Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии выделения отраслей права

НЕТ БИЛЕТОВ 79-82

ДВА БИЛЕТА

Очень кратко

73. Понятие права. Право в системе социальных норм.

 

Право– система общеобязательных, формально определенных социальных норм, устанавливаемых (или санкционируемых) государством, выражающих согласованную волю какого-либо класса (а при определенных условиях и всего общества), обеспечиваемых государственным принуждением и выступающих в качестве регулятора общественных отношений

 

Признаки права

1) Общеобязательность

2) Формализованность (Формальная определенность)

3) Обеспеченность государственным принуждением

4) Справедливость права

 

Функции права

1)Регулятивная

а) Статическая регулятивная - закрепление определенной модели (состояния) общественных отношений (Например: фиксирование правомочий собственника, закрепление основ конституционного строя, установление обязательных условий труда)

б) Динамическая регулятивная – обеспечение активного поведения субъектов через закрепление их обязанностей или прав, реализация которых требует активного поведения ( Например: обязанность воинской службы и т.п.)

2)Охранительная –установление мер юридической защиты общественных отношений в форме применения принуждения в целях обеспечения реализации правовых норм или в применении санкций за нарушение правовых норм

3)Воспитательная – закрепляя определенный набор социальных ценностей и обеспечивая их защиту, право воздействует на волю и сознание субъектов

Социальная ценность права

Социальная роль и ценность права проявляются через названные функции и состоят в том, что право придает общественным отношениям устойчивый стабильный характер, выражая согласованную волю, обеспечивает развитие тех, отношений, в которых заинтересовано общество в целом.

Право определяет меру (масштаб) свободы личности, является выразителем идеи справедливости, состоящей в применении равного масштаба к разным людям, в равенстве всех перед законом.

Кроме того, право является наиболее эффективным регулятором общественных отношений в условиях расслоения общества на различные классы и социальные слои, обладающие разными интересами.

Право в современном мире является важнейшим инструментом межгосударственного общения, цивилизованным средством разрешения конфликтов, возникающих между странами и народами.

74. Система права – отрасли, подотрасли и институты права

Система права –единство, согласованность и внутренняя взаимосвязь норм права, соединенных в правовые институты и отрасли права.

Элементы, образующие уровни права:

1) Первичный – Норма права

2) Вышестоящий – Правовой институт

3) Высший – Отрасль права

 

Правовой институт –обособленная совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных, тесно взаимосвязанных между собой общественных отношений.

Институты права (по отраслям права)

1) В трудовом праве

а) Институт трудового договора

2) В конституционном праве

а) Институт гражданства

б) Институт избирательного права

3) В гражданском праве

а) Институт собственности

б) Институт авторского права

4) В семейном праве

а) Институт брачного контракта

б) Институт алиментных обязательств

5) Комплексные правовые институты

а) Институт юридической ответственности

б) Институт опеки и попечительства

 

Отрасль права – высший уровень системы права, представляющий собой систему правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношении и выражающих единство средств и способов воздействия на эти отношения.

 

Критерии выделения отраслей права

1) Предмет отраслевого регулирования (комплекс однородных общественных отношений, складывающихся в какой-либо сфере жизнедеятельности общества и требующих единообразного правового воздействия (Пример : Имущественные отношения, трудовые))

 

2) Метод отраслевого регулирования (способы и средства правового воздействия на регулируемые отношения)

 

Средства правового воздействия

1) Управомачивание (предоставление прав)

2) Обязывание (возложение обязанности)

3) Запрет (установление запретов на совершения тех или иных действий)

Способы регулирования отношений

1) Императивный ( Нормы права, выражая общеобязательность, воздействуют в повелительном плане, изначально распределяя права и обязанности между субъектами отношений)

 

2) Диспозитивный (Участникам регулируемых отношений предоставлена возможность самостоятельно в определенных пределах устанавливать содержание прав и обязанностей, определять характер взаимоотношений)

 

 

Отрасли российского права

1) Конституционное – система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с устройством гос. власти, определением основ правового положения личности, политико-территориальной организацией государства.

