Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение перспективной специализации региона (оценка профильности).

В числе центральных вопросов, которые возникают при разработке стратегического плана находятся следующие:

- какие отрасли и производства, какие фирмы желательно развивать в регионе и привлекать в регион, чтобы добиться стратегических целей.

- конкурентоспособен ли регион, привлекателен ли он для выявленных желательных отраслей,

- по каким направлениям расходовать ограниченные ресурсы местной власти, чтобы повысить привлекательность города для наибольшего числа желательных производств.

Один из вариантов к решению этих вопросов назван «профилизацией».

Профилем региона называется структура хозяйственного комплекса региона, отражающую его функциональную специализацию. Под профилизацией понимается целенаправленное изменение структуры хозяйства региона в направлении увеличения доли отраслей и производств, соответствующих местным факторам производства и оказывающих благоприятной влияние на интегральные характеристики экономического комплекса. Профилизация способствует увеличению доли профильных отраслей в экономике региона, происходящее при реализации стратегического плана.

На основе информации и степени профильности размещенных или претендующих на размещение в регионе отраслей власти могут дифференцированно применять к ним свою экономическую политику.

Формально оценка профильности отрасли или предприятия состоит в классификации всего множества хозяйственных объектов на территории региона или предположительно размещаемых в нем, на ряд групп, различаемых по требуемых воздействиям в рамках селективной экономической политики. При этом интерес представляют высокопрофильные и потенциально профильные предприятия и отрасли, которые могут стать объектом интенсивного содействия со стороны властей в целях расширения их присутствия в экономике региона.

Понятие профильности интегрирует две качественные характеристики отрасли или предприятия – привлекательность (желательность) данной отрасли (предприятия) для региона, с одной стороны, и привлекательность региона для отрасли (предприятия) с другой.

Привлекательной для региона отрасль будет способствовать достижению целей социально-экономического развития, что положительно влияет на интегральные характеристики эффективности и конкурентоспособность региональной экономики. Степень привлекательности – сравнительная характеристика, определяемая на основе учета определенного набора факторов, отражающая сопоставительные преимущества данной отрасли перед другими.

Приживаемость отрасли – характеристика степени соответствия требований отрасли к месту размещения и характеристик региональной среды производства и жизнедеятельности, показывающая вероятность эффективного функционирования данной отрасли в данном регионе. Воздействуя на характеристики хозяйственного климата власти одновременного изменяют показатели приживаемости различных отраслей, в разной мере чувствительных к разным составляющим местной среды производства. Например, открытие университета увеличит приживаемость наукоемких отраслей, а строительство электростанции – энергоемких.

Профильность – способность предприятий отрасли успешно для себя функционировать в регионе, содействуя одновременно достижению социально-экономических целей стратегии региона. т.е. профильным является привлекательное предприятие, обладающее высокой степенью приживаемости.

Имиджевыми отраслями называются высокопрофильные отрасли, определяющие лицо региона, входящие в его пропагандируемый имидж. Для Казани имиджевыми являются туризм, наука.

С учетом указанных терминов можно сказать, что задача формирования местной экономической политики в составе стратегического плана сводится к решению следующих подзадач:

1. предварительная оценка конкурентоспособности экономики региона на основе сравнения вектора показателей состояния отдельных факторов региональной среды производства и жизнедеятельности с другими регионами, построение вектора целевых показателей.

2. оценка привлекательности отраслей и предприятий, отбор высокопривлекательных (целевых) объектов, развитие которых в регионе наилучшим образом повлияет на состояние хозяйственного комплекса, которые надо стремиться закрепить в регионе или привлечь извне.

3. оценка степени приживаемости привлекательных отраслей и предприятий,

4. отбор профильных отраслей и предприятий из числа привлекательных для региона и имеющих достаточную степень приживаемости, т.е. соответствующих профилю социально-экономического комплекса.

5. выявление ключевых сдерживающих общих факторов среды производства и жизнедеятельности, ограничивающих приживаемость в регионе наиболее привлекательных отраслей и уточненная оценка конкурентоспособности экономики региона на базе оценок приживаемости отраслей.

