Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии?Часть I Тематический блок № 1 Философия и ее роль в жизни общества Вопросы для самопроверки (Первый уровень усвоения материала) 1. Что такое «философия»? Каким образом проходил процесс становления философского знания? 2. Каковы цель и предназначение философии? 3. Что является предметом философского исследования? 4. В чем сходство и отличие материалистической и идеалистической философии? 5. Что входит в структуру философии? 6. Каков круг вопросов онтологии? 7. Какова главная проблема гносеологии? 8. В чем сходство и различие эмпирического и рационального методов познания? 9. Назовите стадии эволюции философского мировоззрения. 10. В чем отличие философских методов познания от общенаучных методов? 11. Охарактеризуйте основные этапы генезиса философии.
Глоссарий
Решите проблемные задачи (Третий уровень усвоения материала) 1. «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике… Подобно тому как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец». Каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии? 2. Древнеримский философ Тит Лукреций Кар считал, что человеку требуется философия, чтобы дать основу спокойного существования, чтобы противостоять страху смерти и страху перед богами. Докажите или опровергните его точку зрения. Глоссарий
Вопросы для самопроверки (Первый уровень усвоения материала) 1. Чем объясняется деление индийской философии на периоды? 2. Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности? 3. Назовите основные заповеди буддизма. 4. Какие общие проблемы рассматриваются философией Востока и Запада? 5. Определите особенности философии Востока. 6. Какой смысл вкладывался древнекитайскими мыслителями в понятия «Инь» и «Ян»? 7. Что понимают под древнекитайской категорией «Дао»? 8. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций? 9. Назовите этапы развития античной философии и кратко охарактеризуйте их. 10. Назовите основные философские школы периода эллинизма. Дайте краткую характеристику основных идей представителей философской мысли этого периода. Обобщение по проблеме тематического блока № 2: «Зарождение философской мысли». В первом вопросе тематического блока № 2 «Основные идеи истории мировой философии» Вы изучили становление и развитие философии в Древнем мире. В пособии освещается не только зарождение философской мысли в античном мире, но характеризуется подобный процесс и в странах Древнего Востока. Вы познакомились с общими закономерностями развития и различиями в философской проблематике Востока и Запада. Вы узнали особенности философских школ и течений Древней Индии и Китая, античного мира, их главные положения, принципы и особенности. Очевидно, Вы обратили внимание, что истоки многих философских течений находятся уже в древней философии, а этические школы античной философии периода эллинизма послужили основой для средневековой философии. Вы усвоили терминологию и персоналии данной проблемы. А теперь все это повторим для того, чтобы иметь возможность использовать полученные и закрепленные знания на семинарском занятии. Глоссарий Глоссарий
Тема: Немецкая классическая и постклассическая философия. Русская философия Вопросы для самопроверки (Первый уровень усвоения материала) 1. Назвать исторические рамки и основные черты немецкой классической философии. 2. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов? 3. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем? 4. Назовите основные философские течения постклассической европейской философии и их представителей. 5. В чем суть марксистской философии и каково ее отношение к гегелевской философии и ее методу? 6. Раскрыть суть философии экзистенциализма. 7. Что объединяет представителей «философии жизни»? Назовите их, кратко охарактеризуйте их основные идеи. 8. Кант считал, что совесть это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на девять десятых – результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает природу человека? Решите задачи по теме семинара: (третий уровень усвоения материала) 1. Ф. М. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить зло в мире. Разрешим ли этот парадокс? 2. С точки зрения Л. Н. Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он снова Вас ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя – несмотря ни на что отказаться от насилия? 3. Как писал русский мыслитель XIX в. К. Леонтьев, для того, чтобы появились Пушкин, Суворов и Кутузов, чтобы возникла мощная русская культура и сильное государство, - миллионы русских людей должны были столетиями жить в тяжелых, невыносимых условиях. И очень многие страны Европы добивались своего процветания ценой огромных усилий и потерь. Думаете это единственно возможный путь? 4. Как отмечал Н. А. Бердяев, в оценке петровских реформ ошибались и славянофилы, и западники. Славянофилы не поняли неизбежности реформ, без которых России недостало бы сил выполнить свою миссию в мире, не хотели признать, что лишь после Петра стали возможны в России мысль и слово, философия и великая литература. Западники не поняли своеобразия России, не хотели замечать болезненности реформ Петра. Как западники, так и славянофилы любили свободу и одинаково не видели ее в окружающей действительности. Славянофилы, в отличие от западников, считали, что золотой век России далеко позади, абсолютизировали патриархальное управление, сельскую общину и стремились возродить в настоящем черты этого славного прошлого. Глоссарий
Тестовые задания по тематическому блоку № 3 (Первый уровень усвоения) В заданиях может быть несколько правильных ответов 1. Коэволюция – это: А) учение об архетипах; Б) совместное развитие человека и природы; В) учение о конце света; Г) философия о ценностях. 2. Свобода – это: А) возможность человека делать то, что он захочет; Б) умение действовать на основе импульса; В) умение подчинять все своей воле; Г) осознанная необходимость. 3. Каково, по Вашему мнению, правильное понимание сущности человека: А) сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека; Б) сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений; В) сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности; Г) сущность человека зависит от божественной благодати. 4. Философская антропология – это: А) философское направление, занимающееся проблемами природы (сущности) человека; Б) теория антропогенеза; В) антропоморфизм; Г) философское направление, изучающее бытие. 5. Человек с точки зрения философии – это: А) субъект культуры; Б) продукт обстоятельств; В) образ и подобие Бога; Г) уникальное творение Вселенной. 6. Теория, объясняющая происхождение человека как биологического вида, называется: А) коэволюцией; Б) антропогенезом; В) социализацией; Г) эвдемонизмом. 7. Пьер Тейяр де Шарден – автор теории: А) самоорганизации; Б) вселенской эволюции; В) биологической эволюции; Г) нравственного самосовершенствования. 8. Идея происхождения человека от животных в ходе биологической эволюции обоснована: А) Дарвином; Б) Плеснером; В) Фрейдом; Г) Юнгом. 9. Учение о коллективном бессознательном разработано: А) Марксом; Б) Платоном; В) Шарденом; Г) Юнгом. 10. Качества, отличающие человека от животного: А) речь; Б) мышление; В) физиологические процессы; Г) мозг.
Часть II Вопросы для самопроверки (Первый уровень усвоения материала) 1. В чем отличие понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»? Какое понятие их объединяет? 2. Каким образом общество воздействует на личность? 3. Какое определение общества дается в социальной философии? 4. В чем суть философского подхода к изучению общества? 5. Назовите основные проблемы философии истории. Какие подходы во взглядах на исторический процесс Вам кажутся более убедительными? 6. Назовите формы общественного сознания и дайте им краткую характеристику. 7. Чем различаются обыденное и теоретическое сознание? 8. Назовите характерные черты массового сознания («психологии толпы»). 9. Какие факторы влияют на формирование и развитие общественного сознания?
Глоссарий
Занятия 1. Как Вы считаете, какое общество лучше – такое, где царят суровые, безжалостные к человеку законы, но зато есть порядок и гарантированный минимум благ; или общество с мягким, либеральным законодательством, но зато там Вы идете на постоянный риск: риск разориться, риск не найти работу, - и должны сами отвечать за себя и полагаться только на собственные силы?
2. К управлению государством, согласно Платону, следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Имеет ли эта идея Платона, на Ваш взгляд, отношение к теме нашего семинара? Почему?
3. Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным совершенствованием людей. Объясните, почему?
4. Сила государства, согласно мнению Ф. Ратцеля, во многом зависит от его территории и географического положения. А может ли это обстоятельство влиять на свободу и ответственность людей, на Ваш взгляд? Свою точку зрения обоснуйте с опорой на особенности нашей страны. 5. Какие выводы можно сделать из нижеприведенных данных в соответствии с темой семинара: «Специалисты считают, что здоровье человека на 91% зависит от него самого, и, прежде всего от его образа жизни, а на 9% - от медицины». «В России 70% валюты поступает от продажи полезных ископаемых». «В США нет учреждений, напоминающих наши «Дом ребенка» или сиротские дома. Там не бросают детей по причине бедности родителей или физических недостатков ребенка».
6. Проанализируйте следующий афоризм с опорой на тему семинара: «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий». 7.Определите,в каком возрасте – детском, юношеско-подростковом, зрелом или пожилом – у человека появляются: - склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности; - подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности; - непризнание всех и всяких авторитетов; - борьба за абсолютную свободу.
8. Известны случаи раннего взросления детей, особенно если их жизнь была трудна: в детстве лишились родителей, или родители – алкоголики, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Можете ли Вы предположить условия, степень их свободы и ответственности? Влияли ли они, на Ваш взгляд, на раннее взросление детей? Вопросы для самопроверки (Первый уровень усвоения материала)
1. Почему культура существует во множестве вариантов. Приведите собственные примеры, которые свидетельствуют о том, что культуры отличаются друг от друга. 2. Как Вы понимаете определение «Культура – это вторая природа»? Какие признаки культуры названы в тексте пособия? 3. Назовите типы и виды культур. Дайте им краткую характеристику. Что такое массовая культура? 4. Назовите функции культуры. 5. Что такое цивилизация? Чем различаются цивилизация и культура? Вспомните, какие теории цивилизации излагались в пособии и кому они принадлежат? 6. Укажите особенности цивилизации России. 7. Что представляет собой глобализация?
