Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторская программа по литературе

10–11-й классы (136 ч.)¹. Базовый и профильный уровень обучения.

 

Допущено Министерством образования и науки РФ
(Письмо № 03-408 от 01.04.2005 г.)

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

¹ Указано общее число учебных часов для 10-го и 11-го классов.


Пояснительная записка
Программа для общеобразовательных и профильных
негуманитарных классов (базовый уровень)
10–11-й класс
Программа для профильных гуманитарных и филологических классов
10-й класс
11-й класс
Приложение. Вариант программы элективного курса «Учусь работать с книгой и текстом»


Пояснительная записка

 

Главная задача программы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов. Современная старшая школа имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные (негуманитарные), углубленного изучения предмета (гуманитарные и филологические). Очевидно, что механическое сокращение учебного материала программы для углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов.
На выбор учителю предлагаются две программы, первая ориентирована на освоение образовательного стандарта (базовый уровень) и может использоваться в общеобразовательных и профильных негуманитарных классах; вторая программа предполагает углубленное изучение литературы (профильный гуманитарный и филологический уровень).
Отличие программ существенно.
В основе программы базового уровня лежит проблемно-тематический принцип. Произведения для чтения и изучения объединяются в блоки с позиции их значимости для решения той или иной общечеловеческой, эстетической, нравственной проблемы, для раскрытия определенной «вечной» литературной темы. Программа нетрадиционна по построению и содержанию. Кроме произведений из «Обязательного минимума...», что обеспечивает подготовку старшеклассников к итоговой аттестации, она включает дополнительные тексты русских и зарубежных писателей. Обращаем внимание учителя на вариативность программы: к каждой теме предлагается краткий список книг, текст для чтения и изучения из числа не входящих в «Обязательный минимум...» учащийся определяет самостоятельно. Такой подход позволяет сохранить интерес к литературе у учащихся, не выбравших для себя гуманитарную линию образования, обеспечивает освоение художественного произведения как своеобразного учебника жизни, источника духовной памяти человечества. Все это требует от педагога новых подходов к уроку литературы в старшей школе. Программа рассчитана на 2 ч. в неделю.
Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области.
В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.
Программа рассчитана на 3–5 учебных часов в неделю и предполагает поддержку различными элективными курсами (по предложению школы и выбору учащихся). Обращаем внимание учителя на необходимость разработки элективного курса по зарубежной литературе в соответствии с кругом авторов, определенных стандартом, и элективного курса по литературе народов России, в котором будет реализован национально-региональный компонент. В качестве образца построения элективного курса предлагаем в приложении к данной программе элективный курс «Учусь работать с книгой и текстом».

Наверх

ПРОГРАММА
для общеобразовательных и профильных
негуманитарных классов (базовый уровень)

 

10–11-й класс (136 часа)

 

Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков
Золотой и Серебряный век русской литературы. Эстетические и нравственные ценности XIX века. Их переосмысление и трансформация в XX веке. Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке.
Отношение к творчеству Пушкина как отражение эстетической и философской концепции писателя. «Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов. Отношение к классике как к средству идеологической пропаганды. Прочтение классики под новым углом зрения.

Литература²:

² В перечне выделены (подчеркнуты) тексты из «Обязательного минимума...», их читают все учащиеся. Кроме этого, учащиеся читают не менее одного произведения, не входящего в «Обязательный минимум...», из каждой темы по своему выбору.

