Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речевых умений и навыков

1. Лексическая работа. Ввод новых слов. Рассматривание рисунка (с. 14, вверху).— Перед вами на рисунке (учитель четко не по слогам произносит каждое слово, соблюдая «секреты» произношения слов) — [т'и]тра[т'], [заклаткъ], ру[ч'къ], [къ]рандаш, [р'из'йнкъ], у[ч'э]б[н'и]к, к[н'игъ], [п'и]нал (дети повторяют за учителем). Коротко все эти предметы можно назвать — учебные вещи.

Отработка произношения слова вещи [в'эш'ш'и] — учитель произносит слово, протягивая каждый звук, и предлагает детям вслушаться в его произношение, они повторяют: учебные вещи.

Отработка произношения слов на основе частичного звукового анализа: [т'и]тра[т'] — учитель произносит первые два звука, протягивая каждый; называет последний звук, дети повторяют, и так анализируются все слова.

Речевые ситуации в игровых действиях:

1. Вот резинка, ручка, книга.

2. Вот карандаш, пенал, тетрадь.

Используются картинки предметов (или рисунок в учебнике), дети произносят фразу и показывают учебные вещи. Далее следует игра «Покажи свои учебные вещи» («У меня есть....»).

Выполнение действий:

— Дай карандаш. — Возьми, пожалуйста, карандаш.

— Принеси ручку. — Возьми, пожалуйста, ручку. (Используем глаголы отнеси, положи, возьми).

Узнавание предметов — «Что лежит на столе?» (На столе лежит...) или «Узнай предмет» (учитель показывает картинки предметов, дети называют их: На рисунке вижу...).

Разговор:

1. — Это чей карандаш? — Это мой карандаш.

— Это чья ручка? — Это моя ручка.

2. Это твоя тетрадь? — Да, моя.

Это твои карандаши? — Да, мои карандаши.

(— Нет, не мои карандаши.)

Отгадывание загадки (с. 14 учебника): О каком предмете на картинке загадка?

Не в лесу, не в саду

корешки на виду,

веток нет — одни листы.

Что за странные кусты? (Книга).

Учитель показывает книгу, говорит — книга, протягивает второй звук. Затем показывает учебник «Русский язык» (книга для обучения), говорит — учебник, протягивая второй и пятый звуки. Дети учатся произносить эти слова.

2. Физкультминутка. Движения сопровождаются чтением стихотворения:

В сумке ручка и резинка,

в сумке книга и тетрадь —

раз, два, три, четыре, пять...

3. Заучивание наизусть стихотворения С. Маршака:

Карандаш, тетрадь, перо...,

книгу, ручку, береги:

не ломай, не мни, не рви.

Вопросы для беседы: О каких учебных вещах говорится в стихотворении? Как к ним надо относиться? (Учитель проводит беседу о бережном отношении к учебным вещам.)

4. Составление предложений с новыми словами, связных высказываний.

А. — Береги книгу! — Я берегу книгу.

Клади тетрадь! — Я______ ______.

Не рисуй в книге.— Я не рисую в книге.

Не клади в книгу линейку.— Я___ ___ ___ ___ ___.

Не клади в книгу карандаш.— Я ___ ___ ___ ___ ___.

Это тетрадь Вити. Это Витина тетрадь.

Это ручка Наташи. Это ___ ___.

Это закладки Оли. Это____ ___.

Это резинка Саши. Это ___ ___.

Б.— Где учебник? — В парте.

—А ручка и резинка? — В пенале,

—А закладка? — В книге.

В.У двух учеников пеналы. Диалог:

—Что у тебя в пенале? (перечисляет).— А у тебя? (перечисляет).

Г. Умение составить рассказ «Мои учебные вещи». Образец показывает учитель:

У меня есть тетрадь и книга. В пенал я кладу ручку, карандаш, резинку. Моя книга лежит на парте.

IV. Подведение итога урока

— Что надо понимать под названием «Учебные вещи»? (перечисляют название предметов хором и индивидуально, учитель следит за произношением). Игра «У кого что есть?». Учитель спрашивает: Лариса, что у тебя есть на парте (в портфеле, в пенале)? Ученица перечисляет учебные вещи, которые у нее есть.

