Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство Руси IX-XIII вв. Короткая, Подробная и Сокращенная «Русская правда», этапы ее изучения.

Изначально у славян было обычное право. Его мы не можем восстановить, т.к. нет источников. Но, по мнению И.А. Юхо, оно было схоже с правом балтов, которое реконструируется на основе источников XII-XIV вв., н-р «Хроники Ливонии».

У славян древнейший известный закон – это Закон Русский, который возник в X веке. Он возник во время торговли русских купцов в Византии, когда требовалось урегулировать различные конфликты. Тогда элементы этого закона попали в договора Руси и Византии. М.Б. Свердлов выделил позиции Закона Русского из договоров и показал, что система наказаний была компенсаторной, т.е. базировалась на штрафах. Закон Русский, по мнению М.Б. Свердлова был устным, а записаны были лишь те фрагменты, что имели отношение к письменному праву Византии. Затем Закон Русский получил свое развитие в Русской Правде, когда он был оформлен в письменном виде. Закон Русский, безусловно, относится к обычному праву, являясь попыткой его кодификации.

С принятием христианства на Русь пришло каноническое право. Оно базируется на Библии, решениях поместных соборов, а также сочинениях известных богословов. Церковное право было чуждым народу Руси, его принятие привело к отмиранию целого ряда обычаев.

Складывание государственного светского права начинается в XI веке и связано с деятельностью Ярослава Мудрого, при котором начал складываться свод законов, носящий название "Русская Правда".В "Правде" зафиксирован переход к феодализму. Складываться она начала в 1016 г., когда Ярослав впервые издает какой-то первый вариант "Русской правды" для урегулирования возникшего конфликта между русскими и варягами. Ярослав тогда издал первые 18 статей "Русской правды".

Затем есть два мнения. Часть исследователей (Зимин) считает, что Ярослав в 1036 г. усовершенствовал эти статьи до того вида, в котором они существуют сейчас – Краткая редакция в 43 статьи.Более признана точка зрения, что в 1072 году Изяслав, Святослав и Всеволод (сыновья Ярослава) в Вышгороде собрались и решили дополнить "Русскую правду", приняв статьи с 19 по 43 – т.н. "Правда Ярославичей". Зимин же считает, что они лишь изменили одну статью, посвященную кровной мести.

Сложившаяся к 70-м гг. XI века "краткая" редакция "Русской правды" дошла до нас в двух списках, что показывает ее не слишком высокую распространенность. Также существует в ней двойственная терминология – новгородская и киевская, что подтверждает то, что складывалась она в двух местах. В 1113 г. происходит восстание в Киеве, связанное с ростовщичеством князя Святополка и его приближенных, которое разорило многих людей. После смерти Святополка Киев восстал и призвал на княжение Владимира Мономаха, который дает пространную (подробную) редакцию "Русской правды", где к переработанным статьям Ярослава и Ярославичей добавляет свою часть – Устав Мономаха, которые содержит обширные статьи по различным областям права. Пространная "Русская правда" содержит 144 статьи, действовала до XV века и оказала большое влияние на право ВКЛ и Московии и дошла до нас во многих списках. Существует еще "сокращенная" правда, которая представляет собой сокращенный вариант права Мономаха. Тихомиров считает эту версию "Правды" одним из вариантов "краткой" правды.

 

Источники права ВКЛ. Виды ЗИ XIV-XVIIIвв. Привилеи, их классификация.

На первом этапе существования ВКЛ не существовало общего кодекса для всех его земель: он не был выработан, а в русских землях действовали различные редакции "Русской правды". В каждой из земель ВКЛ была своя система права: балтская или славянская.

Мощная рецепция католического канонического права происходит после 1385 г. Источники по каноническому праву католической церкви были на латинском языке и опирались на традиционном римском праве. Если до 1385-87 гг. был период господства обычного права и "Русской правды", то теперь мы наблюдаем приход светского права из Польши.

С 1385 по 1529 гг. основными законодательными источниками являются великокняжеские привилеи. Особенность этого вида законов в том, что они наделяют особыми правами некую выделенную социальную, этническую или иную группу. Существует две основных классификации привилеев. Есть две их основные классификации.

Классификация Ясинского (1889):

1. Жалованные – даруют некое имущество

2. Льготные – даруют некое право

3. Охранные – подтверждают данное ранее

Классификация Юхо (базовая для нас, 1991):

1. Общеземские

2. Областные

3. Городам на магд. право

4. Этно-религиозным группым

5. Церкви

В основу классификации Юхо положен принцип того, кому выдавался привилей.