А.С. Пушкин. Философская лирика («Погасло дневное светило...», «Элегия», «Подражание Корану», «Свободы сеятель пустынный...», «Вновь я посетил...»).
Ф. Достоевский. Очерк «Пушкин».
А. Блок. О литературе. О назначении поэта.
А. Луначарский. Александр Сергеевич Пушкин.
Д. Мережковский. Вечные спутники. Пушкин.
М. Цветаева. Мой Пушкин.
О. Мандельштам. О природе слова.
Н. Бердяев. О русских классиках.
Р. Розанов. Возврат к Пушкину.
М. Зощенко. Рассказы «Возмездие», «Пушкин».
Е. Замятин. Я боюсь.
А. Терц. Прогулки с Пушкиным.
Целостность русской литературы. Общие черты русской литературы XIX – XX веков. Понятие литературной традиции. Вечные темы, традиционные проблемы. «Сквозные» образы (Дон Жуан, Дон Кихот, Гамлет и др.) и типы литературных героев (Башмачкин, Хлестаков, Онегин, Печорин и др.). Место русской литературы в мировом литературном процессе: ее самобытность и общие тенденции.
Литература:
А.С. Пушкин. Каменный гость.
Мольер. Дон Жуан.
Человек и история в русской литературе. Интерес к истории в русской литературе. История как предмет изображения. Различные способы художественного изображения исторического прошлого. Вопрос о роли личности в истории. Судьба человека в определенных исторических обстоятельствах.
Литература:
А.С. Пушкин. «Медный всадник».³

³ Здесь и далее выделены (подчеркнуты) тексты из «Обязательного минимума...», обязательные для чтения и изучения всеми учащимися.

Л.Н. Толстой. Война и мир.
М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города.4

4 Курсивом выделены тексты, которые подлежат изучению, но не включаются в «Требования к уровню подготовки учеников».