 

 

ГЛАВА 3

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Задачи уроков чтения

Чтение в начальных классах является важнейшим учебным предметом и одновременно средством обучения. Чем успешнее дети овладевают полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы возможности программного материала общеобразовательной школы в целях обучения, воспитания и развития учащихся.

Чтение — один из главных компонентов формирования речевой деятельности школьника. Речевая деятельность как на родном, так и на неродном языках не может быть полноценной без овладения навыком чтения.

В задачи уроков русского чтения в начальных классах входит:

расширение знаний детей о природе, общественной и трудовой деятельности людей;

воспитание (идейно-политическое, нравственное, эстетическое, трудовое) и развитие учащихся;

совершенствование техники чтения и понимания прочитанного;

развитие умений слушать и понимать устную речь;

развитие устной речи (орфоэпические навыки, навыки связной речи);

формирование умений самостоятельно работать с книгой, интереса и любви к чтению.

На уроках чтения в комплексе решаются познавательные и воспитательные задачи, формируются элементы коммунистического мировоззрения, учащиеся развиваются умственно, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний из книг.

Чтение — одно из важнейших средств формирования личности. Поэтому так важно в начальных классах сформировать у ребенка техническую сторону чтения, умения работать с научно-познавательным художественным текстом, обеспечивать максимальное воздействие текста на растущего человека.

Уроки чтения в начальных классах должны иметь речевую направленность. Важно планировать на урок такие формы и виды работы, которые содействовали бы развитию орфоэпических умений и навыков связной речи. В программе повышены требования к развивающей и воспитывающей сторонам обучения, к технике чтения, к навыкам работы над текстом.

Совершенствование техники чтения (плавность, правильность, скорость и выразительность) — первоочередная задача учителя в начальных классах, так как уже на этом этапе обучения нужно готовить ученика к самостоятельной работе с книгой, помочь ему в познании окружающего мира.

Основным в развитии техники чтения школьника является формирование способов (приемов) чтения (качество чтения — плавность). В соответствии с требованиями программы каждый школьник к концу обучения в начальных классах должен прочно овладеть способом чтения целыми словами. От сформированности продуктивных способов (чтение целыми словами) зависит развитие и других качеств чтения (правильность, скорость, выразительность), а также понимание прочитанного1.

В программе четко определены требования к навыкам чтения у школьников: хорошее чтение по-русски должно отвечать тем же требованиям, что и на родном языке,— быть правильным, выразительным, беглым, сознательным. Все обучение на уроках чтения планируется с учетом возможностей учащихся, поэтому различны и специфичны цели обучения для каждой ступени. Так, во 2 и 3 классах главное внимание сосредоточивается на развитии навыка чтения вслух и понимании прочитанного, на формировании сознательного чтения, так как на этой ступени наблюдается разрыв между техникой чтения и пониманием. В 3 и 4 классах развивается в большей мере самостоятельное чтение. Здесь осуществляется более глубокое восприятие научно-познавательного и художественного произведения

и на этой основе совершенствуется выразительное чтение, при котором ученик может определить задачи чтения, выразить свое отношение к прочитанному, дать ему оценку, а также чтение молча.

Практика обучения, чтению в школах свидетельствует о том, что преимущественное внимание уделяется темпу (скорости) чтения. Однако недостаточная скорость чтения — это только сигнал о неблагополучии в развитии навыка, чтения. Невнимание к другим важнейшим компонентам навыка чтения — плавности, правильности, выразительности — ведет к отставанию техники чтения у школьника.

При анализе требований программы к выразительности чтения тоже обнаруживается постепенность в формировании умений и навыков. В 3 классе школьники должны уметь выделить при чтении важные по смыслу слова, разделить предложения на смысловые части, соблюсти паузы, передать свое отношение к прочитанному, прочитать текст по разметке (работа выполняется с помощью учителя и вслед за ним). В 4 классе — самостоятельно подготовиться к выразительному чтению текста, выразительно читать текст по предложенной разметке.

