Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие идеи школьной программы и учебников

Начальная школа призвана заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развития речи, культурного поведения. Основы обучения для развития большинства этих навыков заложены в программе по русскому языку для начальных классов.

В основу содержания обучения положена идея развивающего обучения. Ведущая роль в сложной и многогранной структуре этого понятия принадлежит

развитию мышления, познавательных способностей детей [142]. Имея в виду эту задачу, учитель должен создавать условия на уроке для наблюдений за звуковыми явлениями, для анализа сложных явлений путем выделения составляющих элементов (признаков), для сопоставления и проведения аналогии с фактами ровного языка, для группировки явлений, выводов и обобщений. В этом плане важны проблемный подход к изучению материала, использование проблемно-познавательных заданий, работа по учебнику, В процессе которой ученик приобретает важные для жизни и речевой практики умения.

Весь начальный курс обучения русскому языку носит речевую направленность. Это значит, что главная задача курса—формирование речевых умений и навыков. Обучение организуется по четырем видам речевой деятельности — слушание (аудирование), говорение, чтение и письмо. Речевая деятельность осуществляется в устной и письменной формах (с учетом продвинутого этапа обучения). К концу начального обучения должен быть достигнут относительно одинаковый и стабильный уровень развития всех видов речевой деятельности в соответствии с программой. В начальном звене школы закладываются основы для достижения конечной цели в последующем обучении — «сформированность автономного типа двуязычия» (С у п р у н Е. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку в условиях близкородственного двуязычия //Сов. педагогика.— 1976.— № 8.— С.— 64—72).

Для развития речевых умений и навыков в процессе речевой деятельности знакомим младших школьников (сначала в практическом плане) со средствами языка (фонетическими, лексическими, грамматическими), служащими для речевого общения. С этой же целью формируются и развиваются у них языковые (лингвистические), знания, умения и навыки, способствующие овладению речью (деятельность говорящего, использующего средства языка). Знание языковой теории поможет ученику вводить слово в речевую практику.

В программе для начальных классов [1] определены речевая деятельность школьника и языковые умения и навыки по классам, с каждым годом расширяется их объем. Содержание и формы речевой деятельности по видам на продвинутых этапах постепенно усложняются. Во всей системе начального курса обучения русскому языку реализуется принцип опережающего развития навыков устной речи. Устная речевая база школьника является основой для обучения всем другим видам речевой деятельности. Определенными задачами и содержанием обучения объясняется и структура начального обучения.

В 1 и 2 классах младшие школьники обучаются устной речи, целенаправленно проводится работа по развитию произносительных, лексических и грамматических навыков; уточняется и обобщается активный словарь их; они учатся понимать русскую речь, воспринятую на слух, и говорить в пределах тем, близких их жизненному опыту. В процессе обучения особое внимание - уделяется развитию фонематического слуха (умение различать звуки в речевом потоке, выделять их из звучащего слова, слога). Он необходим для овладения орфоэпическими умениями и навыками, чтением, на последующих этапах обучения — навыками грамотного письма. Во втором классе начинается обучение детей чтению на русском языке (опираемся на умение и навыки, сформированные на уроках украинского языка). Для этого дети изучают буквы, которые различаются в русской и украинской графиках. Одновременно с чтением во втором классе вводится четвертый вид речевой деятельности — письмо. Главная задача при обучении письму — формирование фонетико-графических умений и навыков (письмо без пропуска, замены, перестановки букв и слогов).

В 3 и 4 классах совершенствуется приобретенный речевой опыт детей на основе четырех видов речевой деятельности (слушания — аудирования, говорения, чтения и письма) на уроках чтения и языка. Кроме того, на уроках языка пополняются, систематизируются и расширяются лингвистические знания школьников, необходимые для речевого общения, совершенствуются языковые умения. Речевая деятельность осуществляется в устной и письменной формах.

Осознанию звукового и грамматического строя русского языка способствует взаимосвязь всех сторон языка в процессе обучения [8, 55], всех разделов: фонетики, лексики, грамматики, орфографии. Формирование навыков устной речи, литературного произношения начинается с усвоения акустико-артикуляционных характеристик русских звуков в сильных и слабых позициях, ударения. Все эти вопросы входят в раздел фонетики. Связь фонетики с грамматикой выявляется при выяснении морфемной структуры слова, нахождении границы между основой и окончанием, установлении закономерностей в чередовании звуков при сочетании морфем друг с другом. Осознание орфографического правила во многом зависит от усвоения фонетической основы его. Кроме того, орфография опирается еще на грамматику, словообразование. Морфологические явления успешнее осознаются на синтаксической основе и т. п. Взаимосвязь разных сторон языка в процессе его изучения обусловливается самой сущностью языка и достигается на основе изучения различных сторон его.

В начальных классах школьников знакомим с материальной основой речи — фонетикой языка, с грамматическим строем его, лексической стороной. Следовательно, учим не только грамматике и орфографии, что очень важно, но и фонетике, орфоэпии, лексике, что в целом способствует развитию устной и письменной речи школьников.

Реализация идеи изучения языка как целостного явления требует комплексного подхода к изучению слова на уроке. Такой подход обусловливается и задачами развития навыка говорения (процесс высказывания в значительной мере зависит от развития совокупности навыков— произносительного, лексического, грамматического).

R связи с этим комплексный подход к изучению слова на уроке — это основной путь к определению содержания урока, а также его структурных компонентов. Слово на уроке в начальных классах должно рассматриваться с разных сторон — со звуковой, орфоэпической, графической, морфологической, словообразовательной, орфографической, синтаксической, стилистической в зависимости от содержания обучения. Такой же подход должен быть и к планированию содержания обучения на различных этапах урока.

Одним из основных требований программы по языку является повышение теоретического уровня содержания обучения. Это означает не обилие теории, а соответствие сообщаемых сведений данным о языке (повышение научного уровня изложения) — четкое разграничение звука и буквы; состава гласных и согласных фонем; позиционная смена гласных и согласных звуков и т. п. В учебнике по русскому языку для второго класса школ с украинским языком обучения [3] (авторы— А. П. Коваль, Н. И. Волошанская) впервые была поставлена задача, которую еще не решала начальная школа, — дать учащимся основные сведения из фонетики (фонологии) русского языка: состав гласных и согласных звуков, их обозначение на письме, основные позиционные изменения и обусловленные этими изменениями орфоэпические нормы. Изложенный на достаточно высоком научном и в то же время доступном для учащихся уровне с успешным привлечением фактов украинского языка фонетический (фонологический) материал в значительной мере облегчает решение проблемы формирования у детей речевого слуха, речевых и языковых умений и навыков.

Для развития речевых умений необходимо заботиться о сочетании анализа и синтеза на уроках языка (рассматривается в каждом из последующих разделов), так как только правильно организованная аналитико-синтетическая деятельность учащихся будет содействовать активному усвоению форм русской речи, развитию речевых навыков.

Основным требованием к обучению второму языку в условиях украинско-русского двуязычия является взаимосвязь в преподавании обоих языков. Проявляется она в учете: а) общего и отличного в системах обоих языков; б) степени совпадения и несовпадения изучаемых явлений в обоих языках; в) знаний, умений и навыков учащихся по родному языку.

На начальном этапе обучения такой учет особенно необходим: во-первых, в начальных классах велико интерферирующее влияние родного языка, вытекающее из различий в звуковой системе, грамматическом строе, лексике русского и украинского языков; во-вторых, выявление одинакового и специфического поможет предупредить интерференцию и обеспечить положительный перенос; в-третьих, установление степени совпадения материалов в обоих языках будет способствовать рационализации процесса обучения второму языку — при учете родного языка меняются способы представления материала, характер упражнений я их систем.

Внедрение ведущих идей программы требует внимания, вдумчивого отношения учителя к организации учебно-воспитательного процесса.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...