Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИНЫЕ ФОРМЫ ЗАКРЫТЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.




Помимо перечисленных, элементы дискуссии могут содержать такие мероприятия как СЕМИНАР(активное обучение, ликбез по определённым проблемам, имеющий прикладное значение) МАСТЕР-КЛАСС(активное обучение группы из 10-20 человек, при котором тренер показывает, а участники – смотрят, слушают, записывают, задают вопросы и самостоятельно выполняют какие-то практические действия) и ТРЕНИНГ(активное обучение группы из 10-15 человек через отработку определённых умений и навыков).

Кроме того, закрытое мероприятие дискуссионного характера может быть организовано в одной из ИГРОВЫХ ФОРМ:

«Аквариум».Участники делятся на чётное количество (2-4) команд (в каждой 4-10 чел.). Ведущий (модератор) чётко формулирует проблематику, приглашённый эксперт делает вводный доклад («затравку»). После непродолжительного обмена мнениями внутри команд (15-25 минут), выбирается один представитель от группы, который и участвует в панельной дискуссии (30 мин. – 1 час.). Члены команды могут помогать своему представителю советами: письменно (в записках) или устно (во время тайм-аута). Общая длительность мероприятия 1,5 – 2 часа.

«Судебное заседание».Участники обсуждают проблему, в форме имитирующей судебное разбирательство. Ведущий (модератор) распределяет роли: судья (он сам), две противоположные стороны (по 4-10 чел.), присяжные заседатели (5-12 чел.), 1-3 свидетеля, остальные зрители. Ведущий делает вводный доклад (или «затравку»), т.е. описывает ситуацию. После «затравки» начинается само судебное заседание. Две стороны и группа свидетелей совещаются, формулируют аргументы (15-20 минут), после чего выступает каждая из сторон и свидетели (по 5-7 минут). Выслушав всех, группа присяжных удаляется совещаться (10-15 минут), возвращается и оглашает свой вердикт. После чего судья (ведущий) озвучивает свой приговор, аргументируя позицию. После окончания заседания происходит обсуждение результатов (15-25 минут). Общая длительность мероприятия 1,5 – 2 часа.

Кейс-стади (case-study). Метод конкретных ситуаций представляет собой групповой (дискуссионный) поиск решения в той или иной предлагаемой ситуации (группа 5-15 человек). Кейсы базируются на реальном (фактическом) материале, или же смоделированы с максимальным приближением к реальной ситуации. Кейсы составляются таким образом, чтобы группа получила чёткую информацию (без чрезмерного усложнения и запутанности, с выделением главных моментов и чётким обозначением хода событий), а затем попыталась разобраться в сути проблем, дать оценку действиям того или иного персонажа, предложить возможные варианты решений и выбрать лучший из них. Ведёт обсуждение ведущий (модератор). Общая длительность мероприятия 45 минут – 1,5 часа.



Мероприятия указанных игровых и тренинговых форматов предпочтительно проводить для молодых людей (старших школьников, студентов, волонтёров) или профессиональных групп (учителей, музейщиков, краеведов, молодых журналистов и т.д.). При включении дискуссионных элементов в мастер-классы и тренинги, а также при организации игр с элементами дискуссии, следует руководствоваться правилами проведения круглых столов, мозговых штурмов или классических дискуссий (в зависимости от темы, задач и ситуации).

II. ОТКРЫТЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ.

Описание дискуссионной формы и случаи её использования.

Публичная лекция – это открытое мероприятие, на котором обсуждается та или иная тема, представленная в лекционной форме кем-то известным, авторитетным, профессиональным и хорошо информированным. Тематика публичных лекций охватывает такие знания и представления в рамках гуманитарных наук, актуальных практик и общественно-политического развития, которые могли бы служить, в широком смысле, формированию гражданской позиции слушателей и участников дискуссии.

Публичная лекция - это отдельное мероприятие. Проведение её как части более крупных форматов (форумов, конференций, съездов) нерационально.

Возможная аудитория.

Количество участников может варьироваться в количестве 30-150 человек. Это мероприятие крупного формата. Формат публичной лекции пригоден для любой взрослой аудитории, способной слушать, задавать вопросы и обсуждать услышанное. Исключение составляют школьники до 16 лет.

Открытость/закрытость.

Публичная лекция – это мероприятие открытое, на которое приглашаются все желающие путём распространения информации (афиш, объявлений, информационных постеров, электронной рассылки) в местах скопления целевой аудитории.

Основные составляющие формата.

A. Вводная часть.

Ø Ведущий мероприятия представляет лектора, произносит несколько вводных фраз об актуальности и/или иной значимости темы лекции и озвучивает регламент (лекция, вопросы, обсуждение; сколько отводится времени; правила обсуждения)

B. Основной этап: лекция и обсуждение.

Ø Лектор читает лекцию. Продолжительность - от 40 мин. до 1,5 часов.