Программа ориентирует на развитие умений у учащихся работать с текстом. Учащиеся начальных классов должны уметь разделить текст по смыслу на части и определить основную мысль произведения; оценить поступки действующих лиц и выразить свое отношение к ним; проанализировать в элементарной форме изобразительные средства и язык художественных произведений.

Поставленные в программе задачи требуют вдумчивого и тщательного руководства процессом обучения со стороны учителя. Чтобы целенаправленно организовать работу учащихся на уроке чтения, необходимо учитывать учебные, воспитательные и развивающие цели (осуществляются в единстве, во взаимосвязи)1. На каждом уроке чтения применительно к его содержанию и возможностям дидактического материала для усиления эффективности процесса обучения, практической направленности его целесообразно определять все указанные цели.

Необходимость четкой постановки целей обусловлена и тем, что в практике обучения известны различные недочеты в проведении уроков чтения: увлечение логической стороной анализа текста; чрезмерное увлечение только чтением текста и отсутствие аналитико-синтетической работы над ним; недостаточное развитие чувств детей; излишняя трата времени на словотолковательиую работу, различные беседы, уводящие детей от содержания читаемого, и т п. Четкость в планировании целей обучения обеспечит использование рациональной методики при чтении и анализе произведения, будет способствовать повышению качества обучения и воспитания на уроках чтения.

Обучение сознательному чтению (понимание читаемого, умение розобраться в поступках героев) сочетается с решением воспитательных задач: дети выражают личное отношение к событиям, к героям, к их поступкам. Кроме того, содержание урока в целом носит и развивающий характер: при чтении рассказа организуется умственная деятельность (вскрываются причины событий, мотивы поступков действующих лиц, Сравнивается их поведение)

Учебные цели при чтении произведения — это познавательные (какую новую информацию ученик должен усвоить из читаемого текста), цели по совершенствованию техники чтения, развитию навыков работы над текстом и навыков связной русской устной речи. К сожалению, на уроках не всегда планируются и в должной мере реализуются все эти цели.

Фиксируя становление у детей навыков и умений по указанным параметрам, учитель должен ставить конкретные цели на каждом уроке. На одном уроке в связи с замеченными отставаниями в развитии навыков чтения учитель дает больше упражнений на расширение «поля» чтения, на другом — на урегулирование темпа чтения, на развитие правильных приемов чтения и т. п. Выбор таких видов упражнений в значительной мере зависит также от? содержания и формы читаемого произведения.

При определении воспитательных целей необходимо указывать задачи идейно-политического, нравственно-эстетического планов, трудового воспитания. Однако урок, перенасыщенный воспитательными целями, вредит реализации учебных. Конкретное произведение дает возможность формировать только определенные качества личности. Кроме того, они формируются постепенно, длительно. Поэтому целесообразно в планах учителя писать «формировать», «развивать», «воспитывать» (а не «сформировать», «воспитать») и т. п (А Я. Савченко) Чаще в формулировке воспитательных целей урока должны звучать слова: вызвать у детей чувство, отношение к читаемому, желание поступить так же.

Внедряя идею развивающего обучения, учитель планирует работу по развитию умственных способностей ребенка, его познавательной самостоятельности. Чаще всего задачи умственного воспитания в планах уроков формируются общей фразой «развивать мышление детей». За этим нередко кроется недостаточное осознание многогранной структуры понятия «умственное развитие», а отсюда и неумение определить рациональные пути обеспечения такого развития детей на уроках (А. Я. Савченко).

При изучении произведения ставим конкретные задачи развивающего обучения — развитие речи учащихся, наблюдательности, памяти, культуры слушания, устойчивого внимания, выдержки, терпения, самостоятельности, творческих способностей, аналитико-синтетических умений (сравнение, обобщение, доказательство, проведение аналогии), навыков самоконтроля и т. п. Каждая из поставленных задач может решаться на любом уроке, однако успех определяется соответствием характеру изучаемого материала

Важнейшей проблемой урока чтения является нахождение оптимальных путей реализации поставленных целей при изучении того или иного материала с учетом его содержания и учебных возможностей

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...