С. Есенин. Стихи о крестьянской Руси и Советской Родине.
А. Толстой. Петр Первый.
М. Шолохов. Донские рассказы. Тихий Дон.
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
В. Шаламов. Колымские рассказы.
К. Воробьёв. Это мы, Господи!
Народ и интеллигенция в русской литературе. Истоки проблемы. Взгляд на проблему А. Радищева.
Литература:
Ф.М. Достоевский. Записки из мёртвого дома.
А. Блок. Народ и интеллигенция.
М. Булгаков. Собачье сердце.
Б. Пастернак. Доктор Живаго.
Герои времени в русской литературе. Герои А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. «Лишние» и «странные» герои русской литературы. Герой и его время. Лирический герой своего времени.
Литература:
Н.В. Гоголь. «Нос».
И.С. Тургенев. Отцы и дети.
Н.А. Некрасов. Русские женщины.
А.П. Чехов. Студент, Дама с собачкой, Вишневый сад.
Ильф и Петров. Двенадцать стульев.
В.В. Набоков. Защита Лужина.
А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сжала руки...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был...», «Родная земля» и др.
М.И. Цветаева. «Кто создан из камня...», «Тоска по родине. Давно...» и др.
О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...». «За гремучую доблесть...», «Я вернулся в мой город...» и др.
Тема любви в мировой литературе. «Сквозные» сюжеты в мировой литературе.
Литература:
«Тристан и Изольда».
В. Шекспир. Ромео и Джульетта. Сонеты.
М.Ю. Лермонтов. «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» и др.
А.А. Фет. «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», «Сияла ночь...», «Еще майская ночь...» и др.
Ф.И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим...». «К.Б.», «Нам не дано предугадать...».
А.К. Толстой. «Средь шумного бала...» и др.
И.А. Бунин. Темные аллеи. (Чистый понедельник).
А.И. Куприн. Гранатовый браслет.
В. Маяковский. Про это.
Р. Гамзатов. Лирика.
Ш. Бодлер. Лирика.
Тема «маленького человека» в русской литературе. Любимая тема русской литературы. Традиции А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского в раскрытии темы.
Литература:
Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные.
А.П. Чехов. Палата № 6. Человек в футляре.
Ф. Сологуб. Мелкий бес.
Л.Н. Андреев. Рассказ о семи повешенных.
И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.
А.П. Платонов. Рассказы.
А. Ахматова. Реквием.
А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича.
Е.И. Замятин. Мы.
Проблема индивидуализма. Тема «сверхчеловека» в мировой литературе. Философско-эстетические воззрения Ф. Ницше. Индивидуальность и индивидуализм. Теории «сверхчеловека» в истории и литературе. Байронические мотивы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Литература:
Дж.Г. Байрон. Паломничество Чайльд Гарольда.
Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.
М. Горький. Старуха Изергиль.
А. Камю. Чума.
Ж.-П. Сартр. Смерть в душе.
Тема потерянности человека во враждебном ему мире. Гамлеты и Дон Кихоты – трагические герои мировой литературы. Человеческая сущность героев-одиночек, их незащищенность перед злом. Мотив одиночества в русской литературе начала XIX века.
Литература:
В. Шекспир. Гамлет.
Сервантес. Дон Кихот.
Ф.И. Тютчев. «Silentium», «Природа-сфинкс», «Умом Россию не понять...».
А.Н. Островский. Гроза.
А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь...», «В ресторане», «На железной дороге» и др. Поэма «Двенадцать».
В. Маяковский. «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно» и др. «Облако в штанах».
К. Бальмонт. Лирика.
В. Высоцкий. «Гамлет» и др.
Б. Пастернак. Гамлет. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Во всем мне хочется дойти...» и др.
Дж.Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.
Г.-Г. Маркес. Сто лет одиночества.
Тема русской деревни. Образ города (Петербург Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского) и образ деревни в русской литературе. Деревня как воплощение морального идеала в русской прозе и поэзии.
Литература:
И.С. Тургенев. Записки охотника.
И.А. Бунин. Деревня. Лирика.
Ф.А. Абрамов. Пелагея.
Н. Рубцов. Лирика.
А. Жигулин. Лирика.
Тема Родины в русской литературе. Традиции гражданственности и патриотизма в русской литературе.
Литература:
Н.А. Некрасов. «В дороге». «Элегия» и др.
С. Есенин. Стихи о крестьянской Руси и Советской Родине: «Гой ты, Русь, моя родная..», «Русь советская», «Спит ковыль...» и др.
В.И. Белов. Привычное дело.
В.Г. Распутин. Последний срок.
Ю.В. Трифонов. Дом на набережной.
В.П. Астафьев. Царь-рыба
Е. Евтушенко. Лирика.
Поиски нравственного стержня как основы человеческого существования. Духовность и нравственность русской литературы, ее гуманистическое начало. Герои – носители русского национального характера. Стремление к нравственному самосовершенствованию, диалектика души героев. Понятие духовной гибели.
Литература:
И.А. Гончаров. Обломов.
Л.Н. Толстой. Война и мир5.
Н.С. Лесков. Левша.
А.П. Чехов. Ионыч.
М. Горький. На дне.
В.М. Шукшин. Рассказы.
В. Тендряков. Ночь после выпуска.
А.В. Вампилов. «Прощание в июле».
А.Т. Твардовский. «Вся суть в одном единственном завете...», «Я знаю: никакой моей вины...» и др.
Б.Ш. Окуджава. Лирика.
О. Бальзак. Гобсек.

5 Предполагается неоднократное обращение к некоторым текстам из «Обязательного минимума...».

