Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глубинная психология.Психоанализ З.Фрейда.Проблема безсознательного в психологии.Индивидуальная психология А.Адлера.Аналитическая психология К.Г.Юнга.

Выдвинула идею о независимости психики от сознания и. пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Психоанализ Фрейда (1856 -1939): формировался в условиях крушения патриархальных принципов, соперничестве политических сил и поражении либерализма, расцвета национализма в Австрии. Структура личности становится учением о 3 инстанциях- «я», «оно», «Идеал-я». Система психоанализа: 3 сферы психики - сознательное (имеет свойство переживания), предсознательное ( имеет способность сознания}, бессознательное (вытесненная бессознательная психика, на имеет способности проникнуть в сознание). Психическое объясняется из психического путем анализа объективных проявлений бессознательного. Методы: 1) основной - анализа свободно всплывающих ассоциаций; 2) толкования сновидений; 3) анализ ошибочных действий.

Альфред Адлер (1870 -1937) обратил внимание на новый подход Фрейда в лечении неврозов, особенно на его книгу «Толкование сновидений», которую считал величайшим вкладом в понимание человека. Разрыв с Фрейдом произошел на почве теоретических расхождений, т.к. Адлер отрицал сексуальную этиологию неврозов и других феноменов. Стиль жизни отражает уникальность индивида; это понятие здесь приравнивается к «я», к личности. Формирование стиля жизни зависит от семьи, особенно от матери. Социальное чувство выражает связи между людьми в обществе. Оно развивается в 3 жизненных сферах: профессиональной деятельности, социальных контактах с другими людьми, в любви и браке. Условия, способствующие появлению чувства неполноценности в раннем детстве: 1 )наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия; 2)неправильное воспитание, результатом которого являются изнеженные дети; 3)неправильное воспитание, в результате которого появляются бессердечные дети. Укреплению веры в свои силы способствует воспитание в детях упорства, отсутствие насмешек, принуждения (бессмысленного), наказаний и др.

Карл Густав Юнг (1875 -1961) экспериментировал со словесными ассоциациями и обнаружил бессознательные комплексы - психические фрагменты, выделившиеся после психических травм, в центре которых - эмоционально окрашенное содержание. Заинтересовался исследованиями Фрейда. Использовал в своей практике психоанализ, метод контролируемых ассоциаций (модификация ассоциативного эксперимента). Сотрудничает с Фрейдом с 1906 года. Однако в 1912 году критикует Фрейда. Личное бессознательное-поверхностный слой психики, включает все содержания, связанные с индивидуальным опытом; содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное - главная роль; сверхличная бессознательная психика, включает инстинкты, влечения, представляющие в человеке природное существо, и архитипы, в которых проявляется человеческий дух. Это древнейшая психика, включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, наследство от животных и пр. Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности.

 

37.Эго-психология. Нейрофреедизм и его варианты. Концепция человека и личности в глубинной психологии.

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (эгопсихология) — одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда — его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. В версии А. Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я — рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.

Концепция человека и личности в глубинной психологии Глубинная психология является общим названием большого количества разнообразных концепций в психиатрии и психологии. В основе этих концепций находится положение о ведущей роли иррациональных, бессознательных, инстинктивных, аффективно-эмоциональных, интуитивных процессов, а также побуждений, стремлений, мотивов в психической жизни. A. Адлера, фрейдизм, аналитическая концепция К. Г. Юнга, экзистенцинальный анализ Л. Бинсвангера, «гормическая» концепция B. Макдугалла, неофредизм.

З. Фрейд сформулировал главные понятия в глубинной психологии, такие как фиксация, регрессия, вытеснение и др. А. Адлер определял в качестве одного из главных мотивов стремление к самоутверждению. В дальнейшем система, разработанная А. Адлером, стала источником «культурно-социологических» тенденций глубинной психологии. С другой стороны, К. Г. Юнг развернул представление о функциях и структуре бессознательного, включающее и коллективное бессознательное. Идеи глубинной психологии оказали значительное влияние на различные отрасли психологии, а также на медицину. Она повлияла на развитие отрасли медицины, которая рассматривает влияние психологических факторов на соматические заболевания. Патологические состояния психики определяются непросто как заболевания, а как психологические трудности психологические конфликты, которые приняли резко выраженную открытую форму. Отрицая интроспективное воззрение, которое отождествляло психику с ее «явленностью», открытостью сознанию субъекта, глубинная психология заняла определенную позицию, которая несовместима с научно-детерминантным подходом.

Главные, побудительные причины действий человека изучаются в качестве изначально заложенных в его психологическом динамическом аппарате, который является бессознательным по своей сущности +. Л. С. Выготский, исходя из марксистской теории, противопоставил как «поверхностной» психологии, которая изучает различные феномены сознания интроспективным методом, т. е. методом самонаблюдения, так и глубинную психологию «вершинную», исследующую зависимость системы психологических функций (включая волю и аффекты) от исторически изменчивых форм культуры.

 

 

Проблема общественно-истореской обусловленности человеческой психики во французской социологической школе. Концепция двух типов мышления Л.Леви-Брюля. Проблема социальной обусловленности психики в концепции П.Жане

 

В противоположность индивидуализму ассоцианистической психологии Эмиль Дюркгейм выдвинул идею об определяемости высших психических процессов человека обществом. Эта идея развивалась на основе созданной им социологической концепции о природе общества и общественных отношений. В результате Дюркгейм приходит к признанию двух факторов в развитии сознания человека.

Трактуя общество как совокупность коллективных представлений, коллективное сознание, а общение индивидов – как психологическое общение во время коллективных собраний, церемоний, религиозных праздников и обрядов, Дюркгейм рассматривал индивида вне реальных производственных отношений – «скорее как общающееся, чем практически действующее общественное существо» (Леонтьев).

Люсьен Леви-Брюль проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. В практических действиях, например, мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности в области религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эволюционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обществе. Поставленная Леви-Брюлем проблема социальной обусловленности человеческой психики и ее развития в ходе истории явилась важным шагом на пути к пониманию природы человека.

П.Жане В П. п. различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психол. содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутр. психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Осн. клеточкой социальной жизни явл. социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой - вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Разл. психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать "подготавливающей" частью действия (желание), регулятором действия (чувства), "неполным" действием (мышление). Выделяются семь уровней поведения чел. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подражания). К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект. объектов. Шестой уровень поведения - это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практич. Действия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...