Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (1899, Буэнос-Айрес, Аргентина – 1986, Женева, Швейцария)




Биографические сведения:

Родился в семье адвоката (отец был также преподавателем психологии, писал стихи и прозу). Первый рассказ написал в возрасте семи лет. С 1914 по1921 жил в Европе (Швейцария, Испания). По возвращении в Аргентину сотрудничал с журналами, много занимался переводами. В 1937 году получает должность хранителя в муниципальной библиотеке Буэной-Айреса. В 1946 в связи с начавшейся диктатурой Хуана Доминго Перона был отстранен от должности. В 1950 избран президентом аргентинского союза писателей. В 1955 после свержения Перона стал директором Национальной библиотеки Аргентины (до 1973 года). В 1968 избран академиком американской академии наук и искусств. Похоронен в Женеве, на Кладбище королей.

Лауреат многих литературных премий (в том числе Премия Сервантеса, Премия Эдгара Аллана По, Премия Бальцана). Удостоен высших орденов Италии (1961, 1968, 1984), Франции (орден Искусств и литературы, 1962, орден Почётного легиона, 1983), Перу (орден Солнца Перу, 1965), Чили (орден Бернардо О’Хиггинса, 1976), ФРГ (Большой крест Ордена «За заслуги перед ФРГ», 1979), Исландии (орден Исландского сокола, 1979), Рыцарь-Командор ордена Британской империи (1965), Испании (орден Альфонсо X Мудрого, 1983), Португалии (Орден Сантьяго, 1984).

Основные произведения:

1. Сборники рассказов:

Всемирная история бесчестья (1936)

Вымышленные истории (1944)

Алеф (1949)

Создатель (1960)

Сообщение Броуди (1970)

Книга песка (1975)

Память Шекспира (1983)

2. Сборники эссе:

Расследования (1925)

Земля моей надежды (1926)

Язык аргентинцев (1928)

Эваристо Каррьего (1930)

Обсуждение (1932)

История вечности (1936)

Новые расследования (1952)

Семь ночей (1980)

Девять очерков о Данте (1982)

3. Сборники стихотворений:

Красные ритмы (1918)

Страсть к Буэнос-Айресу (1923)

Луна напротив (1925)

Сан-Мартинская тетрадка (1929)

Иной и прежний (1964)

В шести строках (1965)

Хвала тьме (1969)

Золото тигров (1972)

Сокровенная роза (1975)

Железная монета (1976)

История ночи (1977)

Заговорщики (1985)

Афоризмы:

· Реальность - одна из ипостасей сна.

· Жизнь есть сон, снящийся Богу.

· Мы судим других по поступкам, а хотим, чтобы нас судили по возможностям.

· Нет понятия «плагиат»: само собой разумеется, что все произведения — произведения одного автора, вневременного и анонимного.

· В конечном счете никакое упражнение интеллекта не бывает бесполезным.

· Чувство дружбы не менее загадочно, чем любовь или всякий другой облик того хаоса, что зовется жизнью.

· Человек постепенно принимает облик своей судьбы, в конце концов отождествляется с обстоятельствами своей жизни.



· Каждый по-своему воображает рай, мне он с детства представлялся библиотекой.

· Кто-то гордится каждой написанной книгой, я – любою прочтенной.

· Нам неизвестны предначертания Вселенной, но мы знаем, что ясно мыслить и справедливо поступать – значит содействовать этим предопределениям, которые всегда будут от нас сокрыты.

· Блаженны не алчущие правоты, ибо либо она у всех, либо ни у кого.

· Быть владельцем тайны много приятнее, чем выдавать ее.

· Битва и победа – своего рода льготы: быть Наполеоном проще, чем Раскольниковым.

· Слепота – это не тьма, это род одиночества.

· Поэзия – это заговор людей доброй воли с целью прославить мир.

· Радости этого мира могут оказаться адскими муками, увиденными в зеркале перевернутыми.

· Вечно разветвляясь, время ведет к неисчислимым вариантам будущего.

 

Литература:

1. Тертерян, И. Человек, мир, культура в творчестве Хорхе Луиса Борхеса // Тертерян, И. Человек мифотворящий – Москва: Советский писатель, 1988. – 557 с.

2. Соколов, П. Анализ рассказа Борхеса «Сад расходящихся тропок» [Электронный ресурс] / П. Соколов. – Режим доступа: http://www.proza.ru.

3. Тейтельбойм, В. Два Борхеса: жизнь, сновидения, загадки / В. Тельтейбойм. – Санкт-Петербург: Азбука, 2003. – 464 с.

4. Багно Вс. Хорхе Луис Борхес, или Тысяча и одно зеркало культуры / Вс. Багно // Борхес Х. Л. Коллекция: Рассказы. Эссе. Стихотворения. – Санкт-Петербург: Северо-Запад, 1992. – С. 5-21.