Предмет – наиболее важные фундаментальные отношения, складывающиеся в связи с устройством системы гос. власти в стране, ее , политико-территориальной организацией, определением положения личности в государстве.

Отраслевой метод – императивный

Основные источники – Конституция РФ, Закон и поправке к Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, иные НПА, содержащие конституционно-правовые нормы, а накже нормативные договоры, конституционные обычаи и др.

 

2) Административное – система правовых норм, регулирующих управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления организации деятельности органов гос. управления и местного самоуправления по исполнению законов и подзаконных актов в различных сферах и отраслях российского общества.

Предмет – отношения, складывающиеся в процессе инсполнительно-распорядительной деятельности органов гос. управления, т.к. деятельности по исполнению законов посредством подзаконного регулирования

Метод – императивный

Основные источники – нормы ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

 

3) Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления задач и функций в каждый данный период его развития

Предмет – отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления.

Метод – императивный

Основные источники – Налоговый кодекс РФ

 

4) Уголовное право – система норм, определяющих принципы и основания уголовной ответственности, круг деяний, объявляемых преступными, виды и размеры наказания за них, основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предмет – отношения, складывающиеся в связи с совершением общественно опасных преступных деяний

Метод – императивный

Основные источники – Уголовный кодекс РФ

 

5) Уголовно – процессуальное право – совокупность норм, правил поведения, санкционированных государством и предназначенных для регламентации производства по уголовным делам.

Предмет – отношения, складывающиеся в связи с расследованием, рассмотрением и разрешением уголовных дел

Метод – императивный

Основной источник – УПК РФ

 

6) Уголовно-исполнительное право – система правовых норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Предмет – отношения, складывающиеся в связи с исполнением и отбыванием уголовных наказаний.

Метод – императивный

Основной источник – УПК РФ

 

7) Гражданское право – система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на независимости и имущественной самостоятельности их участников

Метод – диспозитивный

Основные источники – ГК РФ

 

8) Земельное право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными ресурсами, а также с их охраной и рациональным использованием

Метод – императивный

Основные источники – ГК РФ, Земельный кодекс

 

9) Гражданско-процессуальное право – совокупность расположенных в определенной системе процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между судом и участниками процесса при отправления правосудия по гражданским делам.

Метод – императивный.

Основные источники – ГПК РФ

 

10) Трудовое право – система правовых норм, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения

Предмет – общественно-трудовые отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда и связанные с использованием наемного труда.

Метод – преимущественно диспозитивный

Основные источники – Трудовой кодекс РФ

 

11) Право социального обеспечения – система правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению пенсионеров, инвалидов, иных нетрудоспособных лиц, безработных, потерявших кормильца, а также отношения по социальному обслуживанию населения.

Названные отношения образуют предмет данной отрасли.

Метод – социально-алиментарных притязаний, состоящий в том, что государство, выполняя социальную функцию, оказывает социальные услуги, но при этом взимает платежи с граждан и юридических лиц в определенных размерах.

Основные источники – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении»

 

12) Семейное право – система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с заключением и расторжением брака, а также семейные отношения (между супругами, родителями и детьми и родственные отношения)

Метод – диспозитивный

Основные источники – Семейный кодекс РФ

 

13) Экологическое право – система правовых норм, регулирующих экологические отношения в целях предотвращения и устранения вредных последствий эксплуатации природных ресурсов и негативных химических, физических и биологических воздействий на окружающую среду, а также отношения по поводу обеспечения правового режима особо охраняемых природных территорий.

Метод – императивный

 

14) Муниципальное право – комплексная отрасль отечественного права, состоящая из правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в системе местного самоуправления, формы осуществления народом непосредственно и через органы местного самоуправления своей власти для самостоятельного решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, возможность участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных делегированных государственных полномочий, территориальную организацию и структуру местного самоуправления, а также гарантии его осуществления.

Метод – императивный

Основные источники – ФЗ «О муниципальной службе в РФ»

 

15) Предпринимательское право – это комплексная интегрированная отрасль российского права, представляющая собой «совокупность правовых норм, связанных предметным единством, регулирующих на осное использования диалектического взаимодействия частно-правовых и публично-правовых начал отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею»

Предмет – общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности.

