Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор показателей для оценки уровня социально-экономического развития регионов.

Выбор показателей для оценки социально-экономического развития региона должен осуществляться в соответствии с принципом целесообразности, сопоставимости, возможностью осуществления постоянного или периодичного мониторинга. Собираемая в регионах статистическая информация должна быть достоверной и позволять сравнивать территории между собой, находить проблемные места и территории.

Основным показателем, используемым для определения проблемных регионов, является уровень безработицы. Существенное внимание этому фактору уделяется в Нидерландах, Бельгии, Дании, Франции, а также Венгрии. Если сравнить друг с другом страны ЕС то окажется, что на безработицу делается акцент в более развитых странах, на ВВП на душу населения - в менее развитых (что объясняется по крайней мере отчасти недостаточной достоверностью данных по безработице, связанной с неполной занятостью, и высоким уровнем миграции). В США с 1961 г. при выделении проблемных регионов учитывался не только общий уровень безработицы, но и доля долговременной безработицы.

Наряду с уровнем безработицы по многих странах Европы (в соответствии со стандартами ЕС) используется показатель ВВП на душу населения. В целом ряде стран показатели ВВП заменяются или дополняются показателями доходов населения (в Германии с 1969 г. это заработная плата, в Словении - подоходный налог, в Чехии - наличный доход на душу населения). Подобные показатели используются и ООН для анализа состоянии стран, поэтому органы управления страной и отдельными ее регионами должны использовать в оценке состояния территории эти показатели.

Однако демографические, структурные, инфраструктурные показатели в разных странах разные по различным причинам, чаще всего это было связано с локальными проблемными ситуациями, которые необходимо было отслеживать. Используемыми демографическими показателями, например, являлись сильный отток населения в Ирландии и США, темпы роста населения в Чехии, Турции, доля экономически активного населения и предполагаемый рост трудовых ресурсов в Чехии. Также, например, использовались такие структурные показатели, как роль сельского хозяйства и туризма в экономике в Ирландии, доля занятых в промышленности в Германии в начале 60-х гг., доля занятых в первичном секторе и в проблемных отраслях промышленности (топливной, черной металлургии, энергетическом машиностроении, текстильной и швейной).

Довольно многочисленны и инфраструктурные индикаторы, которые обычно отражают состояние здравоохранения и образования, жилищного фонда. Сами показатели зависят в немалой степени от уровня экономического развития страны. Например, уровень развития образования в Словении оценивается по доле студентов в населении. В Турции используются и такие специфические показатели, как количество деревень с системой водоснабжения, степень развитости государственного электроснабжения.

Число используемых индикаторов заметно различается по странам. В ряде европейских стран (например, Нидерландах) используются в соответствии со стандартами ЕС всего 2 индикатора (уровень безработицы и душевой ВВП), тогда как в Турции их более 50 (принципы выделения проблемных районов были определены в этой стране в 70-е годы в ходе многофакторного анализа). Чаще всего используется от 5 до 10 индикаторов. В США их 7-8, в Словении с 1971 г. - 9, в Чехии - 15, примерно столько же в Германии (формально считается, что 4-5, однако один из этих индикаторов - инфраструктурный - является комбинацией из 11 частных индикаторов).

Друг с другом отдельные социально-экономические показатели сочетаются также по-разному. В одних странах (Германии и Чехии) на основе частных индикаторов, взятых с разными весами, составляется комплексный индикатор, по которому ранжируются регионы (в число поддерживаемых попадают территории, имеющие наихудшие значения интегрального показателя). В других странах для выделения разных типов проблемных регионов используются различные показатели. Например, в Словении слаборазвитые регионы предлагалось выделять по величине подоходного налога на душу населения, проблемные приграничные - по демографическим тенденциям, проблемные индустриальные - по спаду промышленного производства и уровню безработицы. На основе проводимых расчетов в одних странах выделяется единая группа проблемных регионов, в других странах проводят градацию территорий по степени проблемности.