Ø Вопросы лектору - 20-30 минут (записывает очерёдность и предоставляет слово – ведущий).

Ø Обсуждение (реплики, суждения и пр.) - от 40 мин. до 1,5 часов. Ведущий записывает очерёдность, предоставляет слово, при необходимости – направляет ход беседы.

C. Окончание: подведение итогов.

Ø Ведущий даёт возможность лектору в течение 5-10 минут отреагировать на реплики и суждения, после чего подводит итоги (произносит несколько заключительных фраз по поводу всего услышанного) и благодарит аудиторию.

Возможные содержательные итоги мероприятия.

§ Инициирование и/или поддержка темы в рамках среды гуманитарной, историко-культурной, гражданско-правовой или общественно-политической рефлексии;

§ Популяризация и развитие темы;

§ Рассмотрение темы в ином ракурсе (междисциплинарном, прикладном, гражданском);

§ Создание пространства публичных диалогов;

§ Формирование интеллектуального и ценностного поля;

§ Поиск общего языка и/или другого языка относительно базовых либерально-демократических и социальных ценностей.

§ Выделение тематических дискуссионных линий (лектория) при высокой заинтересованности темой аудитории.

Специфические требования к проведению мероприятий в данном формате.

§ Публичная лекция предполагает наличие ведущего, способного работать с большой аудиторией (до 150 чел.).

§ Персона лектора – это ключевой момент, обеспечивающий успех мероприятия. Критерии, в соответствии с которыми отбирается лектор, могут быть самыми разными (по личности, известности и уникальности, по подходам к проблеме и т.д.).

§ Помещение, в котором проводится мероприятие, должно быть достаточно большим, чтобы смогли разместиться все желающие. Если нет возможности всех желающих обеспечить стульями, желательно предусмотреть иные варианты размещения слушателей, преимущественно для молодёжи (на подушках для сиденья, если позволяет покрытие и чистота пола – в проходах между рядами и т.д.).

§ Наличие раздаточного и/или аудио-визуального материала, иллюстрирующего материал лекции, - по необходимости.

§ Общая длительность мероприятия не должна превышать 3-х часов.

§ Публичная лекция может проводиться в онлайн-режиме: когда лектор не присутствует в аудитории, а читает лекцию посредством интернет-конференции из любой точки мира (прямая трансляция на большой экран), в то время как слушатели находятся в аудитории, задают вопросы и произносят реплики в микрофон.

Близкими к формату публичной лекции являются ВСТРЕЧА С ИНТРЕСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ(приглашённый гость делает сообщение на какую-то тему, после чего начинает беседу с аудиторией – вопросы, мнения, реплики), КИНОПОКАЗ(когда вместо лекция участники мероприятия смотрят художественный или документальный фильм, а после обсуждают увиденное) и ЭКСКУРСИЯ ПО ВЫСТАВКЕ(когда вместо прочтения лекции гид или лектор знакомит участников с материалами выставки, а после организует обсуждение увиденного). При организации мероприятий в этих форматах следует руководствоваться правилами проведения публичной лекции (внося лишь незначительные коррективы).

КЛАССИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ.

Описание дискуссионной формы и случаи её использования.

Дискуссия – это мероприятие, в ходе которого происходит обмен мнениями по какому-либо вопросу, обсуждение проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений в соответствии с определенными правилами. Дискуссия предполагает выступление нескольких и даже многих ораторов, в связи с чем возникают прения, которые и являются основным смысловым ядром данного формата. Любая дискуссия должна иметь ведущего.

Дискуссии можно разделить на несколько видов (по количеству ораторов):

1. Массовая дискуссия.Такая дискуссия предполагает наличие ведущего (председателя) и массы участников, которые находятся в равном положении. Здесь не выделяют специальных докладчиков или дискутантов, а поставленный вопрос или проблема обсуждаются всеми участниками в соответствии с регламентом, озвученным председателем. В форме массовой дискуссии разумно проводить общественные слушания и разного рода собрания.

Процедура массовой дискуссии может быть самой разной (как приближённой к парламентской, так и неформальной), однако в любом случае должен быть ведущий (председатель). Регламент массовой дискуссии (время выступлений, порядок прений и пр.) устанавливается в начале мероприятия, при этом ведущий (председатель) не должен навязывать свою волю и противодействовать желаниям большинства.

2. Групповая дискуссия(или ДИСПУТ, т.е. публичный спор). Групповая дискуссия заключается в обсуждении проблемы специально выделенной группой людей (специалистов, знаковых персон и пр.) перед аудиторией (последняя, согласно регламенту задаёт вопросы, озвучивает реплики, вступает в полемику).

