Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011г.

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов

направления 081100 – «Государственное и муниципальное управление»,

квалификация (квалификация (степень) «Бакалавр»)

 

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ____________________/Авдеев Д.А., канд. юрид. наук, доцент/

«____»____________ 2011 г.

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры конституционного и муниципального права «___» мая 2011 г. протокол № 7. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Чеботарев Г.Н./

«______»___________ 2011 г.

 

 

Рассмотрено на заседании УМК Института права, экономики и управления «____» мая 2011 года (протокол № ____)

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Лазутина Д.В./

«______»_____________2011 г.

 

 

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

Авдеев Дмитрий Александрович

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов

направления 081100 – «Государственное и муниципальное управление»,

квалификация (квалификация (степень) «Бакалавр»)

 

Тюменский государственный университет

 

 

 

Авдеев Д. А. Конституционное право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 081100 – «Государственное и муниципальное управление», квалификация (квалификация (степень) «Бакалавр»). Тюмень, 2011, ___ стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Конституционное право[электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой конституционного и муниципального права. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Чеботарев Г.Н. заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Института права, экономики и управления

 

 

 

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

 

© Авдеев Д.А., 2011.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Учебный курс «Конституционное право Российской Федерации» является одной из дисциплин, которые принято относить к разряду фундаментальных.

Лица, занимающиеся управленческой деятельностью, должны обладать высокой квалификацией, опытом и профессиональными навыками. В связи с этим становится неизбежным получение квалифицированным специалистом правовых знаний вообще и конституционного права в частности. Известно, что одним из квалификационных требований, предъявляемых в ходе аттестации государственных (муниципальных) служащих, является знание не только федерального конституционного законодательства, но и законодательства субъектов Федерации, регламентирующих вопросы организации публичной власти как на региональном, так и местном уровнях.

Конституционно - правовые нормы являются основополагающими для регламентирования отношений, связанных с установлением правового статуса государственных и муниципальных служащих. Ведь государственная и муниципальная служба занимают особое место в системе разнообразных форм участия граждан в управлении делами государства.

Задачами изучения курса является освоение теоретических основ и реализация полученных знаний на практике. Основное внимание при изучении данной дисциплины необходимо уделять самостоятельной работе с нормативно - правовыми актами и с научной литературой.

Государственный (муниципальный) служащий в практической деятельности обязан по возможности реализовывать полученные знания в практику деятельности органов государственной власти и местного самоуправления различного уровня в целях формирования гражданского общества, внедрения в жизнь принципа конституционализма и создания благоприятных условий для обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Овладение основами конституционного права требует систематической работы, основанной на самостоятельной организации учебного процесса самим студентом, который включает в себя - работу с библиотечным фондом, изучение нормативно - правовых актов (умение работать с правовыми система Гарант и Консультант Плюс), посещение лекционных и семинарских занятий, подготовку докладов (рефератов), подборку материалов для написания курсовой работы. Примерная тематика курсовых работ содержится в данных методических рекомендациях.

При подготовке доклада (реферата) или презентации необходимо согласовать с преподавателем тему, получить необходимые консультации и методические рекомендации, которые позволят сделать работу теоретически обоснованной и практически полезной.

Придерживаясь предложенных рекомендаций, студент может в достаточной степени овладеть тем объемом знаний, который предусмотрен рабочей программой, успешно сдать экзамен, а в дальнейшем использовать полученные знания в своей будущей практической деятельности.

Основной целью дисциплины «Конституционное право» является ознакомление будущего бакалавра с основами организации публичной власти, административно-территориального и политико-государственного устройства Российской Федерации, процедурами формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачамиучебной дисциплины являются:

· ознакомление с источниками конституционного права России, особое место среди которых занимает Конституция; выявление общих и особенных признаков, свойственных Конституции Российской Федерации, порядок ее пересмотра и внесение изменений.

· изучение особенностей конституционного закрепления прав и свобод человека и гражданина в источниках конституционного права России;

· ознакомление с принципами организацией высших органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;

· изучение особенностей федеративного устройства России, выявление специфики правового статуса субъектов Российской Федерации, иных административно-территориальных единиц;

· ознакомление с избирательным законодательством Российской Федерации;

· сравнительно-правовой анализ конституционно-правового статуса высших органов государственной власти Президента, Федерального Собрания, Правительства и Конституционного Суда Российской Федерации (порядок их формирования, компетенция и формы взаимодействия между собой);

· исследование основ организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Учебная дисциплина профессионального цикла «Конституционное право» позволит будущему бакалавру по направлению 081100 – «Государственное и муниципальное управление», квалификация (квалификация (степень) «Бакалавр») успешно применять полученные знания, навыки и умения, а также решать задачи в профессиональной деятельности.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

«Конституционное право» относится к учебной дисциплине профессионального цикла. Освоение данной дисциплины тесным образом связано, прежде всего, с такими учебными дисциплинами как правоведение, система государственного и муниципального управления, теории управления, история государственного управления в России, муниципальное право. Для успешного освоения программы конституционного права студент должен иметь необходимый уровень знаний, прежде всего, по правоведению и истории государственного и муниципального управления в России. Студент должен обладать познаниями в сфере основ теории государства и права, знать механизм правового регулирования, форму государства, владеть концепцией правового государства. Немаловажно также иметь представления об истории отечественного государственного и муниципального управления, чтобы понять тенденции развития конституционного права, особенности становления тех или иных источников права, исторические предпосылки возникновения и эволюции тех или иных институтов.

Знания, полученные по предмету «Теория управления» будут способствовать глубокому понимаю организации государственной власти в Российской Федерации.

Успешное овладение знаниями по темам данной учебной дисциплины будет способствовать в последующем изучении таких учебных дисциплин как «Система государственного и муниципального управления», «Муниципальное право».

СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерактивной форме Итого кол-во баллов
Лекции Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа
Модуль 1              
1. РАЗДЕЛ I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА Конституционное право как ведущая отрасль и наука российского права -   0-5
2. Конституция – основной закон Российской Федерации 0-9
3. РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ Основы конституционного строя Российской Федерации   0-9
Федеративное устройство России 0-9
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации   0-4
Гражданство в Российской Федерации 0-4
Всего   0-40
Модуль 2              
РАЗДЕЛ IV. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Свободные выборы и референдум – высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации 0-10
8. Президент и Правительство Российской Федерации. 0-10
9. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации 0-10
10. Конституционные основы судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации   0-10
11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации 0-10
12. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации   0-10
Всего   0-60
Итого (часов, баллов):   0-100
из них часов в интерактивной форме            

Таблица 2.

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные дополнительные
Модуль 1
1.1 РАЗДЕЛ I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА Конституционное право как ведущая отрасль и наука российского права   Составление слайдовой презентации (по выбору)   0-5
1.2 Конституция – основной закон Российской Федерации Составление сравнительной таблицы Составление слайдовой презентации (по выбору   0-9
1.3 РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ Основы конституционного строя Российской Федерации   Составление слайдовой презентации (по выбору   0-9
1.4 Федеративное устройство России   Составление слайдовой презентации (по выбору   0-9
1.5 РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации Составление сравнительной таблицы Составление слайдовой презентации (по выбору   0-4
1.6 Гражданство в Российской Федерации   Составление слайдовой презентации (по выбору   0-4
  Всего       0-40
Модуль 2
2.1 РАЗДЕЛ IV. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Свободные выборы и референдум – высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации   Составление слайдовой презентации (по выбору   0-10
2.2 Президент и Правительство Российской Федерации. Составление сравнительной таблицы Составление слайдовой презентации (по выбору   0-10
2.3 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации Составление сравнительной таблицы Составление слайдовой презентации (по выбору   0-10
2.4 Конституционные основы судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации   Составление слайдовой презентации (по выбору   0-10
2.5 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации Составление сравнительной таблицы Составление слайдовой презентации (по выбору   0-10
2.6 Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации       0-10
Всего Итого       0-60
      0-100
                   

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Правоведение + + + + + - - - + - - +
2. Теория управления - + - + - - + - - +    
3. Система государственного и муниципального управления - + - + - - + + + - + +
4. Муниципальное право - + + - - - + - - -   +

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1.

