Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речевого слуха у школьников. Звуковой, звуко-буквенный анализы. Звуковой синтез

Успешному овладению орфоэпическими нормами помогают умения различать звуки в речевом потоке, выделять их из слов, из слогов. Способность воспринимать звучащую речь, ее особенности и есть речевой слух [65, 31]. Речевой слух у школьников развивается также и в процессе звуковой работы, ее необходимо проводить на начальном этапе обучения русскому языку систематически и целенаправленно.

О п т и м а л ь н о с т ь звуковой работы объясняется не только задачами овладения произношением, но и необходимостью создания условий для обучения в букварный период, для развития навыков чтения (осуществляется на основе активных действий со звуками, обобщения звуков и звуко-слоговых структур в буквенные комплексы), для осознания правил графики и усвоения фонематического характера большинства русских написаний на этапе развития продуктивных умений (правилосообразное письмо). Следовательно, без выработки умений слышать звучащее слово невозможно обучение детей русскому языку.

В содержание звуковой работы входят звуковой а н а л и з и с и н т е з: 1) установление звуковой последовательности v в слове (называние последовательно всех звуков); выделение звука из слова, слога; гласного или согласного, твердого или мягкого, звонкого или глухого (определение звуков по их качеству); 2) подбор слов по заданным звуковым координатам. Содержание этой работы расширяется на продвинутом этапе [1].

Объектом звуковой работы (анализ и синтез) должно быть воспринятое на слух (произнесенное) слово. Все аналитико-синтетические звуковые умения и навыки формируются в процессе слушания речи (звука, слова).

Работа над звуковым составом слова должна иметь п р а к т и ч е с к у ю н а п р а в л е н н о с т ь — дети учатся произносить каждый выделенный звук, слог, анализируют работу артикуляционных органов.

На начальном этапе обучения русскому языку необходимо чаще прибегать к п о к а з у произношения слова, выделению из него звуков (слогов) и называнию их: учитель дает образец, дети повторяют вслед за ним, выполняя операции звукового анализа на том же словарном материале. По мере приобретения опыта звукового анализа слов работа может проводиться при большей самостоятельности школьников.

Вопросы формирования умений и навыков звукового анализа в начальном звене обучения всегда связывают со специальным подбором материала для этой работы, с учетом структурных и фонологических сложностей слов; с возможностями и подготовкой учащихся. На этапе устного обучения русскому языку учитель использует слова, состоящие из одного — пяти звуков (шар, парты, она, сядь, моя, нора, обед, флаг, село, клуб, река, губки, ель, поет, съел, шьет, взял, арбуз и др.), звуковой состав которых частично расходится с буквенным, В основном это могут быть односложные слова, без сложных стечений согласных. Не следует брать многосложные слова, так как в них обязательно наблюдается при произношении редукция, гласных звуков:

[ъ] [ь] [ъ]

берёзка, видел, каранда́ш и т.п. Редуцированные гласне звуки (во втором и последующих предударных и заударных слогах) – это очень короткие звуки, детям трудно услышать и выделить такой звук, потому не следует произносить отдельно.

В звуковом разборе анализируются звучащее слово (П.С. Жедек) и его звуковой состав: гриб – [гр′ип], моя – [май′а́], окно – [а-кно́]. В святи с этим нужно слідить, чтобы не было ошибок в названии звуков: вода́ – второй звук [о], флаг – последний звук [г] и т.п. Ошибками в звуковом анализе следует считать и такие: звук называют как букву (парта — первуй звук «пэ»); глухой согласный произносят «с голосом»; согласный звук – с призвуком ( парта – первуй звук [пы], весна -- [в′и]); вмесно м’якого согласного звука называют твердый (лёд – первуй звук [л]) и т.п. В плане четкого разграничения звука и буквы ошибочными являються и такие утверждения: «мягкая согласная» (правильно: звонкий зогласный звук), звук [е] (е, ё, ю, я– это только буквы, служат для обозначения гласних звуков – лёд [о], моря[а]), «ударная буква» (правильно : ударный звук), жи, ши произносятся твердо в словах (твердо произносятся только согласные звуки [ж], [ш]), «гласная буква» (правильно:буква для обозначения гласного звука), «м’який знак смягчает согласный звук» (правильно: обозначает на письме мягкость согласного звука) и т.п.

Развитие умений делить слова на слоги осуществляется практическим путем: дети выстукивают, отбивают хлопком, отражают голосом слоги. Если в слове нет стечения согласных звуков, слогораздел не вызывает затруднений ([а – на′], [т′и –б′а́]). В русском языке преобладают слоги, оканчивающиеся гласными звуками. В тех словах, где есть стечение согласных звуков внутри, учитель должен давать образец слогоделения (предшествует практике детей), руководствуясь такими рекомендациями.