Целями групповой дискуссии являются:

§ широкое информирование;

§ представление возможных решений проблемы;

§ обсуждение противоположных точек зрения по спорным вопросам;

§ установление истины на научную или общественно-важную тему.

Вместе с тем групповая дискуссия не разрешает спора и не склоняет аудиторию к какому-либо единообразию действий.

Групповая дискуссия может быть организована в нескольких форматах:

а) Панельная дискуссия (или ФОРУМ). Панель экспертов (3-6 человек специалистов в какой-то области, имеющих свои точки зрения на проблему) по очереди излагают свои позиции. Вопрос при этом может быть разделён на 2-3 подвопроса (в этом случае, изложение позиции экспертов происходит в 2-3 круга, по каждому из подвопросов). После представления мнений всех экспертов подключается аудитория – задаёт вопросы и начинается обсуждение.

б) ДЕБАТЫ.Два эксперта (специалисты в какой-то области) представляют противоположные точки зрения на проблему. После нескольких (2-4) раундов дебатов между двумя экспертами в обсуждение включается аудитория.

Возможная аудитория.

Количество участников дискуссии может варьироваться в количестве 10-100 человек. Всё зависит от целей, выбранного формата дискуссии и темы. Дискуссию можно проводить в любой взрослой аудитории. Исключение составляют школьники до 14 лет.

Открытость/закрытость.

Дискуссия – это преимущественно открытое, публичное мероприятие, на которое приглашаются все желающие путём распространения информации (афиш, объявлений, информационных постеров, электронной рассылки) в местах скопления целевой аудитории. Вместе с тем дискуссии могут проводиться и в закрытых аудиториях, с определённым количеством участников, приглашённых по заранее составленному списку.

Основные составляющие формата.

A. Вводная часть.

Ø Ведущий четко формулирует проблематику дискуссии и озвучивает (при необходимости – обсудив его с аудиторией) предполагаемый регламент обсуждения (вопросы, реплики, выступления). При групповой дискуссии – ведущий представляет экспертов (дискутантов).

B. Основной этап: дискуссия.

Ø Все приглашенные на массовую дискуссию являются равноправными участниками, которые на основе своего опыта и знаний обсуждают предлагаемый вопрос в заданном формате.

Ø При проведении групповой дискуссии (форума или дебатов) приглашённые эксперты развёрнуто и аргументировано представляют свою точку зрения на заявленную проблему (по 5-10 минут). При этом может быть организовано несколько кругов (2-3) или раундов (2-4) представления позиции. После чего в обсуждение включается аудитория: вопросы, реплики, короткие выступления.

C. Окончание: подведение итогов.

Ø При проведении массовой дискуссии – ведущий (председатель) формулирует результаты и подводит итоги.

Ø При групповой дискуссии ведущий даёт заключительное слово экспертам (по 3-5 минут), после чего подводит итоги дискуссии.

Возможные содержательные итоги мероприятия.

§ Инициирование и/или поддержка темы в рамках среды гуманитарной, историко-культурной, гражданско-правовой или общественно-политической рефлексии.

§ Популяризация и развитие темы.

§ Создание пространства публичных диалогов.

§ Рассмотрение темы в ином ракурсе (междисциплинарном, прикладном, гражданском).

§ Формирование интеллектуального и ценностного поля.

§ Обозначение ключевых вопросов и проблемных областей.

§ Выявление развилок по представленным позициям участников.

§ Публичная поляризация носителей различных точек зрения и их легализация в «респектабельном» поле гражданских организаций.

§ Выработка единой обобщённой позиции (соглашения, консенсуса).

§ Выработка компромиссного решения.

§ Перечни путей развития обозначенной проблемы или вариантов её решения.

§ Поиск общего языка и/или другого языка относительно базовых либерально-демократических и социальных ценностей.

Специфические требования к проведению мероприятий в данном формате.

§ Проведение дискуссии предполагает наличие ведущего (председателя), способного работать с большой аудиторией. Он объявляет и поясняет тему, озвучивает правила ведения дискуссии. Ведущему (председателю) не полагается брать на себя роль арбитра, вступать в дискуссию самостоятельно или иным образом занимать время, принадлежащее участникам.

§ При проведении массовой дискуссии ведущий обязательно следит за тем, чтобы: а) обсуждение шло согласно вопросам повестки; б) при обсуждении никто бы не занимал преимущественного положения; в) высказались как можно больше компетентных участников мероприятия.

§ При проведении групповой дискуссии ведущий (председатель) представляет слушателям выступающих, и начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями к теме. Он обязан следить, чтобы каждый участник говорил не дольше положенного времени, помогать естественному развитию дискуссии. Он может задавать вопросы выступающим, указывать, что ими еще не было освещено, и ограничивать обсуждение рамками темы.