Тема пути-дороги в русской литературе. Пути-дороги в фольклоре. Мотив пути и традиции духовной литературы. Путь как движение человеческой души. Путешествия героев русской литературы и их духовный путь. Тема пути в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Литература:
Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.
А.П. Чехов. Остров Сахалин.
А.Т. Твардовский. Дом у дороги.
Тема судьбы художника. Образ поэта-пророка в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Трагическая судьба художника.
Литература:
Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Вчерашний день часу в шестом...», «О Муза! я у двери гроба...».
М. Булгаков. Мастер и Маргарита.
Б. Пастернак. Доктор Живаго.
К. Паустовский. Золотая роза.
В. Катаев. Трава забвенья.
В.Я. Брюсов. Лирика.
С. Довлатов. Наши.
В. Высоцкий. Лирика.
Писатели конца XX века и русская классика. Классика как материал для литературной игры с читателем. Ассоциативные связи с классикой в современной литературе.
Литература:
Ю. Поляков. Козленок в молоке.
Д.С. Самойлов. Лирика. («Пестель, поэт и Анна» и др.).
Вен. Ерофеев. Москва – Петушки.
Т. Толстая. Рассказы.
Т. Кибиров. Стихи.
Диалог литератур XIX и XX веков (связи Пушкин – Маяковский, Некрасов – Маяковский, Гоголь – Булгаков, Л. Толстой – Шолохов и др.). Русская классическая литература как ключ к решению многих нравственных, этических, эстетических, психологических, философских и других проблем современности. Главные уроки русской классики, ее современность. Вечные духовные ориентиры и нравственные координаты русской классики.
Роль «массовой литературы», беллетристики в жизни современного человека.
Литература:
П. Вайль, А. Генис. Родная речь.
Б. Сарнов. Смотрите, кто пришёл…
Развитие речи.
В результате освоения программы выпускники должны уметь:
• владеть монологической и диалогической формами устной и письменной речи;
• пересказывать ключевые сцены и эпизоды изученных произведений (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции и т.д.);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, устанавливать его роль в произведении;
• составлять план, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
• писать сочинения в разных жанрах на литературную тему (о героях, проблематике, художественном своеобразии литературных произведений); письменный анализ эпизода, стихотворения; рецензию на изученное произведение; сочинение на свободную тему.

Наверх

ПРОГРАММА
для профильных гуманитарных
и филологических классов

 

Й класс

Древнерусская литература конца X–XVII в. (обзор).
Начало русской литературы: время, авторство, тексты, основные жанры. Жизнь одного из жанров в веках (по выбору учителя).
1. Литература и фольклор: соотношение, влияние.
Основные черты складывающейся литературы: анонимность; полезность; прикладной характер, литературный этикет; преимущественно рукописный характер литературы.
2. Литература Киевской Руси XI – начала XII в.
Принятие христианства как импульс развития литературы.
Переводная литература. Жанровое многообразие.
Оригинальные памятники. Летопись как особый жанр.
«Повесть временных лет».
«Поучение Вл. Мономаха» – первая автобиография в русской литературе.
3. XII–XVI вв.
Эпоха феодальной раздробленности.
«Слово о полку Игореве» – уникальное сочетание эпического и лирического начал, один из величайших памятников христианского Средневековья.
«Слово о погибели Русской земли».
Жанр слова в древнерусской литературе.
4. XVI–XVII вв.
Переход от средневековой письменности к литературе нового времени. «Домострой» – первая печатная книга на Руси.
Перерождение жанра жития в биографию частного человека.
«Житие протопопа Аввакума» – житие-автобиография.
Теория литературы. Развитие жанров древнерусской литературы (летопись, поучение, слово, житие).
Литература XVIII века (обзор)
Первая половина XVIII века. Русское просветительство как этап становления самосознания.
Русский классицизм, отличие от западного классицизма (А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский.).
Преобладание высоких жанров, их особенности: эпическая поэма, трагедия, торжественная ода. Соседство «высоких», «низких» и «средних» жанров (оды М.В. Ломоносова, сатиры А. Кантемира, басни А. Сумарокова, комедии Я. Княжнина).
Вторая половина XVIII века.
Д.И. Фонвизин «Недоросль». Переход от критики нравов к социальному обличению. Индивидуализированные персонажи-характеры. Первая «истинно общественная комедия» (Гоголь).
Соединение сатиры нравов и гражданского пафоса, смешение высокого и низкого стилей в творчестве Г.Р. Державина («Ода к Фелице», «Видение Мурзы», «Водопад»). Лирическое начало в поэзии Г.Р. Державина («Снигирь», «Евгению, жизнь званская»), элемент автобиографии, обращение к простым радостям жизни.
Реформа литературного языка.
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» . Соединение сентиментализма (в выборе жанра) и реализма (в выборе содержания).
Теория литературы. Классицизм, сентиментализм как литературные направления (углубление понятий). Связь системы жанов с литературным направлением.
Индивидуально-авторский стиль как понятие.

