Могилянская академия). Было положено начало преподаванию философии, логики, психологии как самостоятельных от теологии дисциплин. В 1724 году была учреждена Академия Наук, академики читали лекции и вели обучение студентов в созданном при Академии Наук Академическом университете, куда переводили лучших учеников из других высших учебных заведений. В1755 году был открыт Московский университет. В рассматриваемый период начался процесс секуляризации знаний. Социальную базу отечественной психологии составлял феодально-крепостнический строй, обострившийся в своих противоречиях. 18 век вошел в историю как век Просвещения -время крупнейших преобразований Петра Первого. Среди просветительских деятелей России особенно выделились Н.Н.Поповский (философ, профессор МУ), Н.И.Новиков (писатель и книгоиздатель), В.Н.Татищев (историк, государственный деятель), А.Д.Кантемир (писатель), В.К.Тредиаковский (писатель), АП.Сумароков, Д.И.Фонвизин (писатели)и др. ГС.Сковорода (украинский философ) заострил внимание на проблеме самосознания человека, защищая принцип «познай самого себя» как необходимое условие самосовершенствования внутреннего мира. Просветительское движение имело ярко выраженную антикрепостническую направленность, вело борьбу с господствовавшим в науке идеализмом и теологией, поставило в центр проблему человека. Материалистическое решение основных просветительских проблем (и психологических) приобрело форму борьбы за гуманизм, освобождение от предрассудков и суеверий. Происходит накопление теоретических знаний о труде и трудящемся, зарождается этнопсихологическое направление как совокупность данных об особенностях психики и обычаях разных народов, населяющих Россию.

В.Н. Татищев (1686 - 1750) утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения, в качестве источника индивидуального ума выделял опыт других людей, усваиваемый через языки письменность. Николай Иванович Новиков (1744 -1818) - организатор издательского дела в России, отражал в печати наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии.

Иван Михайлович Кандорский (1764 -1838) выпустил в 1796 году первую русскую книгу, специально посвященную психологии - «Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия» -духовное лицо, опиравшееся в своих исследованиях души на Священное Писание. Кроме того, Кандорский произвел систематизацию психологических знаний в духе английского эмпиризма Локка, описывая факты - ощущения как ассоциации представлений, волю. Основы отечественной психологии были заложены именно в стенах Русской Православной церкви, поскольку именно здесь служили наиболее грамотные русские люди и зарождались очаги науки и культуры.

Основы материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765) — великий русский ученый-энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения в 18 веке.

 

 

26. Развитие и основные достижения физиологии нервной системы и органов чувств в XIX веке. Возникновение психофизики и психометрии. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии.

Объективными условиями для выделения психологии в самостоятельную науку стали мысли отечественных и зарубежных ученых о необходимости самостоятельного развития психологии, отдельно от философии, естествознания, педагогики и других наук (Т.Рибо, ГИ.Челпанов и др.). Это выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах 19 века и связано с появлением первых программ В.Вундта, И.М.Сеченова, с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий, кафедр в вузах, начавших подготовку психологов, с выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.

С.Л.Рубинштейн считает, что решающую роль в отделении психологии в самостоятельную науку сыграло введение в нее эксперимента, что «.. .вооружило ее новым и очень мощным методом научного мышления и по-новому поставило вопрос о методике психолотческого исследования в целом...». Эксперимент был заимствован из физиологии органов чувств и нервной системы.

Как считал Гуго Мюнстерберг, например, научная психология рассматривает «душевные явления - восприятия, воспоминания, чувства и т.п. как объекты, перед которыми сознание стоит в роли размышляющего пассивного зрителя. Как и все объекты они допускают лишь вопрос о том, каковы их составные части, как они связаны между собой, каковы причины и вызванные ими действия». Задачи научной психологии - более сложное свести к более простому; метод *- эксперимент лабораторного типа с обязательными процедурами измерения; экспериментатор не должен вмешиваться в процесс эксперимента; объяснение психических явлений сводится к выявлению их физиологических механизмов. На практике психология объясняет явления культуры, находит средства и пути ля выполнения обучения, воспитания, восстановления нарушенных психических функций и др.

Естествознание 19 века совершило качественный скачок вперед, т.к. было совершено множество основополагающих открытий в области химии, физики, механики, биологии: это и основание эмбриологии, и открытие клетки и закона сохранения энергии, и опубликование книги Ч Дарвина «О происхождении видов» с изложением его эволюционной теории, и научное объяснение происхождения человека и другие открытия.

Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в 19 веке: роль ч.белла, и.мюллера.

Чарльз Белл (1774 - 1842) - физиолог, анатом, патофизиолог и врач (Англия). Установил при помощи эксперимента (вернее, подтвердил факт, известный еще в Античности) различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции: передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, задние -чувствительные. Параллельно оно же было совершено и Франсуа Мажанди (Франция), поэтому вошло в науку под двойным именем - «закон Белла-Мажанди». Белл показал регулирующую роль мышечного чувства в осуществлении движения. Он выделил нервы, которые идут от мышцы в мозг и сигнализируют о характере мышечного сокращения. Так Белл сформулировал идею нервного круга или, как он называл, «нервного кольца»: раздражение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцы опять в мозг. Разрыв в какой-либо части круга приводит к тем или иным нарушениям движения: при повреждении двигательного нерва наступает паралич, при нарушении того нерва, который ведет от мышцы к мозгу, наблюдаются различные нарушения координации движения. Идея нервного круга, сформулированная Беллом в 1826 г., не получила развития и была введена в оборот только в 30-е гг. XX в. в связи с развитием кибернетических исследований в виде понятий обратной связи. Современники восприняли только ту часть его учения о мышечном чувстве, где говорится о такой его функции, как ощущение усилия во время движения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...