Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Седьмая стадия: опубликование закона

Закон, чтобы быть реализованным, должен стать известным лицам, на которых он распространяется. Кроме того статья 34 Конституции гарантирует каждому гражданину Беларуси право на получение информации о деятельности государства. Поэтому законы должны доводиться до сведения не только исполнителя, но и всего общества.

Опубликование – это доведение закона до всеобщего сведения путем воспроизведения его текста в предусмотренных законодательством источниках (источниках официального опубликования).

Источниками официального опубликования законов являются:

1. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь:

a. в печатной форме. В данном случае НРПА понимается как периодическое печатное издание (журнал);

b. в электронной форме. Речь идет об электронной версии периодического печатного издания. Данная электронная версия размещается на национальном правовом интернет-портале www.pravo.by

Издание НРПА и ведение портала pravo.by обеспечивается государственным учреждением «Национальный центр правовой информации».

2. Газета «Звязда». В ней публикуются законы, принятые на белорусском языке.

3. Газета «Народная газета». Публикуются законы, принятые на русском языке.

Опубликование закона в перечисленных источниках признается официальным опубликованием. Кроме официального может применяться и неофициальное опубликование закона, но оно не влечет юридических последствий. Официальное опубликование закона имеет важное юридическое значение, которое выражается в двух аспектах:

1.Государство гарантирует достоверность текста закона только в официальных источниках;

2.С датой официального опубликования закона связан момент вступления его в силу.

По общему правилу, установленному в Конституции, закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Однако данный срок может быть изменен самим законом: этот срок может быть больше или меньше 10 дней. В любом случае закон не вступает в силу до его опубликования.

Если в законе написано «вступает в силу после дня опубликования», то он вступает в силу на следующий день. Если написано «в день опубликования», то сегодня. Закон вступает в силу уже с ноля часов.

Рассмотренные стадии законодательного процесса позволяют сделать некоторые выводы:

1.Законопроект становится законом по прошествии не всех стадий законодательного процесса, а уже на парламентском этапе. Подчеркнем, что законопроект становится законом с момента его одобрения Советом Республики.

2.Превращение законопроекта в закон не означает завершение законодательного процесса. Необходимо осуществить еще целый ряд процедур (стадий) для вступления закона в силу. В среднем прохождение законодательного процесса занимает 2,5 года: самой длинной стадией является стадия рассмотрения и принятия законопроекта в Палате представителей, второй по длине – планирование законопроекта – 0,5 лет).

 

Постановления палат Национального собрания

 

Законы принимаются по итогам реализации только одной группы парламентских полномочий – законодательных полномочий. Для осуществления же других групп полномочий Национального собрания принимаются постановления. Постановления имеют только один общий с законом признак: они принимаются Парламентом. Однако даже здесь необходима оговорка: постановления принимаются не совместно палатами Парламента, а каждой из палат в отдельности. Соответственно необходимо вести речь не о постановлениях Национального собрания, а постановлениях Палаты представителей и постановлениях Совета Республики.

Постановления палат Парламента принимаются для реализации контрольных и кадровых полномочий. Например: постановление Палаты представителей «Об отмене временного декрета Президента», постановление Совета Республики «Об избрании судей Конституционного суда», Постановление Совета Республики «О даче Президенту согласия на назначение Генерального прокурора».

Но даже в законодательном процессе, то есть при осуществлении законодательных полномочий, палатам Парламента не обойтись без постановлений. Каждая значимая процедура при прохождении законопроекта через Парламент оформляется постановлением той или иной палаты. Например: постановление Палаты представителей «О принятии законопроекта и направлении его Совету Республики», Постановление Совета Республики «Об отклонении законопроекта».

Подавляющее большинство постановлений палат представляют собой не нормативный акт. В некоторых случаях допускается принятие нормативных постановлений. Среди нормативных постановлений палат Парламента следует особо выделить регламенты палат.

Регламент палаты – это нормативный правовой акт, который детально определяет процедуру деятельности палаты, ее внутренних органов (постоянных комиссий), членов палаты.

Свой регламент имеется и у Палаты представителей и у Совета Республики. Регламент палаты не действует непосредственно, а оформляется постановлениями палат.

Постановление палаты Парламента подписывается председателем палаты и не направляется Президенту, в отличие от закона. Постановления палаты Парламента имеют меньшую юридическую силу, чем законы, а также декреты и указы Президента.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...