Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие навыков связного высказывания

Работа над предложением, как и над словом, начинается с первого урока. Учитель знакомит детей с русским термином «предложение» и учит их расчленять речь на предложения, выделять в них слова. Сначала широко практикуется устное составление предложений со словами продуктивного лексического минимума по картинке; по картинке и схеме предложения; по картинке и вопросу. На данном этапе обучения продолжается работа по развитию умений строить относительно небольшие предложения (3—5 слов), имеющие, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого.

На продвинутом этапе учитель, опираясь на умения читать, предлагает детям на основании рисунка: дополнить предложения словами (В руках у мамы бусы, у папы — ___,___); восполнить начало (или конец) предложения (___ ___ в магазин за покупками.); составить предложения с данными словами (любить животных, птиц; класть корм); вставить в предложения нужные слова, подбирая их или выбирая их из данных; составить предложение со словами (идут, дети, Красная площадь, по); ответить на вопросы, помещенные под рисунком (Кто первый полетел в космос? Где работает твоя мама? Что ты знаешь о ее работе?).

При работе над предложением необходимо развивать у детей умения читать и составлять схему предложенья (Сколько слов в предложении? Из скольких слов требуется составить предложение?) Для этого сначала учитель произносит предложение, четко выделяя каждое слово и показывая на его обозначение в схеме (дана в книге или на доске), определяет, сколько слов в предложении. Иногда схему учитель может составлять по ходу произношения предложения. Если дана схема и надо составить по ней предложение (грамматическое конструирование), то учитель сначала «читает» схему, устанавливает, из скольких слов надо составить предложение, далее дает образец построения его.

При развитии умений строить предложения велчка роль вопросов, они дают основу для составления предложения. Так, под картинкой ученика [2] помещен вопрос: Кто у Оли в гостях? Возможны ответы: 1) К Оле пришли мальчики и девочки. Они хотят поздравить ее с днем рождения. 2) К Оле пришли школьные товарищи. Они поздравляют ее с днем рождения.

Чтобы научиться правильно строить предложение, ученик должен ориентироваться в его структуре. Поэюму необходимо чаще на продвинутом этапе практиковать упражнения в распространении предложений по вопросам (Я живу в (каком) доме); в установлении связей между словами предложения (Старик пошел к синему морю.— Старик пошел. Пошел (куда?) к морю. (К какому?) Синему морю); в назывании смысловых пар в предложении; в восстановлении деформированных предложений. При выполнении всех упражнений учитель обязательно показывает образец работы.

Восстановление деформированного предложения — сложная для детей задача (идут, дети, Красной площади, по). Заданиям такого характера должны предшествовать упражнения в соединении пар данных слов по смыслу: в одном ряду — ветер, туча, молния, гром, дождь; в другом — шумит, воет, надвигается, гремит, сверкает (что можно сказать о ветре? и т. д.). Кроме того, восстановление деформированного предложения надо выполнять на основе установления связи слов в предложении [8, 205] (вслед за учителем): грядках, на, морковь, растет — о чем (или о ком?) можно составить предложение (О моркови.) Что надо сказать о ней? (Растет.) Растет — где? (На грядках.) На первых порах в деформированных предложениях не следует отделять предлог от существительных, это облегчит работу по составлению предложения. Лишь после установления смысловой связи между словами будущего предложения можно предложить детям сказать все предложение.

Усвоение слов, построение словосочетаний, предложений являются подготовительным этапом в осуществлении одной из основных задач на начальном этапе обучения русскому языку — развитие умений говорить по-русски. Решающее значение в развитии этих умений имеет образец учителя.

Устная речь чаще всего носит динамический характер: речь одного из собеседников побуждает другого к речевой реакции. Поэтому одной из основных задач обучения на анализируемом этапе является выработка вопросо-ответ-ной (диалогической) формы речи. Вначале основным собеседником, побуждающим учащихся к беседе, является учитель. В дальнейшем для развития навыков устной диалогической речи учитель должен организовать беседы учащихся друг с другом, стимулируя использование изучаемого лексического и грамматического материала в их речи. В процессе диалога дети упражняются не только в построении предложений-ответов (2—4 предложения, объединенные по смыслу), но и в конструировании предложений-вопросов.

Большую пользу для обогащения словарного запаса школьников и развитии диалогической речи приносит заучивание диалогов из сказок, рассказов и разыгрывание их, составление подобных [35, 53].

Диалог отличается от вопросо-ответных упражнений, применяемых при развитии грамматического навыка, когда требуется полный вопрос и полный ответ на него. В процессе диалогической речи не следует требовать обязательного употребления полных предложений (Кто вошел в комнату? — В комнату вошла мама).

Для стимулирования диалогической речи используются наглядность или ситуация, связанные с жизненным опытом учащихся. Воссоздание различных речевых ситуаций, побуждающих к беседе, облегчает процесс превращения изучаемого языка в средство общения. Так, учитель говорит: «В комнате сидит бабушка и вяжет носки. Входит Таня и обращается к бабушке. О чем попросила Таня бабушку? Что ей ответит бубушка?» В этой речевой ситуации совершенствуются умения употреблять слова вяжет, свяжу, могу, смогу.