В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

И наука российского права

Понятие и предмет конституционного права. Конституционно –правовые отношения. Отношения власти (властеотношения) в конституционном праве. Субъекты конституционно - правовых отношений, их особенности. Виды конституционно - правовых отношений, их классификация.

Конституционно - правовые нормы, их особенности и виды.

Источники конституционного права: понятие и виды. Конституция - основной источник конституционного права. Значение и роль федеральных конституционных законов и федеральных законов в конституционном праве.

Декларация, как особый источник права, ее правовая природа и роль в конституционном праве.

Подзаконные акты органов государственной власти и управления как источники конституционного права.

Роль и значение нормативно - правовых актов субъектов федерации органов местного самоуправления как источников конституционного права.

Место и роль конституционного права в правовой системе России.

Значение конституционного права для других отраслей права, его ведущая роль.

Тема 9. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

Принципы разделения властей. Понятие законодательной власти Российской Федерации.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, его структура.

Совет Федерации: порядок формирования, структура, правовая ос­нова деятельности, компетенция. Юридическая сила нормативных актов, принимаемых Советом Федерации.

Государственная Дума: порядок избрания, структура, компетенция.

Порядок и основания роспуска Государственной Думы Президентом Российской Федерации. Структура палат Федерального собрания Российской Федерации.

Гарантии депутатской деятельности.

Федеральный законодательный процесс: понятие, стадии.

 

В Российской Федерации

Конституционно - правовые основы судебной системы Российской федерации. Судебная система Российской Федерации. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации.

Организация и деятельность органов конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации. Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Конституционно - правовой статус мировых судей. Законодательство субъектов Федерации о мировых судьях. Порядок формирования института мировых судей. Компетенция и порядок деятельности мировых судей.

Российской Федерации

Принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации. Участие законодательных органов в формировании органов исполнительной власти субъектов Федерации. Ответственность органов государственной власти субъектов Федерации.

Правовой статус законодательного (представительного) органа субъекта Федерации. Формирование и структура законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Федерации. Прекращение полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Федерации. Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Федерации.

Статус депутата законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации. Порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации. Полномочия высшего должностного лица субъекта Федерации Акты, принимаемые высшим должностным лицом субъекта Федерации.

Правовой статус высшего исполнительногооргана субъекта Федерации. Порядок образования и полномочия высшего исполнительногооргана субъекта Федерации.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Российского права

1. Понятие и предмет отрасли конституционного (государственного) права Российской Федерации.

2. Особенности отношений, регулируемых конституционным (государственным) правом.

3. Конституционно - правовые нормы: понятие и виды. Источники конституционного права РФ: понятие и виды.

4. Наука конституционного права РФ: понятие, предмет, методы, система и источники.

Тема 9. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

1. Правовой статус Федерального Собрания России и его место в системе разделения властей.

2. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Порядок избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Компетенция палат Федерального Собрания России. Законодательный процесс в России.

5. Правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России.

В Российской Федерации

1. Понятие и место судебной власти в системе разделения властей.

2. Конституционные принципы правосудия.

3. Конституционно - правовые основы организации судебной системы в Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, компетенция и организация деятельности.

5. Организация судебной власти в субъектах Российской Федерации.

6. Конституционно - правовой статус прокуратуры РФ

Российской Федерации

1. Система органов государственной власти субъектов Российской

Федерации.

2. Законодательный (представительный) орган государственной власти

субъекта Российской Федерации: порядок формирования и

компетенция.

3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4. Правовой статус, компетенция и ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Сравнительные таблицы (схемы) позволяют в сравнительно-правовом плане обнаружить (выявить) те или иные особенности конституционно-правового статуса того или иного органа власти, выявить признаки или особенности источников конституционного права России, определить их место в системе. Предлагается составить, например, таблицу по теме: «Конституция – основной закон Российской Федерации».

Слайдовая презентация (в программе PowerPoint) позволяет в обобщенном виде наглядно упорядочить полученные студентом знания по определенной теме, показать существующие особенности правового регулирования того или иного института конституционного права России.

Дискуссияспособствуют умению отстаивать свою позицию, выслушивать оппонента, аргументировать свою точку зрения. Дискуссии предусматриваются по темам: «Конституция – основной закон Российской Федерации», «Свободные выборы и референдум – высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации» и «Президент и Правительство Российской Федерации», «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации».

Деловая играпроводится по теме «Конституция – основной закон Российской Федерации».

Решение тестовых вопросов позволит проверить знание студентов, полученные ими по соответствующим темам учебной дисциплины.

Реферат (доклад) предполагает подготовку соответствующего материала по выбранной теме, в которой бакалавр не просто компилирует существующие в научном среде взгляды и позиции, но и агрументированно обосновывают понравившуюся научную позицию или высказывает свою. Примерная тематика рефератов (докладов):

1. Место Конституции в системе источников конституционного права;

2. Совершенствование избирательной процедуры формирования депутатского корпуса Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Проблема формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

4. Место Президента Российской Федерации в системе высших органов государственной власти;

5. Проблемы правого регулирования порядка приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации.

6. Совершенствование механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации.

7. Совершенствование организации публичной власти и управления в Российской Федерации

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:

1. Конституционное право как отрасль права и как наука. Место конституционного права в системе права.

2. Предмет правового регулирования конституционного права. Характеристика конституционных правоотношений: субъекты, объект и содержание.

3. Понятие и виды источников конституционного права.

4. Понятие, виды и специфика конституционно-правовых норм.

5. Конституция: понятие, признаки, функции, сущность. Классификация Конституций.

6. Порядок принятия конституционных поправок и пересмотра российской Конституции.

7. История развития и принятия Конституции Российской Федерации.

8. Охрана Конституции Российской Федерации.

9. Политико - правовые проблемы реализации Конституции Российской Федерации.

10. Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации.

11. Конституционные принципы социально - экономической структуры общества.

12. Конституционные принципы политический системы.

13. Правовой статус (положение) личности: понятие и принципы.

14. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.

15. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина.

16. Политические права и свободы человека и гражданина.

17. Социально - экономические, духовные права и свободы личности.

18. Конституционные (основные) обязанности человека и гражданина.

19. Понятие и принципы российского гражданства.

20. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

21. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Политическое убежище.

22. Конституционно - правовые условия ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

23. Конституционные формы защиты прав и свобод человека и гражданина в России.

24. Непосредственная демократия: понятие, юридическая природа и формы.

25. Понятие и виды референдумов. Референдум в Российской Федерации.

26. Понятие и принципы избирательного права.

27. Избирательный процесс и его стадии. Избирательные системы.

28. Избирательные комиссии в Российской Федерации: правовой статус и разновидности.

29. Становление и развитие российского федерализма.

30. Федеративное устройство России: общая характеристика и конституционные принципы.

31. Конституционно - правовой статус Российской Федерации.

32. Специфика конституционно - правового статуса республик в составе Российской Федерации.

33. Конституционно - правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.

34. Особенности государственно - территориального устройства Тюменской области.

35. Особенности организации системы органов государственной власти в России. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации.

36. Порядок избрания Президента Российской Федерации и досрочное прекращение его полномочий.

37. Полномочия Президента Российской Федерации.

38. Особенности правового положения Президента Российской Федерации в системе высших органов государственной власти.

39. Правовой статус Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

40. Порядок формирования и структура Правительства. Место Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти.

41. Порядок формирования, структура и компетенция Совета Федерации.

42. Порядок избрания, структура и компетенция Государственной Думы.

43. Федеральный законодательный процесс: понятие, стадии.

44. Законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации: порядок формирования и компетенция.

45. Конституционно - правовые основы организации судебной системы в Российской Федерации.

46. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, компетенция и организация деятельности.

47. Конституционно - правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации.

48. Конституционно - правовая ответственность: основание, субъекты, санкции.

49. Государственная символика Российской Федерации.

50. Современные тенденции конституционного развития Российской Федерации.

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе изучения материала по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» используются различные академические и интерактивные методы обучения:

-лекция-презентация;

-лекция-диалог;

-дискуссии;

-деловые и ролевые игры;

-тестирование;

-вопрос-ответ;

При достаточных технических возможностях аудиторий, используемых для занятий, будут использованы такие методы как демонстрация учебных фильмов информационного характера или слайдов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Требования для подготовки к экзамену

Для успешной сдачи экзамена необходимо приступать к его подготовке с первых лекционных (семинарских) занятий, так как последующее изучение материалы весьма затруднительно, если студент не усвоил предыдущие темы. Особо место в процессе подготовки занимает самостоятельная работа студента. Основываясь на лекционных материалах, используя планы семинарских занятий, студенту следует ознакомиться с нормативно-правовыми актами по соответствующей теме и изучить рекомендуемую учебную и научную литературу. В течение всего курса, студент имеет возможность получать консультации по невыясненным и дискуссионным вопросам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Требования к содержанию работы

Курсовая работа представляет собой научно - исследовательскую работу студента, демонстрирующая навыки, полученные в процессе обучения, она, по своей сущности, является моделью (эталоном) будущей выпускной квалификационной работы. Полученные навыки при подготовке курсовой работы будут способствовать написанию любой научно-исследовательской работы и, в конечном итоге, выпускной квалификационной работы.

Целями написания курсовой работы является не только показать умение студента пользоваться нормативно - правовыми актами, работать с учебной и научной литературой, включая периодические публикации в журналах, но и анализировать, обобщать изученный материал, выделять главные (узловые) моменты того или иного вопроса, формулировать собственную позицию, делать выводы и предлагать возможные пути решения той или иной проблемы.

Работа должна быть написана научным языком от третьего лица, ее автору следует избегать публицистических высказываний. К числу общих требований следует также назвать лаконичность, четкость и логическую последовательность изложения материала, убедительность доводов, умение отстаивать ту или иную позицию. Курсовая работа должна носить научно-исследовательский, аналитический характер, а не описательный.

В настоящем учебно-методическом комплексе содержится примерная тематика курсовых работ, из числа которых студент может выбрать тему исследования. Также студент может скорректировать или выбрать иную тему исследования, предварительно согласовав с научным руководителем. Если студент в уставленные сроки не избрал тему курсовой работы, руководитель вправе назначить ее по собственному усмотрению.

Определившись с темой курсовой работы, студент составляет примерный план работы, который, как правило, состоит из двух (трех) глав, включающих в себя от двух до трех параграфов. При необходимости работа может содержать приложения. Далее осуществляется подбор литературы и нормативно-правовых актов, касающиеся темы исследования. Таким образом, структура работы выглядит следующим образом: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение и список использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой, указывается цель и задачи исследования, степень научной разработанности темы (кто их ученых занимался данной проблематикой). Объем введения не должен превышать 3 страниц.

Основная часть, как правило, состоит из двух глав, включающих по 2-3 параграфа. В главе первой рассматриваются теоретические вопросы, а вторая глава посвящена исследованию практических проблем.

В заключении должны быть обобщены результаты проведенного исследования, лаконично сформулированы выводы (объем не более 3-4 страниц).

Список использованных источников и литературысостоит из двух частей: нормативно - правовых актов и учебной, научной литературы. Нормативно - правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой в хронологическом порядке. Учебная и научная литература – в алфавитном порядке.

Требования к оформлению и порядку защиты работы

Объем курсовой работы должен быть 25 - 30 страниц машинописного текста формата А4, включая титульный лист (не нумеруется), список принятых сообщений, введение, основной текст работы, разбитый на главы, заключение и список использованных источников и литературы. Текст работы должен быть набран шрифтом - Обычный, Times New roman кегель 14 с интервалом 1,5, со следующими размерами полей – левое, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5. абзацный отступ равен 5 печатным знакам.

Сноски оформляются постранично, в сноске указывается фамилия, инициалы автора, название статьи (книги), название журнала, где она опубликована, год, номер журнала, страница, с которой взята цитата (например, Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. – М.: Книжный мир, 2005. С. 260; или Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 15). В списке использованной литературы указываются номера страниц, с которых начинается и которыми заканчивается статья (например, Хаманева Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. 2000. № 6. С. 21 - 28). Не следует забывать о ГОСТе в котором предусматриваются стандарты оформления библиографического списка.

При написании студент вправе консультироваться со свои

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...