Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовая величина на сегодня – 35.000 белорусских рублей.

 

Собственный избирательный фонд кандидата в депутаты Палаты Представителей может формироваться за счет тех же источников что и кандидата в Президенты, но его предельный размер равен 1000 базовых величин.

С учетом средств, выделяемых кандидату из государственного бюджета и поступающих из его собственного избирательного фонда, кандидат в Президенты вправе получить в свое распоряжение более 60 тысяч долларов, а кандидат в депутаты Палаты Представителей более 10 тысяч долларов. Средства собственного избирательного фонда аккумулируются на специальном счете в Беларусбанке.

 

8. Организация и проведение выборов избирательными комиссиями. В мире существует два подхода к организации проведения выборов:

1. Выборы организуются государственными органами, основные функции которых не связаны с выборами. В Италии, Австрии выборы проводятся МВД;

2. Организацией выборов занимаются специальные государственные и иные органы, функции которых связаны только с избирательным процессом. Данный подход применяется для обеспечения большего демократизма выборов, поскольку специально создаваемые органы наделяются независимым статусом и не подчиняются другим органам власти. В Беларуси используется этот второй подход. Специальными органами, которые в нашей стране организуют выборы являются избирательные комиссии. Существует два вида избирательных комиссий:

Ø Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов. Центральная комиссия является государственным органом и формируется в установленном Конституцией порядке: 6 членов Центральной комиссии назначаются Президентом, остальные 6 членов избираются Советом Республики. Всего 12 человек. Председатель Центральной комиссии назначается Президентом с согласия Совета Республики. Сейчас ей является Лидия Ярмошина. Она занимает эту должность с 1996 года. Центральная комиссия возглавляет систему всех действующих избирательных комиссий и является постоянным органом. Центральная комиссия не относится ни к одной из трех ветвей власти и не подчинена и не подотчетна ни одному государственному органу.

Ø Нижестоящие избирательные комиссии.В отличие от Центральной комиссии они создаются каждый раз при проведении конкретных выборов. Нижестоящие избирательные комиссии также не подчинены и не подотчетны другим органам. Существуют следующие разновидности нижестоящих избирательных комиссий:

· Территориальные. Их система основана на административно-территориальном устройстве.

· Окружные. Они действуют на территории избирательных округов.

· Участковые. Они действуют в пределах избирательных участков.

 

Избирательный участок – это часть избирательного округа, которая создается для непосредственной организации голосования.

 

Именно на территории избирательного участка находится помещение для голосования.

 

Избирательный процесс

Референдум

 

Референдум, как и выборы, относится к важнейшим формам непосредственной демократии. Однако в условиях современных государств, где проживают миллионы граждан, частое проведение референдумов невозможно. В Швейцарии, которая является родиной референдума, с 1783 по 1994 год было проведено 414 общегосударственных референдумов.

Референдум – это народное голосование по важнейшим вопросам жизни страны, не связанное с выборами и отзывом.

Выделяют следующие виды референдумов:

Ø Республиканские. В республиканских референдумах могут участвовать все лица, обладающие избирательным правом, и решаться вопросы общегосударственного значения.

Ø Местные. В местных референдумах участвует население админитративно-территориальных или территориальных единиц (в районах, городах) и решаются вопросы местного значения. (К лицам, обладающим избирательным правом, относятся лица, у которых есть активное избирательное право). Ни одного местного референдума в Беларуси не проводилось.

 

· Императивные. Законодательство определяет ряд вопросов, которые можно решать только на референдуме: изменение разделов 1, 2, 4, 8 Конституции. Такие вопросы не вправе решать ни один государственный орган. Референдумы, проводимые по данным вопросам, называются императивными.

· Инициативные. Все другие вопросы могут решаться как на референдуме, так и уполномоченными государственными органами. Проводимые для их решения референдумы называются инициативными.

 

v Обязательные. Решение обязательного референдума обладает юридической силой;

v Рекомендательные. Решение рекомендательного референдума такой силой не обладает, имея статус рекомендательного.

На один и тот же референдум могут быть вынесены вопросы, решения по которым обязательны и вопросы, решения по которым носят рекомендательный характер.

В Беларуси проводилось три республиканских референдума. Все они были инициированы Президентом. Можно сказать, что именно на этих референдумах сформирован конституционный строй, существующий в нашей стране и сейчас.

 

 

Мая 1995 года

На нем решались следующие вопросы:

1.Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским? Народ ответил: «ДА».

2.Поддерживаете ли Вы изменение государственного флага и государственного герба? До этого бело-красный-белый флаг и герб «Погоня».

Народ ответил: «ДА».

3.Поддерживаете ли Вы действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией.

Народ ответил: «ДА».