В учебнике для первых классов [2] для стимулирования диалогической речи часто применяются иллюстрации: предлагается рисунок и диалог из 2 — 3 реплик; рисунок и первая реплика. В первом случае учащиеся читают (или слушают) диалог, повторяют (допускаются изменения), составляют далее другой по образцу; во втором случае строят (дополняют) диалог в связи с рисунком.

В 1 классе развитие диалогической речи строится в основном на создании игровых ситуаций [35, 52—53].

По мере развития речи учащихся, пополнения их лексического запаса целесообразно давать темы для диалогов: «На уроке русского языка». «Утро школьника». «Мы завтракаем». «В классе» и под Темы для бесед определяются на оснозе программного тематического минимума и подбираются так, чтобы учащиеся могли представить себя участниками определенной обстановки, ситуации. Во всей этой работе нужно четко определять словесные стимулы к говорению: «В библиотеке» — спроси у товарища совета, какую книгу взять прочесть; «На уроке русского языка» — поговорите с товарищем, чем занимаются дети на уроках русского языка Особенно необходим словесный стимул при организации ситуативных игр, например, игра-диалог «Разговор по телефону» — о подготовке уроков, о прочитанной книге и т. п В случае затруднений в диалоге на помощь приходит учитель, стимулируя вопрос или ответ ученика.

Очень важно в процессе обучения русской речи учебную деятельность школьника организовать так, чтобы у него возникла необходимость в говорении по-русски. В методической литературе (П С. Жедек) описаны речевые ситуации, моделирующие жизненные обсшятельства, когда возникает необходимость в использовании русского языка как языка межнационального общения. В таких случаях возникает необходимость понимать и говорить по-русски.

Тема: «Учебные вещи».

 

У Оли есть бабушка, которая живет в России. Она не SHdCT украинского языка Скоро бабушка приедет в гости. Оле захочется рассказать ей об учебных вещах, которые у нее есть Надо подготовиться рассказывать об этом по-русски. Учитель и дети решили проверить, как к этому готова Оля.

— Оля, дети будут показывать тебе учебные вещи, а ты называй их. Я заменю на уроке твою бабушку. Если ты назовешь предмет неправильно, я тебя не пойму. Что это?

— Пенал.

— Что ты кладешь в него?

— Карандаш и ручку.

— А это что?

— Лінійка.

— Не понимаю тебя, внучка: такого слова в русском языке нет Кто может помочь Оле ответить бабушке? (Ж е де к П. С. Форму-вання навичок росшського мовлення // Поч. школа.— 1983.— № 5.— С. 25).

 

Проблемные ситуации такого характера можно создавать на материале учебника [2]: при изучении темы «Наша Конституция» предлагаем рассказать о международном пионерском лагере «Артек» детям других стран (они изучают русский язык); при изучении темы «Дом» — о своих занятиях дяде Ване, моряку, приехавшему из РСФСР (не понимает по-украински); предтожить написать письма по-русски детям других стран о нашей стране, о ссоем городе и спросить их об этом и т. п.

На анализируемом этапе обучения школьники должны научиться строить связное высказывание. Развитие этих умений осуществляется на основе показа образца учителем. Объем образца связного высказывания — 2 — 4 предложения (в соответствии с программой для 1 — 2 классов).

Образец связного высказывания учителя должен представлять собой единое взаимосвязанное по смыслу целое. Первое предложение обычно обобщает предмет речи: «У нас гость», «Вот наш дом», «Мы готовим игрушки для смотра», «Мы с Наташей пришли в гости к Мише» и т. п. (предложения заключают мотивы дальнейшего говорения). В связном высказывании учителя должны быть употреблены новые слова в изучаемых формахю. Об этих особенностях связного высказывания необходимо говорить и детям.

Вслед за учителем на основе картинок и опорных слов, картинок и вопросов дети строят связчое высказывание. Нередко конструирование текста облегчается вопросами учителя, которыми учитель программирует будущее высказывание. В вопросах содержится и необходимый языковой материал.

Роль рисунка на начальном этапе развития русской связкой речи велика, потому что содержание высказывания подсказывается рисунком, а это позволяет в большей мере сконцентрировать внимание на грамматическом оформлении его.

По мере обогащения речевого опыта учащихся используются и другие виды работ для развития монологической речи, требующие от учащихся большей самостоятельности в составлении связного высказывания: после рассмотрения рисунков — А какие учебные вещи есть у тебя? А как ты здороваешься со своими товарищами? Какие овощи и фрукты ты знаешь? Расскажи, какие из них ты любишь. Из какой сказки рисунки? Расскажи, что изображено на них. Что дети делают летом? Расскажи, как ты провел лето. Чем дети заняты? Что ты делал вчера вечером? Какие профессии мам ты знаешь? Где работает твоя мама? и др.

Основные виды работ по развитию монологической речи учащихся на продвинутом этапе обучения — пересказ услышанного или прочитанного самими детьми; рассказы по наблюдениям (расскажи о мишке); по воспоминаниям (расскажи, какой была у нас новогодняя елка); рассказывание сказок (вспомни сказку о репке), инсценировка их; словесное рисование на основе картинок; загадывание и отгадывание загадок; чтение наизусть стихотворений, пословиц, поговорок.

Вся описанная работа по развитию навыков связного высказывания проводится на каждом уроке. В общей системе урока она должна занимать до 6—8 минут.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...