Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Договорная природа транспортных отношений

 

В транспортном законодательстве всегда было множество императивных норм. В связи с этим время от времени авторитетные ученые высказывали точки зрения о внедоговорном характере транспортных отношений.

 

Цивилистическая дискуссия

 

В начале ХХ в. Г.Ф. Шершеневич, основываясь на материалах дореволюционного законодательства, считал, что "договорный характер приема груза представляется в высшей степени сомнительным", но "сам закон признает это отношение договором и тем самым привлекает к нему действие договорных положений". М.М. Агарков исходя из норм советского законодательства 1920-х и 1930-х гг. вообще отказывался квалифицировать собственно железнодорожную перевозку как договорное отношение: "Принятие груза железной дорогой не является ни сделкой, ни волеизъявлением... а лишь констатацией, что грузоотправитель действует согласно установленным правилам". Противоположную, цивилистическую, позицию в те же годы занимал Б.Б. Черепахин, который отстаивал договорную природу договора перевозки, но и он указывал на то, что в железнодорожном праве с особенной яркостью прослеживается экспансия публичного права.

 

Необходимость в планировании транспортного процесса объективна и не зависит от политического строя и экономической системы какой-либо страны. Планирование перевозок обусловлено спецификой путей сообщения (их пропускной способностью) и транспортной инфраструктурой (емкостью портов, аэродромов). И все же договорный характер всех транспортных услуг не вызывает сомнения. Необходимость же жесткого планирования перевозок предполагает тщательную предварительную организацию процесса, предшествующего заключению собственно договора перевозки. В связи с этим большое значение приобретают такие договоры, как договор об организации перевозок и договор на подачу транспортных средств, без которых на практике чаще всего невозможно заключение собственно договора перевозки.

 

Виды транспортных договоров

 

Понятие транспортной деятельности. Виды транспортных обязательств. Транспортные обязательства и договор перевозки.

 

1. Организация транспортного процесса не может быть сведена к одному только договору перевозки. Транспортная деятельность - многогранное явление, в котором огромную организующую роль играют разнообразные договоры.

 

Международный правовой акт

 

Транспортная деятельность - деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и/или услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях. (Модельный закон СНГ "О транспортной деятельности", принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ постановлением 29-8 от 31.10.2007)

 

2. Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие обязательственные договорные отношения:

- договор перевозки груза (ст. 785);

- договор перевозки пассажира (ст. 786);

- соглашение транспортных организаций о прямом смешанном сообщении (ст. 788);

- обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);

- договор об организации перевозок (ст. 798);

- договоры между транспортными организациями: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) груза и др. (ст. 799);

- договор транспортной экспедиции (ст. 801-806).

В транспортных уставах и кодексах можно обнаружить и другие договорные обязательства, связанные с перевозкой (например, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожном транспорте - ст. 50 Устава железнодорожного транспорта).

Самостоятельные виды транспортных договоров: договор о буксировке, применяемый на водном транспорте (гл. XII Кодекса торгового мореплавания), договор на выполнение авиационных работ (гл. XVI Воздушного кодекса) и др.

Что касается договора фрахтования (чартера), помещенного в гл. 40 ГК в числе транспортных договоров (ст. 787 ГК), то такой договор, которому в кодексах морского и воздушного транспорта уделяется большое внимание, все же разновидность договора аренды транспортных средств.

3. Возникает вопрос: можно ли выявить какое-либо ядро, вокруг которого группируются все разнообразные виды договоров на оказание транспортных услуг, существует ли некая иерархия этих договоров? Казалось бы, в конечном счете все транспортные договоры призваны обслуживать собственно договор перевозки конкретного груза или пассажира. Однако в настоящее время такая традиционная точка зрения не может быть признана единственно верной.

 

Авторитетное мнение

 

Учение о системе транспортных договоров, где центральное, господствующее место занимают договоры перевозки пассажира или конкретной партии грузов, а все остальные договорные обязательства по отношению к этим договорам играют вспомогательную, подчиненную роль, основано лишь на обыденных представлениях о смысле деятельности транспорта (доставка пассажиров и грузов) и не имеет ничего общего с юридическим соотношением различных договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности, в том числе опосредующих перевозки пассажиров и грузов

 

(В.В. Витрянский)

 

В следующих главах будут рассмотрены основные транспортные договоры: договор об организации перевозок груза, договор на подачу транспортных средств (глава 57); договор перевозки (глава 58); договор транспортной экспедиции (глава 59).

 

Литература

 

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003 (и последующие издания).

Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных стран, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): учеб.-практ. пособие / отв. ред. В.А. Бублик. М.: Проспект, 2009.

Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа N 1/2008 "О рассмотрении споров, связанных с применением законодательства о снабжении энергией и энергоресурсами, и споров, связанных с применением законодательства о перевозке" (по итогам заседания, состоявшегося 13-14 мая 2008 г. в г. Челябинске).

Мурзин Д.В. Проблемы применения законодательства о перевозке в судебно-арбитражной практике (комментарий к разделу II Рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа, разработанных по итогам заседания 13-14 мая 2008 г.) // Вестник ФАС Уральского округа. 2008. N 3.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...