Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-правовой статус Совета республики

 

Это верхняя палата Национального собрания, формируемая путем косвенных выборов и назначений. В Совете республики 64 человека. Членом Совета республики может быть лицо, достигшее 30 лет и прожившее в соответствующей области или в городе Минске не менее 5 лет. Члены Совета республики могут осуществлять свои полномочия на профессиональной основе либо не порывая с производственной или служебной деятельностью. На практике большинство членов верхней палаты наряду с парламентской деятельностью работают в других органах, организациях. Например, членами Совета республики являются председатели областных, Мингорисполкома. Необходимо обратить внимание, что парламентарии, входящие в верхнюю палату, называются не депутатами, а «членами Совета республики». Это связано с тем, что они не избираются народом непосредственно.

В классическом подходе белорусской Конституции депутат – это лицо, избранное народом.

Система Совета Республики такова:

· Председатель палаты (с недавнего времени им является Анатолий Рубинов);

· Заместитель председателя;

· постоянные комиссии Совета Республики.

Председатель верхней палаты и его заместитель избираются самой палатой из числа ее членов.

Яркой особенностью Совета республики выступает порядок его формирования:

56 членов Совета республики избираются от областей и города Минска депутатами местных советов депутатов базового уровня. А от каждой области должно быть избрано по 8 членов Совета Республики. Президент также назначает 8 членов этой палаты.

ü За членов Совета республики, избираемых от области, голосуют депутаты районных и городских (городов областного подчинения) советов депутатов.

ü За членов Совета республики, избираемых от Минска, голосуют депутаты Мингорсовета. Дело в том, что Мингорсовет обладает правами совета депутатов областного и базового уровней.

Совет республики наделен следующими видами полномочий:

1. Законодательные. Совет республики одобряет или отклоняет проекты законов, принятые Палатой представителей. Законодательные полномочия обеих палат впринципе равны, но Конституция предусматривает один случай, когда Палата представителей обладает преимуществом по отношению к Совету республики:

a.если палатам не удалость преодолеть разногласия по законопроекту, Президент или по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы окончательное решение по проекту закона приняла Палата представителей.

2. Контрольные:

A. в отношении Президента.

ü Совместно с Палатой представителей может отменить временный декрет Президента;

ü Совместно с Палатой представителей вправе досрочно освободить Президента от должности по состоянию здоровья либо смесить его с должности за совершение тяжкого преступления;

ü Рассматривает указы Президента о введении военного, чрезвычайного положения, об объявлении мобилизации и может утвердить, либо отклонить данный указ;

D. в отношении Местных советов депутатов.

ü вправе отменять решения Местных советов депутатов, если они не соответствуют законодательству;

ü может распустить Местный совет депутатов в случае систематического или грубого нарушения законодательства.

3. Кадровые. В отличие от Палаты представителей Совет республики обладает большим числом кадровых полномочий:

a. формирует половину состава Конституционного суда и Центр комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (по 6 чел);

b. дает согласие Президенту на назначение ряда высших должностных лиц:

ü Председателей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов;

ü Генерального прокурора;

ü Председателя правления Национального банка.

c. дает согласие Президенту на формирование полного состава следующих органов:

ü Верховного суда;

ü Высшего Хозяйственного суда;

ü Правления Национального банка.

В Конституции Беларуси содержаться и некоторые другие полномочия Совета Республики (найти самим!!).

Необходимо подчеркнуть, что Совет республики, как и нижняя палата, может осуществлять только те полномочия, которые отражены в Конституции. Запрещается устанавливать в законах дополнительные полномочия Совета республики. Таково положение последней части статьи 98 Конституции.

Основной закон предусматривает два основания для роспуска Президентом Совета республики:

1.Систематическое или грубое нарушение Советом республики Конституции;

2.Если распущена Палата представителей.

Закон

 

Закон важнейший из правовых актов государства с континентальной правовой системой. На основе Конституции, Закона « О нормативных правовых актах Республики Беларусь» можно привести следующее определение закона:

Закон – это нормативный правовой акт 1), регулирующий самые важные общественные отношения 2), имеющий высокую юридическую силу силу 3), и принимаемый Парламентом 4) в особом порядке 5).

Нормативный правовой акт

Закон является именно нормативным актом, то есть включает нормы права, а не индивидуально-правовые предписания. Нормативная природа закона имеет глубокое обоснование и связана с двумя важнейшими правовыми принципами:

1. Равенство всех перед законом. Чтобы реализовать этот принцип, закон должен устанавливать единообразные правила для всех, а такими правилами могут быть только нормы права. Не допускается вводить законом преимущества или, наоборот, ограничения для конкретных лиц, поскольку такие индивидуальные предписания входили бы в противоречие с принципом равенства.

2. Разделение властей. Работа органов исполнительной и судебной властей чаще всего выражается в издании индивидуальных правовых актов: актов, о назначении пенсии конкретному лицу, о возбуждении уголовного дела, о назначении наказания конкретному лицу и т. п. Такие индивидуальные правовые акты не нарушают принцип равенства, поскольку издаются на основании закона, единого для всех. Если бы закон содержал индивидуально-правовые предписания, это означало бы вторжение Парламента в компетенцию органов других ветвей власти.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...