Метод – и императивный , и диспозитивный

Основные источники – Налоговый, Бюджетный, земельный кодексы, ГК РФ.

 

16) Международное право – система юридических норм, создаваемых государством, а также отношения с участием международных организаций.

Предмет – межгосударственные отношения.

Метод – диспозитивно-координирующий

Основные источники – устав ООН 1945 г.

 

Подотрасли права

1) В конституционном праве

а) Избирательное право

2) В гражданском праве

а) Коммерческое право

3) В экологическом праве

а) Природоресурсное право

б) Природоохранительное право

Типология отраслей права

1) По выраженному в норме права интересу

а) Публичное право (конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное..)

б) Частное право (гражданское, семейное, трудовое)

2) По содержанию норм

а) Материальные (Закрепляют распределение и принадлежность субъектам права социальных благ, например, форсы собственности, правовой статус гражданина)

б) Процессуальные (Определяют процедуры реализации материальных норм, например, порядок привлечения к юридической ответственности (уголовно-процессуальный)).

3) По соотношению отраслей

а) Профилирующие (Конституционное право, гражданское , уголовное)

б) Специальные (Трудовое, семейное, земельное)

в) Комплексные ( Муниципальное, экологическое)

 

75. Норма права, ее отличительные признаки и структура

Норма права –установленное или санкционированное государством общее правило поведения, регулирующее определенный вид общественных отношений и носящее обязательный характер.

 

Признаки права

1) Поведение общего характера (Норма права определяет не единичный поступок конкретного человека, а модель поведения, аккумулируя в себе типичные черты определенны жизненных ситуаций)

2) Формализованность (Нормы всегда выражены в каких-либо формах права)

3) Устанавливается или санкционируется государством

4) Общеобязательность правовых норм

5) Обеспеченность государственным принуждением

6) Неисчерпаемость правовой нормы (т.е. заложенное в норме правило поведение не прекращает свое действие в связи в его исполнением, а продолжает действовать неопределенное время, вплоть до отмены самой нормы)

7) Предоставительно-обязывающий характер

 

 

Элементы правовой нормы: (входят в структуру правовой нормы)

1) Гипотеза – часть правовой нормы, определяющая условия ее применения и круг адресатов (Пример- часть первая ст.56 Конституции РФ : «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с ФКЗ…»)

2) Диспозиция– часть правовой нормы, содержащая собственно правило поведения общего характера, т.е. права, обязанности или запреты. (Пример - ст.56 Конституции РФ : «…могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока действий»)

3) Санкция – часть правовой нормы, указывающая на меря принуждения, применяемые за несоблюдение данной нормы. (Пример - ст. 207 УК РФ, предусматривающая наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, и др. статьи)

Виды норм права:

1) По отраслям права

а) Конституционно-правовые

б) Административно-правовые

в) Гражданско-правовые

 

2) По степени определенности в гипотезе круга адресатов

а) Общие (Действующие в отношении всех субъектов права)

б) Специальные (Действующие в отношении хотя и широкого, но вполне определенного круга субъектов (молодежь, пенсионеры, инвалиды..))

в) Конкретизированные (Действующие в отношении четко указанных субъектов (Президент РФ, мэр города Москвы и т.п.))

 

3) По способу воздействия на поведение субъектов (по характеру предписаний):

а) Управомачивающие – предоставляющие права ( ст.20 Конституции РФ)

б) Обязывающие – содержащие обязательные к выполнению предписания (ст.58 Конституции РФ)

в) Запрещающие – устанавливающие запрет на совершение каких-либо действий ( часть первая ст. 13 Конституции РФ)

 

4) По степени детализированности правил поведения

а) Императивные – детально и однозначно определяют соответствующий поведенческий акт, не предусматривая возможности отклонения от заложенного в норме правила поведения.

б) Диспозитивные – нормы, содержащие возможные варианты поведения субъектов

 

5) По характеру (или содержанию) санкций

а) Нормы с восстановительными санкциями т.е. такими, которые направлены на восстановление прежнего правопорядка (возврат вещи)

б) Нормы со штрафными (т.е. карательными) санкциями (уплата штрафа, конфискация имущества)

6) По степени определенности санкций

а) С абсолютно определенной санкцией (когда санкция детально определяет вид и размер наказания)

б) С относительно определенной санкцией (когда определены верхний или нижний предел наказания либо то и другое)

 

7) По способу закрепления в НПА

а) Простой способ (Норма полностью закрепляется в одной статье НПА, т.к. в этой статье содержатся и гипотеза и диспозиция и санкция.

б) Сложный способ (В одной статье закрепляется или гипотеза и диспозиция, или диспозиция и санкция, или только диспозиция)

i) Отсылочные нормы (те, которые отсылают к другим статьям того же акта

ii) Бланкетные (которые отсылают к другим актам)

76. Источники (формы) права: понятие и виды

Источники (формы) права –способы закрепления и выражения правовых норм, посредством которых право приобретает общеобязательный характер

 

Виды источников (форм) права:

1)НПА (Нормативный правовой акт) – юридический документ, издаваемый органом государственной (публичной) власти в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения (нормы права), а также вводящий в действие, изменяющий или отменяющий правовые нормы

I ) По юридической силе:

а) Законы, имеющие высшую юридическую силу (Конституция)

б) Подзаконные акты (Указы главы государства, постановления правительства)

II ) По отраслям права:

а) Конституционные

б) Административные

в) Финансовые и т.п.

III) В федеративных государствах:

а) Федеральные акты

б) Акты субъектов Федерации

IV) По территории действия:

а) Общегосударственные

б) Региональные

в) Местные

V) По субъектам принимающим акты

а) Акты главы государства

б) Акты парламента

в) Акты правительства

г) Акты иных органов власти

 

2)Юридический прецедент – решение суда или иного компетентного органа по конкретному делу, являющееся образцом (моделью) для принятия в последующем этим же или другим органами решений по аналогичным делам.

3)Правовой обычай – правило поведения, сложившееся в результате его многократного и длительного применения, признаваемое и защищаемое государством как общеобязательное.

4)Религиозные каноны – морально-этические установки, регулирующие поведение верующих, закрепленные в религиозных источниках и признаваемые государством в качестве общеобязательных.

5)Нормативный договор – это двух- или многостороннее соглашение, выражающее волю его участников и содержащее общеобязательные предписания.

6)Правовая доктрина – выводы и умозаключения юристов (ученых или практиков), сформулированные в процессе изучения правовой действительности и лежащие в основе принятия решений органами гос. власти и их должностными лицами

7)Общеправовые дисциплины – правила, сложившиеся в международно-правовой практике, не получившие отражение в нормативных документах, но признаваемые и применяемые субъектами международного права.

 

77. Понятие правоотношения и его структура

Правоотношение –реальное общественное отношение, урегулированное нормой права и состоящее во взаимной связи субъективных и юридических (субъективных) обязанностей его участников

78. Правонарушение: признаки, виды, юридический состав

Правонарушение – совершенное деликтоспособным лицом деяние, посягающее на охраняемые правом интересы и влекущее применение мер юридической ответственности.

Еще один признак – наказуемость

 

 

 

 

Юридический состав правонарушения — это система признаков противоправного поведения, необходимая для его юридической квалификации в качестве правонарушения.

 

Составными элементами (частями) юридического состава правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.

 

Несменяемость судей

В соответствии со ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

6) Коллегиальность.

Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде.

7) Состязательность и равноправие сторон. Статья 123 Конституции РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд обязан сохранять объективность и беспристрастность, а стороны обладают равными правами. Все равны перед законом и судьей независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

8) Гласность судебного разбирательства. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

9) Презумпция невиновности – основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

10) Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Этот принцип отражен в ст. 50 Конституции РФ. Его расшифровывает Уголовно-процессуальный кодекс РФ: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению (либо постановление суда о прекращении дела).

11) Право на пользование квалифицированной юридической помощью.Каждый задержанный, заключенный под стражу, об­виняемый в совершении преступления, имеет право пользовать­ся помощью адвоката3 (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвине­ния.