6. разработка системы мер экономической политики, направленных на: а) улучшение ключевых сдерживающих факторов в целях расширения перечня привлекательных отраслей, имеющих высокие показатели приживаемости, б) поддержку профильных предприятий и отраслей, в) вытеснение или санацию непрофильных отраслей.

В ходе оценки профильности идет одновременный процесс оценки степени желания региона заполучить или удержать определенные предприятия и шансов региона удержать или привлечь данные предприятия. На основе чего происходит оценка конкурентоспособности региона и определяются по ее повышению.

Для оценки профильности в рамках формирования социально-экономической политики региона необходимо прохождение следующих этапов:

1. Предварительная оценка конкурентоспособности региона на основе поэлементной и интегральной сводной оценки хозяйственного климата. В итоге на данном этапе получаются: перечень составляющих хозяйственного климата региона, вектор балльных оценок каждой составляющей, интегральная балльная оценка.

2. Оценка привлекательности отраслей в регионе.

Нужно определиться с методикой отбора отраслей для анализа и предприятий. Возможен сплошной анализ, либо выборочный. Во втором случае анализируются группы, отрасли или кластеры предприятий.

Оценка привлекательности базируется на выявлении влияния, которое данное предприятие оказывает или будет оказывать на критериальные показатели социально-экономического развития. Для чего вводится понятие фактора привлекательности, оценка по каждому фактору ведется на основе сопоставления конкретных социально-экономических особенностей данной отрасли или предприятия и сложившихся условий региональной среды производства и жизнедеятельности.

За основу берется следующий набор критериальных показателей качества экономического комплекса региона, которые свидетельствуют о состоянии и потенциале роста экономики:

- уровень занятости населения,

- экономическое обеспечение качества жизни (уровень доходов, ВВП на жителя, доходы бюджета на жителя),

- степень дифференциации доходов,

- рост валового регионального продукта,

- диверсифицированность экономики, перспективность структуры (удельный вес прогрессивных отраслей, удельный вес сектора услуг),

- комплексность хозяйства, наличие внутренних дополняющих взаимосвязей,

- устойчивость (экологичность) экономики,

- динамичность развития (инвестиции в расчете на жителя, прирост числа рабочих мест, прирост среднедушевого ВВП).

Соответственно для оценки привлекательности отрасли (предприятия) для региона выбраны 9 факторов:

- содействие общей занятости,

- содействие занятости целевых групп,

- содействие росту уровня жизни,

- содействие росту доходов и уменьшению расходов бюджета,

- содействие росту сопутствующих отраслей,

- содействие повышению устойчивости и структурной диверсификации местной экономики,

- воздействие на окружающую среду,

- содействие формированию избранного имиджа и перспективной специализации,

- содействие общему экономическому росту.

Для каждого фактора выбирается критериальный показатель, рассчитываемый на основе доступных статистических данных. Сравнение этого показателя с набором нормативных значений позволяет присвоить отрасли ранговую оценку профильности по данному фактору, а затем и получить сводную оценку по совокупности факторов с учетом весомости каждого из факторов в данном конкретном регионе (табл. 3.1.).

На основе данного набора факторов и критериальных показателей может быть произведена оценка привлекательности для региона любой отрасли или предприятия. Оценка основывается на сопоставлении фактического значения критериального показателя с нормативными граничными значениями, задающими разбиение всего возможного диапазона значений критериального показателя на пять участков. При попадании значения критериального показателя в определенный промежуток шкалы, задаваемый граничными

Таблица 3.1.

Критериальные показатели для факторов привлекательности отрасли (предприятия) для региона