Евреи и татары имели свои системы права, которые действовали внутри этих групп. Еврейское базировалось на Торе, Талмуде и Мишне. Татарское на адате и шариате.

С издания Судебника Казимира идет процесс кодификации права. Здесь важнее всего Статуты 1529,66,88. При этом они не являются кодексами в классическом понимании этого слова т.к. кодексом называется законодательный акт, в котором находятся нормы права, относящиеся к какой-либо его ветви. В Статуте же размещены нормы различных ветвей права. В период РП возникают два новых важных ЗИ: королевские листы (аналог привилеев) и сеймовые конституции (писанные решения сеймов). Финалом здесь выступает Конституция 3 мая 1791 г. – вершина эволюции этой законодательной системы.

 

Судебник Казимира IV

Судебник Казимира был принят на заседании сейма 29.02.1468 г. Его изданием было положено начало нового этапа в развитии правовой теории, практики законодательной деятельности государственных органов, новых принципов систематизации и кодификации феодального права, которая завершилась изданием Статутов ВКЛ. Судебник Казимира был первой попыткой кодификации права, а конкретно одной его узкой области – уголовного права, связанного с воровством.

Изначально Судебник Казимира назывался Королевский Лист, но потом получил другое название, когда был обнаружен его список в Белоозерском монастыре в России, и монахи дали ему такое название в связи с русскими Судебниками той эпохи. Потом, когда именно этот список попал в руки Игнатию Даниловичу, он впервые его опубликовал под этим названием, откуда то есть пошло в исторической науке. Судебник изначально не был разделен на статьи – он был разделен на 25 статей уже в XIX веке историками права.

Судебник вносил новые элементы в систему права. Судебник вносил новый вид наказания, который не существовал до этого – смертную казнь, которая вводилась за воровство в особо крупных размерах (более 30 грошей, за что можно было купить, н-р коня). Также предусматривалась смертная казнь за рецидивизм. Второй особенностью Судебника была индивидуализация наказания. По "Русской правде" и обычному праву наказание нес не только сам преступник, но и его семья. По Судебнику виноват только сам злодей, а его семья карается лишь тогда, когда пользовались награбленным и знали, что это награбленное. От любого наказания освобождались дети до 7 лет. Судебник еще вводил уголовно-процессуальные позиции, вводя критерии украденности вещи. Вводилась также специальная процедура проведения расследования. Вводились должности соков и просоков (от слова "сачыць"), которые занимались расследованием.

Судебник радикально обновлял нормы уголовного права, делал их общими для державы, унифицировал наказания. Вместе с тем, его излишняя суровость помешала его реальному претворению в жизнь – судьи чаще судили мягче, чем предписывал Судебник.

Статуты 1529,66,88

Идея Статута возникла в 1506 г., когда Сигизмунд I решил создать общее право для ВКЛ, объединяющее нормы «Русской правды», «Судебника» и изданных привилеев – провести кодификацию права. Создание этого свода затянулось и только когда канцлером в 1522 г. становится Альберт Гаштольд работа пошла более активно и в 1529 г. на сейме был принят первый статут ВКЛ. Статут был четко структурирован, в нем было 13 разделов, содержавших 244 (потом 283) статьи-артикула.По Статуту 1529 г. власть в стране была у князя и панов-рады, чья роль была очень значительной. Статут закреплял власть крупных магнатских родов в ВКЛ. Основным источником при его составлении было обычное право белорусских и литовских земель, которые составляли основу ВКЛ, а также нормы письменного права, что были в ранее изданных привилеях.

Достаточно быстро стало понятно, что Статут 1529 г. не соответствует всем реалиям общественной жизни. При Сигизмунде Августе в 1551 г. создается комиссия под руководством Николая Радзивилла Черного. Необходимость изменения Статута прямо вытекала из того факта, что в середине XVI века резко усилилась роль сейма, т.е. мелкой и средней шляхты. Сопротивление магнатов его принятию затянуло оное на 5 лет: будучи окончательно готовым к 1561, его "протаскивали" через сейм до 1566 г.В Статуте количество статей доходит до 363. Статут регулирует большее количество вопросов, нежели Статут 1529 г. Отдельный раздел был посвящен созданным реформой 1566 г. судам.

Статут 1588 г. начали создавать почти сразу после принятия Статута 1566 г., когда была создана комиссия под руководством Николая Радзивилла Рыжего, целью которой было создание "поправы" к Статуту, где польское и литовское право будут интегрированы друг с другом. Но процесс работы над Статутом, в 1579 г. комиссию возглавил канцлер Астафий Волович, при котором Статут был продемонстрирован Стефану Баторию в 1584 г., который сразу указал на то, что Статут не пройдет через сейм Речи Посполитой.

Статут также не интегрировал польское и литовское право, а закреплял свою систему права, игнорируя многие положения Люблинской унии, например о праве поляков получать земли и должности в ВКЛ, которое в Статуте прямо отрицалось. Баторий послал его на доработку, которая осуществлялась под руководством Воловича в 1584-87 гг., который умирает к концу работы, и поэтому Статут представлял новому королю Лев Сапега, который в 1587 г. был подканцлером. В этой связи распространен миф о большом влиянии Сапеги на содержимое Статута: Сапега просто не имел достаточного для этого образования.

Сигизмунд Ваза принял решение о введении Статута указом (в обход сейма) для того, чтобы получить поддержку знати ВКЛ. Статут, принятый в 1588 г., вступал в действие с началом 1589 г.Статут состоял из 14 разделов и 488 статей. Он защищал независимость ВКЛ, вводил претензию на отторгнутые от ВКЛ Сигизмундом Августом земли, требуя их возвращения от великого князя. Статут окончательно закрепощал крестьян, когда власть над ними полностью передавалась феодалам. Статут ввел в качестве основного языка делопроизводства старобелорусский, которое положение действовало до 1696 г.

 

Конституции сеймов ВКЛ и РП

Сеймы принимали т.н. конституции. Изначально они принимались для всей Речи Посполитой, но начиная с Сигизмунда III и Владислава IV они стали приниматься отдельно для Польши и ВКЛ. Схема принятия конституций была такая же, как и устав и ухвал сейма ВКЛ. Уставы и ухвалы – это описание тех вопросов, которые были обсуждены сеймом и вынесенные по ним решения. В первую очередь на сеймах обсуждались военные вопросы, поскольку с отменой серебщины только сеймы могли одобрить введение чрезвычайных военных налогов.

Конституции были изданы в Volumina legum, который собирали братья-пиары. В VL даются конституции тех сеймов, которые не были сорваны и закончились вовремя. Проблема с решениями сеймов была в том, что они зачастую принимались, но не выполнялись. В 1570 г. было принято известное решение об освобождении шляхты от налогов. В 1669 г. была принята конституция, запрещавшая вводить в Речи Посполитой новые законы без общего согласия шляхты.

Наиболее важные решения сейм стал принимать в период правления Станислава Августа Понятовского, когда сеймы длились по нескольку лет вместо стандартных 6 недель. На Четырехлетнем сейме была принята Конституция 3 мая 1791 г., которая стала второй конституцией в мире, после Конституции США. Конституция 1791 г. не называлась конституцией, но Уставой Жандовой (Правительственной уставой; Закон о правительстве в изложении И.А. Юхо).

Конституция вводила католицизм государственной религией, единое правительство для ВКЛ и Польши, единую армию и единую систему финансов; независимые от администрации суды. Составляли Конституцию 1791 г. Игнатий Потоцкий и Гуго Коллонтай. Конституцию поддержал король, но не поддержали шляхта и магнаты, интересы которых были ущемлены этой Конституцией. Эта Конституция просуществовала недолго и была отменена Тарговицкой конфедерацией при помощи России в 1792 г.

Конституция состояла из преамбулы и 11 разделов. В преамубле от имени короля говорилось, что, учитывая недостатки в управлении Речью Посполитой, для общего благосостояния державы и сохранения суверенитета державы и ее границ утверждается эта Конституция. Первый раздел объявлял единственно "правящей религией" католицизм, второй – подтверждал все права и привилеи, данные шляхте Польши и ВКЛ, третий – подтверждал Закон о городах и делал его частью Конституции, четвертый включал в себя новые нормы о крестьянах, пятый – утверждал положение о том, что "вся власть в государстве начало берет от свое начало в воле народа" и должна складываться "из трех властей"; шестой – определял структуру и функции сейма, седьмой – функции и структуру исполнительной власти, восьмой – судебных органов; девятый устанавливал положения о регентстве, десятый говорил об учебе детей короля и наблюдении за их воспитанием, а одиннадцатый раздел был посвящен вооруженным силам державы.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...