Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Основная цель проверкиустановить правильность ведения учета расче­тов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги.

В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен:

— проверить правильность

— своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

— оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками используются такие приемы для сбора аудиторских доказательств, как экономико-правовая экспертиза договоров на поставку продукции, оказание услуг, выполнение работ, проведение инвентаризации финансовых обязательств, проверка документов, полученных эко­номическим субъектом от третьих лиц, приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должно­стных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.

Аудитор, как правило, выборочно проверяет расчетные операции с поставщика­ми по данным учетных регистров по счету 60 и расчетно-платежные документы. В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с которыми осу­ществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выясняются дата проведения и характер операции, правиль­ность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходова­ния, обоснованность выделения «входного» НДС.

Особое внимание уделяется операциям с использованием векселей, отражение которых в учете часто производится с ошибками.

Аудитор проверяет расчеты по претензиям

Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете выданных авансов, отражаемых на счете 60 «Авансы выданные».

Типичные ошибки:

— отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;

— уничтожение подлинных документов;

— неправильное оформление и предъявление претензий по договорам;

— отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и креди­торской задолженности;

— несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

— неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выде­ленных в счетах поставщиков;

— несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давно­сти;

— необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственны­ми векселями и т.д.);

— отсутствие аналитического учета по поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выдан­ным и т.п.;

— несвоевременное предъявление претензий поставщикам и др.

Проверка расчетов с покупателями и заказчиками

Основная цель проверкиустановить правильность ведения учета расче­тов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть реше­ны следующие задачи:

— проверка правильности оформления первичных документов по реализации про­дукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснован­ности возникновения дебиторской задолженности;

— подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на сче­тах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

— оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления догово­ров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным пер­вичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 устанавливаются достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

Аудитор должен проверить правильность отражения в учете сумм неистребо­ванной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактиче­ского получения ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна спи­сываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается ли данная задолженность на забалансовом счете 007 в течение 5 лет с момента ее списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьше­на налогооблагаемая прибыль предприятия.

Типичные ошибки:

— отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;

— неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и т.д.;

— некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

— недостоверность аналитического учета;

— формальное проведение инвентаризации расчетов.

 

Аудит кредитных операций

Основным нормативным документов, регулирующим бухгалтерский учет процентов по кредитам и займам, является ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Цель аудиторской проверки учета кредитов и займов - получить доказательства достоверности показателей отчетности, отражающих задолженность организации по полученным заемным средствам.

Для достижения цели аудиторской проверки учета кредитов и займов необходимо проверить:

• реальность и документированность кредитов и займов;

• обоснованность получения кредитов и займов (источники получения заемных средств);

• целевое использование заемных средств, полноту и своевременность их погашения (на какие цели использованы заемные средства, как погашается задолженность по кредитам и займам, наличие просроченных задолженностей);

• оценку остатков по непогашенным кредитам и займам и уплату процентов по ним (учет процентов по кредитам, участие процентов в оценке имущества и в формировании финансовых результатов);

• ведение синтетического и аналитического учета операций по кредитам и займам (применение счетов учета кредитов и займов, отражение операций получения и погашения заемных средств, соблюдение принципов формирования финансовых результатов) .

Для получения аудиторских доказательств используются различные приемы (проверка документов, прослеживание операций, аналитические процедуры в целях определения соотношения заемных и собственных средств) и источники получения информации.

Информационной базой для проверки кредитов и займов являются: нормативные документы, регулирующие вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними; договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам; бухгалтерская отчетность и регистры синтетического и аналитического учета по отражению указанных операций в учете.

Для проведения эффективной проверки операций предприятия по получению и использованию кредитов, займов и средств целевого финансирования аудитору необходимо в самом начале четко определить процедуры контроля, последовательность их выполнения и источники необходимых сведений

При проверке аудитор выясняет, имеются ли в наличии кредитные договоры, отвечают ли они нормам Гражданского кодекса (ГК РФ). В соответствии с ГК РФ кредитные договоры могут заключаться только с банком или иной кредитной организацией, которая имеет соответствующую лицензию на такие операции.

Все операции, связанные с выдачей и погашением кредитов регулируются правилам и банков и кредитными договорами между предприятием-заемщиком и банком на договорной основе. Анализируя договоры, аудитор устанавливает, предусматриваются ли в них:

• цель кредитования;

• сроки кредита;

• порядок и условия выдачи и погашения кредита;

• формы обеспечения обязательств;

• процентные ставки, порядок и сроки уплаты процентов;

• обязательства, права и ответственность сторон по выдаче погашению кредита;

• перечень документов и периодичность их представления банк:

• другие условия.

Аудитор уточняет, используются ли кредиты и займы по целевому назначению или нет, как погашались задолженности по кредитам (в виде денежных средств, путем передачи векселя, взаимозачетом). Полноту и своевременность погашения кредитов аудитор проверяет по выпискам банка.

Методика проведения аудита операций по займам в основном не отличается от проверок операций по кредитам. Аудитор должен убедиться в правильности составления и заключения договора займа. Для организации отсутствие договора в письменной форме может иметь негативные последствия (например, при возникновении споров по вопросам размера процентов за пользование займом, порядка и сроков возврата займа; даже при отсутствии разногласий между сторонами налоговые органы предъявляют претензии, связанные с отсутствием договора как документа, подтверждающего факт совершения операций по договору займа).

Аудитор должен проверить, в каком периоде, в какой сумме, на каких счетах отражались или за счет каких источников покрывались суммы процентов за пользование кредитами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...