4.Согласны ли Вы с необходимостью внесений изменений в Конституцию, предусматривающих досрочное прекращение полномочий Верховного Совета Президентом в случае систематического или грубого нарушения Конституции. Народ ответил: «ДА».

Но решение по этому вопросу носило рекомендательный характер. Тем не менее оно реализовано в действующей редакции Конституции: Президент может распустить Парламент.

 

Ноября 1996 года

Как и первый референдум он был назначен Верховным Советом в соответствии с первоначальной редакцией Конституции. Данный второй референдум имел судьбоносное значение для нашей страны.

Президент предложил на данный референдум следующие вопросы:

1.Принять Конституцию 1994 года с изменениям и дополнениями (новая редакция Конституции), предложенную Президентом.

Народ ответил: «ДА».

2.Перенести День Независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля.

Народ ответил: «ДА».

3.Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений куплю и продажу земли. По сути, здесь шла речь о возможности введении частной собственности на земли с/х назначения.

Народ ответил: «НЕТ».

Решение по данному вопросу имело рекомендательный характер. Норма о нахождении с/х земель в государственной собственности отражена в статье 12 действующей Конституции.

4.Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни?

Народ ответил: «НЕТ».

Решение носило рекомендательный характер. Статья 24 Конституции предусматривает возможность назначения смертной казни.

 

Верховным Советом на этот же референдум были предложены следующие вопросы:

1)Поддерживаете ли Вы внесение изменений и дополнений в Конституцию, предложенных депутатами фракции коммунистов и аграриев.

Народ ответил: «НЕТ».

2)Считаете ли вы, что руководители местных органов исполнительной власти должны избираться непосредственно населением.

Народ ответил: «НЕТ».

 

3)Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей государственной власти должно осуществляться властью и только из государственного бюджета.

Народ ответил: «НЕТ». Как ни удивительно!!!

 

 

Октября 2004 года

 

Он проводился уже по действующей редакции Конституции, которая была принята на предыдущем референдуме. Этот референдум был назначен самим Президентом. (Прошлые – Верховным Советом). Особенностью данного референдума является его императивный характер. Вносилось изменение в четвертый раздел Конституции. На референдум был вынесен всего один вопрос:

a.Разрешаете ли Вы первому президенту Беларуси А. Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты в президентских выборах, и принимаете ли Вы часть 1 статьи 81 Конституции в новой редакции. Из статьи 81 был исключен запрет для одного и того же лица занимать должность более двух сроков.

Народ ответил: «ДА».

 

 

В действующей редакции Конституции право назначения республиканских референдумов перешло от Верховного Совета к Президенту.

 

Президент может назначать республиканские референдумы:

 

v По собственной инициативе;

v По предложению Парламента (решение должно быть принято обеими Палатами);

v По предложению граждан, обладающих избирательным правом в количестве не менее 450 тыс. человек.

 

Если процедура инициирования референдума соблюдена, Президент обязан назначить референдум, даже если ему не хочется.

Местные референдумы назначаются Местными Советами депутатов по собственной инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих в административно-территориальных или территориальных единицах.

Предметом референдума являются важнейшие вопросы государственной жизни (республиканского или местного уровня). Ни примерного, ни тем более исчерпывающего перечня таких вопросов законодательство не содержит. Однако Конституция содержит отсылку к закону, который должен определять вопросы, проведение референдумов по которым не допускается. Впринципе, это вопросы, принятие на референдуме решений по которым затруднено. Речь идет о вопросах требующих, например, специальных познаний, всестороннего учета различных обстоятельств и т. п. Данные вопросы закреплены в Избирательном Кодексе. Кодекс относит к ним, например, амнистию и помилование, утверждение либо изменение бюджета, налоговые вопросы и некоторые другие.

По результатам референдума принимается правовой акт под названием «решение референдума». Решение референдума может носить как нормативный, так и индивидуально-правовой характер. Решения, принятые на трех республиканских референдумах нашей страны, являются нормативными актами.

Решение республиканского референдума подписывает Президент, что же касается решения местного референдума, то Избирательный Кодекс относит его подписание к полномочиям руководителя местного исполнительного и распорядительного органа.

Данная норма Кодекса сомнительна, поскольку назначение местного референдума может инициироваться Местными Советами депутатов, а не исполнительными и распорядительными органами. ????

В науке существует дискуссия по вопросу: «Является ли решение референдума (республиканского или местного) видом закона или это самостоятельный правовой акт». В Беларуси данный спор разрешен Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Закон гласит, что решение референдума является самостоятельным видом правовых актов. В любом случае решение, принятое референдумом, имеет высокую юридическую силу и может быть отменено или изменено только на референдуме (Исключение: если возможность изменения или отмены решения референдума государственными органами не предусмотрена в условиях проведения самого референдума).

 

Общие положения о государственных органах и их конституционно-правовом статусе

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...