§ При групповой дискуссии эксперты (дискутанты) – это ключевой момент, обеспечивающий успех мероприятия. Критерии, в соответствии с которыми отбираются дискутирующие, могут быть самыми разными (по личности, известности и уникальности, по подходам к проблеме и т.д.). При проведении дебатов – это должны быть люди, придерживающиеся противоположных точек зрения на проблему.

§ Эксперты должны быть хорошо подготовлены (иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными). Они должны обсуждать вопрос непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания. При этом они обращаются друг к другу, но каждое замечание делается в расчете на аудиторию.

§ Помещение, в котором проводится мероприятие, должно быть достаточно большим, чтобы смогли разместиться все желающие. При групповой дискуссии - участники сидят лицом к аудитории примерно полукругом, ведущий (председатель) — в центре.

§ Общая длительность мероприятия не должна превышать 3-х часов (по необходимости - с 10-минутным перерывом).

§ При проведении массовой дискуссии очень важно правильно обозначить тему (проблему) обсуждения. Организаторы дискуссии должны проанализировать тему по следующим параметрам: отвечает ли она интересам и уровню знаний аудитории?, разрешим ли вопрос? (т.е. вопрос должен носить практический характер, «вечные» и «философские» вопросы не подходят для подобных дискуссий), достаточно ли времени для качественного обсуждения?, достаточно ли участников?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Описание дискуссионной формы и случаи её использования.

Презентация – это способ представления целевым аудиториям и широкой общественности результатов работы организации: значимые тексты аналитического характера (доклады, результаты собирательской, исследовательской и мониторинговой активности), выставки, достижения по проектам и программам, услуги, тенденции и планы развития. Презентация – это светское мероприятие, дающее возможность сделать информацию более наглядной, оживить ее и привлечь к ней внимание определённых групп и персон.

Презентация может быть как отдельным мероприятием, так и проводиться в рамках более крупных событий таких как семинары, конференции, выставки.

Возможная аудитория.

Количество участников может варьироваться в количестве 20-100 человек. Формат презентации пригоден для любой взрослой аудитории. Исключение составляют школьники до 14 лет.

Открытость/закрытость.

Презентация – может быть как мероприятием открытым, так и закрытым. В первом случае на него приглашаются все желающие путём распространения информации среди целевых аудиторий. Параллельно направляются адресные приглашения представителям базовых структур, имеющих отношение к теме, важным партнёрам, спонсорам и пр. В случае закрытой презентации на неё приглашаются участники по предварительно составленному списку. Приглашения могут быть как личными, так и «на организацию».

Основные составляющие формата.

A. Вводная часть.

Ø Ведущий мероприятия произносит вводную речь, приветствует гостей, представляет своих коллег, участвующих в презентации, озвучивает повод для презентации и программу её проведения.

B. Основной этап: презентационные выступления и реакция гостей.

Ø 2-3 специалиста организации презентуют материал (книгу, доклад, выставку, достижения, услуги и пр.)

Ø Гости – участники презентации задают вопросы, произносят реплики и комментарии.

C. Окончание: подведение итогов.

Ø Ведущий презентации произносит заключительную речь: формулирует результаты, подводит итоги и благодарит аудиторию. Если презентация подразумевает неформальную часть – приглашает на дружеский фуршет.

Возможные содержательные итоги мероприятия.

§ Представление информации.

§ Популяризация темы.

§ Создание пространства публичных диалогов.

§ Формирование интеллектуального и ценностного поля.

Специфические требования к проведению мероприятий в данном формате.

§ Проведение презентации предполагает наличие содержательно хорошо подготовленного ведущего, способного привлечь внимание аудитории, наладить контакт с присутствующими, эмоционально подготовить аудиторию к восприятию основной части. Особенно важны самые первые фразы, которые он произнесёт. Именно они привлекают внимание и устанавливают контакт с аудиторией.

§ Выступающие на презентации должны быть хорошо подготовлены, уметь хорошо говорить, использовать иллюстрирующие жесты, а также общаться с аудиторией непринужденно, в оживленной манере.

§ Приглашение на презентацию может быть либо персональным (когда приглашается какое-то конкретное лицо), либо «от организации» (когда приглашается представитель какой-либо институции), либо иметь свободный вход (тогда необходимо распространить информацию в местах скопления целевых аудиторий).

§ Наличие презентационных раздаточных пакетов для участников - приветствуется.

§ Помещение, в котором проводится мероприятие, должно быть достаточно большим, чтобы смогли разместиться все приглашённые.

§ Общая длительность мероприятия не должна превышать 1,5-2,5 часов.

§ Вода для участников – обязательна; напитки, угощение – желательны.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 633

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...