Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и условия функционирования фирмы. Альтернативные теории фирмы

Цели деятельности фирмы могут быть экономическими и неэкономическими:

Ø максимальная отдача на инвестированный капитал;

Ø максимизация нормы и массы валовой или чистой прибыли;

Ø максимизация чистой прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию (максимизация благосостояния акционеров);

Ø увеличение собственной доли на рынке (определяемой как отношение объема продаж продукции данной фирмы к общему объему продаж аналогичных товаров всех предприятий, действующих на этом рынке);

Ø отказ от неэффективных видов производства или продукции;

Ø сохранение семейной или клановой практики управления;

Ø сохранение численности персонала;

Ø рост стоимости фирмы (стоимости бизнеса);

Ø повышение эффективности работы административно-управленческого аппарата фирмы как за счет повышения уровня квалификации, так и усиления его мотивации и др.

Взаимная увязка целей осуществляется с помощью составляемого «дерева» целей.

«Дерево» целей представляет собой связанный граф, вершины которого интерпретируются как цели, а ребра или дуги — как связи между ними. Это главный инструмент увязки целей верхнего уровня с конкретными средствами их достижения на более низком уровне. «Дерево» — это связанный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи целей и подцелей.

Представление целей начинается с верхнего уровня, дальше они последовательно разукрупняются. Основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, т. е. так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.

Одной из главных целей функционирования фирмы является экономическая цель.

Экономическая цель функционированияфирмы — создание пользующихся спросом материальных благ из ресурсов, необходимых для производства продукции. При этом ресурсы должны использоваться наиболее эффективно вследствие их ограниченности и достаточно высокой стоимости. Эта цель может быть реализована в соответствии с тремя моделями.

Степень достижения перечисленных выше экономических целей и будет характеризовать определенным образом эффективность производства. При этом предполагается, что продукция непременно найдет спрос на внутреннем или внешнем целевом рынке.

Стратегические цели — это основные направления деятельности фирмы, ведущие к выполнению ее миссии. На практике их может быть от двух до десяти в зависимости от размера фирмы, объема имеющихся у нее необходимых ресурсов, качества менеджмента. Эти цели могут быль глобальными (общими) и локальными (частными).

Если же в качестве цели ставится прибыль, то необходимо указать конкретные сроки и планируемые объемы ее получения. Нужно определить, что важнее: получить большую прибыль немедленно или в перспективе? То же самое относится и к цели, предусматривающей завоевание определенной доли целевого рынка. Известно, что чем выше доля, занимаемая фирмой на целевом товарном рынке, тем выше норма получаемой ею прибыли.

Альтернативные теории денег

Недостатки «классической» теории фирмы, ее предельно абстрактный характер неоднократно вызывали критические замечания и оо стороны буржуазных экономистов. В частности, в теории предполагается, что предприниматели оперируют в своей практической деятельности такими величинами, о которых, как выяснилось в результате их массового опроса, они не имеют ни малейшего представления. Это относится ко всем тщательно вырисовываемым графикам предельной производительности факторов, предельных издержек производства и т. п. Нереалистичность модели равновесия фирмы признают и многие экономисты, разрабатывающие организационные и управленческие теории фирмы, например Р. Сайерт и Дж. Марч в своей работе «Поведенческая теория фирмы»

Современные новейшие теории управления, в том числе «поведенческая» теория фирмы, рассматривают фирму как сложную организацию, состоящую из отдельных звеньев, каждое из которых имеет свою сферу деятельности и стремится достичь определенных результатов в области собственной компетенции. При этом происходит согласование отдельных участков деятельности: объема производства с уровнем запасов продукции, с намеченными и фактически достигнутыми позициями на рынке, уровнем продажи товара и т. п.

 

В целом «поведенческая» теория фирмы есть применение метода «проб и ошибок» к планированию внутрифирменной деятельности с учетом ограничений, накладываемых внешней средой. Каждая фирма относительно будущих условий реализации находится в условиях неопределенности: неизвестны будущие цены, емкость рынка, стратегии конкурентов. Эта неопределенность учитывается при определении будущего поведения и принятии решений на перспективу таким образом, чтобы свести ее влияние в известном смысле к минимуму. Во-первых, достаточно детализированные решения, как правило, принимаются на короткий период времени. Общее поведение фирмы в динамике складывается из последовательного осуществления краткосрочных целей и их пересмотра в случае неудачи в достижении этих целей или появления дополнительной информации. Во-вторых, фирма стремится сузить область неопределенности путем заключения долгосрочных контрактов, договоров с конкурентами о разделе рынка и т. п.

«Поведенческая» теория фирмы с общетеоретической точки зрения не представляет собой, таким образом, ничего нового. Все принципы, на которых она построена: метод «проб и ошибок», непрерывность процесса производства, последовательная ликвидация «узких мест», непрерывный пересмотр целей и методов их достижения — хорошо известны любому хозяйственному администратору. Но именно этим она отличается от буржуазно-апологетически

МЕНЕДЖЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ

(managerial theories of the firm) Теория, согласно которой поведение фирм необходимо объяснять с точки зрения мотивации менеджеров. Подобные теории альтернативны теории максимизации прибыли (profit maximization), применяющейся для объяснения способов управления фирм. О максимизации прибыли имеет смысл говорить, если соблюдается условие полноты информации и если речь идет о том, что фирма управляется в интересах ее акционеров. Это объяснение вызывает два основных возражения – с точки зрения условий полноты информации и с точки зрения мотивации. Что касается информации, то теории разумной достаточности (satisf?cing theories) утверждают, что фирмы не располагают информацией, необходимой для максимизации прибыли: реально практика управления строится на основе правил или привычек, до тех пор пока результаты удовлетворительны, а если существующие правила дают плохие результаты, то с целью поиска лучших правил используется метод проб и ошибок. Что же касается мотивации, то решения принимаются директорами, которые заинтересованы в максимизации своего собственного благосостояния, до тех пор, пока акционеры будут позволять это. Это типичный случай проблемы принципал – агент (principal – agent problem). Интересы высшего руководства заключаются в росте фирмы, в большей оплате и прочих доходах, а также в минимизации собственных усилий; интересы акционеров реально выступают в качестве ограничения подобных интересов менеджеров. Власть директората могут сдерживать два обстоятельства: сосредоточение акций в одних руках, что встречается довольно редко, и угроза поглощения (takeovers) со стороны конкурирующих групп менеджеров, предлагающих акционерам лучшее ведение дел. Эффективность такой меры достаточно спорна.

Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная, в ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой личный статус и жалованье. Владельцы предприятия стремятся к увеличению его активов, преследуя цели личного обогащения. Менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме.

Существуют два пути роста:

Внутренние источники роста:
- нераспределенная прибыль, которая возвращается в производство;
- выпуск акций.

Внешние источники роста:
- заемные средства, взятые у банка;
- слияние, т.е. объединение двух и более компаний;
- поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.

Слияния и поглощение осуществляются путем горизонтальной (приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.), вертикальной интеграции (объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху) и диверсификации (объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны).

Теория множественности целей главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...