Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.Основная цель проверки — установить правильность ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги. В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен: — проверить правильность — своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности; — оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий. При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками используются такие приемы для сбора аудиторских доказательств, как экономико-правовая экспертиза договоров на поставку продукции, оказание услуг, выполнение работ, проведение инвентаризации финансовых обязательств, проверка документов, полученных экономическим субъектом от третьих лиц, приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы. Аудитор, как правило, выборочно проверяет расчетные операции с поставщиками по данным учетных регистров по счету 60 и расчетно-платежные документы. В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с которыми осуществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выясняются дата проведения и характер операции, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС. Особое внимание уделяется операциям с использованием векселей, отражение которых в учете часто производится с ошибками. Аудитор проверяет расчеты по претензиям Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете выданных авансов, отражаемых на счете 60 «Авансы выданные». Типичные ошибки: — отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление; — уничтожение подлинных документов; — неправильное оформление и предъявление претензий по договорам; — отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности; — несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия; — неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков; — несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности; — необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями и т.д.); — отсутствие аналитического учета по поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выданным и т.п.; — несвоевременное предъявление претензий поставщикам и др. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками Основная цель проверки— установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи: — проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности; — подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности; — оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий. В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 устанавливаются достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги). Аудитор должен проверить правильность отражения в учете сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается ли данная задолженность на забалансовом счете 007 в течение 5 лет с момента ее списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьшена налогооблагаемая прибыль предприятия. Типичные ошибки: — отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление; — неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и т.д.; — некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета; — недостоверность аналитического учета; — формальное проведение инвентаризации расчетов.
Аудит кредитных операций Основным нормативным документов, регулирующим бухгалтерский учет процентов по кредитам и займам, является ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Цель аудиторской проверки учета кредитов и займов - получить доказательства достоверности показателей отчетности, отражающих задолженность организации по полученным заемным средствам. Для достижения цели аудиторской проверки учета кредитов и займов необходимо проверить: • реальность и документированность кредитов и займов; • обоснованность получения кредитов и займов (источники получения заемных средств); • целевое использование заемных средств, полноту и своевременность их погашения (на какие цели использованы заемные средства, как погашается задолженность по кредитам и займам, наличие просроченных задолженностей); • оценку остатков по непогашенным кредитам и займам и уплату процентов по ним (учет процентов по кредитам, участие процентов в оценке имущества и в формировании финансовых результатов); • ведение синтетического и аналитического учета операций по кредитам и займам (применение счетов учета кредитов и займов, отражение операций получения и погашения заемных средств, соблюдение принципов формирования финансовых результатов) . Для получения аудиторских доказательств используются различные приемы (проверка документов, прослеживание операций, аналитические процедуры в целях определения соотношения заемных и собственных средств) и источники получения информации. Информационной базой для проверки кредитов и займов являются: нормативные документы, регулирующие вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними; договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам; бухгалтерская отчетность и регистры синтетического и аналитического учета по отражению указанных операций в учете. Для проведения эффективной проверки операций предприятия по получению и использованию кредитов, займов и средств целевого финансирования аудитору необходимо в самом начале четко определить процедуры контроля, последовательность их выполнения и источники необходимых сведений При проверке аудитор выясняет, имеются ли в наличии кредитные договоры, отвечают ли они нормам Гражданского кодекса (ГК РФ). В соответствии с ГК РФ кредитные договоры могут заключаться только с банком или иной кредитной организацией, которая имеет соответствующую лицензию на такие операции. Все операции, связанные с выдачей и погашением кредитов регулируются правилам и банков и кредитными договорами между предприятием-заемщиком и банком на договорной основе. Анализируя договоры, аудитор устанавливает, предусматриваются ли в них: • цель кредитования; • сроки кредита; • порядок и условия выдачи и погашения кредита; • формы обеспечения обязательств; • процентные ставки, порядок и сроки уплаты процентов; • обязательства, права и ответственность сторон по выдаче погашению кредита; • перечень документов и периодичность их представления банк: • другие условия. Аудитор уточняет, используются ли кредиты и займы по целевому назначению или нет, как погашались задолженности по кредитам (в виде денежных средств, путем передачи векселя, взаимозачетом). Полноту и своевременность погашения кредитов аудитор проверяет по выпискам банка. Методика проведения аудита операций по займам в основном не отличается от проверок операций по кредитам. Аудитор должен убедиться в правильности составления и заключения договора займа. Для организации отсутствие договора в письменной форме может иметь негативные последствия (например, при возникновении споров по вопросам размера процентов за пользование займом, порядка и сроков возврата займа; даже при отсутствии разногласий между сторонами налоговые органы предъявляют претензии, связанные с отсутствием договора как документа, подтверждающего факт совершения операций по договору займа). Аудитор должен проверить, в каком периоде, в какой сумме, на каких счетах отражались или за счет каких источников покрывались суммы процентов за пользование кредитами. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |