Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Предмет, функции и метод исторической науки.

Вопрос 1. Предмет, функции и метод исторической науки.

Историческая наука

История – наука о прошлом человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни. Содержанием истории как науки является исторический процесс, который раскрывается во всех многообразиях жизни общества и отдельных людей. История рассматривает внутреннюю и внешнюю общественную жизнь страны, международные отношения, деятельность государственных и исторических личностей => история – многообразная и многоотраслевая наука. Самостоятельные отрасли (некоторые из них):

- Экономическая история

- Политическая история

- Социальная

- Военная

- История гос-ва и права

- История религии

- Культуры

История делится на разные, более конкретные науки, по принципу широты охвата:

- Всеобщая история

- История континентов

- История отдельных гос-в

К историческим наукам относят:

- археология (изучает историю общества по памятникам материальной культуры)

- Этнография (быт, нравы различных народов)

К специальным историческим дисциплинам относятся:

- Палеография (Рукописные памятники)

- Нумизматика (монеты)

- Геральдика (гербы)

- Генеалогия (происхождение фамилий)

- Сфрагистика (печати)

- Топонимика (географические печати)

- Источниковедение (Исторические источники)

- Историография (Труды историков)

 

Функции исторического познания

1) Познавательная

2) Практически – политическая (Базируется на основе анализа. Задача: прогноз и избежание ошибок в будущем)

3) Мировоззренческая

4) Воспитательная (Воспитание патриотизма)

Принципы изучения исторических фактов:

1) Принцип историзма. Рассмотрение всех исторических фактов в конкретной исторической обстановке. Факты рассматриваются во всей динамике существования общества, соответствующего рассматриваемому периоду времени. (той эпохи) (Э.С. Радзинский нарушает этот принцип)

2) Принцип объективности. Данный принцип предусматривает опору на конкретные исторические факты

3) Принцип социального подхода. Изучение всех общественных процессов с учетом всех слоёв общества (процессов экономических, политических, социальных, религиозных) (Пример нарушения: Октябрьская революция. Рассматривалась только со стороны пролетариата)

4) Принцип альтернативности. Анализирует вероятность того, что произошло бы какое-либо другое событие.

5) Принцип периодизации истории.

Периодизация – установление в хронологической последовательности этапов развития общества. В основе выделения этапов – общие черты ведущих государств.

 

Два подхода периодизации:

  • Формационный (марксистский) – выделение периодов с экономической точки зрения, т.е. в зависимости от характера (вида) производительных сил (первобытный, феодальный и т п).
  • Цивилизационный – выделение общих черт в политической, духовной, материальной, экономической культуре, т.е. выделение цивилизаций по разным периодизациям (их всегда две: европейская и восточная).

 

 

Методы исторического познания

Метод – способ извлечения знания.

1) Хронологический метод (Изучение всего в хронологическом порядке)

2) Синхронный метод (одновременное изучение всех событий)

3) Метод исторического моделирования (Реконструкция прошло по каким-то известным фактам)

4) Идеалистический и материалистические методы (смотри лекции по философии) J

 

 

Вопрос 2

Этногенез восточных славян

Этногенез – происхождение этноса.

• Дунайская концепция происхождения славян

«Дунайская концепция» состоит в утверждении, что прародиной славян являлся бассейн Дуная (о чем свидетельствует Нестор в «Повести временных лет»(1113г.)). Последователи этой теории (в частности О.Н. Трубачев) считают, что именно оттуда славяне передвинулись в другие места, в том числе и к северу, в район Вислы.

Учёный Ключевский считал, что сначала славяне заселяли территорию предгорья Карпат. Дунайская концепция господствовала в историографии до конца XIX века. Сейчас почти нет сторонников этой концепции.

• Современное состояние проблемы формирования славянской этнической общности.

Славяне принадлежат к самой древней многочисленной языковой семье – индоевропейской семье народов. К ней принадлежат: германские народы, иранские, греки.

· Этноним «Славяне» (содержание термина) - человечество, люди.

· Центром формирования индоевропейского массива народов в 5-4 тысячелетии до н.э. была территория Балканского полуострова и Малая Азия.

· Не позднее второго тысячелетия начинается перемещение из Малой Азии в районы современной Европы.

• Этногенез славян в своем развитии прошел 3 основных этапа

1. Формирование протославянской общности

2. Формирование праславянской общности

3. Формирование раннеславянской этнической общности

• Славянские археологические культуры

Археологическая культура – совокупность памятников материальной культуры, которые относятся к одной территории, одному времени и имеют общие черты в изготовлении орудий труда, в строительстве жилищ, погребальном обряде, в изготовлении керамики.

Протославянская этническая общность:

Археологическая культура шнуровой керамики.

Культура приблизительно датируется 2-3 тысячелетием до н.э.

Расселились на территории от Карпат до Днепра (запад-восток), от причерноморский степей до Балтийского моря (юг-север).

Праславянский тип:

Данные археологов совпадают с данными письменными( записи миссионеров, византийские летописи, арабские записи).

К 7 веку сложилось 3 группы праславян:

1. Склавины (V – VII в н.э.) – Южная часть Польши, пражско-корчаковский тип культуры

2. Анты – междуречье Днестра и Днепра, пражско-пеньковская культура

3. Венеды – суковская культура

Их всех объединяло то, что у них были пирамидальные курганы (курганы – характерный похоронный обряд). Обитали они на территории протославян. Каждые имели свою культуру.

Санкт-Петербургские археологи выдвинули теорию о существовании 4-ой группы славянских племен, которые обитали в бассейне рек, впадающих в Ильмень. По своей культуре эти праславянские племена идентичны, за исключением одного момента. У них были вытянутые курганы – культура вытянутых курганов.

Ранняя славянско-этническая общность.

5-7 века нашей эры – эпоха «Великих переселений» - массовое перемещение этноса с юга на север и с севера на юг. Под воздействием перемещения народов складывалось три ветви славян:

· Южные славяне (Балканская территория)

· Западные славяне (Германия, Чехия Словакия, зап. Польша)

· Восточные славяне (от Карпат до Днепра (Волга), от озера Ильмень до Причерноморских степей)

Билет №3

Образование государства Восточных славян (9 век)

Сколько было Суперсоюзов?

До 70х годов 20 века – версия: древнерусское государство возникло путем соединения двух мощных центров: Киева и Новгорода.

В начале 80х годов академик Рыбаков обосновал первенство Киева над Новгородом

Группа Петербургских историков отстояла прежнюю точку зрения (профессор Фроянов):

1. На рубеже 8-9 веков на юге славянских земель образуется мощный Суперсоюз.

2. Одновременно с южным СС на северо-западе славянских земель (проф. Седова) формируется другой мощный СС (не только славяне, но и финно-угры)

Племенные союзы:

ü Поляне

ü Древляне

ü Северяне

ü Дреговичи

ü Полочане

ü Кривичи

ü Радимичи

ü Вятичи

ü Ильменские словене

ü Бужане (дулебы)

ü Белые хорваты

ü Уличи

ü тиверцы

Позже центром стал новый город - Новгород.

Какова роль Норманнов (Варягов) в становлении государственности у восточных славян?

862 г. – «Повести временных лет» - рассказ о междоусобицах в славянских и Финно-угорских племенах.

6 сентября 1749 г. - доклад «О происхождении русского народа и его имени» (собрание РАН; Георг Фридрих Миллер)

Сейчас рассказ Нестора оценивается исходя трех версий:

· Правда;

· Рассказ Нестора – легенда, более поздняя вставка в «повесть»

· Отдельные сюжеты имели место, но из этих сюжетов нельзя делать вывод о призвании варягов.

Гостомысл: «Приходите и княжьте». (Уже нет хаоса, существует строй). Формирование государства – длительный процесс.

В. В. Мавродин и академии Лихачев:

· вторая половина XI в. – распад древнерусских государств, войны между князьями.

· 1097 г. – созыв в Любичи; Мономах «Каждый владеет вотчиной своей»).

Силы против половцев (во главе Мономах)

1113 г. - восстание в Киеве

Объединение русского государства (до 1125 года; Мономах)

1116 г. - монах Сильвестр вставляет в «Повесть временных лет» рассказ для создания исторического прецедента (позволил Мономаху править).

Ключевский: варяги - наёмниками славян → получали корм. Желание жить богаче → перебили славян и захватили власть. Нестор сочинил легенду

Вопрос 4

Билет 5

Крещение Руси

 

980 г. – начало княжения Владимира 1.
Задача: объединение Руси, так как:

1) 972-980 – междоусобицы

2) Попытки русских земель отделиться от Киевской Руси

3) Слабые эк. связи земель

Способ решения этой задачи: введение религии на Руси.

Причины выбора христианства:

· Тесные связи с Византией

· Остаться языч. страной – значит, изолироваться от Европы

· Христианство с единобожием способствовало созданию гос-ва с единоличным правителем.

987 г. – Владимир женится на Анне, сестре Византийского императора
Условие свадьбы: крещение Владимира

988 г. – крещение киевлян, введение христианства, как официальной религии.

Начало процесса обращения Руси в христианство.

 

Итоги:

1) укрепление территориального единства

2) расширение междунар. связей

3) развитие русской культуры

 

Вопрос 7

Вопрос 10.

Причины распада Киевской Руси.

В середине XII века Киевская Русь распалась на независимые княжества, однако формально ограничено просуществовала до монголо-татарского нашествия (1237—1240) и Киев продолжал считаться главным столом Руси. Эпоху XII-XVI веков принято называть удельным периодом или феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого.

Подобно большинству раннесредневековых держав распад Киевской Руси был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив своих 12 сыновей по основным городам. Началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава.

После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками.

Всеслав, князь полоцкий, вначале поддерживавший Ярославовичей, совершивший с ними поход на торков, в 1065 году совершает нападение на Псков. В 1067 году занимает Новгород. В 1068 году, пленённый Ярославовичами, доставляется в Киев. Однако в результате мятежа, поднятого киевлянами, становится великим князем Киевским, объединив тем самым под своей властью земли Руси на три года.

В 1097 году по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.

Киев по решению Любеческого съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093—1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.

Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку. Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава — Всеволода в обход младших Мономашичей — ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская».

Концепция городов-государств.

Период городов-государств – это период образования автономных общинных союзов: земель, волостей.

1. В середине 11 века Суперсоюз с центром в Киеве распадается на независимые земли, города-государства.

2. Землю составлял главный город. К главному городу примыкала сельская местность, округа или волость, а также пригороды – зависимые от главного города. Всё это вместе составляло единое экономико-политическое и юридическое пространство.

3. Осуществляло управление вече главного города. Вече главного города по своим функциям очень напоминало народное собрание городов античности. Полновластное вече поддерживалось городской и сельской общиной.

Таким образом, города-государства являлись общинными республиками. Они были уничтожены в ходе Монгольского нашествия. Но они послужили основой для формирования нового типа государственного устройства – раннефеодальных княжеств.

Культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развития. Культура вырастала прямо из недр народных масс. В основе ее было устное народное творчество. Если о славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры - былинах мы знаем неплохо. Ряд современных историков и филологов считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется точка зрения на былины как на явление фольклора, отражающее самые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе разные хронологические пласты.

Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии развития этих доклассовых государственных образований интеграционные тенденции были настолько сильны, что активно стимулировали рост письменности как одного из орудий межобщинных отношений. Решающее значение народных нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается историей древнерусского литературного языка.

В Киевской Руси высокого уровня достигла и архитектура. К сожалению история не так уж и много знает о древнерусском зодчестве, ведь оно было деревянным Позднее Русские мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развили византийские традиции. Каждая строительная артель пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в каждой земле возникала своя собственная культовая архитектура. Основным строительным материалом был тонкий кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались из поколения в поколение.

В Древней Руси получила распространение и живопись - прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке. Многие из фресок посвящены бытовым сюжетам: изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора сохранились и великолепные мозаики - изображения, составленные из мельчайших кусочков смальты.

Давая оценку древнерусской культуре в целом, нужно иметь в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые районы были населены язычниками, само древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество.

Вопрос 14

Причины возвышения Москвы

Проблема возвышения Москвы была изучена, и были предложены следующие концепции.

3 основные причины возвышения Москвы:

1.Москва находилась на пересечении важнейших торговых путей – выгодное географ. положение;

2.Московские князья, как полит. деятели, значительно превосходили своих современников – полит. фактор;

3.В Московском княжестве (МК) не было междоусобных войн, начиная с Калиты, потому что там складывается новый порядок наследования – «семейный престол» (престол передавался старшему царскому сыну, а не сраршему в роде) – соц. фактор.

А.А. Зимин опроверг все 3 положения и выдвинул свою версию. Он доказал на основе всего комплекса источников, историографии, что:

1. никаких удобных торговых путей возле МК не было;

2. МК уступало Тверскому, Нижегородскому, Ярославскому княжествам;

3. МК не являлось центром земледелия и ремесленного производства, в этом отношении значительно уступало другим землям.

Он выдвинул свою версию возвышения Москвы. Считал, что 2 условия обусловили первенство Москвы:

· Особенности колонизационного процесса. К XIV в. основная территория МК была освоена, т.е. большую часть ВК отдал приближенным за службу. Исходя из этого, войти в элиту без земли новым лицам было невозможно. Стояла проблема земельного фонда. Колонизация – освоение новых земель; во главе колонизации шла русская православная церковь).

· Ключевое положение: военное, соц. и эк. превосходство М. было достигнуто посредством наличия особой соц., военной корпорации (института, объединения) «Государева двора» (ГД). Туда входили: 1. потомки бывших удельных князей, кот. перешли на службу Московскому князю или передали права на управление своими землями. – «Служилые князья» получили боярский чин и новые вотчины; 2.боярство (как соц. слой, сложилось, по одной концепции, в X-XI вв., по другой – в XIII-XIV вв., посредством слияния: а) потомков родоплеменной знати и б) высших слоев дружины); 3. «дети боярские» - а)потомки младшего слоя княжеской дружины (отроков); б)представители обедневших боярских родов, которые не получили вотчины (по разным причинам).

Цели ГД: расширение территории МК, получение вотчин и поместий от Московского князя.

Вопрос 17

C. Иван Данилович Калита (1325-40)

i. Неделимость «отчины»

ii. Политика задаривания à татары 40 лет не появлялись на русской земле

iii. Борьба с Тверью

1. Восстание в Твери (1327) против Чолхана {и татар}

2. Карательная экспедиция Калиты в Тверь à получение ярлыка на великое княжение от хана Узбека

iv. Перенос митрополии в Москву

1. Митрополит Петр переехал в М. по приглашению, где и скончался

2. Митрополит Феогност уже остался в М.

d. Симеон Иванович Гордый (1340-53)

i. Продолжение политики отца (100%)

ii. Шаткий мир с Великим княжеством Литовским

iii. Мир с Ордой

iv. Украшение М.

1. Фрески и росписи храмов

e. Иван Красный (1353-59)

i. Рост самодержавных тенденций (после убийства московского тысяцкого – «оппозиционера» власти князя)

G. Василий I Дмитриевич (1389-1425)

i. Поддержание дружбы с Литвой

ii. Присоединение Нижегородского княжества (1391)

iii. Опасность нашествия Тимура (1395)

1. Легенда о явлении Тимуру во сне Богоматери à уход Тимура

iv. Княжеско-церковный конфликт

1. Открытая борьба между князем и митрополитом

3. Московские князья XV века.

a. {формально первый – Вас. I}

B. «Феодальная война»

i. Противоречие завещаний Дм. Донского и Вас. I

à борьба за великокняжеский престол

ii. Борьба Василия II Васильевича и Юрия Дмитриевича

1. Юрий занимает М. (1433), но неожиданная смерть

iii. Борьба Василия II и сыновей Юрия (Дмитрий Шемяка)

1. Вас. II попадает в ордынский плен (1445)

à Дмитрий – великий князь

2. Дм. Шемяка ослепляет Вас. II (1146) и занимает М.

a. Пиррова победа – Шемяка покидает М. и умирает

 

Вопрос 18

Положение крестьян.

А) Оставались свободные крестьяне – «черные» (платили только прямой налог гос-ву (деньгами))

Б) Общинные власти избирались крестьянами, решали их внутриобщинные дела (суды, раздел земель и т.д. и т.п.)

В) Крестьяне, находившиеся в зависимости не от государства, а от отдельных феодалов, вели мелкое единоличное хозяйство на полученных от них участках земли. (вносили своим владельцам натуральный оброк и выполняли барщинные работы) (платили оброки, давали «корма»)

Г) Крестьяне всех категорий должны были принимать участие в постройке и ремонте городских укреплений («городовое дело» ), в организации связи и устройстве трактов («ямское дело»).

 

Процесс закрепощения крестьян

А) С образованием единого государства и изданием в 1497 г. «Судебника» правило о Юрьеве дне было распространено на все категории крестьян и по всей территории государства.

Б) В конце XV в. появилась особая категория феодально зависимого населения — кабальные люди. Сущность кабальных отношений заключалась в том, что феодал на основании особой заемной расписки (служилой кабалы) получал право эксплуатировать должника, погашавшего своей «службой» проценты с занятой суммы. Кабальный человек юридически не был холопом.

 

Город. Развитие ремесла

А) Основную часть населения городов составляли ремесленники.

Б) В XIV в. получило развитие литейное дело, пришедшее в упадок в связи с нашествием монголов.

В) В ряде русских княжеств в середине XIV в. начался чекан серебряной монеты, в связи с чем выделился особый вид ремесла — денежное (монетное) дело.

Г) Труд русских ремесленников имел большое значение в деле восстановления разрушений, произведённых татаро-монгольскими завоевателями, в подготовке экономических предпосылок образования Русского централизованного государства. Ремесленники работали не только на дому (на заказчика или для рынка), но и по найму. Число городских ремесленников росло за счёт притока беглых крестьян и холопов. В городе часть их переходила в разряд тяглых посадских людей.

Д) Городские ремесленники имели свои организации. Ремесленники отдельных профессий занимали целые улицы (в городах имелись, например, улицы — Бронная, Кузнечная, Гончарная и др.).

Внутренняя и внешняя торговля

А) В связи с ростом общественного разделения труда отчётливее проявлялась роль города как центра товарного производства. Изделия отдельных городских ремесленников сбывались в деревню.

Б) Крупную роль в развитии внутренней торговли играла Москва (Важное торговое значение имели Тверь и Новгород)

В) В XIV в. русские земли вели торговлю с генуэзскими и венецианскими колониями на южном побережье Крыма

Г) Торговлю с Востоком и Западом вели Москва, Тверь и другие города. Литовские купцы торговали в городах Московского и Тверского княжеств. Московские и тверские купцы ездили в Смоленск, Вязьму, Витебск, Дорогобуж, Киев, через Полоцк Западной Двиной — в Вильнюс, через Киев — в Крым.

Д) По волжскому пути происходила торговля Руси с Ордою.

Е) Транзитным пунктом в торговле Руси с Западом являлся Новгород.

 

Классовая борьба в деревне

А) В период образования Русского централизованного государства усилилась классовая борьба. Крестьяне и холопы отвечали на возраставший феодальный гнёт побегами, которые особенно усилились к середине XV в.

Б) Содержание классовой борьбы в значительной мере определял вопрос о земле. «Чёрные» крестьяне боролись против феодалов, захватывавших их общинные владения. Вооружённые столкновения между крестьянами и землевладельцами, перепахивание крестьянами земельных границ феодальных имений, поджоги изгородей и т. д.

 

Городские движения

А) Классовая борьба в XIV—XV вв. шла не только в деревне, но и в городе, где в это время обострились противоречия между «большими» и «лучшими людьми» (т. е. боярством, духовенством и крупным купечеством)

Б) В начале XIV в. вспыхнули восстания «чёрных людей» в Костроме, Нижнем Новгороде и Брянске. Крупные городские движения против гнёта татаро-монгольских ханов произошли в 1320 г. в Ростове, а в 1327 г. — в Твери

В) В Новгороде в 1418 г. вспыхнуло широкое восстание плебейских масс против боярства.

 

Вопрос 21.

Культура России XIV – XV вв.

1. Элементы научных знаний:

· Интерес к строению Вселенной (сборник Кирилло-Белозерского монастыря 1424г.)

· Описание болезней, эпидемий, открывается первая аптека в Москве 1581г.

· Расширение географических расширений Хождения за три моря» А. Никитина)

2. Общественно-политическая мысль, истор. знания, лит-ра

· Основной памятник - летописи, отражавшие все социально-политические процессы, также в летописях уже проявлялась борьба между Тверью и Москвой (Лаврентьевская летопись 1377г., Троицкая летопись, в связи со строительством нового Успенского собора появляется московский летописный свод 1480!)