XIX век. Первая половина

Полемика между «архаистами» и «новаторами» (карамзинистами) по поводу «старого» и «нового слога»: борьба между «Беседой любителей русского слова» и «Арзамасом».
В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков как родоначальники элегической поэзии. Неудовлетворенность настоящим, стремление к гармонии во внутреннем мире человека.
Своеобразие русского романтизма. Тяготение к мистико-романтической фантастике, фольклорные мотивы, мотивы разных времен и народов (баллады В.А. Жуковского).
Элегическая поэзия (А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский).
Гражданская поэзия («Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»). Поэты-декабристы (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А.Бестужев-Марлинский, Ф.И. Глинка) и их программа (утверждение идеальных форм морали и поведения).
Тяготение к традициям «просветительского классицизма» и переход к романтическому образу героя (переосмысление кодекса байронизма). К.Ф.Рылеев.
И.А. Крылов. Басня, свободная от условностей классицизма, «здравый смысл», идущий «от жизни».
А.С. Грибоедов. «Горе от ума» – соединение классицизма и реализма: психологическая и бытовая конкретность. Злободневность содержания (конфликт эпохи: передовой дворянин-интеллигент и консервативная барско-чиновничья среда). Значение комедии «Горе от ума» для формирования русского литературного языка.
А.С. Пушкин. Личность Пушкина. Основные этапы жизненного и творческого пути. Общее гуманистическое звучание его поэзии. Лицейская, послелицейская и «южная» лирика. Байроническое бунтарство («Кавказский пленник») и его преодоление («Цыганы»). Черты реалистического стиля в лирике 20-х гг.
Историзм мышления («Борис Годунов»6: взаимосвязь «судьбы человеческой» и «судьбы народной»).

6 Курсивом выделены тексты, которые подлежат изучению, но не включаются в «Требования к уровню подготовки учеников».

«Евгений Онегин»: становление пушкинского реализма (судьба современника, совмещенная с богатством картин русской жизни). Поэтика романа.
Философская лирика. («Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану», «Элегия» и др.). Поэма «Медный всадник»7.

7 В программе подчеркнуты тексты, входящие в «Обязательный минимум содержания...» и предназначенные для обязательного чтения и изучения.

Драматургия («Маленькие трагедии» – «Моцарт и Сальери»).
Проза («Повести Белкина», «Капитанская дочка»).
Мироощущение Пушкина: единство всемирной истории и культуры.
Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя. Мир фантастики, гротеска на страницах книг Гоголя. Особая линия в развитии русской литературы. Романтическая мечта о прекрасном и справедливом мире («Вечера на хуторе близ Диканьки»). Гуманистический пафос прозы и драматургии 1832 – 1841 гг. («Невский проспект», «Шинель», «Ревизор»). «Маленький человек» в изображении Гоголя. «Новый герой» эпохи в поэме «Мертвые души». Единство сатирического и лирического начал как способ выражения авторской позиции. Реальность общественной жизни в поэме. Полемика Гоголя с В.Г. Белинским. «Выбранные места из переписки с друзьями». Своеобразие художественной манеры писателя, гуманистический и гражданский пафос творчества.
М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. Очерк жизни и творчества. Влияние эпохи на характер лирики Лермонтова. Фатальная неосуществимость идеала, самоанализ, интенсивность переживания (лирика «Молитва», «Выхожу один я на дорогу...», «Как часто пестрою толпою окружен...» и др., поэмы «Демон», «Мцыри», пьеса «Маскарад»). Реалистические тенденции в прозе («Герой нашего времени»: драма активной личности, «лишний человек»).
Эстетика В.Г. Белинского и становление русской критики (принципы критической оценки литературной деятельности; обоснование реалистической сущности искусства, историзм).
Натуральная школа как разновидность русского реализма 40–50-х годов XIX в. Связь с творчеством Н.В. Гоголя, развитие его художественных принципов. Журнал «Отечественные записки» и его авторы (Д.В. Григорович, В.И. Даль, И.И. Панаев и др.).
Теория литературы. Романтизм как литературное направление (углубление понятия). Романтическое «двоемирие».
Реализм как литературное направление (углубление понятия). Художественные принципы реализма (гуманизм, народность, историзм, объективность и др.). Реализм и натурализм. Жанры реалистической литературы (роман, очерк, поэма, драма).
Просветительская сатира как литературная форма.
Литературная критика как явление на стыке художественной словесности и литературоведения.

XIX век. Вторая половина

50–60-е годы. Содержание новой эпохи (падение крепостного права, серия реформ, развитие капиталистической экономики, процесс формирования гражданского общества, появление разночинцев). Кризис русского общества, возникновение народнического движения. Оживление журналистской деятельности и журнальной полемики. Журнал «Современник». Становление беллетристики: «физиологический очерк» и проза Н.В. Успенского, Н.Г. Помяловского. Кризис русского общества и состояние литературы. Критика общества: Г.И. Успенский «Нравы Растеряевой улицы».
А.Н. Островский. Развитие русской драмы. «Пьесы жизни» – «Гроза», «Лес». Драматургический конфликт в пьесах Островского. «Гроза» в оценке критики. (Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А.А. Григорьев «После "Грозы" Островского. Письма к И.С. Тургеневу».)
Тема человеческой одержимости («Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты»). Разнообразие человеческих характеров в пьесах А.Н. Островского.
Н.С. Лесков. Произведения из народной жизни (введение в сферу художественного изображения новых пластов – быт духовенства, мещанства, российской провинции и т.д.); интерес к необычному, парадоксальному, курьезно-анекдотическому, различные формы сказа («Левша», «Тупейный художник», «Очарованный странник»).
И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества писателя. Тема духовной гибели в романе «Обломов». Роман «Обломов» – канонический роман 60-х годов. Место романа в трилогии. Система образов. Типические характеры героев Гончарова: «лишний человек» – деловой человек. Двойственная сущность героев. Женские характеры и судьбы. Литературная критика о романе и его главном герое (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина», А.В. Дружинин «"Обломов"», роман Гончарова). Очерки «Фрегат "Паллада"».
И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества писателя. «Записки охотника». Развитие жанра романа в творчестве И.С. Тургенева. Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (обзор). Роман «Отцы и дети» – о новом герое. Повествователь и герой. Герой нового типа. Художественные особенности романа. Психологизм романа И.С. Тургенева. Литературная критика о романе и его главном герое. Неоднозначное восприятие романа и образа Базарова русской литературной критикой (Д.И. Писарев, А.И. Герцен).
Цикл «Стихотворения в прозе».
Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» – роман о «новых людях». Система образов в романе, особенности композиции. Форма отражения в романе социальных идеалов Чернышевского (элементы утопии).
Пути развития поэзии 2-й половины XIX века.
Пафос демократизма и гражданственности в русской поэзии и лирика «чистого искусства» (Поэты «Искры», А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Я.П. Полонский, А.Н. Майков, А.К. Толстой).
Сложность и противоречивость лирического героя А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Тема любви и природы в творчестве Фета («Это утро, радость эта...», «Майская ночь...», «Сияла ночь...», «Шепот, робкое дыханье...» и др.). Философские мотивы в поэзии Ф.И. Тютчева. («Silentium», «Природа-сфинкс...», «Не то, что мните вы, природа», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...» и др.).
Проникновенный характер лирики А.К. Толстого. Тема родины, ее истории в творчестве поэта.
Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества поэта. Гражданские мотивы лирики Некрасова («В дороге», «Поэт и гражданин», «Элегия» и др.). Традиции народного песенного творчества. Художественное своеобразие поэзии (лиризм, взволнованность, искренность чувств, обличительный пафос). Поэмы «Коробейники», «Мороз Красный нос»: народная жизнь в «большой литературе», слияние мира автора с миром героев «из народа».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – народная эпопея, соединение новаторства с традициями былинной, песенной, сказочной поэтики; элементы предания, утопии, притчи. Двойственность современного облика народа, свойственные народной психологии формы поведения и их контрасты: терпение и протест; спор о смысле жизни; динамика поиска ответа.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Влияние личной судьбы на творчество писателя. «Сказки». Художественное своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. «История одного города» – сатирическая история России. Типы градоначальников. Своеобразие жанра произведения. Протест против бесправия, покорности народа.
Ф.М. Достоевский. Достоевский как художник и мыслитель. Очерк жизни и творчества писателя. Ранняя проза. Новаторская форма романа «Униженные и оскорбленные» (синтез мотивов и приемов философской, психологической, социальной и «бульварной» прозы). Романы «Бесы», «Идиот» (обзор).
«Преступление и наказание»: образ героя и его «идеологические» отношения с миром. Система образов в романе. Многоплановость социально-психологического колорита в романе. Полифония, диалогизм романа Достоевского. Роман в оценке русской критики (Н.Н. Страхов «Преступление и наказание»).
Л.Н. Толстой. Личность писателя. Литературная и общественная деятельность. Идейные искания и их отражение в творчестве писателя. «Севастопольские рассказы».
«Война и мир»: искусство «диалектики души», связь частной жизни и судьбы народов, реальные исторические события и духовные искания вымышленных героев. Отражение философской концепции Толстого в романе.
«Анна Каренина». Интерес к духовным проблемам личности, трагизм ситуации разлада с другими. История любви на фоне жизни русского общества, интерес к «биологии» в человеке, естественное и духовное, принципиальная новизна поэтики.
Усиление социального начала в реализме Л.Н. Толстого (на примере романа «Воскресение»).
80–90-е годы XIX века. Полоса политической реакции. Отказ общественного сознания от революционных народнических иллюзий. Эволюция народнической литературы в сторону летописной объективности изображения народной жизни (Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.Г. Гарин-Михайловский).
Проза В.М. Гаршина («Красный цветок») и В.Г. Короленко (поэтизация трагического героизма, аллегоризм, монологизм). Типы людей «из народа» и интеллигентской среды – «Чудная». Объективное художественное исследование жизни и поэзия надежд и устремленности в будущее в «Сне Макара».
А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Ранние юмористические рассказы: лаконизм языка, емкость художественной детали.
Рассказы и повести о российском обществе: охват всех слоев и срезов социальной структуры российского общества – от крестьян, помещиков («Мужики», «В овраге») до различных слоев интеллигенции («Попрыгунья», «Студент», «Ионыч», трилогия – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Дом с мезанином», «Дама с собачкой»). Новые формы совмещения объективного и субъективного, существенного и второстепенного, характерного и случайного.
Драматургия: «Три сестры», «Вишневый сад». Новая структура драматического действия. Отказ от оценочной иерархии. Лиризм и психологизм пьес Чехова.
Теория литературы. Развитие жанров реалистической литературы (роман, рассказ, сказка, стихотворение в прозе, поэма).
Психологизм, диалогизм, полифония, лиризм как способы изображения внутреннего мира героев.
Развитие драмы как литературного рода. Драматургический конфликт.

