Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные функции и полномочия Президента Российской Федерации.

 

Место Президента РФ в системе государственной власти России определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

- представительская функция: будучи главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях с субъектами РФ, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.);

-функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;

-обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;

-определение основных направлений внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями,которые могут быть объединены в несколько групп:

1. Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц:

- назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства;

-принятие решения об отставке Правительства РФ;

-назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);

-представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

-представление в Совет Федерации кандидатур для назначения на должности судей высших судебных инстанций и Генерального прокурора РФ;

-внесение предложений (соответственно в Государственную Думу и в Совет Федерации) об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ и Генерального прокурора РФ;

-представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты РФ;

-назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ;

2. Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти:

-назначение выборов депутатов Государственной Думы;

-право роспуска Государственной Думы в предусмотренных Конституцией РФ случаях;

-назначение федерального (а в определенных ситуациях и регионального) референдума;

-обладание правом законодательной инициативы;

-промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ;

-обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (в современной российской практике имели место также специальные бюджетные послания Президента РФ к Федеральному Собранию);

-право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

-использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти (включая обращение в суд для разрешения спора);

-отмена актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ и приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина (до решения вопроса соответствующим судом).

3. Полномочия в области внешней политики:

-осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;

-издание актов о признании иностранных государств, установлении дипломатических отношений;

-ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;

-подписание ратификационных грамот;

-принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представителей, которые аккредитуются при главе государства;

-назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания).

4. Полномочия в области обороны и безопасности:

-утверждение военной доктрины;

-назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

-формирование Совета Безопасности РФ и руководство его деятельностью;

-выполнение полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (постоянно: и в мирное, и в военное время);

-введение на всей территории РФ или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения или чрезвычайного положения. Указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации;

-направление предложения Совету Федерации об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.

5. Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности:

-решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;

-учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, дача согласия на получение государственных наград иностранных государств государственными служащими РФ, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий;

-осуществление помилования. Реализацию своих полномочий Президент РФ осуществляет посредством издания актовв двух формах: указ и распоряжение. Если указы Президента, как правило, являются нормативными правовыми актами (хотя они могут носить и индивидуальный характер, например, указы о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о назначении на должности и т. п.), то распоряжения – это акты организационного, индивидуального характера. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, они обладают большей юридической силой по отношению к актам Правительства РФ, ведомственным актам, актам региональных органов государственной власти (изданных по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов).

Определяя место правовых актов Президента РФ в системе источников национального права, следует подчеркнуть, что они (акты Президента) не должны противоречить принятым,имеющимся федеральным конституционным законам и федеральным законам; осуществляя регламентарную власть, Президент РФ может издавать свои акты и в отсутствие закона(который пока не принят, или не должен быть принят в принципе, исходя из концепции разделения власти).

Поскольку Президент РФ – не только должностное лицо, но и орган государственной власти, для реализации своих полномочий он имеет достаточно обширный аппарат,включающий как предусмотренные Конституцией РФ государственные органы и должностных лиц – Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ (в палатах Федерального Собрания, в высших судебных инстанциях, в федеральных округах, на международной арене и т. д.), так и не предусмотренные Конституцией РФ, которые, тем не менее, не являются неконституционными, поскольку сформированы Президентом РФ в рамках своих конституционных полномочий, – Государственный Совет, Совет по борьбе с коррупцией, Совет по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека; многочисленные комиссии (по вопросам гражданства, по государственным наградам, по федеративным отношениям и местному самоуправлению и др.).

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, его структура. Состав и порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента – Федеральное Собрание состоит их Совета Федерации и Государственной Думы.

Компетенция палат строго разделена, круг полномочий каждой из палат четко очерчен непосредственно в Конституции РФ, и свои полномочия палаты осуществляют исключительно на самостоятельных (раздельных) заседаниях. Совместные заседания палат возможны в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств, при этом никаких решений на таких совместных заседаниях не принимается.

В то же время Федеральному Собранию присуще единство правовой природы: единственным законодательным и представительным органом Российской Федерации является именно Федеральное Собрание (а не Государственная Дума или Совет Федерации), в качестве постоянно действующего органа определено также Федеральное Собрание, а не одна из палат, законы являются результатом деятельности обеих палат, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают одинаковым статусом и т. д.

Государственная Думасостоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года непосредственно избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов регламентируется Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Выборы проводятся с использованием смешанной избирательной системы: половина депутатов (225) избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина – в едином федеральном избирательном округе по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам) с установлением 7 %-го заградительного барьера (ранее он определялся в 5 %) на основе принципа естественной квоты с применением правила наибольшего остатка (наибольшей дробной части). В настоящее время в стадии рассмотрения находится президентский законопроект, предусматривающий переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по пропорциональной избирательной системе.

Требования к активному избирательному праву на парламентских выборах – те же, что и на выборах Президента РФ, а требования к пассивному избирательному праву (к кандидатам в депутаты) – более мягкие: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 21 года и не лишенный избирательных прав. Ограничений по количеству переизбраний для депутатов Государственной Думы не устанавливается.

Выборы, по общему правилу, назначаются Президентом РФ, а если он эту обязанность не выполняет, – то Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК), на первое воскресенье месяца, в котором истекает установленный срок полномочий Государственной Думы предыдущего состава.

Право выдвижения кандидатов в одномандатных округах принадлежит политическим партиям (избирательным блокам) и самим гражданам в порядке самовыдвижения; списки кандидатов в федеральном избирательном округе могут выдвинуть исключительно политические партии (избирательные блоки). Регистрация выдвинутых кандидатов осуществляется окружными избирательными комиссиями на основе представленных подписей избирателей в поддержку кандидата или внесения избирательного залога. Подписей должно быть представлено не менее 1 % от количества избирателей округа (если в округе зарегистрировано менее 100 тыс. избирателей – то не менее 1 тыс. подписей). Избирательный залог составляет 15 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата (на выборах 2003 г. эта сумма была установлена в 6 млн руб., следовательно, размер избирательного залога составлял 900 тыс. руб. Регистрация федеральных списков кандидатов осуществляется ЦИК также на основе представленных подписей или внесения избирательного залога, однако требования здесь более жесткие: подписей в поддержку списка, выдвинутого политической партией (избирательным блоком), должно быть представлено не менее 200 тыс. (при этом на один субъект РФ может приходиться не более 14 тыс. подписей, т. е. партийный список должен получить предварительную поддержку избирателей как минимум в 15 регионах), а размер избирательного залога (также 15 %) исчисляется от предельной суммы всех расходов избирательного фонда партии (блока) (на выборах 2003 г. она была установлена в размере 250 млн руб., следовательно, сумма избирательного залога составляла 37,5 млн руб.).

Результаты выборов по единому федеральному избирательному округу устанавливает ЦИК, а по одномандатным округам – окружные избирательные комиссии. Общие итоги выборов устанавливает и публикует ЦИК. На первое заседание вновь избранная Дума собирается на 30-й день после избрания (если Президент РФ не соберет заседание ранее), и именно с начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы прежнего созыва.

Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях(все они связаны с преодолением возможного правительственного кризиса и являются частью системы «сдержек и противовесов»):

1) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

2) в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

3) в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не является безальтернативным: Президент РФ может и объявить об отставке Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает и ограничения для роспуска Государственной Думы:даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (ч. 3 ст. 92, ч. 3–5 ст. 109 Конституции РФ):

1) в течение первого года после ее избрания;

2) с момента выдвижения обвинения против Президента РФ (в рамках процедуры отрешения последнего от должности) до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

5) исполняющим обязанности Президента РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ или ЦИК назначает внеочередные выборы, с тем чтобы вновь избранная Дума приступила к работе не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации– верхней палаты Государственной Думы. В нем представлены все субъекты РФ на паритетных началах: по два представителя, при этом один от представительного, а другой – от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (таким образом, при нынешнем составе Российской Федерации численный состав Совета Федерации – 178 членов).

Порядок формирования Совета Федерации за непродолжительный срок функционирования Конституции РФ 1993 г. уже дважды изменялся: первый состав Совета Федерации в 1993 г. был сформирован посредством прямых выборов в субъектах РФ сроком на два года; с 1995 г. в состав Совета Федерации по должности входили глава региона и председатель законодательного органа субъекта РФ. В настоящее время Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с Законом представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа (а если региональный парламент двухпалатный, то представитель от законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий), а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа, которое может быть выражено 2/3 голосов от общего состава парламента региона). Соответствующие органы государственной власти субъекта РФ должны осуществить избрание (назначение) «своего» представителя в Совете Федерации в 3-месячный срок после формирования (наделения полномочиями).

После внесения изменений в Федеральные законы «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» в декабре 2004 г. (Федеральный закон от 16.12.2004 № 160-ФЗ) существенно изменился порядок досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации – в настоящее время региональные органы государственной власти не вправе досрочно прекратить полномочия назначенного (избранного) ими члена Совета Федерации по своему усмотрению, соответствующие решения могут быть приняты только по представлению Председателя Совета Федерации (процедура досрочного прекращения полномочий членов верхней палаты парламента такая же как и процедура их назначения или избрания).

Руководят деятельностью Совета Федерации и Государственной Думы председатели палат и их заместители, которые избираются на заседаниях палат. Внутреннюю структуру (набор и компетенция комитетов, подкомитетов и комиссий) процедурные нормы палаты определяют самостоятельно, в частности в принимаемых каждой палатой регламентах.

Конституционные функции и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная дума - одна из двух палат Федерального собрания РФ. Конституция РФ определяет постоянный численный состав Государственной думы в 450 депутатов, а срок полномочий Государственной думы составляет 4 года. Государственная дума формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. наиболее демократическим способом. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Правовое положение Государственной думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания" от 24 июня 1999 г., а также Регламентом самой Государственной думы.
Конституция РФ определяет предметы ведения Государственной думы.

Помимо основной функции по осуществлению законодательства Государственная дума дает:

-согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

-решает вопрос о доверии Правительству РФ;

-назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка России;

-назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов;

-назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

-объявляет амнистию, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

Во вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.


Конституционные функции и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Часть 2 ст. 35 закрепляет положение о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - один от исполнительного и один от представительного органа государственной власти данного субъекта. Общие требования к кандидатам на эти посты: они должны быть не моложе 30 лет; обладать правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Совет Федерации действует в соответствии со своим Регламентом от 6 февраля 1996 г. с последующими поправками. Регламент конкретно определяет порядок работы Совета Федерации. В нем предусматривается, что деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов, заседания проводятся открыто, а гарантии прав и свобод членов Совета Федерации устанавливаются Конституцией РФ и действующим законодательством.
Председатель Совета Федерации и его заместители избираются из числа членов Совета Федерации путем тайного голосования, причем необходимо набрать больше половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации:

-разрабатывает проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации;

-созывает внеочередные заседания палаты (по требованию Президента РФ, правительства субъекта РФ или одной пятой от общего числа членов Совета Федерации);

-ведет заседания палаты;

-ведает внутренним распорядком деятельности палаты;

-направляет в соответствующие комитеты и комиссии законы, принятые Государственной думой, а также законопроекты, которые от имени Совета Федерации предполагается внести в Государственную думу;

-организует проведение парламентских слушаний и т.д.

Регламент Совета Федерации подробно регулирует деятельность комитетов и комиссий, которые готовят заключения по принятым Государственной думой законам, разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, подготовленные для внесения в Государственную думу, организуют проведение парламентских слушаний, решают вопросы организации деятельности палаты и т.д. Численный состав каждого комитета определяется самой палатой, но он не может быть менее 10 человек, в комитеты входят все члены Совета Федерации, за исключением председателя и его заместителей. Заседание комитета правомочно, если на нем присутствует больше половины его численного состава. Комитет осуществляет свою деятельность на основе свободного обсуждения и гласности. Решения принимаются путем голосования большинством присутствующих членов комитета. Специфика комиссий, создаваемых Советом Федерации, заключается в том, что их деятельность ограничивается определенным сроком или решением конкретной задачи. Комиссии носят временный характер, срок их полномочий, задачи и персональный состав определяются постановлением палаты.
Регламент закрепляет порядок голосования и принятия решений самим Советом Федерации. Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием, причем открытое голосование может быть поименным. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Регламентом, когда требуется квалифицированное большинство в две трети или три четверти общего состава членов Совета Федерации. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством от присутствующих членов палаты. Важное значение имеет положение Регламента, в соответствии с которым каждый член Совета Федерации осуществляет лично свое право на голосование, а отсутствующий во время голосования не вправе передать кому-либо свое право на осуществление голосования или подать свой голос после завершения голосования.
Совет Федерации обладает довольно широкими полномочиями и играет важную роль в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Его полномочия закреплены в нескольких статьях Конституции РФ. Поскольку Совет Федерации является частью парламента, то важнейшая область его деятельности - законодательная. Он обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом внесения законопроектов в Государственную думу, причем это право принадлежит как Совету Федерации в целом, так и его отдельным депутатам. Кроме того, Совет Федерации рассматривает законы, одобренные Государственной думой, и принимает по ним решения. Закон считается одобренным Советом Федерации в двух случаях - если за него проголосовало более половины общего числа членов Совета Федерации или если в течение 14 дней после получения закона из Государственной думы Совет Федерации не рассмотрел этот закон. В этом случае закон считается принятым автоматически без рассмотрения. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации создается согласительная комиссия из депутатов обеих палат для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой. Но есть группа законов, по которым Совет Федерации обязан высказать свое мнение и которые не могут быть одобрены без обсуждения. Этот перечень указан в ст. 108 Конституции РФ.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной думой

-федеральные законы по вопросам:

-федерального бюджета; федеральных налогов и сборов;

-финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

-денежной эмиссии;

-ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

-статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

-войны и мира.

Совет Федерации решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Президента, его вступлением пребыванием в должности. Он утверждает указы Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, назначает дату выборов нового Президента, отрешает президента от должности в случае подтверждения выдвинутых Государственной думой обвинений против Президента. К ведению Совета Федерации также относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации, решение вопроса о возможности использования вооруженных сил Российской Федерации за пределами ее территории.

Совету Федерации принадлежат важнейшие полномочия кадрового характера:

-назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;

-назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

-назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

-По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления.

Совет Федерации, в отличие от Государственной думы, не может быть досрочно распущен ни по каким основаниям, и общий срок его полномочий не установлен. Он зависит от сроков, на которые избираются законодательные органы власти субъектов РФ и главы исполнительной власти этих субъектов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...