· Литература – различные исторические сочинения: «История о Казанском царстве», «Повесть о прихождении Стефана Батория», «История о великом князе Московском». Во второй пол. XIII-XV в. Центральная тема лит-ры - борьба русского народа против завоевателей: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Слово о полку игореве» , «Сказание о мамаевом побоище»

· Сильвестр написал «Домострой» - энциклопедия домашнего хоз-ва и моральных норм

· Памятник общественно-политической жизни – переписка Ивана Грозного с Курбским

3. Архитектура

· Первый город, где началось каменное строительство после ига – Тверь (1285- 1290 храм Спаса-Преображения)

· XIV-XV вв. центр развития архитектуры – Великий Новгород (церковь Николы на Липне)

· Изменилась кладка, на смену монумент. пришли небольшие сооружения, стремление к яркому и нарядному

· Псковское зодчество – церковь Василия на Горке (1413), церковь Богоявления (1446), Троица (1365-1367)

· Москва – каменный Кремль (1367)

· В честь победы над Новгородом (1471) Иван III перестраивает Успенский собор в Коломне (1479) – архитектор – Аристотель Фиорованти

· Грановитая палата (1487-1491) – Руффо, Солари

· XVI – век развития шатрового стиля (каменные церкви без внутренних столбов с единым внутр. пространством)

4. Живопись

· Развитие живописи после тяжелого монгольского нашествия начинает возрождаться в рамках школ, имеющих различное региональное развитие (в Новгороде – узкие, вытянутые изображения людей, многослойные композиции)

· Крупнейший художник – Феофан Грек, приехавший из Византии (роспись Спаса на Ильине, церковь рождества Богородицы, Благовещенский собор, «Деисус»)

· Вершина русской живописи –творчество Андрея Рублева. Он создает худ. школу росписи-мягкость, человечность. Благовещенский собор, Троице-Сергиев монастырь, «Троица»

· Дионисий (фрески в Рождественском соборе Пантуфьева Боровского монастыря, Успенский собор Иосифо-волоколамского монастыря, Ферапонтов монастырь)

· Государство начинает оказывать все большее воздействие на развитие живописи ( Стоглавый собор 1551 возводит иконописание Рублева в канон, художники должны были работать под влиянием церковной и светской власти)

· Конец XVI в. – своеобразное художественное течение, сосредоточившее внимание на живописной технике – «строгановская школа»: Прокопий Чирин, Никифор, Савины.

 

Источник: учебник Дворниченко, Тота и Ходякова

 

Вопрос 22.

Основные положения

В 1547 году был венчан на царствование Иван Васильевич (Грозный). В конце 40х – начале 50х гг. Реформы (начатые Еленой Глинской) продолжились. Их связывают с деятельностью Избранной Рады – круга близких царю людей, среди которых были:

- Алексей Фёдорович Адашев (незнатный дворянин)

- Священник придворного Благовещенского дворца Сильвестр

- Митрополит Макарий (глава церкви)

- Представители боярской знати, например князь Курбский – друг детства Ивана Грозного

Реформы:

Губная реформа

Была продолжена губная реформа Елены Глинской. В каждом уезде, где было введено губное правление, дворяне должны были избирать губных старост. Им поручили борьбу с наиболее опасными для гос-ва преступлениями – “разбоями”.

 

Военная реформа

Основа вооруженных сил (притом сохранялось ополчнение крестьян и горожан – посоха) составляло конное ополчение дворян. Сын боярский в 15 лет “поспевал” в службу и продолжал ее до смерти или до тяжелой болезни. Он обязан был вызодить на службу на коне, вооруженным со своими холопами. Не явившейся назывался “нетчиком” и подвергался тяжелому наказанию. В 1555 г принято “Уложении о службе”. В нем устанавливались правовые основы поместного землевладения. С каждых 100 четвертей земли (около 170га) должен был выходить на службу вооруженный конник. Середина 50х – стрелецкая реформа. Формируется стрелецкие полки на постоянной основе) из посадских людей. Это начало формирвания постоянной армии. Стрельцы получили значительные льготы: высокое жалование, форму, право заниматься торговлей и т.д.. Стрельцы были вооружены огнестрельным оружием, а так же они усиливались артиллерией. Стрельцы стали самой лучшей армией. Хорошо проявили себя во время войны с Астраханским и Казанским ханствами (1552 – 1556 года). Из стрельцов был сформирован стрелецкий полк – охрана царя (3000 человек). Стрельцы несли охрану всех гос. Учрежденй. Караульная служба.

Судебник 1550 года

Судебник 1550 года, принятый на первом Земском сборе “примирения”, отрожал и закреплял выжнейшие тенденции Руси. Новый документ на 2/3 отличался от судебника 1479 года (первого юр. Документа). Основные моменты:

- Частное (вочинное, церковное, поместное) землевладение – попытка создать привилегии для поместного землевладения.

- Положение зависимых категорий крестьянства и взаимоотношения крестьян с феодалами (подтвердил Юрьев день, но увеличил пожилое, что затруднило переход)

- Вопросы устройства системы гос. Управления. Можно было подуамть, что боярская дума владела законодательной инициативой

Стоглавый собор

Иван Грозный сформулировал свои вопросы Церковному собору в документе из 100 глав в 1551 году. Условно, это вопросы можно разделить на 3 группы: внутренняя организация церкви (службы, деятельность монастырей…), церковное землевладение (Иван Грозный решил часть церковных земель передать государству (были необходимы земли для поместий – от этого завсисила экономическая мощь гос-ва)), церковное образование (борьба с еретиками, различными проявлениями нецерковного отношения к жизни). Руководил работой – митрополит Макарий. По итогам собора 1551 года были опубликованы приказы, ограничившие дальнейший рост церковного землевладения: церковь лишилась налоговой льготы (тарханов), церковь был обязана вернуть в казну земли, которые отошли к ней в период Боярского правления {Секуляризация земель}, новые земельные приобретения могли состояться только в тех случаях, если с ними соглашался царь. Таким образом был предпринят первый шал на пути ограничения цековного землевладения.

 

Налоговая и таможенная реформа

Вводится новая единица налогообложения (раньше – один двор) – соха (поземельная единица). Величина сохи зависит от социального статуса землевладельца. Все налоги, которые платили торговые люди, сводились к 1 рублевой пошлине – единый таможенный налог в размере одного рубля. Экономическое положение государства улучшилось.

 

Вопрос 24

Опричнина

Причины:

1) Первая точка зрения (Ключевский В.О).
Опричнина была обусловлена личными качествами царя, политического значения не имела.

2) Опричнина являлась продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех, кто противостоял его самовластию.
а) цель опричнины – сокрушение боярско-княжеского могущества (Соловьев).
б) О. целилась в остатки удельно – княжеской старины.

3 декабря 1564 г. Иван с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян выехал из Москвы. Он обосновался в Александровской слободе. Отсюда Грозный отправил в начале января 1565г. два послания, которые огласили на Красной площади. В первом он обрушивал гнев и опалу надуховенство, бояр и служилых людей, обвинял их в изменах. Во втором царь объявлял посадским людям, что «гневу на них и опалы никоторые нет». Послания вызвали в городе волнение, «людье» просит царя вернуться на престол.

Царь довольно быстро согласился на уговоры вернуться, но выдвинул свои условия. Он вернется, если «ему на своих изменников разрешено опала своя класти, иных казнити, двор учинить ему и обиход особенный»{неполная цитата}.

Опричнина означала личный удел царя, остальная часть гос-ва называлась земщиной. В опричнине была своя Боярская дума, особая казна, свои приказы, свое войско.

Как считает большинство исследователей, в опричнину были выделены следующие земли: уезды центра (Суздальский, Ростовский, возможно, Костромской, часть Переяславль - Залесского), уезды, пограничные с Великим княжеством Литовским, богатые черносошные земли в Поморье. В опричнину взяли тысячу служилых людей.

Считается, что в опричнину были взяты территории, в которых господствовало княжеско-боярское землевладение. Крупные землевладельцы выселялись на земли земщины. Опричные земли были заселены служилыми людьми или верными слугами царя. Опричнина сопровождалась выселением.

Церковь не поддерживала опричнину. Митрополит Ф. Колычев выступил с обличениями опричнины. Впоследствии заточен в монастырь, задушен.

С 50-х годов Иван хочет уничтожить последнего удельного князя на Руси – Владимира Старицкого {см. причины 2б}, который мог реально претендовать на царст<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...