Фактор Критериальный показатель Рекомендуемая весомость
Содействие общей занятости Численность занятых в расчете на единицу занимаемой территории Определяется дефицитом региональных ресурсов и уровнем безработицы
Содействие занятости целевых групп Удельный вес занятых, принадлежащих к целевым социальным группам Определяется численностью безработных в целевых группах
Содействие росту уровня жизни Средняя заработная плата с учетом социальных выплат Высокая
Содействие росту доходов и уменьшению расходов бюджета Сумма уплачиваемых в бюджет налогов и текущих расходов на содержание объектов инфраструктуры общего пользования в среднем за год и на одного занятого Высокая, определяется напряженностью бюджета по показателю отклонения от средней бюджетной обеспеченности по стране в данной размерной группе регионов
Содействие росту сопутствующих отраслей Доля товаров и услуг, приобретаемых у местных поставщиков  
Содействие повышению устойчивости и структурной диверсификации экономики Доля отрасли в структуре хозяйства региона Определяется достигнутым уровнем диверсификации. Для монорегионов и моногородов – высока.
Воздействие на окружающую среду Экспертная оценка влияния на ухудшение или улучшение экологической ситуации Определяется сложившимся уровнем загрязнения
Содействие формированию избранного имиджа и перспективной специализации Отраслевая принадлежность и перечень имиджевых отраслей и отраслей перспективной специализации по стратегии региона Определяется актуальностью задачи поддержки имиджа
Содействие общему экономическому росту Темп роста продаж предприятий отрасли высокая

 

значениями нормативного показателя, отрасль относится соответственно в одну из групп привлекательности и получает характерное для данной группы значение условной балльной оценки степени привлекательности по данному фактору.

Получаемые таким образом частные оценки привлекательности по факторам имеют значения из набора {-2, -1, 0, +1, +2} и однозначно соотносятся с отнесением предприятия в группу непривлекательных, малопривлекательных, нейтральных, привлекательных и высокопривлекательных по данному фактору. Эти оценки т группировка позволяют вести нацеленную политику при решении задач изменения отдельных показателей экономического комплекса региона и постановке детальных задач региональной экономической политики.

Определение нормативных граничных значений критериального показателя представляет собой особый этап расчетов, в ходе которого анализируется уровень достижения критериальных показателей состояния экономики региона. На основе прогнозной информации и изучения тенденций определяются предполагаемые значения средних по региону величин критериальных показателей и граничные значения.

Для агрегации частных оценок привлекательности и получения сводной оценки используются различные алгоритмы. После применения выбранного алгоритма каждый объект получает помимо набора из 9 частных оценок привлекательности по отдельным факторам сводную оценку привлекательности, соотносимую с пятью классификационными группами по интегральной привлекательности: привлекательные (оценка +2), привлекательные (+1), малопривлекательные (0), непривлекательные (-1), вредные (-2). Предприятия и отрасли первых двух групп функционированием в составе хозяйственного комплекса улучшают целевые показатели экономической политики, предприятия третьей группы не ухудшают эти показатели, а предприятия четвертой и пятой группы снижают рост конкурентоспособности региональной экономики. Поэтому для предприятий первых групп реализуются меры поддержки и привлечения в регион, а предприятия пятой группы вытесняются или становятся объектами специальных проектов санации и реорганизации.

3. Оценка степени приживаемости отраслей в регионе.

Эта оценка базируется на имитации выбора предприятием места размещения путем сопоставления конкретных, значимых для данной отрасли характеристик местной среды производства и жизнедеятельности с параметрами среды возможных альтернативных пунктов размещения.

Анализ приводит к построению ранжированного ряда, когда в начале списка перечисляются отрасли или предприятия, которые более всего выиграют от размещения в данном регионе.

Перечень факторов, учитываемых предприятием при выборе места размещения (приживаемости):

1. Близость к потребителям:

- географическая,

- условия перевозок,

- системы связи.

2. Близость к поставщикам:

- сырье,

- комплектующие изделия.

3. Доступность и цена базовых ресурсов:

- энергия,

- вода,

- производственные услуги.

4. Рабочая сила:

- наличие рабочий силы,

- квалификационная структура рабочей силы,

- стоимость рабочей силы,

- деловая репутация, надежность.

5. Производственные помещения:

- наличие,

- стоимость.

6. Доступность финансов:

- кредиты,

- венчурные фонды.

7. Местный хозяйственный климат:

- развитость общего и специального образования,

- внутрирегиональная транспортная инфраструктура,

- водоснабжение и водоотведение,

- местные программы стимулирования инвесторов,

- системы регистрации и лицензирования предприятий,

- налоговый климат для предприятий и физических лиц,

- инновационный климат.

8. Качество жизни:

- стоимость жизни,

- качество и стоимость жилья,

- личная безопасность,

- климат и природные условия,

- возможности для отдыха и культуры.

По результатам первого этапа у нас имеется вектор сравнительных ранговых балльных оценок состояния отдельных универсальных факторов размещения в данном регионе, конкурентоспособности региона по данному фактору. А для каждой оцениваемой отрасли имеется характерный набор оценок его чувствительности к состоянию тех же универсальных факторов размещения и балльные оценки данного места размещения по важным для отрасли специфическим факторам.

Этот набор связан с базовыми характеристиками производства отрасли и структурой используемых ресурсов. Так, для энергоемких производств высокозначимым будет фактор стоимости энергии и малозначим фактор качества жизни.

На основе сопоставления векторов чувствительности (значимости) факторов размещения с вектором оценок конкурентоспособености региона по данному фактору каждая отрасль или предприятие получает набор частных оценок приживаемости и сводную оценку приживаемости в регионе.

4. Обор профильных и имиджевых отраслей из числа привлекательных для города с учетом степени приживаемости.

Профильные отрасли или предприятия отбираются на основе сводных оценок привлекательности и приживаемости. В зависимости от сочетания оценок все множество отраслей или предприятий разбивается на несколько групп в соответствии с алгоритмом, задаваемым в виде матрицы перехода.

Предлагается ввести следующие итоговые по степени профильности группировки предприятий: высокопрофильные (ВП), потенциально профильные (ПП), нейтральные (Н), непрофильные (НП). Матрица перехода представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.2.

Матрица соответствия между сводными оценками привлекательности и приживаемости и индексом итоговой группировки профильности

Сводные оценки приживаемости отрасли (предприятия) в городе Сводные оценки привлекательности предприятия для региона
  +2 +1 -1 -2
+2 ВП ВП ВП Н НП
+1 ВП ВП ВП Н НП
ПП ПП Н Н НП
-1 ПП ПП Н Н Н
-2 ПП Н Н Н Н

 

Итоговые группы ВП и ПП объединяют профильные объекты. В интересах улучшения структуры экономики региона развитие этих объектов должно поощряться, но разными методами. Для объекта группы А практически не требуется особых дополнительных мер по поддержке и привлечению в регион. Что касается объектов группы ПП, то они, во-первых, должны стать предметом специального анализа на следующем шаге, поскольку именно улучшение факторов, сдерживающих их приживаемость в регионе наиболее эффективно. Кроме того, для предприятий группы ПП могут быть разработаны дополнительные меры привлечения, призванные компенсировать их относительно низкую заинтересованность в данном регионе. В силу сказанного, группа ПП наиболее важна для разработки региональной экономической политики в рамках стратегического плана.

Развитие объектов, попавших в группу НП, должно тормозиться. Часть отраслей группы НП должна быть вытеснена из региона или перепрофилирована, а часть – усовершенствована в направлении повышения профильности.

Что касается объектов группы Н, то они находятся в зоне безразличия и не требуют специальной заботы со стороны региональных властей.

Таким образом, в результате реализации схемы оценки профильности получается качественная классификация отраслей или предприятий, позволяющая обосновать и проводить селективную экономическую политику путем дифференциации управленческих воздействий на отрасли разных групп.

5. Уточненная оценка конкурентоспособности региона на базе оценок приживаемости профильных отраслей и выявление ключевых факторов экономического развития.

Регулярная оценка профильности дает возможность вести мониторинг конкурентоспособности региона, отражаемой в трех показателях:

- доля высокопрофильных отраслей или предприятий в структуре экономики,

- число отраслей или предприятий, перешедших за анализируемый период из группы ПП в группу ВП.

- доля отраслей или предприятий имеющих положительные показатели степени приживаемости в общем числе отраслей или предприятий, имеющих положительные оценки привлекательности.

Анализ группы привлекательных отраслей, имеющих низкие оценки приживаемости (группы ПП) позволяет выявить те ключевые факторы размещения, которые стали сдерживающими в развитии региона. Это факторы, из-за низких оценок которых большое число привлекательных предприятий имеет низкие оценки приживаемости. Нацеливание Стратегического плана именно на улучшение этих факторов позволит расширить число привлекательных предприятий с высокой степенью приживаемости, а значит, и обеспечить прирост целевых показателей экономической политики.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...