 

Порядок формирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

 

Внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов (депутатов) Совета Федерации.

Верховный Суд

 

Порядок формирования:

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховно­го Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда и народ­ные заседатели. По Закону о статусе судей срок полномочий профессиональных судей не ограничивается. Срок полномочий народных заседателей — 5 лет.

 

Полномочия:

Верховный Суд РФ - высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции по всем подведомственным данной системе судов гражданским, уголовным и административным делам, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

 

• рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;
• проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;
• дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

• обладает правом законодательной инициативы

 

Высший арбитражный суд

Порядок формирования

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ; они должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж по юридической профессии не менее 10 лет.

 

Полномочия

В соответствии со ст. 9 ФКЗ “Об арбитражных судах в РФ» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Рассматривают экономические споры и возглавляют споры в сфере управления.

 

Мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С юридической точки зрения мажоритарную избирательную систему отличает универсальность применения, позволяющая использовать ее для выборов как коллегиальных органов, так и отдельных должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов при этой избирательной системе наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, гак и политические партии (избирательные объединения). При образовании вакантных мандатов, обусловленном в числе прочего досрочным прекращением полномочий депутатов (выборных должностных лиц), обязательным является проведение новых (дополнительных, досрочных или повторных) выборов.

 

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Для победы во втором туре при использовании такой системы достаточно набрать относительное большинство голосов. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований. В принципе нельзя исключать ее использование и на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, однако действующему избирательному законодательству такие случаи неизвестны.

Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей.

 

Плюсы мажоритарной системы:

1) способствует возникновению между депутатами и избират. прочных непосредственных связей, прямая ответственность избранного лица перед населением.

2) укрепляя позиции наиболее сильного полит. течения, способствует устойчивой расстановке сил в законодательных органах.

3) Могут участвовать независимые кандидаты.

 

Минусы мажоритарной системы:

1) Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах.

2) Может искажаться реальная картина соотношения сил в политич. структуре общества.

3) Имеет место частая нерезультативность выборов, которая приводит к повторному или альтернативному голосованию.

4) Практически исключает возможность победы мелких партий.

 

Пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.

 

Для пропорциональной избирательной системы характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер, т. е. набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов.

 

Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.

 

В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий.

 

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

 

Плюсы пропорциональной системы:

 

1) Представляет широкий спектр партий, тем самым отражая волю меньшинства.

2) Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий.

3) Демонстрирует объективную ситуацию расстановки сил партий и организаций.

4) Результаты голосования в парламенте по отдельным вопросам становятся более предсказуемыми.

 

Минусы пропорциональной системы:

 

1) Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему неизвестны.

2) Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.

3) Избранные по партийным спискам депутаты ответственны не столько перед избирателями, сколько перед самой партией.

4) Кандидатов могут выдвигать только политические партии.

5) Депутат может переложить ответственность за те или иные решения на позицию партии.

 

Смешанная система.

 

Смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов.

 

Плюсы смешанной системы:

1) Формируется действительно представительный парламент.

2) Имеет место обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий.

 

Минусы смешанной системы:

1) Благоприятна в большей степени для столичных партий, нежели для местных политических объединений и независимых кандидатов.

2) Партии не отражают интересов своих избирателей в полном объеме.

 

Институты гражданского права

В основе системы гражданского права лежат реальные общественные отношения, на основании которых мы можем выделить ряд характерных институтов гражданского права:

● институт права собственности и других вещных прав

●институт обязательственного права

● институт личных неимущественных прав

● институт интеллектуальной собственности

● институт наследственного права

 

К общественным отношениям, регулируемым гражданским правом, относятся, прежде всего, товарно-денежные (купля-продажа, поставка, перевозка, аренда и пр.) и иные имущественные отношения в связи с переходом прав на имущество (дарение, безвозмездное пользование и пр.), отношения в области интеллектуальной собственности, личные неимущественные отношения (например, отношения, возникающие по поводу таких нематериальных благ как имя, честь, достоинство, деловая репутация).

 

Субъекты гражданского права - это носители (обладатели) гражданских прав и обязанностей. Субъектом гражданского права может быть т

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...