Периодичность отбора стимулируемых территорий также различается по странам. В Чехии и Венгрии поддерживаемые регионы выбираются ежегодно, в Германии - один раз в 4-5 лет. Несмотря на простоту и прозрачность, определение регионов - объектов региональной политики на основе статистических показателей имеет свои недостатки: объективность формализованных подходов относительна, а сами показатели не всегда достоверны и зачастую не отражают реальных проблем.

Субъективным в формализованных методиках отбора регионов является, во-первых, выбор используемых социально-экономических показателей (в зависимости от того, каким показателям отдается предпочтение, выигрывают те или иные территории), во-вторых, расчет комплексных (интегральных) показателей, ни использование способа трансформации единичных индикаторов для их сравнимости друг с другом, ни придание весов единичным индикатором обычно никак не мотивируются. В Германии при составлении сетки районов финансовое стимулирования интегральный показатель рассчитывается примерно по 20 вариантам (с включением/исключением частных индикаторов, их стандартизацией или нормированием, приданием им разных весов). Ирешение вопроса о том, какой вариант расчетов использовать, во многом носит политический характер.

У большинства частных показателей тоже есть свои недостатки. Например, в Великобритании обнаружили неэффективность использования уровня безработицы в качестве основного критерия выделения районов финансового стимулирования. Получение такими районами даже незначительной помощи позволяло им привлечь инвестиционные проекты, создающие новые рабочие места, и тем самым формально выйти из числа проблемных, но не позволяло изменить структуру экономики, в результате, через несколько лет из-за развития кризисных явлении такие районы вновь попадали в проблемные, и некоторые территории многократно проходили этот круг. Что касается оценок перспектив развития рынков труда, то, как и все прогнозные показатели, подобные оценки далеко не всегда достоверны.

В регионах России государственные комитеты по статистике публикуют основные показатели регионального развития, к которым относится численность населения, рождаемость, индекс потребительских цен, валовой региональный продукт, миграционный приток, занятость и безработица и др.

Инфраструктурные показатели критикуются за неадекватность отражения реальной действительности, поскольку имеющиеся данные, как правило, не учитывают возраст, загрузку различных элементов инфраструктуры, возможности использования инфраструктуры одних регионов (например, университетов, больниц) жителями и компаниями из других мест.

 

4.2. Индексный и эконометрический методы анализа уровня развития региона.

Уровень развития регионов оценивают по многим видам показателей, которые условно можно разделить на экономические, социальные, политические Уровень социально-экологической безопасности характеризуется экологическими показателями.

Уровни регионального развития определяют путем сравнения региональных показателей (индикаторов развития) со средними по стране или с аналогичными показателями других регионов (порой с показателями других стран.

Главными экономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой региональный продукт (ВРП), валовая добавленная стоимость (ВДС), ВВП на душу населения Уровень экономического развития и особенности формирования хозяйственного комплекса характеризуются также показателями отраслевой структуры (соотношение промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры), финансово-инвестиционными (общие и отраслевые объемы инвестиций, в т ч на одного человека), развития НТП (доля прогрессивных отраслей, уровень развития научно-образовательного сектора, результаты внедрения инноваций) и др. Значительную роль играют показатели экспорта-импорта продукции, поскольку они характеризуют специализацию региона, степень самообеспечения отдельным видам продукции, особенности территориальной организации хозяйства, международные интеграционные процессы. Важны также показатели темпов роста производства, институциональных сдвигов (в структуре форм собственности, реструктуризации и т.д.).

Социальные показатели - это показатели качества, уровня жизни населения, к ним относятся показатели совокупных доходов на душу населения (заработной платы с учетом паритета покупательной способности - стоимости потребительской корзины; социальных выплат, денежных сбережений населения и др.), нищеты (уровни бедности, безработицы, инфляции и т.д.), питания людей (пищевая модель и уровень потребления основных продуктов питания), охраны здоровья, уровня образования, обеспеченности различными материальными благами (жильем, средствами связи, собственными автомобилями, информационными средствами), а также некоторые демографические показатели (продолжительность жизни, естественный прирост, детская смертность, доля пожилых людей относительно общей численности населения, миграционный баланс).