5. Ямпольский, М. Б. Метафоры Борхеса / М. Б. Ямпольский // Латинская Америка. – 1984. – № 6. – С. 77-87.

6. Петровский, И.М. Феномен Борхеса / И.М. Петровский // Борхес Х.Л. Письмена бога. – Москва, 1994. – С. 5 – 24.

Задание 1: Назовите основные темы и мотивы новеллистики Х. Л. Борхеса. Охарактеризуйте особенности ее образной системы. Прочитайте стихотворение «Читатели». Можно ли назвать его поэтическим манифестом Борхеса? Почему?

Читатели

Я думаю о желтом человеке,

Худом идальго с колдовской судьбою,

Который в вечном ожиданье боя

Так и не вышел из библиотеки.

Вся хроника геройских похождений

С хитросплетеньем правды и обмана

Не автору приснилась, а Кихано,

Оставшись хроникою сновидений.

Таков и мой удел. Я знаю: что-то

Погребено частицей заповедной

В библиотеке давней и бесследной,

Где в детстве я прочел про Дон Кихота.

Листает мальчик долгие страницы,

И явь ему неведомая снится.

 

Задание 2. Прочитайте новеллу «Алеф». Дайте ответы на вопросы.

Вопросы:

1. Какую смысловую нагрузку относительно идейной организации произведения несут эпиграфы?

2. Как вы понимаете смысл определения вечности («застывшее настоящее») и бесконечности («застывшее здесь»)? Как они соотносятся с образной системы новеллы?

3. Какую роль в системе персонажей играет образ Беатрис Витербо? Какие историко-культурные аллюзии использует Борхес в имени этого персонажа? С какой целью в структуре образа Беатрис используется мотив остановленного мгновения (образ фотографий)?

4. Какую смысловую нагрузку несет в новелле мотив болезни и смерти?

5. Какова идейная функция образа Карлоса Архентино Данери? Какой тип художника нашел воплощение в этом персонаже?

6. Почему Борхес отказывается говорить с Данери об Алефе?

7. Как вы понимаете символические значения Алефа?

 

Задание 3. Прочитайте стихотворение Х. Л. Борхеса «О множественности вещей».

О множественности вещей

Мне снится пуританский небосвод,Скупые одинокие созвездья, Как будто Эмерсон на небосводВзирает из холодного Конкорда.А в наших землях преизбыток звезд.И человека преизбыток. СтолькоДинастий насекомых и пернатых,Звездистых ягуаров, гибких змей,Растущих и сливающихся веток,Листвы и кофе, капель и песка,Давящих с каждым утром, усложняяСвой тонкий и бесцельный лабиринтА вдруг любой примятый муравейНеповторим перед Творцом, избравшимЕго для воплощенья скрупулезныхЗаконов, движущих весь этот мир?А если нет, тогда и мирозданье -Сплошной изъян и тягостный хаос.Все зеркала воды и полировки,Все зеркала неистощимых снов,Кораллы, мхи, жемчужницы и рыбы,Маршруты черепахи сквозь векаИ светляки лишь одного заката,Все поколения араукарий,Точеный шрифт, который не сотретНочь со страницы, - все без исключеньяОтдельны и загадочны, как я,Их тут смешавший. Не решусь изъятьИз мира ни Калигулу, ни лепру. 1970

Как его идейно-образная структура соотносится со смысловой организацией новеллы «Алеф»?

Задание 3: Прочитайте новеллу «Зеркало и маска».

Вопросы:

1. Как можно определить особенности каждого произведения, представленного Поэтом?

2. Каков, по-вашему, символико-метафорический смысл даров короля?

3. Назовите известные произведения мировой литературы, в который была бы представлена проблема отношений художника и властителя? Прокомментируйте особенности ее разработки.

4. Как вы понимаете фразу «стих прозвучал то ли молитвой, то ли богохульством»? Для чего Борхес использует такой оксюморон? Какую роль в выражении идеи новеллы играют мотивы чуда и колдовства?

5. Почему поэт считает, что совершил грех, написав третье стихотворение?

6. Почему Король говорит, что Прекрасное должно быть запретно для людей? Прокомментируйте финал новеллы. Почему Поэт покончил с собой?

 

Задание 4: Прочитайте новеллу «Сад расходящихся тропок».

1. Как реализуется в новелле тема лабиринта? Как определяется в новелле смысл понятия «лабиринт лабиринтов»?

2. Существуют ли в мировой литературе тексты, которые можно назвать лабиринтами? Приведите примеры.

3. Что позволяет рассматривать «Сад» Цюй Пэна и «Сад» Борхеса как притчи о времени?

Борхес в кино:

Художественные фильмы

1969. Вторжение (Аргентина, режиссер Хьюго Сантьяго).

