Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






По проблеме: «Зарождение философской мысли»

Апейрон Первоначало (Анаксимандр) – это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное
Атом Материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего сущего (Демокрит, Левкипп, Эпикур)
Брахман В древнеиндийской религиозно-философской литературе целостная духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого все произошло
Будда (с санскр. – пробуждать, познавать) – человек, обладающий пробужденным, просветленным сознанием
Веды (с санскр. – знание) – древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма
Гилозоизм (греч. hule – вещество, zol – жизнь) – философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам материи
Даосизм Религиозно-философское учение Китая, основоположник – Лао-Цзы
Индуизм Политеистическая религиозная система в современной Западной Индии, продолжившая и развившая традиции ведической религии и брахманизма (получила распространение в раннем средневековье)
Конфуцианство Религиозно-философское учение Китая, основоположником которого был Конфуций
Натурфилософия Философское учение о природе на основе умозрительного подхода
Первоначало (первоначало или «архее») – это основа, мельчайшая единица мира (вода, огонь, атом, монада и т.д.)
Упанишады (с санскр. – «сидеть рядом с учителем») – религиозно-философские комментарии к Ведам
Эпикуреизм Материалистическая школа в древнегреческой философии, основателем которой был Эпикур, считавшая, что для счастливой жизни человеку надо три главные составляющие: апония – отсутствие телесного страдания, атараксия – невозмутимость души, дружба (как альтернатива политическим отношениям). Человек сам себя делает счастливым. Боги безразличны к человеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире.

 

Тестовые задания к семинарскому занятию по проблеме

«Философская мысль Средних веков, Возрождения, Нового времени и Просвещения»

(Первый уровень усвоения- тесты; эссе – третий уровень)

1. Онтологическим принципом средневековой философии является:

А) рационализм; В) откровение;

Б) креационизм; Г) формализм.

 

2. Гносеологическим принципом средневековой философии является:

А) историзм; В) откровение;

Б) рационализм; Г) креационизм.

 

3. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:

А) Фому Аквинского; В) Пьера Абеляра;

Б) Августина Блаженного; Г) Боэция.

 

4. Индукция – это понятие, означающее в философии:

А) метод психологического воздействия; В) метод мышления, построенный на

Б) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему;

переходе от общего к частному; Г) метод всеобщего познания.

 

5. Рационализм – понятие, означающее в философии:

А) область математики; В) теоретическое познание, основанное на

Б) научное знание вообще; разуме;

Г) опытное знание.

 

6. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:

А) Бэкон; В) Спиноза;

Б) Декарт; Г) Лейбниц.

 

7. Учение Декарта о субстанции называется:

А) дуализм; В) плюрализм;

Б) монизм; Г) универсальная математика.

 

8. Для философии эпохи Просвещения характерно:

А) метафизичность; В) рационализм;

Б) теоцентризм; Г) креационизм.

 

9. Теорию естественного права разработал:

А) Гельвеций; В) Гердер;

Б) Ламетри; Г) Локк.

 

10. Задание:написать эссе (свободное изложение своими словами) по любой из предложенных тем:

· Проблема универсалий и спор реалистов и номиналистов.

· Проблема человека в философии Средневековья, Возрождения и Просвещения.

· Общественно-правовой идеал Просвещения.

· Характеристика эмпиризма и рационализма, их значение в развитии философии и науки.

· Утопический социализм в произведениях Т. Мора и Т. Кампанеллы.

· Французские материалисты Гольбах, Гельвеций, Ламетри о мире, человеке и познании.

· Философские взгляды и просветительская деятельность Д. Дидро.

· Значение философии эпохи Просвещения в развитии философской мысли.

Глоссарий

Антропоцентризм Мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания
Апологетика Сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества
Гелиоцентризм Система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной
Геоцентризм Система взглядов, считающая Землю центром Вселенной
Гуманизм Система взглядов, выражающая признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека
Дедукция Логический вывод от общего к частному
Деизм Учение, которое признает Бога в качестве безличной первопричины мира
Дуализм Принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира
Индукция Логический вывод от частного к общему
Картезианство Совокупность взглядов Декарта и его последователей
Креационизм Учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли
Модусы Свойства
Монизм Утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция – духовная или материальная
Монотеизм Поклонение одному Богу, единобожие
Номинализм Учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия – только имена
Пантеизм Философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами
Патристика Учение отцов церкви, относится к III-V вв.
Политеизм Поклонение многим богам, многобожие
Провиденциализм Религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются провидением, Богом
Рационализм Направление в теории познания, выдвигающее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума
Реализм Учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии
Секуляризация Освобождение от религии и церковных институтов
Сенсуализм Направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения
Субстанция Некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность
Томизм Учение Фомы Аквинского
Эсхатология Учение о конце света
Эмпиризм Направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания

 

 

Тема: Немецкая классическая и постклассическая философия. Русская философия

Вопросы для самопроверки

(Первый уровень усвоения материала)

1. Назвать исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.

2. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?

3. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?

4. Назовите основные философские течения постклассической европейской философии и их представителей.

5. В чем суть марксистской философии и каково ее отношение к гегелевской философии и ее методу?

6. Раскрыть суть философии экзистенциализма.

7. Что объединяет представителей «философии жизни»? Назовите их, кратко охарактеризуйте их основные идеи.

8. Кант считал, что совесть это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на девять десятых – результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает природу человека?

Решите задачи по теме семинара:

(третий уровень усвоения материала)

1. Ф. М. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить зло в мире. Разрешим ли этот парадокс?

2. С точки зрения Л. Н. Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он снова Вас ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя – несмотря ни на что отказаться от насилия?

3. Как писал русский мыслитель XIX в. К. Леонтьев, для того, чтобы появились Пушкин, Суворов и Кутузов, чтобы возникла мощная русская культура и сильное государство, - миллионы русских людей должны были столетиями жить в тяжелых, невыносимых условиях. И очень многие страны Европы добивались своего процветания ценой огромных усилий и потерь. Думаете это единственно возможный путь?

4. Как отмечал Н. А. Бердяев, в оценке петровских реформ ошибались и славянофилы, и западники. Славянофилы не поняли неизбежности реформ, без которых России недостало бы сил выполнить свою миссию в мире, не хотели признать, что лишь после Петра стали возможны в России мысль и слово, философия и великая литература. Западники не поняли своеобразия России, не хотели замечать болезненности реформ Петра. Как западники, так и славянофилы любили свободу и одинаково не видели ее в окружающей действительности. Славянофилы, в отличие от западников, считали, что золотой век России далеко позади, абсолютизировали патриархальное управление, сельскую общину и стремились возродить в настоящем черты этого славного прошлого.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...