Наверх

Й класс

 

Конец XIX – начало XX века.
Общественный подъем 90-х – начала 1900-х гг. Темы времени: личность и среда, искусство и жизнь. Новые черты эстетики начала XX века. Переоценка культурных ценностей. Развитие гумани- стических традиций искусства XIX века. Полемика о назначении литературы и искусства. Основные направления в развитии литературы. Политическое и философско-эстетическое размежевание писателей. Первая волна эмиграции. Критический реализм и его развитие на рубеже эпох (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.А. Андреев).
И.А. Бунин.
Традиции русского реализма в творчестве Бунина. Интерес к вопросам человеческого бытия. «Антоновские яблоки». «Живопись» словом. Особенности поэтического языка Бунина.
«Господин из Сан-Франциско». Истинный смысл жизни в понимании Бунина. Символика рассказа.
Исторический пессимизм Бунина. Творческая судьба в эмиграции. «Темные аллеи». Великое счастье любви в новеллах Бунина. Разнообразие женских типов. Необычайная сила и искренность чувства героев. Мотив времени в рассказах.
Поэтический мир Бунина («Восход Луны», «Забытый фонтан», «Сириус», «Ночь» и др.).
Философичность и целостность художественного мира Бунина.
А.И. Куприн.
Тема любви в творчестве Куприна. «Гранатовый браслет». Трагическая история бескорыстной любви. «Маленький человек» Желтков, сила его чувств.
«Поединок». Несостоятельность «сильной личности». Осуждение духовного рабства.
Тяжелый творческий кризис в эмиграции.
И.С. Шмелев.
Глубинное познание России в творчестве Шмелева («Лето Господне»). Художественно-религиозное мировоззрение Шмелева. Образность, мощь народного языка в прозе Шмелева.
Л.Н. Андреев.
Традиции Толстого и Достоевского в творчестве Андреева. Интерес писателя к отдельному человеку. «Рассказ о семи повешенных». Философско-этические и нравственные проблемы рассказа. Призыв к милосердию, любви, доброте.
Возникновение модернистских течений (символизм, акмеизм, футуризм). Теоретики модернизма (Д.С. Мережковский, А.Л. Волынский, Д.В. Филонов, В.В. Розанов, В.Я. Брюсов).
Декадентство как определенный тип сознания, отношения к человеку (непознаваемость мира; идеи индивидуализма и субъективизма).
Символизм: восприятие художником мира – содержание и объект искусства (В.Я. Брюсов, Ф. Сологуб, К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, А. Белый, А.А. Блок).
Реформирование поэтики символизма в творчестве акмеистов (Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам).
Русский футуризм: Д.Д. Бурлюк, Н.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский. Декларация полной свободы искусства, «первооснов» жизни и «первооснов» слова, нигилистическое отношение к предшествующей культуре.
М. Горький.
Жизнь и творчество. Личность и мировоззрение писателя.
Ранние романтические произведения и их художественное своеобразие.
«Челкаш»: романтизация босячества.
«Сказки об Италии»: гимн человеку, философский идеал личности.
Пьеса «На дне». Гуманизм Горького, спор о назначении человека. Новаторство Горького-драматурга.
Горький – публицист и общественный деятель. Роман «Мать»: идеализация нового героя. «Несвоевременные мысли»: сложность отношения Горького к Октябрьской революции.
Литературная жизнь в 10–20-е гг.
Вера в человека, его созидательные силы (А.Н. Толстой, М.М. Пришвин). «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» как выразители настроений интеллигенции (Саша Черный, А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи).
Литературные группы и объединения разной эстетической и социальной направленности. Романтизация революционной стихии (Л.Н. Сейфуллина, А.Г. Малышкин, Л.М. Леонов, А.С. Серафимович) и критический взгляд на революционные потрясения (И.А. Бунин). Усиление эмиграции. Сатира 20-х годов. Рассказы М. Зощенко, роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Изменение тематики и стилистики прозы (А. Грин, И. Бабель, Ю. Олеша, Вс. Иванов, И.Э. Бабель «Конармия», Е.И. Замятин «Мы»).
А.А. Блок.
Эстетический идеал Блока. В.С. Соловьев и его произведения «сафийного периода» – источник философской эстетики Блока. Диалектика вечного и прекрасного: от «стихов о Прекрасной даме» до стихов о России («Незнакомка», «Россия», «На железной дороге» и др.) Стремление к гармонии, к цельности мира («Соловьиный сад») и драматический разлад с действительностью («Возмездие», цикл «Страшный мир»).
«Двенадцать»: полифония революции. Художественные особенности поэмы (символика, образная система, ритмическая организация, язык, стиль).
Статья «Интеллигенция и революция».
В.В. Маяковский.
Вызов миру в раннем творчестве Маяковского («Нате!», «Мама и убитый немцами вечер», «Послушайте!», «Облако в штанах» и др.). Мотив трагического одиночества лирического героя Маяковского.
«Революцией мобилизованный и призванный

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...