1970. Стратегия паука. По мотивам рассказа «Тема предателя и героя» (; режиссер Бернардо Бертолуччи) .

1983. Сад. По мотивам рассказа «Сад расходящихся тропок» (СССР, режиссер А. Кайдановский).

1987. Гость. По мотивам рассказа «Евангелие от Марка» (СССР; режиссёр А. Кайдановский).

1992. Юг. По одноименному рассказу (Испания, Аргентина; режиссер Карлос Саура).

1992. Смерть и компас. По рассказу «Смерть и буссоль» (США, Мексика, Япония; режиссер Алекс Кокс).

2003. Легенда о мести. По рассказу «Вдова Чинга, пиратка» (Франция, Великобритания, Италия; режиссер Эрманно Ольми).

2010. Книга песка. По одноименному рассказу (Индия; режиссер Снигдхенду Бхаттачария).

Биографические фильмы:

2001. Любовь и страх (Аргентина; режиссер Хуан Карлосо Десансо). В роли Борхеса – Мигель Анхель Сола.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 (2 ЧАСА).

Тема: Литература Латинской Америки. «Сто лет одиночества» Г. Гарсиа Маркеса как явление магического реализма

Габриель Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес (1928, Аракатака, Колумбия – 2014, Мехико, Мексика)

Нобелевская премия по литературе за 1982 год: «за романы и рассказы, в которых фантастическое и реалистическое объединены в богато составленном мире воображения, отражающем жизнь и конфликты целого континента».

Биографические сведения:

Родился в семье фармацевта. До 9 лет жил в семье деда и бабушки по материнской линии. Дед – полковник Николас Рикардо Маркес Мехиа Игуаран – участник Гражданской войны в Колумбии. Учился в иезуитском колледже, в 1946 году поступил в национальный университет Боготы на юридический факультет. Обучение не закончил; с 1950 начал работать журналистом-репортером (в Картахене, затем в Боготе). В качестве корреспондента газеты «Эль Эспектадор» побывал в Польше, Франции, Италии, Венесуэле, США. В 1957 был корреспондентом на Московском фестивале молодежи и студентов. Работал в представителем кубинского информационного агентства «Пренса латина» в Гаване, Боготе и Нью-Йорке. С 1961 года преимущественно жил в Мехико, много занимался политической журналистикой. В связи со смертью писателя в Колумбии был объявлен трехдневный траур; прах Гарсиа Маркеса перевезен в Картахену.

Основные произведения:

Романы:

Недобрый час (1962)

Сто лет одиночества (1967)

Осень патриарха (1975)

Любовь во время холеры (1985)

Генерал в своём лабиринте (1989)

О любви и прочих бесах (1994)

Жить, чтобы рассказывать о жизни (2002)

Повести и рассказы

 

Другая сторона смерти (1948)

Диалог с зеркалом (1949)

Женщина, которая приходила ровно в шесть (1950)

Набо — негритёнок, заставивший ждать ангелов (1951)

Мужчина приходит во время дождя (1954)

Палая листва (1955)

Исабель смотрит на дождь в Макондо (1955)

Полковнику никто не пишет (1957)

Море исчезающих времён (1961)

Похороны Великой Мамы (1961)

Очень старый человек с огромными крыльями (1968)

Последнее путешествие корабля-призрака (1968)

Рассказ не утонувшего в открытом море (1970)

Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и её бессердечной бабке (1972)

Хроника объявленной смерти (1981)

Следы твоей крови на снегу (1982)

Святая (1992)

Самолёт спящей красавицы (1992)

Семнадцать отравленных англичан (1992)

Я нанимаюсь видеть сны (1992)

Вспоминая моих грустных шлюх (2004)

Понятия, которые необходимо усвоить при изучении темы:

Магический реализм

Роман-миф

Роман-цивилизация

Мифологема

Архетип мудрого старика

Аохетип великой матери

Культурный герой

Афоризмы:

· В тот день, когда люди станут сами разъезжать в первом классе, а книги будут возить в товарных вагонах, наступит конец света.

· Секрет спокойной старости – это не что иное, как заключение честного союза с одиночеством.

· Человек умирает не тогда, когда должен, а тогда, когда может.

· Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.

· Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.

· Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.

· Вещи тоже живые. Надо только уметь разбудить в них душу.

· Ошибаться – это человеческое свойство, а свойство сваливать свою вину на другого – человеческое вдвойне.

· Благополучная старость – это умение договориться со своим одиночеством.

· Будь спокоен. Умереть труднее, чем кажется.

· Невозможно в конце концов не стать тем, кем тебя считают другие.

· Главное не в том, что ты не веришь, а в том, что Бог продолжает верить в тебя.

· Ни один безумец не безумен, если вслушаться в его доводы.

· В тот день, когда люди сами станут разъезжать в первом классе, а книги будут возить в товарном вагоне, наступит конец света.

· Правда или вымысел – какая разница? Все станет правдой со временем, любая ерунда.

· Умереть совсем не так легко, как думают

· Не говори мне о политике. Наше дело – продавать рыбок.

 

Литература:

1. Дейнеко, И. Поэтика магического реализма в романе Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» [Электронный ресурс] / И. Дейнеко. – Режим доступа: // http://natapa.msk.ru.

2. Папоров, Ю. Габриель Гарсиа Маркес. Путь к славе / Ю. Папоров. – Санкт-Петербург: Азбука, 2003. – 352 с.

3. Земсков, В.Б. Габриель Гарсиа Маркес. Очерк творчества. Москва: Художественная литература, 1986. – 224 с.

4. Кофман, А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира / А. Ф. Кофман. – Москва: Наследие, ИМЛИ им. А. М. Горького, 1997. – 320 с.

5. Меньшенина, Е. История одной книги. Габриель Гарсия Маркес: «Сто лет одиночества» [Электронный ресурс] / Е. Меньшенина. – Режим доступа: http://www.aif.ru

6. Паранук, К. Н. Особенности мифологизма в романах Г. Маркеса «Сто лет одиночества» и Н. Куека «Вино мертвых» [Электронный ресурс] / К. Н. Паранук. – Режим доступа: http://vestnik.adygnet.ru

7. Можаева, А.Б. Миф в литературе ХХ века: структура и смыслы / А. Б. Можаева // Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. – Москва, 2002. – С. 305-331.

8. Марков, С. Габриель Гарсиа Маркес / С. Марков. – Москва: Молодая гвардия. – 480 с.

9. Мартин, Дж. Габриэль Гарсиа Маркес: Биография / Дж. Мартин. – Москва: Слово, 624 с.

10. Ястребнер, С. Габриель Гарсиа Маркес и его роман «Сто лет одиночества» [Электронный ресурс] / С. Ястребнер. – Режим доступа: http://www.russianscientist.org.

Задание 1:

1. Дайте определение понятия «магический реализм». Проиллюстрируйте основные черты поэтики магического реализма текстом романа «Сто лет одиночества» (заполните таблицу).

Магический реализм «Сто лет одиночества»
Фантастические элементы не объясняются повествователем.  
Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.  
Используются многочисленные детали сенсорного восприятия.  
Часто используются образы-символы.  
Эмоции человека могут быть описаны очень подробно.  
Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Используется приём прием временного коллапса (настоящее повторяет или напоминает прошлое).  
Нарушается принцип детерминизма (меняются местами причина и следствие).  
Содержатся элементы мифопоэтики.  
События представляются с альтернативных точек зрения (с точки зрения повествователя и разных персонажей).  

2. Проанализируйте роман с точки зрения его жанровой полифонии. Заполните таблицу:

Жанровая разновидность Комментарий
Роман-утопия  
Роман-цивилизация  
Роман-миф  
Семейная хроника  

 

3. Прокомментируйте особенности повествовательной манеры (сказка, притча, литературные ассоциации, ирония).

4. Прокомментируйте тематическое своеобразие романа (история, миф, насилие, чудеса, война, религия). Какие реальные исторические события нашли отражение в романе?

Вопросы:

1. Известно, что в процессе работы над романом Маркес называл его «Дом». Как вы думаете, почему в результате он остановился на заглавии «Сто лет одиночества»? Как вы понимаете смысл этого заглавия? (учитывайте финальную фразу «Тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не дано появиться на земле дважды»).

2. Составьте генеалогическое древо семьи Буэндиа (по поколениям). Какие преемственные родовые черты объединяют семью? Какие характерны для отдельных поколений?

3. Охарактеризуйте романный хронотоп. Какие культурные аллюзии участвуют в его реализации? Например: хронотоп Эдема, хронотоп земли обетованной. Продолжите этот ряд.

4. Воплощением каких архетипов мировой культуры являются образы Хосе Аркадио (первого), Мелькиадеса, Урсулы?

5. Можно ли считать образ Мелькиадеса персонификацией авторского «Я»? Почему?

6. Какова функция предметного мира? Прокомментируйте слова Мелькиадеса «вещи – они тоже живые».

7. Какие художественные приемы использованы в романе?

8. Как вы понимаете определение, данное роману американским критиком Уильямом Макферсоном: "Сто лет одиночества" - это настоящие литературные джунгли. Это фантастическое создание магии, метафоры и мифа".

 

Задание 2: Прочитайте стихотворение Виталия Молчанова. Какие смысловые и образные переклички с романом Гарсиа Маркеса вы обнаружили? Прокомментируйте их со ссылками на текст романа.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 483

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...