Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональная политика развития в зарубежных странах: этапы и практика

В зарубежных странах региональная экономическая политика означает по сути государственное регулирование экономического развития регионов и, таким образом, не включает в себя межбюджетные отношения, которые призваны в основном сокращать территориальные различия в текущих бюджетных расходах.

Необходимо также сказать о том, что некоторые исследователи считают, что о наличии в той или иной стране регулирования территориального развития можно говорить лишь в том случае, если это регулирование законодательно оформлено. Подобный подход неоправдан, поскольку на практике значение имеет не столько существование закона о региональной политике, сколько реализация государством тех или иных мероприятий, направленных на стимулирование экономического развития отдельных регионов, и объем выделяемых для этих целей средств. Рассматривая региональную политику различных государств, необходимо иметь в виду, что в разных странах по-разному проводится граница между региональной и отраслевой (структурной) политикой. В целом ряде стран, например, в Финляндии, Швеции, Бельгии, Люксембурге, Великобритании такой традиционный метод регулирования территориального развития как создание инфраструктуры (развитие транспорта, связи, образования и здравоохранения) официально региональной политикой не считается, и относится скорее к общенациональной политике. Для корректного сопоставления опыта разных стран необходимо по возможности учитывать сопоставимый набор мероприятий.

Цели, задачи и масштабы региональной политики отличаются как по странам, так и в различные периоды времени в одних и тех же странах, причем это зависит от:

- уровня социально-экономического развития общества,

- стадий циклов развития экономики,

- правящих партий и господствующей экономической школы,

- от остроты этнических вопросов.

Этапы развития региональной экономической политики[18]:

1. Отдельные мероприятия по государственному регулированию экономического развития территорий проводились в крупных странах еще в 19-начале 20 вв.Однако эти мероприятия носили эпизодический характер и преследовали ограниченный круг целей, основной из которых являлась укрепление оборонного потенциала государства в период назревания крупных войн за передел мира. Эта цель достигалась за счет правительственной поддержки строительства транспортной инфраструктуры, (сети железных дорог, судоходных каналов) и заводов (главным образом военного машиностроения).

В США и России поддерживалась колонизация малоосвоенных территорий. В США колонисты получали землю к западу от Миссисипи бесплатно: им было роздано свыше 90 млн. га земли, на которых было устроено свыше 1 млн. новых ферм. Это стимулировало и приток европейских переселенцев в страну - за 1871-1910 гг. в США въехало 20,5 млн. чел., что в свою очередь способствовало промышленному подъему не только на Западе страны, но и на Северо-Востоке.

Столыпинская аграрная реформа 1906-1911 гг. в России также включала в себя поддерживаемое правительством переселение сельских жителей из густонаселенных центральных районов Российской империи в малонаселенные окраинные местности - Сибирь и Дальний Восток. При этом преследовались цели ликвидация крестьянского малоземелья, интенсификации сельского хозяйства на основе частной собственности, увеличения товарности крестьянского хозяйства.

2. Целенаправленное регулирование территориального развития началось лишь в период между двумя мировыми войнами, что в немалой степени было связано с необходимостью проведения специальных мероприятий в регионах, в наибольшей степени пострадавших в результате мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. К числу наиболее известных проектов 20-30-х гг. относятся программа развития региона долины реки Теннесси в США, образование единого органа для упорядочения индустриального развития Рурской области в Германии, создание польдеров на месте осушаемого залива Зёйдерзе в Нидерландах и др..

Освоение необжитых территорий в межвоенный период сохраняло свое значение. В Швеции стимулирование освоения северных территорий проводилось вплоть до 40-х гг. 20 в. Различные субсидии получали колонисты, основывавшие поселки, связанные с лесной промышленностью.

3. Подлинный размах регулирование территориального развития получило в послевоенный период.Причем первоначальные мероприятия государственного регулирования стали ответом на острые социально-политические проблемы и лишь через какой-то период времени в различных странах стали пересматривать стратегии региональной политики в целях достижения большей ее экономической эффективности.

Например, в ФРГ, где регулирование территориального развития проводится с момента образования этой страны в 1949 г., главными целями региональной политики в 50-х гг. стали преодоление разрухи в наиболее пострадавших от военных действий и раздела Германии регионах, а также смягчение социальной напряженности в районах массовой безработицы.

4. В 60-70-е годы начинается следующий этап развития региональной политики, ознаменовавшийся, во-первых, сменой приоритетов государственного регулирования территориального развития в ключевых европейских странах: противоречивость результатов государственного регулирования территориального развития в 50-60-е годы породила развитие теоретических исследований и корректировку действий государства.

Во-вторых, в 60-70-е годы произошло увеличение числа стран, где стало доводиться значимое по своим масштабам государственное регулирование территориального развития.

В США и Канаде, Японии, развивающихся странах в 50-е гг. интенсивное государственное регулирование территориального развития не проводилось. Появление интереса к нему в 60-70-е гг., как и в западноевропейских странах в 40-50-е гг., также было порождено обострением социально-политических и экономических проблем. Так, например, в Японии стимулом резкого усиления регулирования территориального развития стал экологический кризис в Токио и других гигантских городах в начале 70-х гг., совпавший с неблагоприятной экономической конъюнктурой. Промышленность, приносящая "общественный вред", стала выноситься на периферию крупных городских агломераций и в сельские районы, стимулировалось превращение центров окраинных и малоосвоенных районов в важные экономические ядра, продолжалось усовершенствование промышленной и социальной инфраструктуры. Изменения 60-70-х годов в региональной политике не стали последними.

5. В 80-90-е годы во многих странах происходили изменения в масштабах и инструментарии региональной политики, общей тенденцией является поиск оптимальной ее роли - в тех странах, где регулирование до 80-х годов было чрезмерным, оно подверглось сокращению, а где изначально регулирования практически не было, оно появилось. Одним из наиболее важных событий в мировом опыте государственного регулирования экономического развития регионов стал переход бывших социалистических стран Европы к соответствующей рыночным отношениям региональной политике. В 80-90-е годы шел и поиск оптимальной степени децентрализации в принятии экономических решений. В унитарных государствах степень централизации относительно высока (к числу таких стран относятся Греция, Ирландия Португалия, Люксембург). В странах с элементами автономии регионов или в федерациях уровень децентрализации намного выше. В странах с изначально относительно высокой ролью центральных властей предпринимались попытки повысить роль регионов (например, в Италии, Греции), и, наоборот, с изначально относительно высокой ролью региональных властей - усилить централизацию (например, во Франции).

Особенностью государственного регулирования экономического развития регионов во многих странах мира стало согласование региональной экономической политики с другими направлениями государственного вмешательства в экономику. Прежнее регулирование регионального развития, имевшее автономный характер по отношению к общей экономической политике, порождало множество противоречий. В частности, преобладание социальных целей и компенсация регионального неравенства путем создания равноценных условий жизни населения в любой точке страны мешали эффективной пространственной организации экономики, приводили к выделению огромного числа якобы «проблемных» районов. Другим мотивом согласования различных направлений экономической политики стала низкая результативность региональной политики, средства на проведение которой во всех странах ограничены.

6. В настоящее время государственное регулирование экономического развития регионов в разных странах имеет много общего, однако есть и национальная специфика, обусловленная различиями в уровне экономического развития стран, наличием новых проблем регионального развития, а также некоторой инерционностью региональной политики (во многих странах инструменты региональной политики отличаются довольно высокой стабильностью).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...