Инфраструктурные показатели используются как важнейшие критерии оценки общего уровня развития стран и регионов. Состояние развития инфраструктуры определяется показателями обеспеченности региональных и местных бюджетов средствами для обеспечения социальных потребностей населения, объектами коммунально-обслуживающего назначения (водоснабжение, канализация, транспорт, основные фонды непроизводственного назначения на одного человека и др.), платными услугами, розничной торговой инфраструктурой и иные.

Уровень развития регионов характеризуется также показателями состояния рынка труда: уровень официально зарегистрированной и скрытой безработицы, средняя ее продолжительность, соотношение количества безработных и рабочих вакансий.

Совокупностью экологических показателей характеризуется уровень экологической безопасности регионов. Это объемы загрязнения, наличие экологически опасных производств и ареалов «экологического бедствия», объем и класс захоронения отходов на территории регионов, уровень разрушенности природных комплексов, объемы эколого-экономического ущерба и др.

К политическим показателям относятся наличие политических и религиозных свобод в обществе, многообразие политических партий и общественных организаций, уровень коррумпированности власти и т.п. Они используются обычно для оценки уровней развития стран, но также применимы и к регионам.

Все экономические, социальные и экологические показатели регионального развития можно разделить на «стандартизированные» и «поисковые». Первые официально используются различными международными и государственными организациями. Показатели «поискового» характера преобладают в конкретных научных исследованиях. Они выбираются субъективно, поэтому часто отражают не реальный уровень развития регионов и стран, а лишь те стороны, которые, по мнению исследователей, являются главными для их исследований.

Для вычисления и сравнение уровней регионального развития чаще всего используют метод индексов. Он основывается на том, что любой абсолютный статистический показатель можно вычислить как относительный. Средний показатель принимают, как правило, за единицу соответствии конкретные региональные показатели будут или меньше, или больше единицы. С помощью таких расчетов можно быстро и просто вычислить отклонение исследуемых показателей от обобщенных тенденций развития страны или мира (для сравнения можно использовать также нормативные или базовые данные).

Различают простые (или специализированные) и сложные (или интегральные) индексы. Простые индексы характеризуют только один показатель (например, отклонение регионального ВВП на душу населения от среднего по стране). Сложные индексы определяют составлением (суммированием) или перемножением нескольких простых индексов. Такие индексы позволяют ранжировать регионы и страны по важным показателям (например, «индекс нищеты» - сумма индексов бедности, безработицы и инфляции, «индекс развития человеческого потенциала», который используется в статистике ООН и учитывает среднюю продолжительность жизни людей, уровень грамотности взрослого населения, уровень образования, реальный ВВП на душу населения).

В последние десятилетия в России предпочтения отдавались балансовым построениям модели экономики, а не статистическим методам анализа и моделирования.

Среди применяемы моделей для анализа уровня развития экономики региона выделяют:

1) структурные модели, которые отражают технико-экономическую организацию экономического объекта, его составные части и внутренние параметры. К этим моделям можно отнести межотраслевой баланс, оптимизационные модели, модели управления запасами и др.

2) функциональные модели характеризуют поведение объекта в результате установления взаимосвязей между исследуемыми выходными и входными параметрами без привлечения информации о его структуре. К таким моделям относятся эконометрические модели, состоящие из системы регрессионных уравнений и тождеств, каждое из которых используется для определения одного исследуемого показателя.

Применение эконометрических моделей обосновывается следующими причинами:

1) механизм регулирования производства, потребления, обмена и распределения в экономике характеризуется комплексом централизованных и автономных решений, последствия которых могут быть описаны как стохастические процессы, для их моделирования и используется эконометрический анализ, позволяющий находить взаимосвязи между макроэкономическими показателями, экономическими явлениями.

2) эконометрические модели позволяют определять множество вариантов прогнозов развития экономики под воздействием тех или иных решений.

3) эконометрические модели позволяют контролировать пропорции развития экономики, отражая совокупные изменения в структуре экономики.

Методика эконометрического анализа одномерных временных рядов включает в себя:

1. Качественный анализ данных временных рядов;

2. Выбор типов трендов и сезонных компонент для соответствующих временных рядов;

3. Определение параметров моделей и анализ их адекватности;

4. Составление прогнозов по соответствующим показателям.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...