Слогораздел — это фонетическое явление. Нельзя его смешивать с членением слова на значимые части (корень, суффикс и др.) и на части для переноса. На этапе устного пропедевтического курса указанные виды деления слова не должны иметь места. В практике обучения нередко слогоделение осуществляют так, чтобы оно не противоречило правилам переноса и морфемному делению [35, 21]. Не следует предлагать письменные задания на слогоделение. При делении слов на слоги нужно учитывать конкретное звучание слове, а не графический его облик — произносим слоги по правилам произношения: [бар -- цы́], [вз′и – ла′]. Слог в русском языке строится по наростанию звучно-

↑ ↑ ↑

сти и чаще всего оканчивается самым звучным – гласным: [н′и́ – тк′и], [сла′–

↑ ↑ ↑ ↑ ↑ ↑ ↑

тк′ий], [гу́ – пки′], [гла′ – ск′и], [с′о′ – стры]. Однако может может оканчиваться и самым звучным из согласных – сонорным: [м], [м′], [н], [н′], [л], [л′], [р], [р′], [й′] [Гвоздев А.Н. Современный руський литературный язик. – М. : Посвещение, 1973. – Ч.1. – С. 50 – 51]: [кар – ма́н], [бал′–шо́′ˆй], [за? й – цы], [га́л – стук].

Для удобства в слогоделении (фонетическое членение слова) учителю можно пользоваться таким приемом. Если учесть качество звуков и самый звучный – гласный – обозначить цыфрой 4, менее звучный – сонорный – 3, звонкий согласный – 1, то деление слов на слоги при стечении согласных внутри следует призводить так [62, 55]:

↑ ↑ ↑ ↑

[в′и—сна́] [зв′и—зда́]

24—134 224—224

Как видим, при стечении согласных звуков не в начале слова слогораздел проходит перед спадом звучности. У детей сравнительно легко вырабатывается умение выделять в слове слоги по возрастанию звучности. При затруднении учитель показывает, как надо выполнить слогоделение. Слова со стечением звуков для слогоделения можно давать во 2 классе.

В начальных классах «не обязательно предлагать для слогоделения слова раздул, подхватил, купаться, пятнадцать, летчик и под. Все такие случаи могут быть рассмотрены в средних классах. Однако не следует отказываться от анализа таких слов, как [ру – ч′к′и], [дру—жный], [ч′и—стый]» [35, 22—23].

Слова с редуцированными гласными звуками (Маша, молоток и др.) для слогоделения можно не использовать, так как «растягивание» слова по слогам сводит, на нет разницу в произношении ударных и безударных гласных, а это нежелательно, потому что потиворечит цели работы над произношением (36, 21]. Такие слова анализируются на продвинутом этапе обучения.

Обучение слогоделению необходимо для совершенствования навыков произношения. Если ученик чувствует слог, слышит самые сильные и менее сильные (ударный и безударный) слоги, то это облегчит усвоение ударения, произношения гласных звуков (в первом предударном слоге и редуцированных).

Очень трудными для детей являются постановка и определение ударения в слове.

При работе над ударением в 1 классе выделяются две ступени: 1) ставится задача учить слышать ритм слова — сочетание ударного и безударного слогов; 2) развивать умение вычленять ударный гласный звук, слышать различие в длительности ударного и безударного гласных звуков, правильно произносить (И. Ф. Гудзик). Эти умения совершенствуются на продвинутом этапе обучения.

В решении этих задач большое значение имеет образец учителя. Учитель может использовать в образце выстукивание слова (рука — два удара, первый слабее, второй громче), выстукивание можно заменять выхлопыванием. Методически оправданным является прием произнесения слова с вопросительной интонацией: тетрадь? девочка? [35, 25; 36, 22]. Слушая учителя, дети определяют, сколько слогов в слове, какой из слогов ударный, называют его (вслед за учителем).

Помогают в выработке умений чувствовать ударный слог упражнения в произнесении слов с передвижением ударения: но́рка — нора́, сто́лик — столя́р, мё́д — медо́к. Нередко с этой же целью учитель практикует произношениеодного и того же слова с разным ударением (ло́шадка, лоша́дка; гла́зки — глазки́), а затем устанавливают, какое слово звучит правильно, какой слог должен быть ударным. Полезным и убедительным является прием произнесения слова с таким ударением (неправильным), как его определил ученик. Неправильное звучание слова заставляет ученика задуматься и произнести слово с правильным ударением (развивается чутье к ударению).

Устный слоговой анализ по выявлению ударного слога нужно сопровождать составлением слоговых схем с обозначением ударения — слоговое моделирование (под руководством учителя). Дети указывают количество слогов и ударение. Эта работа начинается в 1 классе.

Следует помнить, что медленное, отчетливое произношение слова необходимо для слогоделения, но оно мешает определению ударения (слоги уравниваются по силе, длительности звучания) [36, 22].

Нелегкой задачей для школьников является и выделение звуков из слова, установление звуковой последовательности в нем (называние подряд всех звуков). Главным способом выделения звука, известного в практике начальных классов, является протяжное произнесение его в составе полного слова (П. С. Жедек). Оно осуществляется на основе слушания звучащего слова: [Л′э́э́э́э]на, [паааа]ли́л. И так следует «протягивать» каждый звук, чтобы определить звуковой состав слова,– [ййййоооошшшш] (ёж). При выделении гласного звука нужно «протягивать» только один звук — гласный без предшествующего согласного [л′ээээс]. Следует также обратить внимание на то, что при «протягивании» отдельно глухих согласных звуков голос не участвует (кладут руку на гортань — не чувствуется ее дрожание). Протяжное произнесение гласных звуков в слогах помогает в делении слова на слоги: [п′иии—на́л], [дааа—ска́].

В процессе обучения русскому языку учитель постоянно должен показывать образец звукового анализа — произносить слово, «протягивая» каждый звук, дети повторяют за ним. Для уяснения звукового состава слова учитель может произнести его, «протягивая» каждый звук.

Прием «протягивания» звуков в значительной мере поможет избегать частых ошибок в произношении согласных звуков с призвуком гласного (пять—первый звук [п'и]). Эти ошибки опасны, так как они находят отражение на письме — «пиать» и т. п.

Проверку выделенного звука рекомендуется (П.С. Жедек) осуществлять в составе полного слова на основании слушания звучащего слова. Для этого ученик произносит слово с теми звуками (звуком), которые он выделил, и вслушивается, получилось ли оно. Например, в слове пять ученик назвал первый звук [п], получилось слово «пать» — такого слова нет в русском языке. В слове друзья, например, ученик в процессе звукового анализа не услышал и не произнес звук [й'] и получилось слово «друзя», тоже нет такого слова в русском языке. На этапе устного курса в связи с отсутствием опыта звуковой работы у школьников учитель произносит слово после звукового анализа и убеждает детей, если слово не получилось, в допущении ошибок при назывании звуков (звука).

В процессе работы надо стремиться к тому, чтобы все операции звукового анализа (выделение звуков, называние их) максимально осознавались учащимися: повтори слово так, как оно произносится в русском языке (в соответствии с орфоэпическими нормами), и послушай, какой второй звук; что нужно сделать, чтобы назвать первый, второй, третий звуки (ученик «протягивает» каждый звук).

На начальном этапе обучения (1, 2 классы) очень важно развивать у детей умение различать гласные и согласные звуки, так как это умение необходимо при обучении произношению. Сначала дети узнают о гласных и согласных на уроках украинского языка. При уточнении представлений об этих звуках на уроках русского языка целесообразно наблюдать способ произнесения тех и других: при произнесении гласных звуков струя воздуха проходит свободно через рот, не встречая преград; при произнесении согласных струя воздуха встречает преграды [45, 60].

В звуковом анализе на практике нередко используются слова с редуцированными (короткими, ослабленными, сокращенными) звуками — [гъласок], [в'эч'ьр] и др. При этом допускаются ошибки: на месте редуцированного называют гласный полного образования — голосок — второй звук [о] и т. п. Если же и встретилось слово с редуцированным звуком, то надо о нем говорить так: [в'эч'ьр] — после звука [ч'] произносим короткий гласный звук (не называем его). Затем произносим многократно слово, показывая, как надо произносить редуцированный звук в нем.

Трудности встречаются у детей в разграничении звонких и глухих согласных. Здесь удобно использовать чувственный опыт школьников: закрыв уши руками (или положив их на кадык), произносят согласные звуки и легко убеждаются, какие из них глухие и какие звонкие (чувствуется дрожание голосовых связок) [44, 4].

Различению твердых и мягких согласных звуков способствует сопоставление слов с этими звуками: мал — мял, был — бил, нос — нес. Учитель выделяет эти звуки, дети повторяют их, затем узнают в предложенных словах. Целесообразно детям объяснить артикуляцию этих звуков. Так, «при произношении мягких звуков (отдельно, а не в слове) губы немного растягиваются в стороны — как при произношении звука [и]» [36, 27].

Значительное место на данном этапе обучения должно быть отведено слоговому и звуковому моделированию. Составление таких схем практикуется уже в 1 классе: — в слове один слог;  — в слове два слога, ударение на втором слоге; — в слове два звука;  (в среднем квадрате ставится точка) — в слове три звука, один из них гласный. Во 2 классе требуется заполнение схем условными знаками звуков: • гласный, — твердый согласный, = мягкий согласный. Пример схемы слова река:

= • – •

 

Вычерчиванию схем предшествует анализ готовых схем, в процессе которого соотносят название предмета, нарисованного на картинке, со схемой под ним. Здесь может быть два подхода: 1) учитель называет слово, «цепочку» звуков в нем, отчетливо произносит звуки еще раз, устанавливают количесгво их, сравнивают со схемой (от слова — к схеме); 2) учитель называет количество клеточек в слове, значит столько в нем звуков, произносит последовательно звуки, дети повторяют (от схемы — к слову). В обоих случаях велика роль учителя.

Анализируя схемы, дети учатся читать их: слово мел состоит из одного слога; первый согласный звук — мягкий, обозначен двумя черточками; затем следует гласный звук [э], обозначен кружочком; твердый согласный, обозначен одной черточкой.

Начальный алгоритм составления схемы в 1 классе таков: учитель называет слово, произносит «цепочку» составляющих звуков (дети повторяют), устанавливают вместе с учителем количество звуков, чертят схему (сначала это делает учитель), далее учитель еще раз произносит слово, «протягивая» звуки, дети обозначают каждый звук (с помощью учителя).

Во 2 классе на продвинутом этапе в овладении слоговым и звуковым моделированием нужно больше давать самостоятельности в выполнении звукового анализа и В составлении схемы (графическое синтезирование). Задания могут быть сформулированы так: произнеси слово, назови последовательно звуки в нем («цепочку»), составь схему. Звуковая схема заполняется обязательно в процессе последовательного называния звуков в слове, то есть она получается в результате устного звукового анализа слова (произнес звук — обозначил). Составление схем должно сопровождаться предварительным слушанием звучащего слова — произносит учитель, корректируется произношение учащихся, если допускаются ошибки.

Одновременно с составлением слоговых и звуковых схем на доске дети могут укладывать такие же схемы слов в специальном «станочке» (имеются у каждого). Пользуясь сигнальными карточками с изображением кружочков и черточек, ученик строит схемы услышанного слова, затем построенную карточку-схему показывает учителю. Учитель проверяет правильность выполнения задания. В случаях допущения ошибок обращаются к частичному звуковому анализу (учитель «протягивает» звук, выделяя его).

Сигнальные карточки с условными графическими обозначениями могут быть использованы и в процессе частичного звукового анализа: учитель произносит слово, просит назвать, например, твердый звук в слове, дети произносят его, а затем поднимают соответствующую карточку.

Во 2 классе по мере обучения чтению и письму вводится и звуко-буквенный анализ: ученик произносит «цепочку» звуков в слове, затем называет звук и устанавливает, какой буквой он обозначается на письме, только после всего записывает слово или читает его в учебнике. Следует обращать внимание на случаи несовпадения звуков и букв (произносим..., пишем ...) для развития навыков правильного письма.

В процессе звуковой работы необходимо сочетать анализ и синтез. Синтетические (конструктивные) упражнения способствуют не только совершенствованию звуковых умений, но и практике речи, так как связаны с подбором нужных слов по заданным координатам, с произношением их. Однако применение звукового синтеза в начальных классах ограничено тем, что это сложный вид работы, требующий от детей умений абстрагироваться от несущественного, большой самостоятельности в предварительном анализе фактов. Кроме того, активный словарь учащихся далеко еще недостаточен.

В 1 классе можно практиковать звуковой синтез в такой методике: учитель произносит подряд звуки [р], [о], [т], дети повторяют, далее они угадывают, какое слово получилось. Так развиваются у детей умения составлять слова из отдельных звуков [35, 30].

Во 2 классе можно использовать и такие виды звукового конструирования:

— назовите слово, которое состояло бы из трех звуков;

— назовите слово, которое начиналось бы гласным звуком;

— назовите слово, в котором есть звук [й'];

— назовите слово с ударением на втором слоге и т. п.

Нередко звуковой синтез облегчается наличием предметных картинок (слово подсказывается):

Рассмотрите картинку. Что изображено на ней? Какие слова начинаются мягкими согласными звуками? Произнесите их.

Рассмотрите картинки. Что изображено на них? В каких словах есть звук [й']? Произнесите их.

Рассмотрите картинки. Что изображено на них? В каких словах есть мягкие согласные звуки? Произнесите их.

Звуковая аналитико-синтетическая работа осуществляется с учетом родного языка: используются языковые знания детей о слове, слоге, ударении, звуке — гласном и согласном, о качестве согласных звуков.

Звуковая работа на уроках не осложняет учебный процесс, а делает обучение более эффективным, практически целеустремленным (П. С. Жедек). Проведение звуковых упражнений способствует осознанию школьниками звуковых закономерностей русского языка, развитию навыков произношения и одновременно готовит их к усвоению учебного материала на последующих этапах обучения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...