Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение школьников русскому литературному произношению

На основе языковых умений, связанных со звуковым анализом, формируются орфоэпические умения. Школьник успешнее может повторить, усвоить произношение звука, если слышит его в речевом потоке, умеет выделить из слова. Много орфоэпических ошибок допускается из-за того, что говорящий не слышит в своей речи отклонений от нормы. Поэтому очень важно развивать у детей внимание к устной речи, научить их слышать особенности собственной речи и речи окружающих (речевой слух).

Одним из основных требований к орфээпической работе на данном этапе обучения является развитие в единстве, В комплексе навыков слышания и произношения, так как опорой при произнесении звуков являются умения слышать и различать их в звучащем слове.

Особенно важно научить школьников воспринимать на слух и правильно произносить звуки, которых нет в украинском языке: [ч'], [ш'ш'] или [ш'ч'] (обозначаются буквой щ); мягкие губные согласные; мягкие заднеязычные согласные. Большую трудность представляет усвоение произношения гласных звуков в первом предударном слоге, ослабленных звуков в предударных и заударных слогах, произношение твердых звуков [ж], [ш], [ц] (дети подменяют смягченными, такие есть в украинском языке).

При формировании орфоэпических умений и навыков широкое применение находит рецептивно-имитационный метод (М. Б. Успенский) — слуховое восприятие устного образца речи и устное воспроизведение. Облегчается процесс формирования большой восприимчивостью детей этого возраста к имитации (подражанию). К. Д. Ушинский отмечал, что дети больше всего учатся подражая.

Образцом для подражания должна быть речь человека в различных формах ее проявления — речь учителя, ученика, звукозапись, грампластинка, фонохрестоматия (слуховая наглядность).

Чтобы обеспечить имитацию, учитель показывает несколько раз образец произношения (слова, слога, звука), выделяет и произносит трудный со стороны орфоэпии слог, звук. Нередко прибегает к описанию артикуляции, характерной русской речи, к сравнению с артикуляцией звука в родном языке — межъязыковое сопоставление, затем следуют имитационно-тренировочные упражнения. Воспроизводство может быть индивидуальным и хоровым. Обе формы стимулируют к говорению, однако речевая практика больше в процессе хорового произношения. Чем чаще ученик имитирует речь учителя (диктора), тем быстрее приспосабливается его речевой аппарат к непривычным для него явлениям. Практика убеждает, что эффективность обучения в значительной мере повышается, если имитации предшествует осознание учащимися особенностей русских звуков, сочетания их в словах.

Становление орфоэпических умений и навыков требует развития слуховых восприятий. Поэтому частыми должны быть слуховые упражнения. Слушание должно быть активным, его следует сочетать с определенными задачами, концентрирующими внимание на фонетическом явлении (в случаях затруднения задание сначала выполняет учитель): послушайте слово, назовите второй звук ([вада́]); послушайте слово, скажите, какой звук слышится в конце (зуб); послушайте слово, повторите третий звук (Харь-ков); послушайте слово, скажите, какой звук (слог) произносится с большей силой (вода́, поля́); послушайте слова, поднимите руку, когда будет произнесено слово, содержащее изучаемый звук (экскурсия, рыба); послушайте слово, произнесите слог с мягким согласным звуком (мясо); послушайте слово, скажите, сколько раз в нем встречается звук (указываем, какой). Учитель может предложить назвать все звуки в слове, «отбить» ударение в словах на слух воспринимаемого текста. Последнее особенно важно для формирования акцентологических умений у учащихся. Упражнения в слушании должны быть на каждом уроке.

С целью развития навыков произношения у младших школьников в учебнике 2 класса [2] широко используется методический прием «живые» звуки — записано слово, «живые» звуки «создают» орфоэпический образец его, выталкивая буквы в случаях качественных изменений гласных и согласных звуков. Чтобы орфоэпический образец не оказал отрицательного воздействия на формирование орфографических навыков, в приеме «живые» звуки на первый план выдвигается орфографическое изображение слова.

В процессе орфоэпической работы нужно учитывать влияние артикуляционной базы и произносительных норм украинского языка. Только при таком условии можно предупредить интерференцию умений и навыков и целенаправленно осуществлять их коррекцию (вносить поправку, уточнять). Для обеспечения развития орфоэпических навыков у школьников учитель обязан не только говорить правильно по-русски, но и хорошо знать фонетические закономерности русского языка, нормы русского литературного произношения, владеть методикой формирования соответствующих навыков.

В процессе устному обучению русскому языку дети усваивают в соответствии с программой орфоэпический материал, работа над которым приближает их произношение к норме (1 класс); правила произношения (практическим путем). Рассмотрим далее методику орфоэпической работы.

Самые большие отклонения от орфоэпических норм на Украине наблюдаются в произношении безударных гласных звуков. Учитель должен обучить детей произношению гласных звуков в первом предударном слоге ([р′иэ]ды́, [р′иэ]ки, [ч′иэ]сы) и произношению редуцированных (гласные в остальных безударных слогах — голоса, чемода́н, красного, пионеров и др.).

Позиционные изменения гласных звуков в русском языке усваиваются учащимися с большим трудом прежде всего потому, что безударные гласные в украинском языке не отличаются резко своим произношением от ударных; резкая сокращенность, ослабленность гласных звуков — редкое и нетипичное для украинского языка явление [86, 46].

При работе над произношением гласных звуков на данном этапе обучения не может быть правил — обобщений, так как у детей еще далеко недостаточны умения определять ударение в слове, ударный и безударный слоги. Основной прием в развитии этого навыка — имитация.

В процессе орфоэпической работы по усвоению безударных гласных звуков учителю следует иметь в виду, что в первом предударном слоге:

звуки [о], [а] (обозначаются на письме буквами о, а) после твердых согласных (звонок, платить) заменяются звуком, близким к [а], несколько более кратким по сравнению с ударным слогом, – в[^]да́, н[^]ра, к[^]ти́, с[^]ды́; такой же звук [^] появляется в абсолютном начале слова на месте фонем [а], [о] – [^]птека, [^]дин;

звуки [э], [а] (обозначаются на письме буквами а, я, е) после мягких согласных (тяну́, часы́, река́) заменяются звуком, близким к [и] и имеющим склонность к [э] [47,53] – [в′иэ]сна́, [т′ иэ]жёлый, ис[п′ иэ]ку́, [ч′ иэ]сы́, [ч′ иэ]сте́нько.

Младшим школьникам не следует обо всем этом говорить, так как это сложно и непонятно для них. Достаточно в процессе обучения наблюдать при произношении слов замену звука [о] (обозначается буквой о) после твердых согласных звуков звуком, близким к [а], ср.: во́ды — вода́, во́лны — волна́; замену звуков [а], [э] (обозначаются буквами а, я, е) после мягких согласных звуков звуком, близким к [и], ср.: час — часы́, мяч — мячи́, ре́ки — река́. На продвинутом этапе, когда дети начнут читать, целесообразно использовать в процессе работы материал табл. 4.

Таблица 4

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...