Упражнения для самопроверки (Второй уровень усвоения материала)
1. Сгруппируйте по формам культуры: Направление культуры Виды деятельности 1) элитная А) создается профессионалами для профессионалов; 2) массовая Б) устное творчество – былины, плачи, сказания; 3) народная В) рассчитана на массовое потребление и непритязательные вкусы; Г) искусство ради искусства; Д) отражает массовые интересы и ценности; Е) создается анонимными авторами из народа; Ж) комиксы, реклама, сленг, цирк, эстрада; З) ритуал, обряд, обычай. 2. Восстановите логическую цепочку стадий развития по А. Тойнби: 1) рост; 2) зарождение; 3) надлом; 4) дезинтеграция, смерть. 3. Установите соответствие между чертами западной и восточной цивилизации: А. Восточная В. Западная … … 1) идеалы свободы, равенства, терпимости; 2) разделение мира на природу и общество; 3) индивидуализм; 4) созерцательность, безмятежность, мистицизм; 5) единство с природой; 6) рациональность; 7) приверженность семье, роду, общине; 8) динамизм; 9) правовое государство; 10) высшая ценность – опыт предков; 11) урбанизация; 12) развитие технологий; 13) жесткая централизация власти.
2. Сгруппируйте понятия и их определения: 1) бинарность; А) малые культурные миры; 2) доминирующая культура; Б) продукты человеческой деятельности; 3) цивилизация; В) противоречивость, двойственность; 4) артефакт; Г) целостность мира; 5) глобализация; Д) общенациональная; 6) субкультура; Е) высшая стадия развития культуры.
Тема: Человек и религия Схема 105 Название
Название Глоссарий По тематическому блоку № 4
Тестирование по тематическому блоку (Первый уровень усвоения материала)
В тестах может быть несколько правильных ответов. 1. Индивид – это: 2. К основным сферам общества относятся: А) внутреннее духовное содержание человека; А) экономическая; Б) особое существо, явление природы, обладающее Б) духовная; биологическим и социальным началом; В) религиозная; В) один из многих; Г) правовая. Г) «сын природы».
3. Производительные силы: 4. Авторы формационного подхода к развитию истории: А) технология; А) Гегель и Кант; Б) деятельность людей с их знаниями, умениями, Б) Маркс и Энгельс; трудовыми навыками; В) Шпенглер и Тойнби; В) социальные группы; Г) Данилевский и Ясперс. Г) предметы труда.
5. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе: 6. Будда – это: А) цивилизация; А) «Просветленный»; Б) локальная цивилизация; Б) основатель буддизма; В) осевая культура; В) один из 12 пророков; Г) общественно-экономическая формация. Г) никогда не существовавшая личность.
7. Цивилизационный подход к изучению истории предложен: 8. Цивилизация – это: А) Марксом; А) основанная жизненная ориентация человека; Б) Тойнби; Б) совокупность устойчивых связей объекта; В) Ясперсом; В) особая стадия развития культуры; Г) Контом. Г) «вторая природа».
9. Общественное сознание может быть представлено в: 10. Индивидуальность человека включает в себя: А) обыденном сознании; А) внутреннее духовное содержание; Б) теоретическом сознании; Б) неповторимость каждого конкретного человека; В) родовом сознании; В) характеристику особенностей человека; Г) космическом сознании. Г) показатель социализации.
11. Понятие цивилизации появилось: 12. Культура – это: А) гораздо раньше понятия «культура»; А) «вторая природа»; Б) гораздо позже понятия «культура»; Б) человеческие достижения; В) они появились вместе; В) совокупный духовный опыт человечества; Г) в позднем палеолите. Г) все вместе взятое.
1. Священная книга христиан: 14. К национальным религиям относятся: А) Коран; А) синтоизм; Б) Трипитака; Б) конфуцианство; В) Талмуд; В) индуизм; Г) Библия. Г) ислам.
15. К ранним формам религии относятся: 16. Самой ранней мировой религией является: А) тотемизм; А) ислам; Б) анимизм; Б) христианство; В) фетишизм; В) буддизм; Г) все перечисленные. Г) иудаизм.
17. Религия – это: 18. Фрейдизм – это: А) привязанность человека к чему-то неизменному; А) рациональная философия; Б) взаимоотношения между Богом и человеком; Б) иррациональная философия; В) вера в сверхъестественное; В) метафизические рассуждения; Г) все перечисленное выше. Г) рациональный максимализм.
Второй уровень усвоения материала
1) мировые религии; А) конфуцианство; 2) национальные религии; Б) язычество; 3) политеистические религии; В) христианство.
1) предсказание сценария развития общества; 2) вера в существование Бога; 3) определение нравственного поведения; 4) приобщение человека к культуре; 5) замедление культурного прогресса; 6) определение смысла жизни; 7) приспособление к экономическим проблемам.
Ранние формы религии Объекты обожествления 1) фетишизм А) вера в существование связи между группами людей и каким-то видом животных или растений; 2) анимизм; Б) вера в сверхъестественные свойства предметов и явлений; 3) тотемизм В) вера в духов и духовные сущности.
Третий уровень усвоения материала Проблемные задачи
1. Прочтите высказывания русского философа И. А. Ильина и определите: · С какой ценностью он связывает духовные побуждения людей, считая их естественными? Подсказка: право на эту ценность в нашей стран |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |